Вы здесь

В новой жизни жить по-новому!

Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в архитектуре и проектном деле порядком надоели и не вызывают возмущенного сочувствия у нашего проектного народа. Может быть, те архитекторы, кто помнит периоды архитектурного бума, когда первые лица государства присутствовали на съездах Союза архитекторов и наши конторы росли в центрах городов как грибы, уже отходят от дел? Вовсе нет, просто после тяжелого кризиса, как ранняя весна, наступили новые времена. Поредевшие колонны зодчих, сохранившие любовь и преданность своей профессии, кроме недостатка в работе и деньгах осознали новые реалии, от которых уже не отказаться.
Прежде всего, это сладкое слово Свобода! Свобода передвижения и возможность увидеть мир, архитектуру, города своими глазами. Китай, Италия, Германия, Польша и многие другие страны, в которых за последние годы побывали архитекторы Беларуси – это хорошее новое, доступное хоть и не всем, но многим.
Свобода информации, ее доступность, которую дали новые издания и Его Величество Интернет.


Революция в технологии проектирования, возможность пользоваться великолепными архитектурными и расчетными  программами, дали свободу в работе с объемами и формами зданий. Воображение архитекторов получило мощную поддержку, улучшилась архитектурная подача проектов, документация стала компактной и красивой. Но самое главное – резко сократилось время проектирования, машина  во многом взяла на себя рутинный труд, – это то новое и хорошее, о котором еще недавно мы и не мечтали!
Произошел мирный переворот в отношениях со строителями, когда-то главными оппонентами архитекторов. Если молодежь прочитает протоколы с выступлениями на съездах архитекторов советских времен, то не поймет, чем были так возмущены мастера. Новые технологии, новые отношения, новые материалы, новые возможности – это хорошее новое, доступное всем архитекторам.
Появилась свобода выбора новых сфер деятельности для архитекторов:  дизайн интерьеров, малых полносборных архитектурных форм, благоустройство – и здесь развитие идет стремительно. И это хорошо! Потому что "хлеб" можно заработать в разных "нишах"  народного хозяйства. Ну, а возможности работать за границей, учиться и строить в других городах и странах благодаря своим способностям и таланту, а не рекомендации парткома, я надеюсь, станут практикой, а не исключением.
Вместе с тем динамичные изменения, происходящие последние годы в проектировании, и раскрывающиеся новые возможности перед инициативными и творческими людьми создали новые проблемы и поставили задачи, которые надо решать безотлагательно.
Первой и наиболее сложной задачей является совершенствование законодательной базы в областях, связанных с архитектурой, а Белорусский союз архитекторов в этом процессе участвует непродуктивно.
Всего лишь один пример. Город Минск – феномен  послевоенного  "сталинского  ампира", стремительно развивающейся столицы, воссозданной из  руин, восхищающей побывавших в нем архитекторов всего мира. В последние годы появилось много нового и интересного в его архитектуре: улицы и дороги, рынки, реконструируемые и обновленные фасады, вокзал, современное жилье, благоустройство, вечерняя подсветка – перечислять можно долго… Однако! Не все здесь так безоблачно. Прежде всего, это отношение к центру Минска как к памятнику архитектуры ХХ века. По замыслу архитекторов и решению горисполкома обновленный проспект Ф. Скорины и прилегающие к нему улицы должны стать  современным центром  культуры, торговли, обслуживания и общения минчан.  Все хорошо? Нет, на этом пути выросло парадоксальное  препятствие – "Закон о памятниках архитектуры",  в котором нечетко и неточно обозначена возможность защиты и реконструкции памятников градостроительства и архитектуры. Непонятно, что защищать: силуэт города, фасад, внутреннюю структуру здания или пространство улицы?  Можно изуродовать  проспект Ф. Скорины гигантской рекламой или вагоноподобными крышами над подземными переходами, и это – по закону! А квартиру в цокольном этаже нельзя превратить в кофейню или бутик, так как замена окна дверью нарушит архитектурный облик пятиэтажного   здания. Опять же – по закону!
Следует признать, что сегодня архитекторы просто опасаются этого "страшного" закона, которым как дубиной можно сокрушить любую самую разумную инициативу. Пользуются этой дубиной не градостроители и не ученые, а "научные руководители"  и Департамент историко-культурного наследия Министерства культуры. Не нарушая принципа презумпции невиновности, не будем приводить разговоры заказчиков о том, сколько стоит "разрешение в порядке исключения". Ведь если бы этот закон придумали в эпоху Возрождения, мы бы так и не увидели живые, развивающиеся, преображающиеся к лучшему города Европы. Собор Петра и Павла выглядел бы как посылочный ящик с прекрасным куполом Микеланджело, не возникли  бы изумительные архитектурные ансамбли и многое другое. Вывод один. Законы во благо архитектуры должны разрабатываться с участием профессионалов. Применение неотработанных законов – путь к чиновничьему произволу, способному "умертвить" город.
Вторая сложная задача – подготовка к интеграционным процессам с Россией и остальным миром. Здесь главным препятствием является отсутствие унификации нормативной базы. Происходит, на мой взгляд, другое  парадоксальное явление – чем активнее работает  "Стройтехнорм", чем глубже реинтеграция проектного дела, тем выше интеллектуальный "забор"  между нами и остальным миром. Кому от этого станет хуже, можно легко догадаться. Безусловно, особенности в белорусском проектно-строительном комплексе есть, но они не имеют принципиальных отличий  от  России и других стран СНГ.
Третья задача – повышение качества и ускорение проектно-строительных работ. Общеизвестно, что на волне перестройки возникли сотни доморощенных проектных контор с крайне низкой квалификацией, временными или неустойчивыми штатами специалистов, не способных обеспечить строительство квалифицированным сопровождением. Министерство архитектуры и строительства в ответ создало механизм контроля стоимости и качества проектирования, главными опорами которого стали лицензирование, экспертиза и система разработки и согласования проектов. В результате  возникла неестественная ситуация, когда разработка документации занимает меньше времени, чем ее согласование и утверждение.
 Можно предположить, что современный инвестиционный процесс, основанный на банковском кредитовании, потребует резкого сокращения времени на разработку документации. Это очень непростая государственная проблема, тем более что многие ведомства  (МЧС, Министерство охраны здоровья и т.д.) непрерывно нарабатывают инструкции, указания и нормативы, которые иногда антиэкономичны и зачастую вступают в противоречие с нормами на проектирование. Увязать межведомственные разногласия, добиться упрощения и "разбюрокрачивания" согласования и утверждения проектов – реальная задача, которая уже решается на объектах, курируемых президентом.    
Может быть, то, что Россия, Украина и другие страны СНГ уже вернулись "вспять" к госстроям – вневедомственным комитетам, одной из главных задач которых является гармонизация и взаимоувязка возможностей экономики, интересов министерств с политическими целями государства, – шаг в правильном направлении? По крайней мере, не торопясь, хорошо подумав, скрепя сердце, следует признать, что между политикой и строительством должен возникнуть механизм взаимодействия и интеграции.
Выработанные многолетним опытом строительства социалистического общества с участием великолепных мастеров архитектуры гуманные, проверенные опытом и воплощенные идеи строительства городов и сел сегодня, к сожалению, просто невыполнимы. Нарастает автомобилизация, сети торговли и общественного питания стали рыночными и, следовательно, саморегулируемыми, обучение – непрерывным и  сложнотехнологичным. Ну, а объекты культуры и досуга, дошкольное воспитание? Это вопросы, на которые сегодня нет четкого ответа. Хотя и здесь, на мой взгляд, уже сделано немало. Кадастровая оценка земель Беларуси, генплан Минска, построенные на  новых методических принципах,  разработка и принятие Закона о градостроительстве – работы общественно значимые, высокопрофессиональные, вселяющие надежду, что мы, архитекторы, справимся с этим вызовом времени и градостроительная наука получит новый импульс.
Для Белорусского союза архитекторов главной заботой являются развитие белорусской архитектуры и творческая судьба членов БСА. Поэтому возникает задача сохранить и приумножить творческий потенциал республики.
На фестивалях архитектуры – все больше работ белорусов в России и дальнем зарубежье. Гомельские, минские и витебские коллективы в состоянии подготовить выставку проектов и построек "За рубежом",  которая стала фактом неуправляемой интеграции или (если быть точным) утечки мозгов из Беларуси. Это, конечно, хорошо, что архитекторы не теряют практики, кормят семьи и обогащают свой творческий потенциал за счет духовного общения со своими коллегами из дальних и ближних стран. Но ведь архитекторов, и особенно хороших, у нас не хватает.
Не укомплектованы службы главных архитекторов городов и районов, дефицит исполнителей в малых частных организациях и отдельных творческих мастерских. Государственные программы, направленные на последовательную разработку генпланов городов, благоустройство  территорий потребуют быстрой, напряженной и профессиональной работы архитекторов, которые в это время могут оказаться в дальней и  длительной командировке.
У государства пока нет причин для растерянности перед естественно возникшими проблемами и требующими решения задачами в области проектного дела. Рыночная экономика с принципами саморегуляции  услуг и потребностей способствует формированию новой интеграционной цепочки, кооперирующей всех архитекторов: проектный институт – творческие мастерские  – частные предприниматели. А изменение механизма ценообразования на проектные услуги может остановить движение проектировщиков из республики.  
К сожалению, рациональное использование кадрового и творческого потенциала нашей отрасли ограничивает несогласованность межведомственной политики,  недоверие отдельных чиновников к частным проектным организациям. Здесь аргумент простой. Приходите на фестивали архитектуры, познакомьтесь с постройками и проектами, сравните качество, цены и сроки разработки документации. Может быть, тогда одни проектные коллективы из-за перегрузки и нехватки времени перестанут выпускать серые работы, а у других появятся заказы и возможность показать свой класс.
Как всегда, остается актуальной задача повышения творческого уровня и технического качества проектов. Это вечная и достойная нашей профессии проблема связана, прежде всего, с созданием творческой и честной конкурентной среды и, конечно, ее новыми лидерами. Жесткие законы рынка отбирают своих героев и уже не таких, как 10 лет назад.
Преданность профессии, сочетание художественных, инженерных знаний, понимание социальных задач, трудолюбие и воля – это традиционные черты хорошего архитектора прошлого века. Новое время требует  новых профессиональных качеств: применения современных информационных  и строительных технологий, умения не продаваться, а продавать результаты своего труда и вдохновения заказчику и подрядчику, считать свои и чужие деньги, быть динамичным и разборчивым в поиске работы, психологом и дипломатом, приобрести социальные, юридические и управленческие знания…
Сегодня многие из нас понимают, что, по сути, это означает перестройку до- и поствузовской системы образования и воспитания архитекторов. Многое уже сделано и делается, но этот путь не короткий и без дополнительных усилий государства и Белорусского союза архитекторов нам не создать "инкубатор" будущего белорусской архитектуры.
Сегодня наша профессия вновь становится престижной. Об этом говорят конкурсы в приемной комиссии архитектурного факультета БНТУ и стремление дать архитектурное образование на базе других вузов. Здесь, однако, кроме хорошего есть опасность ухудшения качества подготовки квалифицированных специалистов. Не допустить этого – важнейшая задача нашего профессионального сообщества и отдельная большая тема для разговора.
И все же многочисленные задачи и проблемы будут решены, если на них не закрывать глаза, прогнозировать их развитие, оперативно находить и реализовывать пути их решения, используя для этого весь административный, интеллектуальный и творческий ресурс республики.
Значит, предстоит активизировать диалог власти и общественности, то есть Министерства архитектуры и строительства, БСА, Союза инженеров, Академии архитектуры, диалог, который за последние годы уже дал свои результаты, но, к сожалению, не стал таким плодотворным, каким мог бы быть.
Перед Белорусским союзом архитекторов стоят чрезвычайно важные задачи: сплотить ряды творческой и профессиональной общественности для сохранения архитектурного наследия, создания творческой конкурентной среды, для защиты прав проектировщиков, заботы о ветеранах и молодежи, взаимопомощи и справедливости, интеграции в мировое сообщество, чтобы занять в нем место не только географического перекрестка Европы.
 В новой жизни архитекторы – и мечтатели, и бизнесмены. Профессия соткана из фантазии и расчета. Динамичное сегодня и грядущее завтра  требуют обновления Белорусского союза архитекторов. И никто, кроме нас, не придумает, не продумает и не реализует наши надежды на достойную жизнь.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
28.12.2003 / просмотров: [totalcount]
В последнее время развитию городов и населенных пунктов в нашей стране уделяется много внимания. Заметно преобразились они за прошедший год, который...