Специальная школа… Школа-интернат... Какие возникают ассоциации при этих словах? Нечто серое, мрачное, безликое, огороженное высоким забором. Классы по коридору в линеечку да окна порой в клеточку. Как школьная тетрадка. Дети с грустными глазами. Не лучше и не хуже – просто другие. У кого-то тяжелые болезни и инвалидность, у кого-то родители алкоголики или их нет вовсе. У каждого своя судьба и свое будущее. И свой мир. Мир, формирующийся в пространстве, созданном нами – архитекторами, педагогами, медиками, психологами. Может ли быть это пространство ярким, солнечным, живописным, как у импрессионистов, разнообразным, как сама жизнь? Чтобы забывались болезни, одиночество, чтобы хотелось познать новое и сотворить свое.
Уникальные примеры специально построенных, да еще по индивидуальным проектам, зданий для детей с разными, в том числе и ограниченными, возможностями уже есть. Учреждения образования Уильяма Олсопа и Маноло Нуньеса. Это далеко – Великобритания и Бельгия. Есть и поближе: у соседей-россиян в Москве. Например, нашумевший лет десять назад и хорошо известный в среде профессионалов проект реконструкции здания детского сада 1950-х годов под школу (центр реабилитации) для аутичных детей (архит. Андрей Чернихов) (фото 1, 2). Здание фантастически яркое – около 50 цветов и оттенков. Детский мир – как на рисунке: все пляшет, скачет и веселится; ни прямых стен, ни прямоугольных окон. Круг, треугольник, многоугольник, волна много раз повторяются как в экстерьере, так и в интерьере. Атриум – основная композиционная ось – имитирует пешеходную улицу, которая освещается через прозрачное стекло фонаря верхнего света и искусственным светом “уличных” фонариков. Архитектура, пробуждающая фантазию индифферентного и равнодушного ребенка, подталкивающая его к познанию “внешнего” мира. И идеи работают, и дети не боятся пространства, а наоборот, начинают творить. Школа не просто построенная, но прекрасно функционирующая и продолжающая свое развитие. Макет реконструкции этого здания успешно экспонировался на Венецианском архитектурном биеннале в сентябре 2008 года.
И совсем новая коррекционная школа для детей-сирот, имеющих отклонения в психическом развитии, в Кожухове от “Дон-Строя” (фото 3, 4). Авторы проекта архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко – известные мастера проектирования интерьеров квартир и загородных домов. И это не могло не оказать влияния на архитектурное решение здания, представляющее взаимодействие разнообразных форм и объемов, создающих интересные внешние и внутренние пространства. Ни типовых панелей, ни интерьера казенного дома. Бесспорное единство экстерьера и интерьера. Объемно-пространственная композиция решена таким образом, чтобы, учитывая требования инсоляции, максимально наполнить здание естественным светом. Желтый и оранжевый – основные цвета, переходящие с фасадов в интерьер, как яркое солнышко в пасмурный день. А еще ощущение, что много воздуха. Сложное многоуровневое пространство – зимний сад, светлая галерея, атриум, из которого видны все общественные зоны. Все продумано и подобрано до последней мелочи: мебель, светильники, ткани и даже посуда. Территория школы – это миниатюрный город, где есть не только “свои” здания, но и улицы, оранжереи, парк, амфитеатр и спортивный комплекс.
Новые методики в медицине, педагогике и психологии для коррекции нарушений и реабилитации детей с ограниченными возможностями безусловно важны, а здесь еще и архитектурная среда. Полноценная, информативная и многообразная, то есть развивающая.
Эти проекты отличаются оригинальными архитектурными решениями, смелыми ходами, буйством красок, форм. Может, непривычно, но ведь и дети, о которых идет речь, тоже не совсем обычные.
Дефекты внутриутробного развития, родовые травмы, болезни раннего возраста приводят к серьезным нарушениям, исправление которых либо компенсация, хотя бы частичная, возможны только в учреждениях с большим количеством профессионалов (медиков, педагогов, психологов), обслуживающих каждого ребенка, со специальным оборудованием, обеспечивающим больным детям возможность лечиться, учиться, обслуживать себя, играть. Большинству семей слишком трудно обеспечить даже простое выживание детям с глубокими дефектами развития. Детей же с такими тяжелыми заболеваниями, как туберкулез, астма, бронхит, сколиоз и т.п., приходится подолгу, иногда по несколько лет, лечить в стационарных условиях, совмещая лечение с обучением.
Детей, обладающих особыми способностями (например, к искусствам, спорту, наукам), как правило, воспитывают и учат в условиях школы-интерната, поскольку иначе невозможно обеспечить полное развитие их дарований.
Особую группу составляют дети с асоциальными поведенческими установками, склонные к правонарушениям и преступлениям либо уже совершившие их, а также дети, пристрастившиеся к алкоголю, наркотикам и др. Социально запущенных детей, беспризорников, а также склонных к девиантному поведению приходится помещать в интернатные учреждения с целью перевоспитания, своевременной адаптации их к требованиям общества.
Естественно, что детям разного возраста с разным уровнем здоровья и психического развития, как и детям с отклоняющимся поведением, нужны качественно разные условия жизни. Эти различия учитываются при функционировании системы учреждений обучения и воспитания, при определении номенклатуры типов таких учреждений.
От 6 до 18 лет дети получают образование в специальных или специализированных школах (школах-интернатах). Дети с нормальным или опережающим уровнем интеллектуального развития – в общеобразовательных или специализированных (хореографических, музыкальных, художественных, спортивных и т.д.) школах-интернатах, в которых основной функцией помимо проживания становится обучение, дополнительными – оздоровление, административное управление.
Дети с заболеваниями, требующими длительного стационарного лечения или восстановительного периода, помещаются в санаторные школы-интернаты, где лидирующими наряду с проживанием являются одновременно медицинские и учебные функции.
Все эти типы учреждений находятся в ведении Министерства образования. Кроме того, министерство руководит специальными школами (школами-интернатами) для учащихся с нарушением слуха, зрения, речи, психического развития и функций опорно-двигательного аппарата, а также вспомогательными для обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Особые условия воспитания на
более или менее длительный период нужны детям, которым требуется защита (в связи с потерей родителей, от агрессии родителей, от вовлечения в пьянство, наркоманию, преступную деятельность) или психологическая поддержка. Им жизненно необходимо место, где для них могут быть обеспечены приемлемые условия социализации. Социально запущенные дети, склонные к девиантному поведению, помещаются в общие и специальные школы-интернаты, а также в приемники-распределители и специальные исправительные учреждения,
которые находятся под эгидой Министерства внутренних дел и функциональная программа которых включает проживание, общественное воспитание, обучение, административное управление.
Цветовая среда спецшколы формируется по тем же законам, что и цветовая среда общеобразовательных школ с учетом данных о цветовых предпочтениях, об их изменении с возрастом, рекомендуемых коэффициентах отражения для отделочных материалов, необходимости корректировать спектральный состав освещения и его интенсивность и т.п. Но спецшкола требует использования цвета для решения дополнительных задач. Специфика этих задач определяется формой физических отклонений школьников и ставит целью обеспечивать травмобезопасность детей, способствовать реабилитации, помогать ориентироваться.
На протяжении нескольких десятилетий преподаватели архитектурного факультета БНТУ разрабатывают нормативную базу проектирования специальных школ, проводят научные исследования, руководят студенческими работами по данной тематике (фото 5, 6).
К сожалению, яркие примеры внедрения теоретических положений и проектных разработок существуют в зарубежной практике, в эскизных проектах отечественных зодчих и в креативных идеях студентов архитектурного факультета. Практическая реализация этих идей наталкивается на экономические реалии, и чаще всего оригинальные решения являются заслугой (либо остаются на совести) руководителей интернатов, которые собственными силами по мере опыта и знаний пытаются расцветить жизнь своих воспитанников (фото 7, 8).
Матрица формирования цветовой среды специальной школы с учетом формы физических особенностей учащихся
Формы нарушения функций
Задачи, решаемые цветом
Реабилитация
Травмобезопасность
Ориентация
Слух
– использование цветов предпочтения разных возрастных групп детей;
– использование контрастных цветовых сочетаний для снятия зрительного утомления
от наблюдаемых ранее цветов;
– применение отделочных материалов с градациями светлоты: 70–80% (верхняя зона); 50–60% (средняя зона); 20–40% (нижняя зона).
– использование сдержанной нюансной цветовой гаммы в качестве фона;
– введение ограниченного количества насыщенных цветовых акцентов;
– использование теплых насыщенных цветов для выделения информационно важных деталей и травмоопасных предметов для детей младшего возраста.
– использование цветов природного окружения;
– использование в декоре ярких цветных рисунков с четко очерченным контуром.
Зрение
(остаточное
зрение)
– выделение контрастными цветами мебели, тактильных маяков, трасс перемещения;
– использование цветовых сочетаний с учетом особенностей цветоразличения при частичной потере зрения.
– сочетание разнообразных цветовых групп повышенной активности для выявления характера пространственных звеньев;
– учет искажений цветовосприятия:
очень темные цвета (черные, коричневые, синие, темно-зеленые) на сближенных по фактуре и освещенности поверхностях становятся неразличимыми;
• очень светлые пастельные цвета в таких условиях воспринимаются как размытое светлое пятно;
• различимость цветов различных частей спектра падает в разной степени; например, больше всего (почти на 20%) падает различимость холодных цветов;
• при некоторых заболеваниях органа зрения перестают различаться цветовые контрасты – «красный-зеленый», «желтый-голубой».
– сочетание разнообразных цветовых групп повышенной активности для выявления характера пространственных звеньев;
– достижение цветовой гармонии за счет учета следующих особенностей цветовосприятия:
• при использовании растяжки цветов от светлого к темному необходимо усиливать различия по светлоте между цветами на переднем и заднем плане; следует избегать применения смежных цветов одинаковой светлоты, даже при разнице насыщенности и цветового тона;
• при использовании гармонии теплых и холодных цветов не рекомендуется совмещать темные теплые со светлыми холодными;
не желательно использовать сочетания расположенных рядом в цветовом круге цветов.
Опорно-
двигательный
аппарат
– использование цветов предпочтения разных возрастных групп детей;
– использование контрастных цветовых сочетаний для снятия зрительного утомления от наблюдаемых ранее цветов.
– цветовая схема сдержанная;
– применение отделочных материалов с градациями светлоты: 70–80% (верхняя зона); 50–60% (средняя зона); 20–40% (нижняя зона);
– мебель из светлой древесины с цветными деталями, зачастую выполняющими роль предупреждающих знаков.
– использование контрастных цветов для выделения функционально важных элементов;
– цветовая дифференциация различных функциональных зон;
– использование цвета для усиления активности логотипов.