Вы здесь

Движение к совершенству

15 января директору ОАО “Спецжелезобетон” Василию Павловичу Басевичу исполнилось 65 лет. Добрая половина прожитой им жизни безраздельно отдана заводу – его строительству, становлению и развитию.

Сегодня Спецжелезобетон – экономически устойчивый, современный технологический комплекс, стабильно наращивающий выпуск импортозамещающих рыночных продуктов по международным стандартам качества. За последние 5 лет объемы производства увеличились на 58%. Доведенные задания по выпуску продукции и экономические показатели постоянно выполняются. Прошлый год тоже не стал исключением: экономическая нестабильность не оказала серьезного влияния на производственную деятельность.

Авторитет и широкую известность среди строителей и дорожников постсоветского пространства микашевичское предприятие приобрело четверть века назад. Прежде всего качественной и во многом уникальной продукцией под торговой маркой МикаБЕТ. И в не меньшей степени – репутацией надежного делового партнера. Этой заслуженной славой, как и, по большому счету, фактом появления на свет, оно обязано своему бессменному руководителю – Василию Павловичу Басевичу. Опытный, уверенный и требовательный в первую очередь к себе профессионал, интеллигентный и доброжелательный человек, он всегда стремится шагать в ногу со временем, потому что держит в руках не только большое дело, но и судьбы сотен людей. Это подвластно лишь творческим, целеустремленным и самодостаточным личностям, обладающим гибкостью мышления и умением воспринимать все новое. Качество мышления – это качество жизни, а по уму, говорят, и здоровье, и счастье.

Трудовую деятельность Василий Басевич начинал в 1962 г. электриком на заводе сборного железобетона в Пинске. После окончания Белорусского политехнического института работал старшим инженером, затем начальником цеха на Пинском комбинате стройиндустрии. В 1978 г. возглавил дирекцию строящегося в Микашевичах завода “Спецжелезобетон”. 33-летнему специалисту – уникальный по тем временам случай! – доверили руководить ответственной стройкой, а затем и заводом.

– Это было предприятие союзного подчинения и значения, – рассказывает Василий Павлович, – так оно изначально и создавалось. Мы входили в состав Министерства стройматериалов СССР, при котором был образован главк, ведающий производством труб и шпал.

В 1984 г. завод начал выпуск виброгидропрессованных железобетонных напорных труб больших диаметров (1400–1600 мм) по технологии шведской фирмы Sentab, которые шли по всему Союзу: от Кушки до Ледовитого океана и от Калининграда, Кишинева, Львова до Байкала. Прочные, устойчивые к коррозии, почти в 4 раза долговечнее стальных микашевичские трубы отлично зарекомендовали себя в эксплуатации. Изделий такого класса, предназначенных для сооружения напорных водоводов, коллекторов, канализационных сетей, в северо-западной части бывшего СССР кроме Спецжелезобетона никто не изготавливал. География поставок охватывала практически весь Союз, на внутренние потребности шла лишь треть выпускаемых труб.

Но в постсоветский период госзаказа не стало, спрос на данный вид изделий резко пошел на убыль. И у Спецжелезобетона начались проблемы. Встал вопрос о том, что делать дальше. Басевич понимал: чтобы не стать заложником узкой специализации и сохранить производство, нужно искать альтернативы. Начали осваивать тротуарную плитку, фундаментные блоки, другие изделия, востребованные на рынке.

В то время и белорусские железнодорожники остались без промышленной базы – шпалы, рельсы, вагоны выпускались в других республиках. Инициатива директора Спецжелезобетона по организации выпуска необходимой железнодорожному хозяйству продукции и исключению ее импорта была поддержана. Совместный с Управлением Белорусской железной дороги крупный проект, реализованный в “трудные” 1990-е годы, здорово помог предприятию не пасть жертвой рынка.

Производство железобетонных шпал для магистральных железнодорожных путей и брусьев стрелочных переводов и сейчас является стратегическим направлением. Предприятие выпускает более 300 тысяч штук шпал в год. А в общей сложности с пуска в 1996 г. технологической линии их произведено более 3 миллионов штук. По материалоемкости и несущей способности импортозамещающая продукция превосходит европейские образцы и является экспортной позицией.

Авторитет создается делом, а успех в нем требует удачи, крепких нервов, энергии и невероятного напряжения. Многие целеустремленные и энергичные люди достигали на этом поприще высот. Но далеко не всем удалось удержать завоеванные позиции. Спецжелезобетон под руководством В.П. Басевича не только выстоял, но продолжает успешно развиваться.

– Сегодня мы делаем и шпалы, и элементы благоустройства, но вся история наша связана с трубами – изначально это был главный наш продукт, – говорит Василий Павлович. – И хотя по объемам он на втором месте, но по технологической сложности требует к себе максимального внимания и технических вложений.

Постоянное изучение рынка, опыта и новейших достижений производства аналогичной продукции в Европе, тесные связи с отраслевой наукой подтолкнули предприятие к перестройке производства. Была разработана конструкция более коротких труб с облегченным арматурным каркасом. И директор принимает решение о внедрении принципиально новой энергосберегающей технологии их изготовления и приобретении в лизинг технологической линии Variant (Германия). Это позволило наладить выпуск методом вибропрессования раструбных безнапорных труб диаметром от 300 до 2700 мм не только круглого, но эллипсовидного и прямоугольного сечений. В настоящее время на заводе действуют два поста технологической линии: первый установлен в 2002 г., второй – в 2005-м.

По словам специалистов, трубы Спецжелезобетона отличаются предельно высокой прочностью и в зависимости от модификации выдерживают давление 5–10 атмосфер. Они с успехом заменяют стальные, обладая при этом несомненным преимуществом – устойчивостью к коррозии, а благодаря шлифовке алмазным инструментом мест стыковки – гарантией отсутствия течи. Вдвое уменьшенная длина труб и гибкие стыки дают возможность прокладывать трубопроводы с различными изгибами, обходя неизбежные в городских условиях препятствия.

Последнее десятилетие для Спецжелезобетона стало временем интенсивного технического перевооружения. Инновационные продукты внедряются здесь практически ежегодно. Не рассчитывая на помощь со стороны, Басевич последовательно, шаг за шагом осуществляет комплексную реконструкцию исключительно за счет средств предприятия. Избрать такой путь, полностью взяв ответственность на себя, наверняка нелегко, как и следовать ему. Тем более что внедрение нового всегда нарушает трудовой ритм и жизнь людей, которые в общем-то опасаются любых изменений, даже к лучшему. При успехе рядом окажется много таких, которые скажут – это сделали мы! Неудачу с легкостью спишут на того, кто инициировал новшества. Поэтому человек, принимающий решение, – это не должность, а позиция лидера, четко просчитывающего, как из минимума сделать максимум, из минуса – плюс, из негатива – позитив.

Внедрение новых разработок по трубам ведется в тесном сотрудничестве со специалистами лаборатории инженерных коммуникаций БелНИИС. Благо импортное оборудование и технологии дают возможность быстро перестраиваться на выпуск необходимых современному строительству отечественных продуктов взамен импортных. Новые виды изделий здесь осваивают за 2–2,5 месяца. Так было, когда при возведении коллектора для гребного канала в Бресте понадобились изделия диаметром 2000 мм. В новых жилых районах для подземных коммуникаций сегодня нужны железобетонные трубы большого диаметра, выдерживающие повышенные нагрузки. В 2007 г. специалисты завода предложили для строительства микрорайона Дружба в Минске новую железобетонную безнапорную трубу (диаметром 2000 мм) глубокого заложения с подошвой.

– Строители за нашу идею ухватились настолько быстро, что мгновенно, практически с нуля были сделаны экспериментальные образцы этих усиленных труб, – рассказывает заведующий лабораторией конструкций инженерных коммуникаций института БелНИИС Николай Шепелевич. – Специальная конструкция арматурного каркаса позволяет заглублять их до 12 м, а это сокращение сроков строительства, экономия бетона. Изделия можно использовать при прокладке дорог, коллекторов.

В 2008 г. впервые в Беларуси Спецжелезобетон начинает выпуск труб специальной конструкции и гигантских размеров: диаметром 2400 мм и весом около 20 т. По ним возможна прокладка всех видов коммуникаций одновременно, а глубина заложения достигает 30 м. Под конструкцию этих изделий специально заказан в Германии и установлен комплекс высокотехнологичного оборудования. Сегодня эти трубы используются для бестраншейной прокладки дождевого коллектора “Центр” в Минске по новой для страны технологии микротоннелирования. Завершение уникального проекта навсегда застрахует столицу от периодических затоплений.

– Это не обычная, не рядовая труба, – поясняет Василий Басевич. – На глубине свыше 20 м на нее действуют большие внешние нагрузки. А поскольку проходка идет методом продавливания и проходческий комплекс развивает усилие до 2100 т, труба испытывает еще и громадные осевые нагрузки. Она не должна сломаться, иначе произойдет авария очень крупных масштабов. Поэтому сотрудникам не устаю повторять, что это случай, когда права на ошибку нет: все должно исполняться безукоризненно, правильно и точно, с соблюдением всех норм.

Сейчас директор Спецжелезобетона думает, как расширить это производство.

Даже не потому, что появляются конкуренты. Многолетний опыт вот так запросто не перешибешь, да и предприятий с подобными техническими возможностями в республике нет. Для технологии микротоннелирования, которая в соседних странах развита гораздо шире, чем у нас, нужны и другие диаметры труб. По словам директора, завод готов и, безусловно, начнет их выпуск по весьма актуальной для Беларуси программе импортозамещения.

Несмотря на то что Спецжелезобетон изначально был задуман как производитель труб большого диаметра, сегодня здесь ассортимент изделий самый широкий: 300–1600, 2000, 2400 мм. А линия по выпуску труб мелкого диаметра методом радиального прессования – единственная на просторах СНГ. Она смонтирована и введена в эксплуатацию в 2008 г. Каждые 2–3 минуты здесь рождается новая труба, в смену – 500 м изделий. И это не только трехразовый рост объемов, но улучшение условий труда, экологии.

Третья по значимости товарная позиция на предприятии – элементы благоустройства. С автоматической линии немецкой фирмы Schlosser в сезон ежемесячно сходит до 40 тыс. м2 плитки разных форм и цветов и до 100 км бетонных камней настоящего европейского качества. Благодаря им неузнаваемо преобразились ближайшие к Микашевичам населенные пункты Минской, Брестской, Гомельской областей. Нарядными и удобными стали улицы, площади и скверы Кобрина – столицы “Дажынак-2009”.

Коллектив предприятия постоянно осваивает новые технологии, чтобы жизнь людей была комфортной и безопасной. Строящееся жилье невозможно без водопровода, канализации, тепловых сетей – они для жизнедеятельности городов и сел словно кровеносная система для человека.

Сегодня производственный потенциал ОАО “Спецжелезобетон” обладает запасом прочности на годы вперед, чтобы успешно обеспечивать строительные и дорожные организации Беларуси, ближнего зарубежья высококачественной продукцией. Без преувеличения можно сказать, что на таких руководителях, как Василий Павлович Басевич, способных находить выход из самых сложных ситуаций, сохраняя экономическую устойчивость и делая все, чтобы двигать вперед экономику, социальное благополучие коллектива и страны, держится наша государственность. Он из плеяды людей державного склада, востребованных временем, государством, любимым делом.

– Мужчина должен жить делом, а дело, думаю, у меня в общем-то сложилось. Предприятие построил, оно успешно работает. Надеюсь, и после моего ухода будет развиваться. Во всяком случае, база создана хорошая, и то, что мы сделали, переделывать завтра не надо будет, это точно. Но жизнь не стоит на месте. Всегда надо смотреть чуть дальше конкурентов, опережая их на полкорпуса. Так в жизни все устроено – в больших и маленьких делах должно быть постоянное движение вперед. Движение, движение, движение…

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...