Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200 лет назад и каждая улица, каждый дом неповторим и оригинален? Что одесский Оперный театр, ровесник города, — один из самых выдающихся и самых красивых в Европе? Или что на каждом старинном доме обязательно присутствуют либо атланты, либо барельефы человеческих лиц, отчего все дома оживают… и напоминают корабли, которые со всех уголков мира приходят в одесский порт? Или что здесь полтора года жил Пушкин («Итак, я жил тогда в Одессе...») и тут были написаны некоторые главы «Евгения Онегина»?
А может, надо начать с того, что, находясь в любой части города, ты всегда чувствуешь море, свежий бриз и соленый воздух? Что здесь вдоль улиц растут грецкие орехи, цветет потрясающей красоты акация, а платаны поражают своей стройностью? Это особенно заметно на одной из главных одесских улиц – Пушкинской, где находится много известных зданий: столетняя гостиница «Красная», бывшее здание биржи (теперь филармония), синагога, дом-музей Пушкина… Платаны тут выше домов, они как бы охраняют эту полную архитектурных шедевров улицу, создают здесь легкую тень и уют.
С Пушкинской попадаешь на Приморский бульвар, а оттуда, пройдя немереное количество ступенек Потемкинской лестницы, оказываешься на Морском вокзале – это несомненная гордость одесситов и замечательный пример современной архитектуры. Большая площадка, все здания на которой сделаны из красивого коричневого стекла и бетона чуть светлее тоном, с обеих сторон – море, корабли и потрясающей красоты никогда не гаснущий маяк, встретивший не одну тысячу судов…
А еще – такое тоже возможно только в Одессе! – за короткое время здесь, буквально в море, на земле, уже не принадлежащей городу, был построен огромный отель, очень напоминающий… здание МВД в Москве.
Несомненно, особого внимания заслуживают одесские памятники. Здесь они – не просто «малые архитектурные формы» (хотя и об этих малых формах можно написать не одну статью!), это такая же неотъемлемая часть Одессы, как Привоз или Аркадия….
Что же делает эти памятники такими особенными? Они – живые. Да, да, именно живые и близкие человеку своей масштабностью, настроением и выражением лиц. Здесь они не давят своей монументальностью, заставляющей чувствовать себя лилипутом перед огромным Гулливером. Отнюдь, эти застывшие в бронзе скульптуры – с тобой и для тебя. Это относится и к таким «старожилам» Одессы, как памятник А.С. Пушкину около музея, посвященного его жизни в Одессе, и памятник Иосифу де Рибасу на Дерибасовской. Сколько я ни наблюдала, все, кто подходил фотографироваться со «светочем золотого века русской литературы», чувствовали себя очень комфортно: брали Александра Сергеевича под руку, поддерживали трость и смотрели на этого невысокого человека с такой же смесью восхищения и удивления, как наверняка смотрели на него многие одесситы 170 лет назад.
Появившиеся в течение последних 10 лет памятники, ничуть не уступают «старожилам». Два любимца Дерибасовской, гармонично соседствующие со львом, львицей и львенком в Городском Саду, – это памятник 13-му стулу.
13-й стул – не просто легенда, вышедшая из-под пера Ильфа и Петрова и навеки прославившая Одессу бессмертным Остапом Бендером, это еще и символ. Символ юмора, удачи, веры в «голубую мечту детства». Если присесть на этот бронзовый стул, то, как говорят в Одессе, твое желание обязательно исполнится. Стоит ли говорить, что у стула всегда выстраивается очередь!
А рядом находится памятник Утесову. Причем он тоже предполагает обязательное присутствие человека: Утесов сидит на длинной скамье и улыбается – вам, мне, тому, кто с ним рядом. А напротив Утесова – старинный телефонный аппарат, «позвонив» по которому можно «заказать» песню, и над самой популярной улицей когда-то необъятной страны раздастся никогда не стареющий, с нотками смеха в голосе, баритон: «Сердце, тебе не хочется покоя…».
Здесь же, на балконе кинотеатра «Уточ-кино», стоит авиаконструктор Сергей Уточкин – еще одна гордость Одессы. … В руках он держит бумажный самолетик.
Более располагающих, живых памятников, чем в Одессе, нет, пожалуй, нигде в мире. А мой любимый памятник – это «Петя и Гаврик», легендарные мальчишки из повести Катаева «Белеет парус одинокий». В тенистом скверике, у фонтана, где растут такие редкие для здешних широт сосны, сидят двое мальчишек. Шорты, закатанные рукава рубашек и взгляд, мечтательно устремленный вдаль, к морю, свободе, счастью! Бронзовые пацаны напоминают каждому о его детстве, юношеских мечтах и надеждах. Наверно, поэтому их всегда окружает так много людей.
Одесса оригинальна и разнообразна, и вот там, где Пушкинская пересекается с Ланжероновской, совсем рядом с Оперным театром, появился памятник… дубу. Огромному дереву, который рос на этом месте с 1821 по 2001 год. Выполненная в неоклассическом стиле беседка обрамляет срубленный ствол некогда могучего дерева. И опять-таки, в Одессе не услышишь занудного «руками не трогать!» — к дубу можно подойти, посчитать кольца на просторном срубе, здесь можно и нужно сфотографироваться. Ну, скажите, где еще, в каком городе можно найти памятник дубу?
Мосты… здесь их очень много, этих символов перехода и связи… Один из самых длинных — это «Тещин мост» (длинный, как тещин язык, отсюда и название!), чем-то неуловимо напоминающий Golden Bay Bridge в Сан-Франциско. С него виден город с одной стороны и море – с другой. Много катеров, теплоходов, сухогрузов, яхт… А совсем рядом находится так называемый «Горбатый мостик», по которому всегда проходят новобрачные. А еще – все те, кто о чем-то мечтает. Потому что если загадать желание и пройти по мостику, – оно исполнится. Проверяла – действительно исполняется!
И чуть-чуть о прославленных и легендарных одесских двориках.
Торжественные неоклассические фасады зданий, арки со сводчатыми перекрытиями, ведущие во двор и… деревянные лестницы, навесы от солнца, скамеечки и белье на веревках. В этих двориках по-домашнему уютно, сюда хочется приходить, дабы испытать особое чувство соседства и дружественности.
Я никогда не была в более терпимом городе: в Одессе свыше 100 национальностей и множество религий и конфессий. Православные греческие храмы и кирхи, огромная старинная синагога и потрясающей красоты новый Арабский культурный центр… Здесь есть улица Еврейская и улица Польская, идет Грузинское телевидение и вещает Армянское радио, украинская и русская речь перемежается всеми мыслимыми языками… И нет никаких национальных, религиозных или культурных предрассудков… Поэтому, наверно, тут так гармонично сочетаются разные архитектурные стили, формы и цветовые решения: здесь привыкли дружить и принимать друг друга.
Юмор в Одессе — это еще одна бесконечная тема. Для одесситов пошутить – как для нас поздороваться. Наверное, нет человека, который бы не помнил самое страшное одесское проклятье: чтобы муж у тебя был инженер, и вы жили на одну зарплату, чтобы каждый год у вас был ремонт и каждое лето к вам приезжали гости! Тетя Соня в Одессе не одна, их тут тысячи. Спустя две недели жизни в Одессе на вопрос: «Который час?» уже невольно отвечаешь: «А сколько Вам надо?». И чудится, будто каменные портреты на фасадах одобрительно кивают.
Описать все виденное в Одессе нереально, как невозможно заключить в фотоаппарат всю утонченность, яркость, непохожесть и уникальность одесской архитектуры. О ней писали Пушкин и Бабель, Катаев и Паустовский. Попробуйте написать лучше, остроумнее о городе, в котором Первое апреля – официальный праздник.
Кажется нереальным, что один город может совмещать в себе столько всего: потрясающие архитектурные ансамбли и памятники начала XIX века, уютные домики, шикарные современные общественные здания, прекрасные пляжи и новые жилые районы… Прощаться с Одессой очень трудно, потому что, уезжая, частичку сердца навсегда оставляешь здесь. Когда приходят и уходят международные поезда, звучит песня, ставшая уже гимном этого удивительного места: «Есть город, который я вижу во сне…». До встречи, Одесса!