Вы здесь

Обеспечение пожарной безопасности высотных зданий

Высотные здания (более 75 м) становятся особенностью современного силуэта крупных городов, придавая масштабность и привлекательность архитектурному облику. В немалой степени их появление обусловлено причинами экономического характера, такими, как дефицит свободных городских территорий и высокая стоимость земли, которые дают о себе знать и в Минске.

Однако высотные здания, являясь технологически сложными строительными сооружениями, относятся к объектам повышенного риска. Следовательно, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни людей и целостности самих зданий, в частности пожаров, в них неизмеримо выше. Статистика говорит, что трагедий, происходящих в небоскребах, в мире не становится меньше, а последствия их выглядят катастрофически и угрожающе. Например, в результате пожара в 31этажном здании в центре СанПаулу (Бразилия) 10 января 2005 г. около 90 человек получили отравления от продуктов горения. В ликвидации огня и эвакуации людей были задействованы более двадцати пожарных аварийноспасательных подразделений.

Сильный пожар, возникший в ночь на 13 февраля 2005 г. в верхней части 32этажного офисного здания “Виндзор”, расположенного в деловом центре Мадрида (Испания), продолжался 21 час. И, несмотря на все усилия, не прекратился до тех пор, пока практически не выгорело все здание.

Более суток огонь непредсказуемо хозяйничал в 56этажном небоскребе Каракаса (Венесуэла) 17 октября 2005 г., почти полностью уничтожив 26 этажей восточной башни высотного комплекса. Специалисты всерьез опасались, что здание может разрушиться.

30 мая 2006 г. в Астане произошло возгорание кровли и верхних этажей административного 38этажного здания, в котором расположены министерства транспорта и коммуникаций, культуры и информации, спорта и туризма. Огонь охватил 1200 м2 наружной конструкции и около 600 м2 внутренних площадей. К счастью, все находившиеся в здании люди были оперативно эвакуированы.

Как правило, экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций в небоскребах исчисляется астрономическими цифрами.

Гибель людей и условия развития пожаров вызваны чаще всего отсутствием продуманных инженерных решений, наличием ряда ошибок в проектировании высотных зданий, повышающих их пожарную опасность, а также недостаточным контролем за эксплуатацией.

Безусловно, главной задачей, предшествующей принятию решения о возведении высотных зданий в Минске, наряду с остро стоящими вопросами обеспечения их безопасности должна стать нелегкая, ответственная и кропотливая работа по совершенствованию нормативной базы такого строительства.

Мы только приступаем к подобным исследованиям, собственный опыт в проектировании высотных зданий недостаточен. Существующая зарубежная нормативная база не может быть полностью адаптирована к местным условиям без учета их особенностей.

В 2006 г. НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь принял участие в исследованиях объемно­планировочных, конструктивных и технических решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности проектируемого ООО “ЭнергияГМБХ” высотного 120метрового жилого дома со встроенным гаражом и объектами социально­торгового назначения в районе ул. Сторожевской и пер. Коммунального в Минске.

Поскольку требования действующих строительных норм распространяются на проектирование жилых зданий высотой не более 75 м, возникла задача разработать решения, отражающие специфику противопожарной защиты данного высотного жилого комплекса. В ходе работ был изучен опыт проектирования аналогичных объектов в ближнем и дальнем зарубежье.

Специалисты института, учитывая возможность быстрого развития пожара по вертикали, сложность в обеспечении эвакуации, проведении спасательных работ и действий по ликвидации возможного пожара на проектируемом объекте, предусмотрели дополнительные мероприятия на всех стадиях проектирования: при разработке генерального плана; выборе конструктивных решений; объемно­планировочных решений в части обеспечения безопасной эвакуации людей; проектировании систем пожарной автоматики, наружного и внутреннего пожаротушения, противодымной защиты и электроснабжения.

Был предложен достаточно широкий спектр обязательных для выполнения защитных рекомендаций. В частности:

– для того чтобы пожарная аварийноспасательная техника могла беспрепятственно проехать к проектируемому комплексу, необходимы круговые проезды шириной не менее 6 м с твердым покрытием на расстоянии 8–10 м от наружных стен согласно СНБ 3.03.02–97;

– конструкция дорожного полотна пожарного проезда, покрытия стилобатной части, по которым предусматривается проезд пожарной аварийноспасательной техники, должна быть запроектирована на расчетную нагрузку от автолестницы, коленчатого подъемника весом не менее 46 т (16 т на ось) с учетом требований СНБ 5.08.01–2000;

– на прилегающей к жилому комплексу территории следует предусмотреть площадку для посадки пожарного вертолета либо высадки людей из спасательной кабины;

– класс пожарной опасности строительных конструкций высотной части комплекса принять КО по СНБ 2.02.01–98;

– пределы огнестойкости конструктивных элементов высотной части комплекса предусмотреть согласно требованиям СНБ 2.02.01–98 к зданиям 1й степени огнестойкости, за исключением: противопожарных перекрытий технического этажа – REI 90, противопожарных перегородок – EI 60, наружных ненесущих стен – EI 60, покрытия эксплуатируемого – REI120, стен лестничных клеток – REI 180;

– для теплоизоляции наружных стен следует применять негорючие материалы;

– проемы в противопожарных перекрытиях должны защищаться клапанами 1го типа;

– дверные проемы в ограждающих конструкциях пожароопасных и технических помещений, коммуникационных шахт и ниш следует защитить противопожарными дверями 2го типа; двери квартир – противопожарными 1го типа; двери во внутренних стенах лестничных клеток высотной (жилой) части здания – противопожарными 1го типа;

– для отделки потолков, стен и устройства полов на путях эвакуации и в технических этажах обязательно применение негорючих материалов;

– над проемами выездов с автостоянок должны быть козырьки из негорючих материалов шириной не менее 1 м, расстояние от козырька до низа оконных проемов – не менее 4 м;

– на технических этажах тепло­ и звукоизоляцию помещений, инженерного оборудования, кровлю высотной части комплекса проектировать из негорючих материалов;

– площадь пожарного отсека автостоянки в подземных этажах не должна превышать 3000 м2, а площадь пожарного отсека, включающая общественные помещения в стилобатной части и на первом этаже, – 5000 м2;

– высотная часть комплекса должна быть разделена по высоте на пожарные отсеки, не превышающие 50 м, включающие в себя не более 16 этажей. Каждый пожарный отсек в жилой части здания отделяется от другого пожарного отсека техническим этажом с противопожарными перекрытиями и имеет самостоятельные инженерные коммуникации (противопожарный и хозяйственнопитьевой водопроводы, системы противодымной защиты и вентиляции, мусоропровод, электроснабжение, пожарную автоматику);

– на техническом этаже необходимо предусмотреть зону коллективной безопасности с помещениями для хранения противопожарного оборудования, средств спасания и индивидуальной защиты, выделенную противопожарными перегородками и обеспеченную подпором воздуха при пожаре;

– стоянки автомобилей, общественные помещения на первом этаже должны иметь самостоятельные эвакуационные выходы;

– эвакуацию с жилых этажей следует предусмотреть по незадымляемым лестничным клеткам, обеспеченным в уровне первого этажа выходами непосредственно наружу. При этом ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком;

– ширину маршей и площадок в лестничных клетках предусмотреть не менее 1,2 м с зазором между маршами не менее 100 мм; ширину наружных дверей лестничных клеток – не менее ширины марша;

– все эвакуационные лестничные клетки обеспечить естественным освещением через окна в наружных стенах с учетом требований СНБ 2.04.05–96;

– на покрытии высотной части комплекса запроектировать площадку с освещением размером 5x5 м и ограждением высотой 1,2 м для спасательной кабины пожарного вертолета. К ней должен быть обеспечен доступ из всех незадымляемых лестничных клеток через выходы на покрытие высотной части комплекса по лестничным маршам. Выходы на покрытие следует защищать противопожарными дверями 2го типа;

– все помещения комплекса необходимо оборудовать системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей согласно требованиям СНБ 2.02.02–01;

– на путях эвакуации на автостоянках и из общественных помещений стилобатной части запроектировать световые указатели направления движения на высоте 2 и 0,5 м от уровня пола в пределах прямой видимости из любой точки пути эвакуации;

– над входными дверями квартир снаружи – установку спринклерных оросителей, подключенных к стоякам внутреннего противопожарного водопровода через реле потока; в помещениях квартир (прихожих, жилых комнатах, кухнях) и поэтажных коридорах, включая лифтовые холлы, – установку дымовых пожарных извещателей;

– сигнал о срабатывании установок пожарной автоматики следует предусмотреть на пульт диспетчеризации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

– автостоянки и общественные помещения стилобатной части оборудовать автоматическими установками пожаротушения;

– обеспечить подъезд пожарных аварийноспасательных машин к пожарным гидрантам, установленным на городской водопроводной сети. Количество пожарных гидрантов принять из расчета подачи на тушение пожара не менее 100 л/с с удалением их от стен высотной части комплекса не более 150 м с учетом требований СНБ 4.01.02–03;

– предусмотреть возможность забора воды из реки Свислочь автонасосами с пирса при помощи специальных устройств;

– жилые этажи оборудовать внутренним противопожарным водопроводом с расчетным расходом воды не менее 2 струй по 5 л/с в каждую точку квартиры;

– для создания необходимого напора во внутреннем противопожарном водопроводе следует запроектировать в пределах верхнего технического этажа пневмоблок емкостью 10 м3;

– пуск насосов­повысителей внутреннего противопожарного водопровода должен быть автоматическим, дистанционным (от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов) и вручную;

– на балконах (лоджиях) при незадымляемых лестничных клетках H1 предусмотреть сухотрубы диаметром 80 мм со спаренными пожарными кранами на каждом этаже, оборудованные в уровне 1го этажа полугайками для подключения автонасосов;

– от каждой зоны противопожарного водопровода (включая и систему автоматического пожаротушения) должны быть выведены на наружные стены зданий патрубки с соединительными головками диаметром 80 мм с установкой в здании обратного клапана и задвижки, управляемой снаружи. Места размещения патрубков должны быть обозначены световыми указателями и пиктограммами согласно СТБ 1392–03;

– предусмотреть системы дымоудаления из поэтажных коридоров с учетом разделения высотной части жилого комплекса на пожарные отсеки и системы подпора воздуха в лестничные клетки типа Н2, а также в подвале, в тамбуршлюзах перед пожарными лифтами;

– пуск системы противодымной защиты должен осуществляться автоматически по сигналу от пожарных извещателей; дистанционно от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов;

– обеспечить самостоятельными системами противодымной защиты в соответствии с требованиями СНБ 4.02.01–03 стоянки автомобилей, общественные помещения стилобатной части и каждого пожарного отсека жилой части комплекса;

– решетки на вентиляционных каналах в кухнях и санузлах квартир запроектировать из негорючих материалов с возможностью их перекрытия жильцами квартир при пожаре вручную;

– электроснабжение систем противопожарной защиты обеспечить от отдельной трансформаторной подстанции или расположенной в первом или цокольном этаже стилобатной части комплекса согласно требованиям п. 7.1.15 ПУЭ86. С учетом высотности проектируемого комплекса предусмотреть третий резервный источник электроснабжения от дизельной электростанции. Склад топлива дизельной электростанции должен быть запроектирован в пристройке стилобатной части или отдельном здании;

– электроснабжение систем противопожарной защиты (включая пожарные лифты) запроектировать по 1й категории надежности от самостоятельных электрощитов (отдельных панелей), имеющих отличительную окраску, по двум самостоятельным трассам (направлениям);

– кабельные электросети в пределах пожарного отсека должны прокладываться в металлических трубах или коробах, за пределами пожарного отсека – в каналах и шахтах. Противопожарные двери электротехнических шахт и ниш запроектировать с пределом огнестойкости EI 60;

– прокладываемые в электротехнических шахтах кабели должны иметь класс пожарной опасности не ниже П3.6 по требованиям НПБ 9–2000 или указанные шахты следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения;

– в местах пересечения противопожарных преград одиночными кабелями предусмотреть огнезащитную обмазку кабелей или установить керамические обжимные прокладки;

– световые указатели эвакуационных выходов следует запитать от автономного источника электропитания;

– лифты должны быть запроектированы с двумя режимами управления: “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”. Конструктивные и технологические решения, а также системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения лифтов должны отвечать требованиям НПБ 14–2004.

Проблемы пожаробезопасности многофункциональных высотных зданий и комплексов были центральной темой состоявшегося 16 ноября 2006 г. Координационного совета по научнотехническому обеспечению пожарной безопасности. По результатам совета НИИ ПБ и ЧС МЧС рекомендовано развернуть исследования возможных сценариев пожара с целью моделирования их развития; уровня безопасности людей; динамики развития опасных факторов пожара, а также временных интервалов спасательных работ; распространения поражающих факторов, включая зоны теплового воздействия и обрушения; необходимого резерва средств ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на объекте. Ожидают пристального изучения вопросы применения механизированных средств спасения людей с высот, индивидуальных средств защиты от опасных факторов пожара в процессе эвакуации и многое другое. Результаты исследований планируется положить в основу разработки национального технического нормативного правового акта, требования которого будут направлены на обеспечение безопасности людей при эксплуатации многофункциональных высотных зданий.

Следует отметить, что работы по реализации решения совета активно ведутся. И уже на начальных этапах формируются конкретные выводы. В частности, практические исследования подтверждают, что при проектировании высотных зданий главенствующую роль играет оценка риска или анализ возможных угроз безопасности. Особого внимания требуют сегментация здания на отдельные пожарные отсеки и обеспечение соответствующих пределов огнестойкости несущих строительных конструкций, устройство противопожарных преград, разделяющих один отсек от другого и эффективно противостоящих распространению пожара по зданию в целом, ужесточение решений по отношению к дверным и оконным проемам, инженерным системам, фасаду высотного здания.

Планируемая работа позволит гражданам Республики Беларусь быть уверенными в своей безопасности.


 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
2–3 октября город над Сожем принимал у себя гостей — участников Пятого национального фестиваля архитектуры “Гомель-2003”. В...
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
По сложившейся традиции большая часть юбилейных публикаций начинается с перечня высоких званий, титулов и регалий. Наверное, это и правильно, но не...