Вы здесь

Май

3 мая
во всем мире отмечается Международный день свободы печати. Это решение было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. в ознаменование подписания Виндхукской декларации, принятой 3 мая 1991 г. на семинаре по развитию независимости и плюрализма африканской печати, организованном ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций в Виндхуке, Намибия.

Всемирный день свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений – это основные права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. Напоминанием о том, что в мире все еще нарушается право на свободу слова, что в некоторых странах пресса подвергается тотальному контролю и цензуре.

В Беларуси День печати официально отмечается 5 мая. Эта дата – наследие советской эпохи. Ведь именно 5 мая 1912 г. вышел в свет первый номер большевистской “Правды”. Хотя и в белорусском прошлом немало памятных дат, связанных с историей печати. Например, 6 августа 1517 г., когда Франциск Скорина издал свою первую книгу. Или выход в свет в начале XX в. первых регулярных белорусских газет “Наша доля” и “Наша ніва”. Но, к сожалению, мы по-прежнему отмечаем дату не своей истории.

20 мая 1444 г.
родился Донато Браманте
(Donato Bramante, наст. имя Паскуччо д'Антонио – Pascuccio d'Antonio) (1444–1514), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Поначалу работал как живописец, что нашло выражение и в первых архитектурных работах. Браманте перестраивает церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, он использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор. В 1499 г. Браманте переезжает в Рим, где его дарование раскрывается с новой силой. Он занимает ведущее место среди архитекторов, создавших общеитальянский стиль высокого Возрождения, который повлиял на все европейское зодчество.

Дворик церкви Санта-Мария делла Паче (1500–1504) отличается оригинальностью композиции: столбы в нижнем ярусе несут аркаду, а верхние, перемежаясь с коринфскими колоннами, завершаются архитравным перекрытием. Среди выдающихся работ Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502). С 1503 г. архитектор вел обширные работы в Ватикане. Им созданы двор Сан-Дамазо (1510), двор Бельведера (1503–1545). Архитектор развивает приемы древнеримских ансамблей, предвосхищая тем самым композицию многих вилл последующего времени.

Браманте был первым главным архитектором нового собора св. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку; в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.

18 мая 1883 г.
родился Вальтер Гропиус (Walter Adolf Georg Gropius) (1883–1969), немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры. Гропиус стоял у истоков революционных изменений архитектуры XX в. Его идеи изменили внешний вид большинства городов мира. Созданное им объединение “Баухаус” – одна из наиболее ярких страниц в истории современного искусства.

Профессиональную деятельность Гропиус начинал в архитектурном бюро Петера Беренса. Спустя три года Гропиус открывает собственное архитектурное бюро, его первым заказом стал проект здания обувной фабрики “Фагус” в Альфельде. Архитектор разработал модель производственно-административного здания с практически сплошь стеклянными стенами. На крыше фабрики находилась крытая терраса для танцев, а позади здания – гаражи. Гропиус продолжал развивать новый стиль и в своих последующих проектах, заявляя, что внешний вид здания должен зависеть от его функционального назначения.

После Первой мировой войны Гропиус получает приглашение возглавить Высшие школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре. В 1919 г. он их объединяет и возникает новое учреждение – “Государственный Баухаус”.

В 1928 г. Гропиус передал пост директора школы Хансу Майеру, а сам переехал в Берлин, где взялся за решение проблемы строительства дешевого жилья. Им был разработан прием так называемой “строчной застройки”, при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами. В конце 1920-х – начале 1930-х годов по проектам Гропиуса строились жилые и промышленные здания и комплексы по всей Германии. Гропиус участвовал и в архитектурных конкурсах, проводившихся в СССР. Ему принадлежат проекты театра в Харькове и Дворца Советов в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного храма Христа Спасителя).

В 1934 г. Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 г. переезжает в США, где работает профессором Гарвардского университета.

В Америке архитектор получил возможность осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Гропиус воспитал целое поколение американских архитекторов. Ему посчастливилось увидеть воплощение своих идей при жизни. Продолжение его художественных принципов очевидно и сегодня в функциональной архитектуре современных офисов и промышленных объектов.

18 мая 1916 г.
в г. Каменец-Подольске родился Сергей Сергеевич Атаев, инженер-строитель, заслуженный строитель БССР (1962), заслуженный деятель науки и искусства БССР (1980). Окончил Московский институт инженеров коммунального строительства в 1941 г. Работал в Москве, Южно-Казахстанской области и др. Один из пионеров послевоенного восстановления Минска. С 1988 г. – профессор кафедры технологии строительного производства БПИ. Им был написан и опубликован ряд научных работ: “Технология строительного производства” (1977 г., в авт. колл.), “Механизация работ в массовом жилищном строительстве (1955), учебники для вузов. Сегодня его имя носит один из ведущих исследовательских институтов строительной отрасли – НИПТИС.

1 (13) мая 1876 г.
в Минске родился Станислав Гайдукевич (1876–1937) – белорусский архитектор, чье имя сегодня известно, к сожалению, лишь немногим исследователям. Его судьба повторяет судьбы многих белорусских творцов 1920–1930 гг., погибших в страшных водоворотах истории и забытых потомками.

А между тем Станислав Гайдукевич очень плодотворно работал, формируя архитектурный облик довоенного Минска. Окончил училище землемеров в 1892 г., Петербургскую академию художеств в 1910 г. Получив диплом, молодой зодчий вернулся в Минск.

С. Гайдукевич строил жилые доходные дома по ул. Захарьевской (ул. Советская, 1912 г.), Подгорной (ул. Маркса, 1913 г.), в 1917–1927 гг. занимался восстановлением разрушенных зданий.

До наших дней сохранился дом по ул. Советской, 17. Он был построен по проекту С. Гайдукевича в 1912 г. Главный фасад здания декорирован элементами в стиле модерн, модного в начале XX в. Во время Великой Отечественной войны на первом этаже располагались аптека и явочная квартира минских подпольщиков, в разные годы в этом доме жили многие выдающиеся деятели науки и культуры. Об этом напоминают мемориальные доски на фасаде здания. Жаль, что среди них нет ни одной с упоминанием имени архитектора – автора этого здания. Ведь в истории Минска он сыграл значимую роль.

До 1964 г. стоял созданный им в 1914 г. в переулке Васильевском дом Кастровицкой (район, примыкающий к нынешней пл. Независимости). В свое время он построил Польский банк; совместно с архитектором Г. Гаем – здание Товарищества взаимной помощи, где сейчас располагается МВД. Во второй половине 1920-х гг. С. Гайдукевич реализовал еще один важный проект – Центральный дом крестьянина (совместно с архит. Радевичем) на углу улиц К. Маркса и Красноармейской.

С 1921 по 1927 г. работал заведующим проектным отделом Комитета государственных учреждений. Архитектурную деятельность Гайдукевич совмещал с педагогической. С 1929 по 1937 г. он преподавал в Минском архитектурно-строительном техникуме.

Творчество целой плеяды архитекторов начала XX в. пришлось на период белоруссизации. Они получили классическое образование еще до революции и направили свои усилия на создание национального стиля. Но в начале 1920-х гг. многие современники и соратники Гайдукевича по архитектурному цеху (Г. Гай, М. Лелевич, Л. Витан-Дубейковский и др.) эмигрировали из Советской Белоруссии, не приняв новую идеологию. Те же, кто остался, впитав дух белоруссизации, абсолютно искренне продолжали работать над формированием белорусского стиля. И никто не мог предвидеть будущее…

В марте 1937 г. С. Гайдукевич был арестован, а в мае покончил жизнь самоубийством во внутренней тюрьме НКВД.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...