Вы здесь

По ту сторону облака

Жить на своей земле с газончиком и цветником и в то же время среди облаков – всегда желаемая человеческая идеализация жизненного пространства, собственного гнезда, свитого из земных элементов, недосягаемых и защищенных от земноводных на равных с птицами и рядом с вечно движущимися облаками. В ощущениях фантазии своей хочется жить рядом или около внеземной жизни, по ту сторону облака, за туманом, с утренней рябью на оконном стекле или росой на собственной лужайке, поближе к солнцу. Если в городе, то обязательно повыше, а лучше на крыше, как Карлсон. Земля без теплого неба – космическая пыль, некий астероид или спутник планеты – луна и не может быть самодостаточной, так как это – единое целое и неделимое.

Обратимся к древней, как мир, философии и в качестве примера рассмотрим символику черепахи. Нижний панцирь, будучи плоским, соответствует Земле, а верхний, закругленный в виде купола, – Небу. Животное, заключенное между двумя щитами, олицетворяет Человека между Небом и Землей. Возвращаясь к символической и инициатической ценности искусства, отметим, что всякое здание, выстроенное согласно традиционным нормам, являет по своей структуре и в расположении различных составляющих «космический смысл» и понимается аналогично соотношению макрокосма и микрокосма, т.е. одновременно с мирозданием и человеком. Статичное на первый взгляд здание, как дерево, находится в постоянном движении инженерных коммуникационных артерий, поворачиваясь то одним, то другим боком к солнцу. Движение является самой важной частью земного бытия. Энергетика движения мало изучена, используема, но она дает неограниченные возможности для будущего перспективного развития под землей, на земле, над землей, над водой и на воде.

Используя ландшафтно-средовый подход при проектировании объектов, методику отраженного солнечного освещения, света по касательной к плоскости (скользящих лучей), просчитывая горизонтальный угол падения солнечных лучей в различное время дня и года, необходимо стремиться, чтобы ни одна из сторон не находилась в собственной тени. Тогда и дерево-здание не будет выглядеть засохшим, холодным, утрачивая свою привлекательность и взаимосвязь внутреннего содержания с внешней средой. Как чаща леса, дремучая и сырая, может привлекать своими яркими, солнечными, манящими рощами, лужайками, полянками, тропинками и ручейками. Так и город с высоты верхних этажей похож на маленький муравейник с наслоениями примитивных человеческих представлений о связях, удобствах, компактности и скорее напоминает большую мусорку неухоженных рубероидных крыш, чем органичную природную среду или ее вкрапления в контексте жилых кварталов. Кстати, плоские и чердачные кровли – это еще один ресурс в модернизации и расширении жилого фонда города. Рассуждая мысленно, на чем можно остановить свой взгляд, невольно обращаешь первое внимание на озелененные транспортно-пешеходные артерии, лесопарковые рекреации и, конечно, зеленоватые или темно-синие змейки водоемов. Все это отражается в стремительном полете облаков, обгоняющих время, с желанием показать, подсказать, осветить или, наоборот, дать глубокую мрачную картину в тени затянутого тучами небосвода. Но человеческий взгляд ищет не трещинки, разруху и свалки, а яркие, светлые и радостные оазисы органических и исторических вкраплений, совершая свой мысленный и немыслимый полет туда и обратно, цепляясь за лабиринты и акценты городской застройки, порой подражая в движении своих мыслей птицам, словно перелетая с место на место.

В последнее время стало модным «обзывать» жилые многофункциональные комплексы кварталами. Примером замены традиционно линейной застройки вдоль улиц на месте сносимой частной застройки может служить точечная застройка на приподнятой дворовой платформе полуподземного паркинга, отделяющая пешеходные уровни от транспортных. Внешне напоминающее в плане пельмени, вареники или все те же спроецированные стилизованные облака, опустившиеся на землю, жилое образование (ул. Орловская) ввиду высокой технологичности планировочной структуры обозначено авторами как «голландский квартал». Градостроительная концепция предлагает раскрыть солнцу южную сторону ул. Орловской и прикрыть разнохарактерную застройку ул. Червякова ритмичным рядом жилых зданий многофункционального комплекса. Другая концепция «квартал в квартале» существующей 5-, 9-этажной жилой застройки по ул. В. Хоружей, М. Богдановича, пр. Машерова, что за военным госпиталем, меняет облик неухоженной складской территории на элитное жилье. Двор во дворе с декоративным прудом-катком, с новогодней елкой меняет уровень окружающих квартир в домах на более благоприятный. Модернизируя дворы, пряча транспорт от детей и пешеходов, максимально озеленяя, мы словно подсказываем не высовываться из сложившейся камерной жилой застройки городского центра. Таким образом, средовый подход к проектированию выводит нас за рамки простых стандартных решений типа «потемкинская деревня» в пользу индивидуальности любой реконструируемой территории большого города.

Лишь во сне человек искренен перед самим собой. Приближаясь к сути человеческих ощущений на подсознательном уровне, рассмотрим одну из форм бессознательного движения. Полеты, падение с высоты – явление, часто встречающееся в снах. У кого-то это происходит и наяву, превращаясь в спортивный экстрим: бейсджампинг – попытки человека, поднявшись на высокую гору, полетать при помощи крыльев, шаров или парашюта. Пронестись над землей под облаками, получив ощущение бесконечности пространства в своем свободном парении, чтобы приземлиться и снова обрести под ногами землю, рядом воду, а вокруг – всегда меняющийся небесный свод в своем вечном подгоняемом движении ветерка.

Точно так же, но только без экстрима, человек хочет жить на земле в малоэтажном доме на 1-м этаже с новогодней елкой в палисаднике или на высоте в многоэтажке с эксплуатируемой кровлей, лоджией-верандой или балкончиком с цветочницей и мини-грядкой, но обязательно со своей собственной горсточкой земли – хоть в горшке с фикусом на подоконнике, с чашей воды, с видом на облака, лес, парк, двор, окруженный растениями и домашними животными. Жить, имея собственный дворик под ногами, а над головой светящее сквозь безмятежно плывущие облака солнце и даже мелкий моросящий дождик или ливень, словно прорвавший затянутое тучами небо, поблескивая сверкающими молниями в сопровождении грома. Или первый снежок, поскрипывающий под ногами и тающий, вибрируя, на теплой щеке. Не это ли место собственное для наивысшей релаксации в ощущениях тепла, защищенности и очищения? Мысленно пронестись взглядом в открытое окно, каждодневно находя для себя нечто новое во взлете и падении, обретая точку опоры при постоянном стремлении двигаться.

Этот циклический опыт происходит с самого утра с восходом солнца и заканчивается на закате полным расслаблением и очередным падением. Еще немного полетов остается для сна в грезах воспоминаний, упорядочивая слепой полет. Ровное дыхание сна не означает жизнь, а означает, что вы живой и вам еще рано к месту покоя или раздумий, а нужно лишь остановить поток лишнего, наносного, бездушного и компромиссного и выбрать для себя главное дыхание в унисон.

Утро разрушает сон, стирая из памяти сновидения. День начинается со встречи с солнечным светом на рассвете и заканчивается прощанием с ним на закате. Между краткими моментами счастья, покоя и созерцания – суета, беготня, попытки решать насущные проблемы. И только в отпуске, когда тело и дух не перегружены заботой о хлебе насущном, момент счастья и созерцания растягивается во времени и пространстве. Ты счастлив утром и вечером, ночью и днем просто потому, что тебя окружают деревья, горы, море, солнце, тепло и любовь – все то, что делает человека счастливым.

…Есть в Крыму две горы – Орел и Сокол, а между ними затерялся в уютной живописной бухте поселок Новый Свет, со своими можжевеловыми рощами и самым вкусным шампанским, непостижимо притягательный, заставляющий тех, кто там побывал, возвращаться туда вновь и вновь, невзирая на то что есть множество разнообразных удивительных мест даже недалеко от дома. Марка микрокосмоса этого места, быть может, заключается в соединении стихий могучего, статичного Орла, возвышающегося с западной стороны бухты, и трепетного, стремительного, готового взлететь в любой момент Сокола. Эти две контрастные горы с птичьими именами ассоциируются с человеческой парой – мужчиной и женщиной, разными в своем проявлении, но объединенными стремлением совместного полета к вершинам, полета во сне и наяву, полета души и фантазий, как на картинах Марка Шагала. Сеять разумное, доброе, вечное, обновляя свою жизнь в тени движения облаков, собирая песчинки и разноцветные стеклышки мозаики расцвеченного солнцем вида в окне «Гнезда» между землей и небом…

Облака, белогривые лошадки,
Что вы мчитесь без оглядки?
Вы по небу прокатите нас, облака...

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...