Вы здесь

"Созидание будущего – в осознании национальных традиций" – Дмитрий Семенкевич.

 заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь
Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь
18.07.2012 10:23

Интервью заместителя министра архитектуры и строительства Республики Беларусь газете «На стройках Минска»

– Дмитрий Игоревич, какова современная национальная архитектура Беларуси? Ее особенности и реализация в конкретных проектах?

– Современный этап развития белорусской архитектуры характеризуется разносторонней деятельностью по совершенствованию государственной градостроительной политики, комплексному развитию населенных пунктов и регионов страны на основе внедрения инновационных подходов в их обустройстве. Год назад Президентом были утверждены «Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы». В качестве приоритетных в документе определены пять направлений градостроительной политики. Пятое – это как раз формирование современной национальной архитектуры. На этапе подготовки данного законопроекта Минстройархитектуры обратилось к нашим ученым, чтобы вместе выработать критерии и подходы, которые будут отвечать идеологии современного белорусского государства. В первую очередь, это формирование уникального образа каждого белорусского поселения; возведение знаковых архитектурно-градостроительных объектов и комплексов, символизирующих современную идею национального развития Беларуси; сохранение исторической застройки, с гармоничным включением современной архитектуры в контекст существующей среды с использованием инновационных технологий благоустройства и дизайна; градостроительное регулирование размещения высотных зданий в городе Минске, крупных и больших городах; использование новых технологий в индустриальном домостроении, позволяющих придать массовой застройке индивидуальные черты.

Это сложная задача. Я надеюсь, что вместе с архитектурной общественностью мы обеспечим целенаправленное применение градостроительных инструментов для улучшения среды жизнедеятельности в городах и сельских поселениях страны.

На мой взгляд, в городской архитектуре сегодня незаслуженно забыто дерево – наш национальный строительный материал. Металлоконструкции, которые используются в возведении общественных и производственных объектов, можно легко заменить на деревянные, сэкономив, таким образом, валютные ресурсы. Почему-то у нас сформировалось мнение, что дерево может быть применено только в индивидуальном жилищном строительстве. На самом деле есть положительный пример использования этого материала в качестве несущих ферм при строительстве молочно-товарных комплексов. В Могилевской области построены два таких комплекса, дерево прекрасно ведет себя в агрессивной среде. Применение этого строительного материала – точный плюс к получению белорусского своеобразия.

Сегодня мы говорим о том, что в белорусской архитектуре должен более активно использоваться цвет. В Беларуси пасмурных дней больше, чем солнечных, и цветовое решение является своеобразием современной архитектуры.

Я против большого количества остекления фасадов зданий, потому что стекло, которое пришло к нам из международной практики, на мой взгляд, ухудшает архитектуру. Свойство стеклянной архитектуры – отражать в себе окружение, а сам объект зрительно как бы теряется. Когда наши знаковые места в столице формируют только здания из стекла, это говорит о том, что знакового-то места и нет. Например, торговый центр «Европа» на ул.Сурганова. Пусть на меня не обижаются архитекторы, но я считаю его негативным примером. Сплошным стеклом нам увлекаться ни в коем случае нельзя. Красиво, когда сочетается стекло, бетон, дерево или кирпич. И у нас такие примеры тоже есть.

– Хотелось бы узнать Ваше мнение об архитектурном облике нашей столицы. Что Вам нравится, а что нет?

– Минск, который после войны был практически создан заново, обладает характерной особенностью гармоничного сочетания зеленых массивов и застройки города. Мы часто слышим от приезжих: «Какой у вас зеленый город!» На самом же деле в Минске очень высокая плотность застройки. Но за счет правильно спланированных зеленых зон, кажется, что город утопает в зелени. Эту уникальную особенность нам обязательно нужно сохранить. Сегодня, к сожалению, когда мы ограничены в использовании сельхозземель, инвесторы и застройщики смотрят на эти зеленые клинья, лесопарки как на резерв для развития жилищного строительства, возведения торговых объектов, офисов. Застраивается наш уникальный водно-зеленый диаметр вдоль Свислочи, живописные территории вдоль Слепянской водной системы, которая вошла во всемирную энциклопедию архитектуры. На мой взгляд, нужно наложить жесткое табу на освоение этих территорий. Они очень ценны для экологии и уникального образа города.

В этой связи хочу привести пример Пекина. Одно дело, когда видишь национальный олимпийский стадион «Птичье гнездо» с экрана телевизора – архитектура действительно впечатляет. Но когда я там побывал и увидел его в натуре, в каком окружении сооружение находится – все застроено зданиями, то восторженное впечатление от крупного общественно-спортивного объекта куда-то исчезло.
Хотелось бы, чтобы мы относились к зеленым территориям более трогательно, сохраняли и благоустраивали их. Особенно в этом нуждаются зеленые насаждения в производственных зонах. Там следует создать небольшие скверы, парки, обустроить велосипедные дорожки, пруды, каскады, открыть фонтаны. Думаю, население воспримет это на ура. Минская водно-зеленая система, действительно, была признана в мире как уникальный рукотворный городской ландшафт. Она подчеркивает индивидуальность планировочной структуры столицы. Это ее бренд.

– В последние годы в Минске активно возводятся монолитные высотки. И специалисты, и жители города отмечают, что здания из стекла и бетона часто не вписываются в существующую застройку, нарушают ее целостность. Ваша точка зрения на сей счет?

– Не так давно мы проводили республиканский архитектурно-градостроительный Совет, рассматривали вопросы, связанные со строительством высотной гостиницы на ул. Немига. Главное, что отметили: в высотном строительстве должна быть определенная системность. Следует привести отрицательный опыт Парижа – стратегия высотного строительства в центре французской столицы в свое время потерпела фиаско. Было построено только одно высотное здание. Данное сооружение, созданное по всем канонам интернациональной архитектуры, практически стало уничтожать центр города, и парижане восстали. Тогда было принято решение вынести все высотное строительство в район ля-Дефанс. Теперь это деловой центр Парижа, и только в этом районе разрешено строить высотные здания.

Я сторонник того, чтобы размещение «высоток» выполнялось на системных принципах. Что я имею ввиду? В первую очередь, небоскребы акцентируют внимание жителей и гостей на определенной зоне города, по ним можно ориентироваться в сложном лабиринте городских улиц. В Москве в 30-е годы была своя идея размещения высотных зданий – создание художественного образа Садового кольца: все «высотки» размещались по кольцу, обозначая границы исторического города.

Минск тоже начинал работу по созданию схемы расположения высотных зданий, но она не была закончена. Сейчас вернулись к этой теме, Комитет архитектуры и градостроительства совместно с институтом «Минскградо» заканчивают разработку схемы размещения высотных зданий в столице.
На мой взгляд, высотное строительство допустимо в Минске на проспекте Победителей, где сейчас возвели 25-этажное здание на месте бывшего кафе «Реченька». Но оно не должно быть единичным, там нужно создать хороший архитектурный ансамбль из таких же небоскребов. Это могут быть гостиницы, объекты торговли, которые подчеркнут выразительность ансамбля.

Я считаю большой градостроительной ошибкой высотный жилой дом над Свислочью, который построен с участием московских инвестиций. Он визуально сократил пространство зеленой зоны реки Свислочь, сделал ее дворовой территорией и практически уничтожил масштаб Троицкого предместья. Хотя в 70-е годы прошлого столетия проспект Победителей формировался в планах градостроителей как зона высотного строительства. Абсолютно правильное решение было принято по высотному строительству в «Минск-Сити». Это новый деловой центр города. Но тема подготовки площадки для инвестора у нас ни в городе, ни в республике не отрегулирована. Опыт Европы и Китая показывает, что именно органы местной власти готовят площадку для инвестора. Китайцы называют эту землю «чистой землей». Инвестор покупает ее с учетом всех расходов, которые город понес на подготовку площадки, и сразу же приступает к реализации инвестиционного проекта. У нас же инвестор попадает в сети административных процедур, начинает решать вопросы с собственниками, сносом сооружений – выполнять функции, ему не свойственные. В Китае стоимость чистого земельного участка с внеквартальной инфраструктурой может составлять 60-80% стоимости всего проекта. И инвесторы платят за это, решают вопросы, в том числе, и по строительству социального жилья.

– Дмитрий Игоревич, известно, что в этом году будет введено в стране 4,2 млн кв. м жилья, в том числе 46 тыс. кв. м – арендного. Это новое для нас направление. Такие дома уже строятся? Ваши прогнозы по стоимости квартир?

– Однозначно, что арендная плата должна быть для человека доступной. Смысл арендного жилья заключается в том, что муниципалитет, строящий такое жилье, не закладывает в сметную стоимость прибыль. Сроки эксплуатации арендного жилья рассматриваются намного больше, чем коммерческой недвижимости, соответственно раскладка окупаемости на более дальние сроки позволяет установить и меньшую арендную плату. Именно таким образом этот рынок регулируется на Западе, поэтому в Германии, Голландии и других странах доля арендного жилья очень высока. Человек не привязывается к собственности, он становится более мобильным. Конечно, 46 тыс. кв. м арендного жилья – это очень малые объемы для нашей столицы. Они должны быть в несколько раз выше. Мы думаем, что в городах-спутниках объемы арендного жилья будут больше.

– Продолжим тему городов-спутников. Это естественный процесс развития мегаполисов. Почему в Беларуси данное направление пробуксовывает?

– С одной стороны, отдельные участники этого процесса потеряли интерес к нему. Город Минск получил сегодня большую площадку для развития – до 2015 года объемов жилищного строительства будет достаточно, с учетом городских площадок на уплотнение. А с другой, министерство все равно заинтересовано в развитии городских поселений пригородной зоны, потому что сегодня эти города – естественные спутники Минска. Население, которое там живет, мигрирует ежедневно на работу в столицу. Минск просто обязан создать там инфраструктуру, соответствующую столичному уровню. Мы сейчас активно работаем над указом Президента по созданию города-спутника Смолевичи. Нужно определить финансовые средства на развитие городской инфраструктуры и создать ее. Без этого инвестора туда не привлечь. Коробки в чистом поле никому не нужны. Мы должны подготовить площадку, сейчас определяем стоимость, включаем в проект указа. Я надеюсь, что дальше пойдет нормальный процесс развития городов-спутников.

– На новостройках столицы трудятся представители стран ближнего и дальнего зарубежья, в то время как квалифицированные белорусские строители уезжают работать за рубеж. Есть ли у отраслевого министерства рецепт решения кадровой проблемы?

– В связи с ростом объемов строительства, а также отсутствием в прошлом году возможности увеличения заработной платы в строительстве проблема закрепления кадров действительно стала актуальной. Для прекращения оттока подготовленных специалистов за рубеж, повышения мотивации труда Минстройархитектуры определило ряд мер по закреплению квалифицированных кадров на производстве. В марте текущего года начата работа по поэтапному увеличению заработной платы рабочих строительных организаций. Принятие приказа Минстройархитектуры № 95 позволило организациям в пределах сметной стоимости объектов получать от заказчиков средства для стимулирующих выплат в размере 100% от сметной основной заработной платы рабочих и повысить заработную плату рабочим-строителям на 30-40% в зависимости от эффективности труда. Также приказом Минстройархитектуры № 117 от 11 апреля текущего года установлен повышающий коэффициент к ресурсно-сметным нормам на отдельные, наиболее востребованные и низкооплачиваемые общестроительные работы (все виды кладки, монолитные и штукатурные работы). В результате принятых мер рост индекса заработной платы за май составил 20,3% при общем индексе изменения стоимости СМР 2,04%.

Принятие данных решений в комплексе с выполнением заданий по росту производительности труда позволит до конца 2012 года выйти на уровень зарплаты в строительстве 500 и более долларов США. Это будет основным фактором, сдерживающим отток кадров за границу. Важную роль играет также решение жилищной проблемы строителей. Как вариант – организациям предоставлена возможность выделения своим работникам займов на строительство жилья, разумеется, при наличии прибыли.
Чтобы упорядочить выезд белорусских строителей за рубеж, укрепить финансовое положение организаций и обеспечить работников достойной зарплатой, а также привлечь валютные ресурсы в страну, Минстройархитектуры поставило задачу активизировать работу по освоению новых рынков оказания строительных услуг за пределами Республики Беларусь, в том числе обеспечить создание филиалов и представительств на территории других государств, участвовать во всех выгодных конкурсах и тендерах, проводимых в этих странах. В настоящее время строительные организации министерства строят жилье и возводят промышленные объекты на территории России, Польши, Литвы, Латвии, Венесуэлы, осваивают рынки Туркменистана и Азербайджана. Заключены договоры по оказанию в 2012 году строительных услуг на сумму более 66 млн. долларов США, еще на 114 млн. долларов достигнуты договоренности.

– Не могу не задать вопрос о стратегическом сырье. До каких пор цемент и щебень будут в Беларуси лимитироваться?

– По поручению Правительства институт НИПТИС им.С.С.Атаева осуществил прогноз развития внутреннего строительного рынка на 2012 год. Согласно полученным результатам в текущем году дефицит цемента и щебня еще сохранится, особенно в период повышенного сезонного спроса – май-сентябрь. Распределение этих материалов произведено на основании полученных заявок. Цемент и щебень выделены республиканским органам управления – для подведомственных организаций, а облисполкомам и Минскому горисполкому – для организаций коммунальной и частной форм собственности. Распределены также поставки щебня, производимого организациями коммунальной и частной форм собственности – КУП «Кубгранит», ООО «Межрегиональный дробильно-сортировочный завод», ООО «Белтехноспецимпорт», КУПП «Слонимский дробильно-сортировочный завод», щебзавод «Глушковичи».

В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию трех технологических линий по производству цемента суммарной мощностью 5,4 млн. тонн в год. С учетом нормативного срока освоения вновь введенных производственных мощностей это позволит выпускать в текущем году не менее 5 млн. тонн цемента. Технологическая линия мощностью 1,8 млн. тонн цемента в год уже введена в ОАО «Красносельскстройматериалы». До конца года заработают линии в ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер».

Что касается щебня, то в РУПП «Гранит» введена в строй пятая технологическая линия. Планируется строительство горно-обогатительного комбината на месторождении «Ситницкое». С выходом указанных предприятий на проектную мощность потребность Республики Беларусь в цементе и щебне будет обеспечена в полном объеме и необходимость в их централизованном распределении отпадет.

– Наша отраслевая наука представлена шестью научными институтами. Есть данные, подтверждающие, что свой хлеб они отрабатывают. В то же время промышленность строительных материалов обновляется и модернизируется в основном за счет приобретения и внедрения импортных технологий, оборудования, комплектующих. Расскажите, какие из отечественных инновационных разработок внедрены в последние годы в строительной отрасли?

– Действительно, наша отраслевая наука отрабатывает свой хлеб, потому что в отличие от академической она непосредственно связана с производством. Научно-исследовательские институты министерства – не нахлебники, на 70 и более процентов они финансируются за счет хоздоговорных отношений, а это прямые контракты с предприятиями. На текущий год мы определили конкретное направление – инновационное развитие. Это внедрение инновационных технологий и новых материалов в строительстве, темы, связанные с более глубокой переработкой отходов, которые мы получаем в процессе строительства и промышленного производства, а также нанотехнологии в производстве стройматериалов и т. п. Наука продолжает серьезно работать и по энергосбережению. В министерстве разработана программа энергоэффективного строительства. В прошлом году 10% от вновь вводимых домов были в энергосберегающем исполнении. К 2015 году планируется довести этот показатель до 60%. В городах-спутниках, я думаю, речь будет идти о стопроцентном строительстве энергосберегающего жилья. Наши институты также активно работают за границей – поставляются новые материалы и возводятся производства и жилье в Венесуэле. По энергоэффективным технологиям НИПТИС сотрудничает с Казахстаном, реализует строительство экспериментального энергоэффективного дома в этой стране.

– Один из механизмов увеличения экспорта строительных услуг и материалов – объединение усилий строительных, промышленных и проектных организаций в холдинги. Какие строительные холдинги будут созданы в Беларуси и когда?

– В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» Минстройархитектуры принято решение о создании двух холдингов на базе организаций Минстройархитектуры – «БелСпецМонтаж» (управляющая компания – ОАО «Промтехмонтаж») и «Белстрой» (управляющая компания – ОАО «Трест Белтрансстрой»). В состав создаваемых холдинговых структур включены крупные строительные и специализированные монтажные организации. В настоящее время проект распоряжения Президента Республики Беларусь по созданию названных холдингов согласован со всеми заинтересованными органами государственного управления и находится на рассмотрении в Правительстве.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе министерство планирует реализовать целевые задачи, связанные со строительством Белорусской АЭС, Ленинградской АЭС (с обучением белорусских специалистов) и Балтийской АЭС в Калининграде, а также объектов в Венесуэле, Африке и Латинской Америке, республиках Туркменистан и Азербайджан. Все это потребует системного подхода в сопровождении проектов, который смогут обеспечить отраслевые холдинги.

Создание холдинга «БелСпецМонтаж», в состав которого войдут специализированные строительно-монтажные организации, позволит принять необходимые управленческие решения по оптимальной загрузке, сбалансированности производственной программы и исключению неэффективного использования производственных мощностей. Основной функцией этого холдинга будет являться комплексное выполнение теплоизоляционных, электромонтажных, монтажных и пусконаладочных работ, выполняемых в тесной увязке с общестроительными работами на объектах нового строительства, а также реконструкции и капитального ремонта.

Принимая во внимание, что внешнеэкономическая деятельность – это один из основных приоритетов развития белорусской экономики, создание холдингов будет способствовать стабилизации и укреплению финансового положения строительных организаций, выходу на зарубежные рынки, и как следствие, увеличению годового объема экспорта услуг и получению валютных ресурсов.

Для своевременного и качественного выполнения работ на строительных объектах Государственной инвестиционной программы и на внешних рынках строительных услуг планируется объединить крупные генподрядные организации в холдинг «Белстрой».

Создание холдингов позволит получать экономические преимущества, главные из которых – капитализация прибыли и активов, а также снижение налоговой нагрузки. Среди плюсов – возможность эффективно использовать имущество и финансы, что позволит участникам направить полученную прибыль на инвестиционные цели, поиск новых рынков сбыта. Холдинги должны стать основой системы инвестирования в строительную отрасль и в экономику республики в целом. Это способные к саморазвитию в рыночных условиях интеграционные структуры, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства.

– Дмитрий Игоревич, завершилось общественное обсуждение проекта Концепции государственной жилищной политики на 2012-2015 годы. Какие предложения были внесены белорусами и нашли ли они отражение в Концепции?

– Проект Концепции государственной жилищной политики на 2012-2015 годы разработан по поручению Президента, данному на совещании о текущей социально-экономической ситуации в стране. Основная цель Концепции – удовлетворение потребностей граждан в доступном и комфортном жилье при максимальном стимулировании их участия в инвестировании личных средств в строительство собственного жилья. Важнейшие положения Концепции – это адресность государственной поддержки граждан при строительстве жилья, изменение критериев и порядка учета граждан, имеющих право на льготы при строительстве жилья, развитие фонда наемного жилья, расширение механизмов финансирования жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений, жилищный облигаций, ипотеки, введение госзаказа на жилье, а также вопросы стимулирования индивидуального жилищного строительства.

Обеспечение человека доступным и комфортным жильем во все годы было и остается одним из самых важных приоритетов социально-экономической стратегии государства. Поэтому Концепция направлена на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом. Учитывая социальную важность, по решению правительства документ был вынесен на общественное обсуждение, где каждый желающий мог высказать свои предложения. По итогам общественного обсуждения от граждан поступило и рассмотрено 52 предложения, из которых 2 предложения учтены и внесены в проект Концепции, 35 – не учтены, а остальные 15 содержат информацию о поддержке отдельных позиций Концепции либо изложение индивидуальных ситуаций.
Учтены следующие предложения граждан – организовать на подъездах к городу перехватывающие парковки с привязкой к ним общественного транспорта; предоставлять нуждающимся гражданам на безвозмездной основе проекты типовых домов различных конструктивных систем: каркасно-щитовых, из мелкоштучных каменных материалов, деревянных, на основе изделий домостроительных комбинатов и др.

В основном участники общественного обсуждения поддержали инициативу Правительства по разработке новых подходов в жилищной политике. Наибольшее количество критических замечаний вызвал вопрос о сокращении категорий граждан, имеющих право на господдержку при строительстве жилья. Однако данные предложения не были учтены при доработке проекта Концепции, так как противоречат ее основной идее – адресности государственной поддержки, уменьшению очереди состоящих на учете нуждающихся и более активному привлечению собственных средств граждан в процесс строительства жилья. Ряд поступивших предложений будет рассмотрен при формировании плана мероприятий по реализации Концепции.

– Спасибо за интервью.


Вопросы задавала Нина ЦЫКУНОВА

 

 

 

 

Читайте также
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Ранее действовавшие нормативно-технические документы рекомендовали применять в качестве крупного заполнителя для бетонов марок до М 200 щебень из...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
С начала строительства Минского тракторного завода мои воспоминания перекликаются с записками Натальи Николаевны. Мне было 9 лет, когда 7 августа...
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Решением правительства БССР от 14 мая 1946 г. на областные, районные и городские комитеты была возложена обязанность благоустроить могилы воинов...