Вы здесь

Парад-фестиваль молодых архитекторов

 

С 28 сентября по 1 октября Минск пребывал в новом для себя статусе — архитектурной молодежной столицы. В эти дни здесь проходил 1-й Минский международный конкурс молодых архитекторов “Леонардо-2005”.

Два года минуло с тех пор, как проведением подобной акции, хотя и в более скромных, республиканских, масштабах, заявила о себе инициативная группа талантливых и перспективных начинающих зодчих — созданный при БСА Клуб молодых архитекторов. Год спустя на традиционном совете МАСА в Бишкеке было единодушно решено дело молодых продолжить и провести в Минске на базе “Леонардо-2003” международный конкурс. Предложение КМА организовать его – это своего рода экзамен на получение аттестата зрелости. И надо отметить, что он его выдержал. Стремление молодых заявить о себе, раскрыть свои силы, возможности встретило понимание и поддержку в БСА, Международной ассоциации союзов архитекторов, Архитектурном совете стран Центральной и Восточной Европы, Министерстве архитектуры и строительства Беларуси, Минском городском исполнительном комитете, которые оказали большую помощь в организации конкурса. Программа была насыщена рабочими и развлекательными мероприятиями. Так, в один из конкурсных дней прошла конференция “Новые пути в архитектуре”, где вместе с заместителем директора УП “БелНИИПградостроительства” по науке Дмитрием Семенкевичем молодежь имела возможность поразмышлять над проблемами современной урбанизации планеты и ее будущим. Познавательно-информативная часть программы изобиловала экскурсиями. Но, безусловно, настоящим подарком для архитектурной общественности, и не только студенческой, стало проведение четырех мастер-классов с участием признанных мэтров архитектуры. Где еще представится такая возможность пообщаться и узнать о творческих планах Марека Будзинского, Бориса Школьникова, Сергея Киселева, Андрея Чернихова?!

География участников “Леонардо-2005” обширна. Наряду с белорусскими молодыми архитекторами в мастерстве состязались зодчие из Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Сербии, Словении, Македонии, России и Украины. Всего 130 человек. Но ограничиваться рамками показа достижений только одной творческой профессии организаторы конкурса не стали. Предложить свое видение организации и наполнения пространственной среды малыми архитектурными формами, монументальной и декоративной скульптурой пригласили также молодых скульпторов. Для них была утверждена отдельная номинация “Скульптура”. Примечательно, что свои силы на конкурсе пробовали не только выпускники и студенты архитектурных вузов, но и самое юное поколение будущих зодчих — ученики 11-х классов архитектурно-художественной гимназии № 75 г. Минска.

В день торжественного открытия, 29 сентября, выставочный зал Дворца искусств, где состоялся “Леонардо-2005”, казалось, был переполнен до предела — так много желающих пришло посмотреть экспозицию. Весь вечер в павильоне не смолкала мелодичная музыка в исполнении трио из консерватории. Атмосферу настоящего праздника привнесло участие в церемонии открытия победителей фестиваля-конкурса “Мельница моды-2005”: воспитанники модельного агентства Саши Варламова выступили с показом своих коллекций. Разделить радость с Клубом молодых архитекторов пришла и театральная группа “Калі б мой чалавек”, в течение часа своими репризами и пантонимами вызывавшая у публики безудержный смех.

Поздравить архитектурную молодежь прибыли высокие гости — первые лица руководства республики. Вице-премьер правительства Беларуси Владимир Дражин, приветствуя собравшихся, хорошее знамение увидел в том, что среди конкурсантов присутствует много зарубежных представителей: “Первый Минский международный конкурс молодых архитекторов — это дорога в будущее, которая открывается сегодня для всех стран-участниц”.

В состав международного жюри конкурса вошли люди, чьи имена в особом представлении не нуждаются: Серго Сутягин (председатель жюри, Узбекистан), Петер Арсич (Сербия), Гаджимурад Шугаев (Россия), Томаш Канцлер (Словения), Марек Будзинский (Польша), Галина Полянская и Виктор Карака из Беларуси, а также представитель оргкомитета КМА Татьяна Лепешкина.

Отличительной особенностью “Леонардо-2005” стало, по их мнению, появление большого количества авторских работ. В этом просматривается качественный рост нынешней выставки по сравнению с экспозицией 2003 года. Отметили судьи и разнообразие представленных тем, хотя концептуальных проектов могло бы быть больше. Сейчас в стране много внимания уделяется жилищному строительству, и в этой связи членам жюри было интересно, какие у молодежи наметились тенденции в проектировании малоэтажного и многоэтажного жилья. Но конкурсных проектов жилых домов, равно как и хорошо проработанных тем по градостроительству, к их огорчению, оказалось мало. “Мы старались внимательно посмотреть каждую работу, найти в ней корни прошлого, нацеленность на будущее, поэзию, романтику”, — подчеркнул в своем выступлении председатель жюри Серго Сутягин. — Но главное, что поощрялось, — напористость, рабочая целеустремленность, ибо это конкурс молодых”. Практически все выделенные судьями проекты стали лауреатами “Леонардо-2005” в соответствующей номинации. А достойное участие каждой из конкурсных работ было отмечено дипломами МАСА и БСА. Среди проектов-конкурсантов встречались и такие, по отношению к которым члены жюри высказали редкостное единодушие еще на первых порах обсуждения. Рейтинг номинантов определился сразу в последовательности: лучший реализованный объект — “Городской зал в г. Горишница” (Словения), лучший проект — “Мемориальный комплекс “Тростенец” (Беларусь) и замыкала тройку лидеров своеобразная интерпретация Дефанса в Париже — “Новый алфавит Белграда” (Сербия). Четвертым в этом списке шел проект белорусского архитектора Андрея Хворика “Пешеходный мост в парке городского значения в районе пр. Ф. Скорины — ул. Филимонова — Староборисовский тракт в г. Минске”.

Член жюри и идейный вдохновитель Клуба молодых архитекторов Галина Полянская объяснила, почему мнения судейской коллегии сошлись на том, что словенский проект достоин победы в конкурсе:

— Таун-холл – это пристройка городского холла, притом в условиях реконструкции. В проекте присутствует определенный философский момент: закрепляется угол, и непонятно, какая форма должна быть. Полная абстракция форм да еще яркий цвет делают этот проект вживаемым в абсолютно любую среду. Стоит отметить, насколько высок уровень понимания архитектуры в Словении, если такие объекты там уже построены.
С решением жюри перекликалась точка зрения лидера молодых архитекторов Вадима Дражина:

— Проведенный конкурс позволил молодым не только раскрыть свое творчество, свое видение архитектуры и ее будущего, сравнить себя с коллегами из зарубежных стан, но и натолкнул на ряд выводов: на каком мы уровне, какими позициями и критериями оперируем при проектировании зданий, насколько мы широко используем зарекомендовавшие себя в Европе инновации, новые технологии в архитектуре. Благодаря участию на конкурсе зарубежных проектов наша архитектурная молодежь получила хороший пример относительно того, что происходит в проектировании на Западе. Скажем прямо, победившая архитектура намного впереди предложенной нами.

Но ведь фестиваль “Леонардо-2005”, по определению, — творческое молодежное мероприятие. А это значит, что преобладающей здесь должна быть не гонка за призовыми местами, хотя, разумеется дух соперничества присутствовал, а возможность в дружеской неформальной обстановке молодежи из разных стран, представляющей различные области архитектуры, ближе познакомиться друг с другом, поделиться опытом, волнующими проблемами, планами на будущее, определить подходы, которые наметились у зарубежных коллег, сопоставить их с существующими у нас.

Так, например, для победительницы “Леонардо-2005” Матеи Поцайт участие в конкурсе позволило увидеть стиль, способы проектирования, которых нет в Словении: “Я увидела не просто много нового — все было новое”.

Для других же обладателей Гран-при Глеба Наседкина и Андрея Зайцева “конкурс — это непременно поиск новых идей, направлений, общение, разные мнения, их совокупность, полярность, одинаковость. В конечном счете это хорошая здоровая конкуренция, соревнование, где каждый пытается сделать лучше, чем другой, и что в целом способствует нормальному росту человека и как архитектора, и как личности”. “Нельзя недооценивать социальную значимость таких мероприятий, — говорит Андрей Зайцев. — Они необходимы для масштабности восприятия окружающего мира, создания более целостной картины о том, что происходит вокруг нас здесь и сейчас”.

P.S. Молодежи необходимо проявлять свою творческую индивидуальность. Эту непреложную истину прекрасно понимают и организаторы, и городские власти. Поэтому на торжественном закрытии архитектурного фестиваля прозвучала твердая убежденность в том, что “Леонардо-2006” быть. Однозначно о целесообразности и перспективности такой акции высказалась Галина Полянская:

— После того как ребята покидают стены учебных заведений, они зачастую оседают в мастерских или проектных организациях. Никто не знает их имен, их проектов. А они должны уметь презентовать и себя, и свою работу! И происходит это за счет таких конкурсов, как этот. И не важно, что молодой зодчий не занял почетное призовое место. Но он посмотрел, какие проекты есть, что ему еще надо делать в выбранном направлении для того, чтобы качественно повысить свой уровень. А для выигравших, представляете, какой стимул для рывка вперед?! Кто знает, быть может, среди тех, кто сегодня отмечен первыми местами или грамотами, будущая архитектурная элита Беларуси?

Елена Садовская

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...