Вы здесь

Чикаго: архитектурная столица Америки

В октябре 2004 г. группа белорусских архитекторов творческой мастерской О.А. Воробьева посетила Чикаго — город, в котором творили мэтры мировой архитектуры Л. Салливен, Л. Мис ван дер Роэ и непревзойденный Ф.Л. Райт, творчество которого и дом-музей до сих пор привлекают тысячи людей со всех концов света.

К числу наиболее ярких страниц предистории современной архитектуры относится так называемая чикагская школа, развившаяся в г. Чикаго в 80-х годах XIX в.

После пожара 1871 г., уничтожившего город почти целиком, Чикаго стал отстраиваться с лихорадочной быстротой. Над проблемой высотных зданий работала группа талантливых архитекторов, таких, как Барон Дженни, Даниел Бёрнем, Джон Рут. Но наиболее яркой фигурой среди них был Луис Салливен (1856– 1924), не только одаренный архитектор, но и мыслитель. “Форма должна соответствовать функции” — эта формула, выдвинутая Салливеном, стала теоретической базой основного направления современной архитектуры — функционализма. Однако интенсивное развитие новых композиционных приемов, культивируемых чикагской школой архитектуры, прервано Международной Колумбийской выставкой, прошедшей в 1893 г. в Чикаго. Архитектуру вновь захлестнула волна эклектики. Проектирование зданий было передано сторонникам традиционной, “классической” архитектуры, использующим массу эффектных античных и ренессансных деталей (пропилеев, портиков, аркад). Чикагская школа потерпела поражение, однако выдвинутые ею идеи продолжают жить и до сих пор.

Более чем столетие спустя Чикаго — все еще город высотных зданий. Если окунуться в ретроспективу наиболее узнаваемых небоскребов, построенных в Чикаго в прошлом веке, то к ним можно отнести:

МАРИНА-СИТИ (1964, архитектор Бертран Голдберг). Высота 179 м, 60 этажей, 900 квартир, материал — бетон. Два здания в виде кукурузных початков рассчитаны на жильцов с высоким уровнем доходов. Каждая квартира имеет парковочное место для автомашин, расположенное в нижнем двадцатиэтажном объеме здания.

ЛЭЙК-ПОИНТ ТАУЭР — самое высокое жилое здание из стекла и бетона в мире (1968, архитекторы Джорж Шиппорейт и Джон Хайнрих — ученики Л. Мис ван дер Роэ). Высота его 197 м. Башня вынесена в озеро Мичиган. Стекло, вода и... гордое одиночество впечатляют. Эскизы этого здания были сделаны Л. Мис ван дер Роэ в 1920-х годах и вошли в историю как “стеклянный небоскреб”.

ДЖОН ХЭНКОК ЦЕНТР (1969, проектировщики — проектная фирма СОМ (Скидмор, Овингс и Мэрилл)). Общая площадь 252 тыс. м2, высота 334 м, 100 этажей, материал — сталь, алюминий, стекло. К моменту завершения это было самое высокое здание в мире. Для машин предусмотрен паркинг на тысячу автомобилей. Стоимость жилых апартаментов тем дороже, чем выше они расположены от земной поверхности. Последние этажи занимают ресторан, обсерватория и телестанция. Кроме того, в комплексе предусмотрены бассейны, гимнастические залы, катки. Диагональные стержни придают зданию устойчивость, при этом нагрузка на фундаменты не превышает 135 т на 1 м2 (у подобных сооружений она колеблется в пределах 200–250 т на 1 м2). Вертикальными коммуникациями служат две лестницы и 8 скоростных лифтов.

СИРС ТАУЭР (1974, проектировщики — СОМ, архитекторы Брюс Грэхэм и Фазмир Хан). Высота 443 м, считалось самым высоким административным зданием мира с 1974 по 1997 г., материал — сталь, алюминий, стекло. Построено оно для многочисленных служб торговой компании “Сирс, Робак энд Компани” (сеть магазинов ВУЛВОРТА). Легкая и весьма устойчивая конструкция, придуманная фазмиром Ханом, покоится на девятичастном квадратном модуле. Вертикальные конструкции из девяти мегамодулей собраны в “букет”. Из них только две достигают высшей отметки в 443 м. Помимо большой устойчивости по отношению к весу и ветру “Сирс...” в свое время с успехом справился с эстетическими задачами оживления монотонного стеклянного фасада. Самое парадоксальное, что офис компании “Сирс...” в 1988 г. съехал из небоскреба в пригород, так как проблемы были слишком очевидны: во время сильного ветра башня скрежещет и вибрирует, как корабельная мачта, а с площади у ее основания посетителей и прохожих сдувает даже в погожие дни.

УАКЕР ДРАЙВ 333 (1982, архитектор Кон Педерсен). Здание в проезде Уакер из металла, стекла, гранита, мрамора (высота 145 м) — одно из знаковых и этапных небоскребов 1980-х. Его называют первым небоскребом “постмодерной” эпохи, родоначальником которой является Роберт Стерн. Дом выразительно вспучен с симметричными трехчастными подрезками по вертикали.

Чикаго — “ветреный город”, как величают его за бризы, дующие с озера Мичиган, — гордо называет себя архитектурной столицей Америки. И это вполне оправданно. В июле 2004 г. здесь открыт парк Тысячелетия — амбициозная композиция на территории 10 га.

В 1998 г. мэр Чикаго Ричард М. Далей обнародовал генеральный план и бюджет в 150 млн долларов на строительство парка, разработанного проектной фирмой СОМ. Однако проект, стоимость и сроки ввода были пересмотрены. Парк располагается вдоль линии небоскребов, ограничивающих Мичиган-авеню. Окончательная стоимость реализации проекта возросла в 3 раза и составила 450 млн долларов. Доля города — 270 млн, остальные средства вложены большими корпорациями и самыми богатыми семействами Чикаго, включая Прицкеров и Краунов.

Центральную часть парка занимает павильон музыки (архитектор Франк Гери), который увенчан завитушками из нержавеющей стали —визитной карточкой архитектора. К павильону примыкает открытая площадка на 11 тыс. зрительских мест. Эта площадь перекрыта монументальной решетчатой конструкцией из стальных труб, создающей куполообразное отрытое пространство. К решетке размерами 200 м в длину и 70 м в ширину подвешена суперзвуковая система. Вдоль нее проходит “кривой мост”, также разработанный Гери. Петляющие пролеты моста пересекают загруженную автомагистраль и связывают павильон музыки с прибрежной полосой озера Мичиган.

Второй достопримечательностью парка является скульптура из нержавеющей стали “боб-желе” длиной 18 м, высотой 9 м и весом 11 т (скульптор Аниш Капур из Лондона). Она имеет выпуклую зеркально отполированную поверхность, в которой посетители видят игриво искаженными себя, парк и небоскребы Мичиган-авеню.

Третий элемент парка — музыкальный фонтан барселонского художника Джона Пленса. Вода в нем каскадирует из двух стальных башен, на поверхностях которых проецируются цветомузыкальные клипы.
Благоустройство территории выполнено ландшафтным архитектором из Сиэтла Кэтрин Густафсон в сотрудничестве с голландским ландшафтным дизайнером Питом Оудолфом и лос-анджелесским театральным постановщиком освещения Робертом Израэлем. Проект задуман и осуществлен как сад на крыше подземного гаража на 2200 машино-мест. Массивные изгороди, разделяющие пространство сада на две планировочные площади, возрождают чикагскую традиционную архитектуру начала XX в.

Городские власти предполагают, что парк привлечет от 2 до 3 млн посетителей в год. При всех возникающих противоречиях он значительно преобразовал облик города. Расположенный на некогда существовавших железнодорожных путях и открытой автомобильной стоянке, парк Тысячелетия стал “монументальным шагом к продолжению известного наследия города как капитала архитектуры мира”.


 

 

 

 

Читайте также
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Ранее действовавшие нормативно-технические документы рекомендовали применять в качестве крупного заполнителя для бетонов марок до М 200 щебень из...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
С начала строительства Минского тракторного завода мои воспоминания перекликаются с записками Натальи Николаевны. Мне было 9 лет, когда 7 августа...
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Решением правительства БССР от 14 мая 1946 г. на областные, районные и городские комитеты была возложена обязанность благоустроить могилы воинов...