Вы здесь

Гомель: Преемственность планировочной структуры

Генеральный план г. Гомеля
Опорный план г. Гомеля
Транспортная инфраструктура г. Гомеля

Краткая характеристика градостроительного развития
В ХI в. на высоком берегу полноводной р. Сож при впадении в нее р. Гомиюк появилось поселение, давшее начало Гомелю, древнейшему славянскому городу.
В ХVI–XVII вв. Гомель представлял собой замок с оборонительными сооружениями, на территории которого находился дворец, жилье зажиточных горожан, рыночная площадь.
Во второй половине ХVIII в. появившиеся сухопутные связи на Речицу, Могилев, Белицу и Поколюбичи закрепили основные оси, определяющие направления пространственного роста города: северное, северо-западное, западное и южное.
В конце ХVIII — первой половине ХIХ в. была осуществлена регулярная перепланировка Гомеля. Замок был срыт, а на его месте построен дворец П.А. Румянцева с обширным парком. Основой новой планировочной структуры стали лучевые направления трех улиц, сходящихся на площади перед дворцом. Две из них — современные улицы Советская и Ленина.
К 1834 г. активно осваиваются территории на левом берегу р. Сож, где строится район Белица с четкой сетью прямоугольных кварталов. Центральной осью района стал отрезок дороги Великие Луки — Киев (ул. Ильича).
Во второй половине ХIХ — начале ХХ в. город получил значительное развитие за счет формирования промышленных районов и периферийных территорий усадебной застройки.


В советский период в Гомеле было осуществлено массовое жилищное и промышленное строительство. Вблизи промышленных предприятий появились рабочие поселки: Залинейный, Сельмашевский, Костюковка.
В целом территориальное развитие города шло в северо-западном и западном направлениях, развиваясь вдоль реки как главной природной оси. При этом стала заметной четко выраженная “расслоенность” селитебных и промышленных территорий.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. дестабилизационно отразилась на темпах градостроительного развития Гомеля. В 1994 г. впервые было отмечено отрицательное сальдо общего движения населения. Доминирующим фактором демографического и социально-экономического развития стала миграция.
Масштабы и направления миграционных потоков резко изменились в течение последнего десятилетия, обеспечивая поочередно то положительное, то отрицательное сальдо. Положительный механический приток в 1999 г. способствовал росту численности населения до 477 тыс. чел.
Преобразования в общественно- политической и социально-экономической жизни республики вызвали изменения в градостроительном развитии Гомеля. Город развивается благодаря своей значимости в структуре планировочного каркаса республики и имеющемуся ресурсному потенциалу.
В настоящее время Гомель по численности населения (482 тыс. чел.), площади территории (11,25 тыс. га) и промышленному производству является вторым городом Беларуси после столицы. Это крупный административно-деловой, индустриальный, научный, культурный центр и транспортный узел республики и Гомельской области.

Концепция генерального плана г. Гомеля
На первой стадии проектирования был выполнен детальный анализ социально-экономического уровня развития города и динамики роста численности населения за последние 10 лет, изучены потребности населения в жилищном строительстве и объектах сферы обслуживания, проанализированы территориальные ресурсы как внутри существующей городской черты, так и на прилегающих территориях, выявлены планировочные ограничения и экологическое состояние окружающей среды, проведен анализ транспортной и инженерных инфраструктур, а также природных факторов прилегающей территории.
Наряду с этим были изучены административные, транспортные, миграционные и прочие связи города с прилегающей территорией и определена так называемая “зона активного влияния г. Гомеля”. Это позволило спрогнозировать как основные параметры, так и направления развития всех функциональных зон города.
В результате рассмотрения различных вариантов стратегией территориального развития г. Гомеля на период до 2020 г. были определены три: реконструкция и обновление существующей застройки; максимальное использование имеющихся территориальных ресурсов в существующей городской черте; использование сопредельных территорий прилегающего района в зоне активного влияния.
Территориальное развитие города по предыдущему генеральному плану было ориентировано, в основном, на освоение широкой поймы р. Сож путем намыва грунта. В осуществление этого плана была намыта территория микрорайона “Волотова”, который в настоящее время активно застраивается. Начат намыв двух участков южнее города. Однако нехватка средств, с одной стороны, и возникшая опасность нанесения ущерба биоэкологическому балансу реки при дальнейшем заборе донного грунта — с другой потребовали выбора другого направления территориального развития города — северо-западного.
Принципиальные идеи, заложенные в концепции, получили уточнение и дальнейшую разработку на втором этапе проектирования.

Новый генеральный план г. Гомеля
Главной задачей генерального плана Гомеля как города, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, является создание оптимальных условий для обеспечения комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития городской инфраструктуры и условий, улучшающих экологический климат и комфортность жизнедеятельности населения города и пригорода.
Новые тенденции социально-экономического развития в республике, продолжающиеся процессы приватизации земли и жилищного фонда, изменение отношения к производственному комплексу требовали пересмотра сложившейся практики прогнозирования социально-экономических параметров города, жилищной политики, тенденций территориального развития.
Приоритеты и параметры социально-экономического развития города
Приоритетами социально-экономического развития г. Гомеля, предусматриваемыми генеральным планом, являются:
повышение эффективности использования городских территорий и территориальных резервов для осуществления градостроительной деятельности;
повышение комфортности сложившейся городской застройки (особенно городского центра) за счет ее реконструкции, обновления и модернизации;
изыскание необходимых территориальных ресурсов для размещения различных вариантов и типов жилищного строительства в комплексе с объектами соцкультбыта, озеленения, транспортного и инженерного обеспечения;
повышение уровня обеспеченности граждан жильем и широким комплексом услуг социальной сферы;
максимально возможное сохранение историко-культурного наследия и улучшение восприятия его эстетических, архитектурных и художественных качеств;
повышение уровня обеспеченности населения насаждениями общего пользования, учреждениями и сооружениями отдыха и спорта; стабилизация и развитие сложившегося общественно-производственного комплекса за счет реструктуризации (особенно на крупных предприятиях), модернизации и технического перевооружения действующих производств;
формирование и развитие свободной экономической зоны “Гомель-Ратон” в целях обеспечения благоприятных условий и привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях;
формирование зон для развития предприятий малого и среднего бизнеса;
повышение эффективности использования, а также дальнейшее развитие сложившейся транспортной и инженерной инфраструктуры;
формирование динамически равновесного состояния окружающей среды, которое будет способствовать устойчивому экологическому развитию города и прилегающего района, а также обеспечивать экологически санитарно-безопасную среду для жизнедеятельности населения.
Генеральный план предусматривает два периода градостроительного развития:
I этап — ориентировочно до 2010 г.,
II этап — период времени, в течение которого численность населения города достигнет прогнозируемой величины (ориентировочно 2020 г.).
Наметившийся в последние 3–4 года стабильный, хотя и небольшой рост численности населения, благо-приятная возрастная структура (трудоспособное население составляет 65% и дотрудоспособное — 18%), а также увеличение населения за счет присоединяемых населенных пунктов Еремино и Костюковка, находящихся в управлении Гомельского горсовета, дали повод для оптимистического прогноза. Население города, по расчетам генплана, на I этапе развития составит 500 тыс. чел., на II — 525 тыс. чел.
Параметры численности населения стали основой общей стратегии градостроительного развития Гомеля. Прежде всего они легли в основу расчета объемов жилищного строительства. Общая потребность в новых квартирах с учетом необходимости покрытия существующего дефицита и убыли существующего жилого фонда по ветхости, а также необходимости реконструкции и модернизации жилого фонда определилась по этапам в 17,3 и 28,0 тыс. ед. соответственно. При этом обеспеченность жильем постепенно будет возрастать от существующих 19,8 м2 /чел. до 24,0 м2/чел. к концу рассматриваемого периода.
При структуре жилья: 80% — многоквартирная застройка и 20% — усадебная под жилищное строительство к 2010 г. потребуется 571 га, а к 2020 г. — 911 га территории. В настоящее время в пределах городской черты может быть освоено лишь 380 га.
Границы городской черты на каждом из этапов освоения новых земель под жилищное строительство определяются отдельным проектом на основе генерального плана, а также с учетом условий эффективной деятельности сельскохозяйственных предприятий, земли которых могут быть востребованы для нужд города.
Направления территориального развития
Решение о принципиальных направлениях территориального развития принималось на основе анализа исторически сложившихся тенденций городского строительства, развития транспортной и инженерной инфраструктур, анализа природных факторов прилегающих территорий, изучения планировочных и природоохранных ограничений.
Первоочередное строительство, согласно генплану, должно вестись на резервных территориях внутри городской черты. Это территории ранее запроектированных микрорайонов № 22 (Центральный район, ул. Советская), № 17, 18, 19, 20, 21 (Центральный район, “Волотова”), № 59 (Советский район, площадка осуществленного намыва), № 94, 96, 104 (Новобелицкий район). Для усадебного строительства предполагается использовать свободные территории в районе д. Плесы (Центральный район), д. Якубовка (Новобелицкий район), н.п. Новая Жизнь (Железнодорожный район). Внутренние территориальные резервы полностью покрывают потребности под первоочередное строительство многоквартирного жилья и частично — под усадебную застройку. При этом внутригородские территории незавершенного намыва сохраняются в качестве структурного резерва, предназначенного для размещения жилищного строительства в более отдаленной перспективе.
Дальнейшее городское жилищное строительство должно вестись на сопредельных территориях. Основное направление — северо-западное. Главными градостроительными аргументами, обосновывающими этот выбор, являются: исторические тенденции пространственного развития в направлении зоны наиболее активного влияния г. Гомеля; наличие свободных незаселенных территорий, которые по инженерно-строительным условиям пригодны для жилищного строительства и не требуют больших капитальных вложений в их освоение; относительно благоприятные (по отношению к другим территориям) градоэкологические условия. Кроме того, развитию северо-западного направления способствуют возможность формирования качественного въезда в город со стороны Минского направления, наличие существующих транспортных и инженерных сетей, пригодных для дальнейшего развития, а также размещение в этом направлении свободной экономической зоны “Гомель-Ратон” как места приложении труда.
Генеральный план предусматривает также освоение незначительных свободных территорий, ограниченно благоприятных для жилого строительства,требующих инженерной подготовки на юге и юго-востоке города. В других направлениях территориальное развитие города происходит только за счет включения в городскую черту существующих объектов жизнедеятельности города и населенных пунктов Еремино и Костюковка. За период до 2020 г. территория города увеличится с 11 256 до 14 980 га.
Планировочная и функциональная организация территории города
Композиционные принципы планировочной структуры последовательно продолжают исторические традиции и традиции, заложенные в предыдущих генеральных планах.
Одной из планировочных основ городского пространства является радиально-полукольцевая система магистральных улиц общегородского и районного значения:
вылетные радиальные магистрали, обеспечивающие связь города с республиканской сетью автомобильных дорог;
радиальные магистрали, обеспечивающие связь периферийных районов с центром города;
полукольцевые магистрали, обеспечивающие связь периферийных районов города между собой и с радиальными вылетными магистралями в обход центра города.
В формировании архитектурно- планировочного каркаса и композиционной организации городского пространства значительная роль принадлежит реке Сож и ее пойменным территориям.
В генплане сохраняется предусматриваемое в Концепции генерального плана разделение территории города на 7 расчетно-планировочных районов: Центральный, Новобелицкий, Советский I, Советский II, Железнодорожный I, Железнодорожный II и Северо-западный. Эти районы включают в себя все элементы структуры города: жилые районы и микрорайоны, промышленные районы и группы предприятий, общественные центры, рекреационные пространства.
Система всех центров города строится по принципу иерархической соподчиненности: общегородской центр, центры микрорайонов, центры промышленных районов и специализированные центры.
Функциональная организация территории г. Гомеля заключается в выделении шести функциональных зон: жилой, промышленно-складской, коммунальной, медицинской, учебной, ландшафтно-рекреационной.
Одной из главных в формировании архитектурного облика города, его эстетических и художественных качеств является зона жилой и общественной застройки.
В настоящее время жилая зона представлена в основном двумя видами застройки — многоэтажной секционной и индивидуальной.
Строительство многоэтажного секционного жилья и в будущем будет осуществляться во всех планировочных районах. Среди этого типа жилья будут выделяться зоны, либо районы, для строительства дорогих и престижных домов с нетрадиционной планировкой квартир. Эти дома должны обладать высокой степенью архитектурно-эстетического внешнего вида. Размещать их предполагается в центральной части города на месте сноса ветхого индивидуального фонда, на престижных магистралях, а также в зонах, приближенных к природной среде.
Самое большое разнообразие типов жилья предполагается в индивидуальном секторе.
Во-первых, это массовое строительство жилых домов с приусадебными участками, дифференцированными по площади в зависимости от их расположения в плане города.
Во-вторых, это строительство респектабельных коттеджей в массовом порядке.
В-третьих, это строительство дорогих и респектабельных коттеджей в престижных местах, таких, как район д. Плесы с видом на урочище “Дубовая роща”, район “Монастырька” или центральная часть города. В основном это дома без приусадебных участков и без деления территории огородами на владения.
В общественных центрах, а также вдоль магистралей может осуществляться малоэтажная высокоплотная блокированная застройка.
Вторыми по величине и значимости в формировании облика города и комфортных условий проживания являются промышленно-складская и коммунальная зоны.
В связи с образованием свободной экономической зоны “Гомель-Ратон” предусматривается упорядочение и реконструкция предприятий Северного и Западного промузлов, входящих в состав СЭЗ и находящихся в городской черте. На территории СЭЗ за пределами городской черты в северном направлении предусмотрены площадки для размещения новых предприятий не ниже 4-го класса санитарной вредности. Площадки для размещения предприятий 2-го и 3-го класса вредности зарезервированы в районе Гомельского химзавода. При этом намечены возможные территориальные резервы для формирования зон предприятий малого и среднего бизнеса. К числу таких территориальных резервов можно отнести территории бывших воинских частей.
Для улучшения архитектурно-эстетического облика производственных зон города кроме реконструкции зданий необходимо провести повсеместное благоустройство территорий самих предприятий и территорий, к ним примыкающих.
Одна из первоочередных проблем, решаемых в городе сегодня, — экологическая обстановка. Наряду с другими мероприятиями генпланом предусматривается вынос к западным и северо-западным окраинам города таких предприятий, как “Красная гвоздика”, мебельная фабрика “Красная звезда”, троллейбусное депо № 1 и др.
Учреждения медицинской и учебной зон получат дальнейшее развитие в Северо-западном планировочном районе, где сосредоточен основной объем нового жилого строительства.
Во всем многообразии функциональных зон Гомеля важнейшей является ландшафтно-рекреационная. Несмотря на то что Гомель сегодня — один из самых озелененных городов Беларуси, насаждения по территории города распределены неравномерно. Целью генплана является выравнивание показателей озелененности по районам города, создание экологически комфортных условий жизни во всех районах путем максимального приближения жилья к зеленым искусственным или природным образованиям.
В соответствии с проектным решением система озеленения города, которая базируется на основной природной оси — долинном комплексе реки Сож, будет пронизывать всю структуру городских территорий. В дальнейшем в составе системы будут включены парковые структуры (в каждом районе), скверы, бульвары, ряд лесо- и лугопарков, которые вместе с насаждениями ограниченного пользования (внутридворовые, предприятий и организаций и т.д.) и несущими санитарно-защитную функцию составят единый природный каркас. Кроме того, для организации досуга населения планируется сооружение новых спортивных комплексов, площадок и сооружений, особенно в районах нового строительства.
Транспортная и инженерная инфраструктуры
Город Гомель — крупнейший транспортный узел республики. Генеральный план предусматривает мероприятия как по реконструкции, так и по развитию транспортной сети города. Важнейшими из них являются:
поэтапная электрификация Гомельского железнодорожного узла и линии Бахмач–Гомель–Жлобин;
резервирование трассы для формирования северо-западного железнодорожного обхода;
строительство дополнительных путепроводов через железную дорогу;
резервирование створа для дальнего юго-восточного обхода города в направлении на Брянск;
дальнейшая реализация программ по строительству и реконструкции магистральных улиц;
реконструкция улиц и организация транспорта в центре города;
строительство магистральных и жилых улиц в районах нового строительства.
Инженерное обеспечение г. Гомеля находится в относительно благоприятном положении. Вместе с тем генеральным планом предусмотрено строительство ряда инженерных объектов. В первую очередь это строительство дамбы, совмещенной с восточным обходом. Дамба защитит территорию города от наносов, приносимых весенними паводками со стороны загрязненных территорий Брянской области России и Черниговской области Украины. Кроме того, предусматривается строительство водозащитных дамб с насосными станциями водопонижения для защиты от затопления существующей и проектируемой застройки и бассейновых очистных сооружений на выпусках коллекторов дождевой канализации. В западном промрайоне намечено строительство мусоросжигающего завода. В остальном генпланом предусматривается реконструкция существующих инженерных сетей (особенно в центральной части города), развитие их на территориях нового строительства и постепенный переход системы водоснабжения на подземные источники.
Таковы основные аспекты развития г. Гомеля, предложенные генеральным планом. В нем также даны рекомендации по разработке градостроительных программ и проектной документации, которые необходимо выполнить на последующих стадиях, что поможет наиболее полно и качественно реализовать решения генерального плана.

 

 

 

 

Читайте также
25.06.2007 / просмотров: [totalcount]
Характерной особенностью современной цивилизации является огромная потребность в энергии, без которой она нежизнеспособна. На протяжении столетий...
27.12.2007 / просмотров: [totalcount]
Проблема преодоления последствий аварии на ЧАЭС уже не нова. Архитектурное сообщество постепенно начинает осознавать, что Чернобыль – это...
24.07.2008 / просмотров: [totalcount]
Кацынель Р.Б., главный инженер УП «Институт Гродногражданпроект», Заслуженный Строитель Республики Беларусь    ...