Вы здесь

Верить и делать: С мыслью о родном городе

Разнообразие средств благоустройства в небольших городах не так уж велико – плиточное мощение, бетонные ограждения, озеленение. Центральные части их становятся похожи друг на друга, как продукция одного конвейера. Все это можно понять и объяснить в некоторых случаях недостатком средств, в других – времени, а иногда и фантазии. Хотя и традиционные приемы могут сделать город не просто благоустроенным, но, сохранив его уникальность, передать исторический образ, сформированный столетиями.

Сегодня мы представляем два районных центра Гродненской области. В поисках обновления каждый стремился сохранить свое лицо. И, обустраивая улицы
и площади, создал для своих жителей комфортную, уютную среду обитания.

Два города… Два образа обустройства окружающего пространства.

 

Образ первый. Слоним:
В благоустройстве не бывает мелочей

 

Живописное место в верховьях Немана, где в Щару впадает река Исса. Почти восемь веков стоит здесь город Слоним. Как форпост, как заслон (возможно, именно от славянского слова “услона” происходит его первоначальное название Васлоним, Услоним) возник он на славянско-литовском пограничье. Не раз становился яблоком раздора в борьбе литовских и галицко-волынских князей. В конце ХIII в. вошел в состав Великого княжества Литовского, а в 1531 г. получил магдебургское право.

Щара разделяет Слоним на две части. Исторический город расположен на левобережье. Это Рыночная площадь, улица Ружанская. На правом берегу главное историческое место – площадь Горького, чьим композиционным центром является костел св. Андрея.

Город прекрасно структурирован. Четкая планировочная композиция, сохранившаяся кирпичная застройка XIX в. делают его не просто фотогеничным, но и визуально “аппетитным”. Его хочется разглядывать до бесконечности.

 

В преддверии своего 755-летия город преобразился. Местные власти всерьез взялись за комплексное благоустройство, которое включало практически все элементы окружающей человека городской среды. Проделав всего за несколько месяцев колоссальную работу, они доказали, что собственные сила, инициатива и желание что-то изменить значат порой больше, чем любые госпрограммы и дотации. В порядок приводились не только центральные улицы. Фасады, крыши, инженерные коммуникации, асфальтовое и плиточное покрытие, обустройство скверов, расширение проезжей части улиц. Цифры и объем впечатляют, но разве в них дело... Самое ценное, что в Слониме удалось соблюсти разумную, гармоничную пропорцию, избежать типизации и унификации при формировании новой-старой среды. Город оказался именно облагорожен, а не причесан под общую гребенку.

“Главное, чем мы руководствовались, – благо города. Все, что нам предстояло осуществить, мы прочувствовали сердцем, оценили разумом и сделали на совесть, все знания и умения вложив в этот проект. Предварительной документации в большинстве случаев не было, работы велись параллельно. Реализовано было 146 объектов. Мы старались выполнить максимальный объем работ, осуществив по-настоящему комплексный подход к благоустройству. Ведь покрасив фасад, нельзя оставить без внимания кровлю. Укладывая новое мощение, следует предусмотреть замену подземных коммуникаций, – рассказывает Иван Иванович Бобяк, заместитель председателя Слонимского райисполкома, курировавший все работы с самого начала. Именно он – инициатор столь масштабных перемен в городе, поэтому помнит каждую деталь, вникает во все подробности и тонкости процесса благоустройства. – В самом начале на цели благоустройства мы взяли кредит 6 млн долларов на три года, но этого оказалось недостаточно. К 1 января 2008 г. освоили 43 млрд рублей. Эти деньги – средства наших организаций – коммунальных, дорожных и других. С полным правом можем утверждать, что благоустроили город собственными руками”.

 

В старину Слоним представлял собой смешение множества народностей и конфессий. Такой богатый состав населения города был основой разнообразия и его архитектуры – костелы, церкви, синагоги, мечети…

Монументальные культовые сооружения сыграли градообразующую роль, став композиционными центрами, вокруг которых велась жилая застройка кварталов.

Входили они также в оборонительную систему города, поэтому расположение их связано с основными площадями и улицами, переходящими в загородные дороги. Немногие сохранились до наших дней, однако по-прежнему доминируют, задают тон окружающему пространству, никого не оставляя равнодушным.

Торжественность костела св. Андрея, подобно музыке органа, вызывает благоговение и восхищение.

Неприступным оплотом веры выглядит костел бернардинцев. Шлемовидные купола построек по бокам костела?– как апостолы и стражи, охраняющие город в водовороте событий и времени.

Недалеко от рынка расположена бывшая синагога, стены которой, кажется, пропитаны многовековой мудростью Торы. В центре города, но словно в изгнании, она тоже ждет своего возрождения.

 

 

Один из крупнейших православных соборов не только города, но и всей Гродненщины – Свято-Преображенский. Сегодня на нем установлен новый колокол, отлитый в Воронеже, благоустроена прилегающая территория. Рядом с храмом – часовня высотой 53 м. В нее вмонтировали котел, обогревающий весь собор, а также скрыли дымовую трубу, закрепив в монолите. Таких примеров обновления и сотрудничества многих городских структур, организаций, фирм в городе немало. Об этом с особой теплотой вспоминает сегодня Иван Иванович: “Мы трудились всем миром. Кто-то помогал техникой, кто-то материалами. Но главное – все работали на город. Потому и культура выполнения работ – на высоком уровне, и серьезных претензий к качеству не поступало”.

 

В советские времена улицам небольших белорусских городов давались идеологически выверенные названия. В каждом обязательно присутствовали площадь Ленина, улицы Советская (наверняка центральная), Интернациональная и еще несколько, названных в честь борцов революции. Но встречались и совершенно экзотические варианты. Так, в Слониме улица, известная с XVII в., получила имя Патриса Лумумбы. Хорошо, что такую неуместность время исправило. Теперь на карте города снова обозначена улица Ружанская.

Вспоминая историю города и имена людей, которые оставили след в его судьбе, вполне закономерным было бы появление в городе площади (или улицы) Михала Казимира Огинского.

Великий гетман литовский М.К. Огинский, приобретя в XVIII в. во владение Слоним, на месте деревянного построил каменный дворцовый комплекс с манежем, оранжереей, регулярным парком, домами для придворных и гостей, типографией и хозяйственными постройками.

Отдельной достопримечательностью города стал театр – оперхауз (возведен в 1770-е гг.), располагавшийся между дворцом и спрямленным руслом Щары. Его сцена была приспособлена для выхода большого количества артистов, а сам канал использовался для водных феерий.

Также по инициативе гетмана Огинского был построен канал (канал Огинского), соединивший Ясельду (приток Припяти) и Щару. Его появление оживило торговлю, появилось множество предприятий. С пятитысячным населением в конце XVIII в. Слоним считался достаточно крупным городом. “Полесские Афины” – так называли его современники.

 

На слонимских улицах все дышит историей. Причем не парадной и торжественной, как в Несвиже, не воинственной, как в Мире, и не сакральной, как в Полоцке, а самой обыденной, повседневной – той историей, из которой произрастает национальный характер.

Давно не разносятся над городом звуки опер из театра Огинского, давно утратил черты регулярности парк великого литовского гетмана. Знаки нового времени наполнили город. На улицах его оживленно и людно. Все течет, все меняется, и помня о том, что дважды нельзя войти в одну реку, Слоним прокладывает себе новое русло в потоке времени.

 

“В городе обязательно должна быть площадь. И хотя этот вопрос пока еще окончательно не решен, уже разрабатывается проект, согласно которому территория за РДК – Певчее поле – соединится с парком Огинского, став главной площадью для общественных мероприятий, праздников, для отдыха горожан, – делится своими планами И.И. Бобяк.– Исходные данные переданы для разработки документации в проектную группу “Солигорскпромстрой”.

Город изменился, и его преображение будет продолжаться. Верится, что к лучшему. Но самое важное, чтобы изменения не заставили его утратить свое лицо в угоду времени и обстоятельствам, чтобы людям, которые здесь живут и работают, хватило мудрости, терпения и знания сохранить яркую индивидуальность Своего Города.

 

Образ второй. Щучин:
Большое начинается с малого

В ежегодном Республиканском смотре-конкурсе благоустройства за 2007 г. среди городов с населением до 30 тысяч первое место занял Щучин. Реконструкцию и благоустройство, проведенное на центральной площади города, по достоинству оценило компетентное жюри. А результатами этой работы с удовольствием пользуются горожане и приезжие.

Реконструкция и благоустройство пл. Свободы в Щучине

Авторский коллектив

архит.: Б.Л. Доста, Л.В. Силич, Б.В. Шмыга, М.Ф. Галабурда, А.С. Пархута;

инженеры: Т.В. Бондарева, В.Л. Капустин

 

Чтобы понять масштаб задач и оценить объем выполненных работ, нужно иметь представление об исходном состоянии объекта.

Веков пять назад Щучин был небольшой деревенькой. Может, ею бы и остался, не пройди рядом оживленная дорога Гродно – Лида, которая дала развитие поселению. К живописным щучинским местам обратили взгляд Радзивиллы и в XVI в. включили эти земли в свои владения. Начинают строиться дома для купцов и ремесленников, католический орден пиаров основывает коллегию, а после появляются семинария и высшая школа. Город постепенно разрастался, и уже в конце XIX в. в нем проживало около 2 тысяч человек.

 

Сегодня Щучин – типичное местечко западной Беларуси. Друг напротив друга стоят церковь и костел, площадь по периметру застроена одно- и двухэтажными зданиями.

Все это создает ощущение уюта, комфортности, провинциальной неспешности.

Сохранить масштаб, пропорции, а следовательно, и характер городской застройки – альфа и омега благоустройства в границах малого города.

 

Бюджет выделенных на благоустройство средств был ограничен. На уровне райисполкома решили в первую очередь выполнить то, что городу в одиночку не по силам, а именно реконструкцию центральной части. Проект подготовила группа архитекторов ООО “Тектон” под руководством Б.Л. Досты, много лет проработавшего главным архитектором района, человека, неравнодушного к судьбе города, сведущего и в его фактической, и в планировочной истории.

– Нынешний проект, – рассказывает Борис Леонидович, – по существу второй по благоустройству центральной площади города. Первый начинался, когда я только пришел работать в городскую архитектуру. Реализован он был частично, что, может быть, в конечном итоге послужило на благо города. Ведь согласно генплану, центр подлежал сносу. А для меня как архитектора было важно его сохранить, не нарушить, не навредить городу появлением несомасштабных серых коробок. К каждому объекту надо было подходить тщательно и вдумчиво, осторожно и трепетно. Подключали к работе историков, собирали доступные факты и сведения. Жаль только, что большинство исторических свидетельств хранится в Краковском архиве: для нас они оказались недосягаемы.

“В городе должна жить история. Для строительства современных зданий и сооружений есть новые микрорайоны и свободные площади, но центр принадлежит ей” – такого императива придерживались архитекторы. Начав с самых неухоженных и запущенных мест, стараясь сохранить и воссоздать, они поэтапно реконструировали и обустраивали центр города.

Получился он как нельзя более органичным: поддержан его градостроительный и архитектурный “климат”, не возникло ничего инородного. Этому в немалой степени способствовало то, что проект разрабатывали местные архитекторы, чувствующие масштаб и пропорции города. Так, например, центральная площадь на первый взгляд кажется слишком просторной для такого небольшого городка, как Щучин, но с помощью опорных систем удалось уравнять ее по масштабам с окружением.

Когда-то в городе стояла башня “от трех бед” – голода, войны и пожара. Именно они очень часто становились причиной разрушений и опустошений. Последний крупный пожар, случившийся в 1895 г., уничтожил всю центральную застройку, так что архитектура щучинского центра – результат уже последующих восстановлений. Эту башню как своеобразный оберег города и реанимировали архитекторы.

Удачно вписаны в ткань исторической застройки новые здания. Появившаяся на центральной площади аптека своим обликом нисколько не диссонирует с окружающей средой, а как будто продолжает ее.

Скоро в центральном сквере будет сооружен фонтан, и тогда благоустройство этой части обретет логическое завершение.

Оживят архитектуру вертикальное озеленение и цветы, но горожанам самим предстоит “обжить” площадь, исходить, истоптать ее, наполнив своими знаками и смыслами.

Все сделанное – лишь начало большой работы. Уже задана жесткая транспортная основа, распределены пешеходные потоки, впереди – благоустройство удаленных от центра уголков города.

 

Реализованные проекты благоустройства, архитектурного возрождения меняют не только внешний облик городов, они непременно меняют представления, мировосприятие и, пожалуй, со временем, мировоззрение людей. Это именно тот пример, который воспитывает не только чувство ответственности за свое место (бытового вандализма в городе стало меньше!), но и эстетическое чувство, чувство градостроительной меры и красоты. Только на таких образцах люди научатся чувствовать городскую среду, создавать ее гармоничный образ и в большом, и в малом.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
06.09.2004 / просмотров: [totalcount]
Беларусь богата великолепными пейзажами и развитыми историческими традициями садово-парковой архитектуры, что является прекрасной основой для...
06.09.2004 / просмотров: [totalcount]
180 лет назад началось строительство выдающегося памятника технической культуры Европы ХIХ в. — Августовского канала, названного так по имени...