Хлеба и зрелищ! Лозунг древнеримского плебса как никогда актуален для современного градостроительства. Города, особенно крупные, все меньше производят и все больше потребляют. Например, в Генеральном плане г. Минска до 2030 г. (УП “Минскградо”, 2003 г.) заложен рост занятых в сфере услуг с 60 до 75% и уменьшение занятых в производственном секторе экономики с 40 до 25%.
В мировой практике все большее распространение получают крупные торгово-обслуживающие комплексы, в которых сочетаются торговая функция и предоставление других видов услуг. Наблюдается повышенный интерес со стороны инвесторов к размещению таких объектов в Минске и других крупных городах Беларуси.
Эволюция торгово-обслуживающих объектов. Торгово-обслуживающие комплексы – результат эволюции торговых центров, появившихся в США в 1950-х гг. и получивших широкое распространение во всем мире. Первоначально торговые центры возводились в пригородах, чтобы обеспечить разрастающиеся окраины объектами торговли и общественного обслуживания, однако начиная с 1970-х гг., когда упор был сделан на реконструкцию уже сложившихся городских территорий, они все чаще стали строиться в центральных районах городов.
Традиционный торгово-обслуживающий комплекс состоит из протяженных крытых общественных пространств – пассажей или моллов (от англ. mall – аллея для гуляний), напоминающих городские улицы, вдоль которых размещаются объекты торговли и обслуживания – специализированные и универсальные магазины, кафе, рестораны и многое другое. Моллы являются местами встреч, где можно “на людей посмотреть и себя показать”, в них организуются концерты, демонстрации мод, другие общественные мероприятия.
Изначально в торгово-обслуживающих комплексах преобладала торговая функция, но на сегодняшний день активно утверждается развлекательная, досуговая. В состав комплексов входят многозальные кинотеатры, детские аттракционы, спортивные залы, а в последнее время – и рекреационные объекты – парки, искусственные озера.
Непременной составляющей каждого торгово-обслуживающего комплекса является фудкорт (от англ. food court – ресторанный дворик) – пространство, вокруг которого сконцентрированы рестораны, кафе, предприятия быстрого питания. Фудкорт выполняет функцию главной площади, где можно отдохнуть, перекусить, пообщаться с друзьями — почувствовать себя в самом центре жизни комплекса.
Интегрированность в городскую среду. В Западной Европе торгово-обслуживающие комплексы сегодня строятся преимущественно в центрах городов, а не на окраинах. Например, в Великобритании в 2005 г. была принята новая редакция бюллетеня о политике планирования (PPS6), в котором рекомендуется размещать их в городской черте, желательно в центрах городов, причем к архитектурному облику комплексов предъявляются повышенные эстетические требования.
Иллюстрацией этого тезиса является комплекс “Буллринг”, построенный в 2003 г. в Бирмингеме, втором по величине городе Великобритании. Он находится в самом центре города, на месте снесенного объекта такого же назначения 1964 г. постройки. В отличие от своего предшественника новый комплекс стремится не противопоставлять себя окружающей среде, а вырасти из нее. В основе планировочного решения лежит историческая трассировка улиц. Объемы сгруппированы вдоль трех осей, две из которых являются продолжением исторических торговых улиц Нью-стрит и Хай-стрит. Третья – новый пешеходный бульвар — повторяет историческую связь города с Нижним рынком. В состав комплекса вошла городская площадь с церковью Св. Мартина, которая благодаря планировочной схеме оказалась в центре городской жизни, в окружении интенсивно используемого городского пространства (рис. 1—4).
Многофункциональность и трансформируемость. Важной отличительной чертой комплекса является его разнохарактерность. “Буллринг”, как мозаика, собран из разных функциональных и композиционных элементов. Он включает два крупных универмага, 140 магазинов, ресторанов и кафе, три многоуровневые автостоянки на 3000 машино-мест, крытые и открытые общественные пространства, в том числе для театральных выступлений (общая площадь 110 000 кв. м).
Одной из составных частей комплекса является универмаг “Селфриджес” (рис. 5, 6), запроектированный известной архитектурной мастерской “Фьючер Системс”. Этот объект имеет оригинальный архитектурный облик и уже стал своеобразной визитной карточкой Бирмингема, тиражируемой на туристских буклетах. По результатам проведенного в 2004 г. опроса, более 6% англичан назвали “Буллринг” будущим символом Великобритании. Его строительство стало началом грандиозного превращения города Бирмингема из индустриального в современный экономический и культурный центр.
Выгодное местоположение. Строительство торгово-обслуживающих комплексов в планировочном центре города требует гораздо больших финансовых затрат, чем в периферийной зоне. В то же время выгодное местоположение способствует быстрой окупаемости затрат. Например, “Буллринг” в течение первого года работы посетили 36,5 млн человек.
Другим ярким примером торгово-обслуживающего комплекса в центре города является “Старый бровар”, который был открыт в 2003 г. Он расположен в самом центре Познани, на оживленной пешеходной торговой улице, рядом с современным многозальным кинотеатром, в 15-минутной пешеходной доступности от исторического центра – Старого рынка. Это способствует его высокой посещаемости (пропускная способность – 25 тыс. человек в день).
Комплекс включает: торговые залы промтоварных и продовольственных магазинов общей площадью 22 500 кв. м, офисные помещения площадью 6 000 кв. м, трехуровневую автостоянку площадью 12 000 кв. м на 400 машино-мест, рестораны, кафе, деловой центр с конференц-залом и гостиницей, фитнес-центр, отделения банков, пункты бытового обслуживания (рис. 7, 8).
Комплекс соседствует с парком, что создает иллюзию просторного размещения в плотно застроенном пространстве городского центра (рис. 9).
Индивидуальность облика. Высокая градостроительная ценность территории в центрах городов обусловливает повышенные требования к качественным характеристикам возводимых объектов. “Старый бровар”, как и “Буллринг”, обладает ярко выраженной индивидуальностью. В 2005 г. он отмечен как лучший такого рода объект Европы.
В архитектурном облике “Старого бровара” использованы мотивы исторической архитектуры промышленных корпусов пивоваренного завода 1876 г., располагавшегося ранее на этом месте. Стены сложены из красного лицевого кирпича с применением характерных приемов кладки и архитектурных деталей. В композицию включены детали промышленного оборудования, дымовые трубы. Тема исторической промышленной архитектуры использована и в оформлении интерьеров: многоуровневое общественное пространство перекрыто металлическими конструкциями промышленного типа (рис. 10—12).
Климатический и психологический комфорт. Характерной особенностью современных торгово-обслуживающих комплексов являются обширные общественные пространства с искусственным микроклиматом, как правило, “под стеклянной крышей”. Наряду с большим разнообразием услуг, предоставляемых комплексами, посетителей привлекает климатический комфорт – в них прохладно в жаркую погоду и тепло в холодную. В условиях высокой загрязненности среды в крупных городах искусственный микроклимат ценен и экологически.
В торгово-обслуживающих комплексах обязательно присутствуют зеленые насаждения и водные устройства. Зеленые насаждения выполняют больше психологическую, чем экологическую, функцию, имитируя присутствие природы. Фонтаны, водопады, каскады, разбрызгивающие форсунки и другие водные устройства обладают высокой декоративностью и улучшают микроклиматические характеристики среды.