Благодаря поддержке Клуба молодых архитекторов и Белорусского союза архитекторов нам удалось побывать на стажировке в Италии. Студия, в которой мы работали, называется Tecline studio и расположена в небольшом городке Форли с населением 120 тыс. чел., в 60 километрах от Болоньи. По местным меркам мастерская довольно большая – там работают около 20 сотрудников. Обычно в архитектурных компаниях таких городов трудится лишь 3–4 человека. Как правило, это маститый архитектор, построивший несколько значимых объектов, и 2–3 подмастерья, которые обрабатывают его идеи, т.е. занимаются выполнением рабочих чертежей, визуализацей и т.д. Есть одна особенность: в маленьких студиях на фоне постоянных заказов на проектирование индивидуального жилья и перепланировки квартир чаще разрабатывают уникальные объекты – это может быть и храм, и театр, архитекторы также чаще участвуют в конкурсах. В больших студиях ведется проектирование не менее значимых, но более крупных объектов – микрорайоны с разработкой всего комплекта чертежей от генплана до проекта каждого отдельно взятого здания, торговые центры, фабрики, больницы.
Студия, в которой мы работали, расположена довольно далеко от центра города. Офисные помещения занимают 2 этажа. При входе – секретарь, дальше переговорная, лестница на второй этаж ведет к конструкторам. Их в студии всего человек 5. Пространство под лестницей занимают массивные стеллажи с подосновами. За переговорной – кабинет босса, далее кабинет управляющей со вторым секретарем, санузел и “главный цех”. В этом помещении 8 работников, в основном девушки. Возраст 25–37 лет. Некоторые работают только половину дня или несколько дней в неделю. Архитекторов же всего 2 человека (обе женского пола). Основная “рабочая сила” – geometri – это что-то вроде наших архитекторов-техников. Т.е. геометры имеют среднее специальное образование (техникум, колледж).
Вообще система образования в Италии несколько отличается от нашей. После окончания школы в 20–21 год абитуриент может подавать документы в колледж или университет. В вузах нет ограничений по длительности обучения, хотя программой и предусмотрено определенное количество лет на получение конкретной специальности, за вовремя не сданные зачеты и экзамены не отчисляют. Обучение, конечно, платное. Понятие “сессия” есть, но оно не такое жесткое, как у нас. Для получения специальности архитектора необходимо сдать около 35 госэкзаменов, курсовые, производственные практики и в завершение – дипломный проект. В течение какого времени – личное дело каждого студента. На лекциях преподаватель дает большое количество ссылок на литературу, необходимую для самостоятельного изучения. А на экзаменах нет билетов: они больше похожи на наши зачеты – спросить могут по любой теме. Например, чтобы сдать экзамен по законодательству в области градостроительства, необходимо прочесть две книги общим объемом 800 страниц. Университеты издают такие учебники, где подобран весь материал, определенный программой.
В среднем архитектурный факультет итальянцы одолевают за 7–8 лет. Выходят из вуза уже “пожилыми” архитекторами. Средний возраст молодого специалиста 28–30 лет. У итальянского архитектурного образования есть свои плюсы и минусы. С одной стороны – углубленное изучение конструкций (основной принцип: архитектура и конструкция едины), с другой – пробел в изучении современной архитектуры (из мировых знаменитостей знают, пожалуй, только Ренцо Пьяно; наши молодые архитекторы в этом смысле более образованы, хотя, признаться, и у нас многие ограничиваются знанием работ Райта и Корбюзье). Так как образование нацелено на тесную связь с практикой, на выходе молодые итальянские архитекторы являются хорошими специалистами. Для сравнения: у нас молодому специалисту для добора практических навыков просто необходимо поработать пару лет в проектном институте или творческой мастерской.
После получения диплома все архитекторы подают документы в “орден архитекторов” (организацию, союз зодчих), и в течение месяца им выдают лицензию на индивидуальную проектную деятельность, действительную в пределах Евросоюза, и именную печать (овальной формы). Такая ситуация и с конструкторами. В Беларуси же лицензиями (разных степеней) обладают только проектные институты и творческие мастерские, да и получение и продление их связано с большими трудностями. В результате на итальянских архитекторов возлагается большая ответственность, но и, соответственно, больше свободы. И все же постоянную работу в архитектурной компании найти не просто. Это объясняется тем, что за каждого сотрудника работодатель платит довольно большие налоги. Таким образом, фирмам выгодна работа на подряде с архитекторами и инженерами, которые имеют лицензию.
Во время нашего пребывания в Италии нам было предложено выполнить несколько проектов. Первым пробным заданием был проект благоустройства виллы (3-этажный жилой дом с мансардой на 8 квартир) и визуализация. Первое, что удивило, – когда мы попросили показать примеры благоустройства, выяснилось, что ландшафтным дизайном в этой студии никто не занимается. Вертикальной съемки нет, есть только территория с обозначением границ участка и площади здания. Сети не нанесены. На существующем чертеже были показаны места посадки необходимого количества деревьев и кустарников без указания пород, обозначены клумбы и зоны индивидуального отдыха (квартиры, расположенные на первом этаже, имеют отдельные входы: как выяснилось в процессе проектирования, каждый итальянец хочет иметь хоть маленький, но свой садик с местом для барбекю). Иногда в крупных проектах могут дифференцировать тип покрытия и виды мощения различных по назначению дорожек.
Вообще ландшафтный дизайн – прерогатива богатых заказчиков: как правило, детальные проекты по благоустройству разрабатываются для центральных зон города (бульваров, скверов, парков), территорий возле особо значимых зданий, принадлежащих крупным компаниям, частных вилл.
Следующим заданием был проект застройки территории жилыми малоэтажными домами с разработкой их типологии. Многоквартирных жилых домов в нашем понимании в Италии практически нет. Средний класс обитает в 3–4-этажных домах на 4–8 квартир. В целом архитектура жилых зданий выглядит очень симпатично и разнообразно, но в то же время ничего сверхъестественного. Приятные пропорции, изящные ограждения, деревянные перголы, кирпич, дерево, глубокие свесы черепичных крыш, дающие живописную тень на фасад, – все эти детали и создают характерный образ итальянского жилья.
Стоимость метра квадратного жилой площади зависит от многих факторов, начиная от географического положения и кончая видом из окна. По завершении строительства квартиры сдаются с выполненной внутренней отделкой помещений, с установленной сантехникой и дверями.
Надо отметить, что все проектирование ведется из расчета площади проектируемого участка. Если площадь территории такая-то, на этой территории можно расположить такое-то количество зданий, максимальная площадь которых не будет превышать столько-то, минимальное количество деревьев, кустов – такое-то, площадь озеленения частная – такая-то, общественная – такая-то, количество машино-мест на стоянке общественной должно соответствовать количеству квартир, частные стоянки по возможности размещают в подвальном этаже, и их количество также должно соответствовать количеству квартир, а лучше – больше. Не архитектура, а математика и экономика.
После всех проведенных нами расчетов под чутким руководством нашего итальянского босса мы приступили к разработке типологии жилья. Нам было предложено сделать что-то современное. Напутственным пожеланием начальника было “buon divertimento”, т.е. “приятных развлечений”. Мы с энтузиазмом начали рисовать “кривые” стены, поворотные секции и… были остановлены. Как оказалось, здания с криволинейной планировкой коммерчески не выгодны: во-первых, сложно в исполнении, а во-вторых, средний итальянец не может позволить себе всю мебель в квартире сделать под заказ. Большинство обставляет дома Ikea (хоть, по отзывам, многим она не очень нравится), а у этой мебели, как известно, четкие геометрические формы, которые хорошо вписываются в помещения с прямыми углами.
Отдельная тема – разработка типологии квартир.
Вот несколько интересных особенностей.
1. Во всех новых проектируемых жилых зданиях освещение санузлов должно быть естественным. Мы-то привыкли их блокировать в соседних квартирах в глубине этажа, освобождая выход жилым помещениям к свету. Здесь же приходится делать углубления, колодцы или проектировать одну из стен санузла наружной и пробивать окно. Кстати, это является одной из причин богатой пластики фасада.
2. Здесь нет норм по размещению помещений друг над другом. Кухня может быть над спальней, санузел над кухней (что, кстати, чаще всего и бывает).
3. Видимо, по причине дороговизны земли, а значит, маленькой площади и замысловатой конфигурации участка, не уделяется никакого внимания ориентации помещений по сторонам света. Вся квартира выходит на север.
4. Понятия “прихожая” у них нет. Видимо, из-за более дружелюбного климата: место для сушки валенок им ни к чему. Даже места для обуви нет – дома редко переобуваются в домашние тапочки. Входим в квартиру и сразу попадаем в гостиную (площадь не менее 18 м), которая в большинстве случаев еще выполняет и функцию столовой. Площадь спальни на одну персону не должна быть меньше 10 м, а на две – 14.
В результате нами были разработаны несколько вариантов типологии жилых домов для конкретных участков с возможностью размещения в подземном уровне автостоянок.
Вообще итальянские СНиПы заслуживают особого внимания. Во-первых, для каждого региона Италии они свои, во-вторых, даже для городов одного региона различные нормы могут варьироваться, ну и в-третьих, существует контролирующий орган – коммуна (что-то вроде нашей экспертизы), которую архитектор посещает во время проектирования и при согласовании. Более того, даже если проект выполнен в соответствии со всеми “местными” СНиПами, это еще не является гарантией утверждения. “Коммунист” – так именуется специалист, работающий в коммуне, – может высказать свои замечания по проекту, которые необходимо обязательно учесть. Например, по нормам положено, чтобы велодорожка была на 15 см ниже пешеходной, а синьор из коммуны пожелал сделать ее выше. Кроме того, коммуна может вносить корректировку в архитектурный облик объекта, иногда нарушая художественный замысел архитектора: в одном из проектируемых зданий была предложена кровля полукруглая в сечении, в итоге по требованию коммуны ее заменили на обычную скатную. Возможно, такими довольно жесткими нормами объясняется небольшое количество современной архитектуры в Италии. Большинство зданий решаются за счет пластики фасадов и архитектурных деталей. Но есть в таком контроле и положительные качества – исторически ценная застройка только выигрывает от такого окружения. Сохраняется силуэт города, большинство панорам, основные видовые точки. Да и сам масштаб города ближе к человеку.
Следующим заданием было проектирование жилого микрорайона (по нашим меркам скорее можно назвать кварталом). Общая площадь территории 4 га, на ней по расчету (опять математика) можно разместить 120 квартир в 3–4-этажных домах с мансардами. Ранее в студии уже велось проектирование этого объекта, но предложенные варианты не удовлетворили заказчиков. Основными недочетами, по их мнению, являлось малое количество квартир, отсутствие достаточной площади общественного озеленения, большое количество открытых автостоянок, транзит велодорожки через центральную часть квартала. Задача усложнялась тем, что с севера к проектируемому участку примыкает железная дорога, а в ее охранной зоне недопустимо размещать жилые здания, плюс ко всему вдоль восточной границы участка растут вековые дубы, которые обязательно надо сохранить, и еще – 15% площади территории любого микрорайона принадлежит коммуне. Для нас были разработаны несколько вариантов генпланов, один из них с максимально плотной застройкой. Согласно нормам района Форли-Чезена, минимальное расстояние между домами должно быть 10 м. При разработке планировки квартир борьба шла за каждый миллиметр площади. Вытянутая прямоугольная форма домов в плане была обусловлена существующими стесненными условиями. Благодаря такому размещению зданий в центральной части участка организована зона общественного отдыха. В подземной части домов расположены автостоянки. Там предусмотрены два типа машино-мест: открытые – для общественного пользования с выходами на улицу, и закрытые, в виде боксов с кладовыми – для жильцов, с выходами непосредственно на лестничную площадку и к лифту жилого дома. Наш вариант был утвержден заказчиком, по нему сейчас заканчивают разработку рабочих чертежей и уже начато строительство.
Хотим выразить благодарность итальянской архитектурной студии за предоставленные нам возможности и очень хорошее отношение, Белорусскому союзу архитекторов и Клубу молодых архитекторов за эту стажировку. Мы приобрели неоценимый опыт в проектировании. Надеемся, что хорошее начинание перерастет в хорошую традицию.