Вы здесь

Сити-холл по-голландски

Утрехт
Реконструкция здания сити-холла в городе Утрехте – одна из последних совместных работ испанских архитекторов Энрика Мираллеса и Бенедетты Таглибу.
Участок, выделенный для строительства, находится в самом центре города, рядом с одним из речных каналов.
Муниципальные власти – инициаторы и заказчики нового строительства – ратовали за сохранение зданий XIV–XX веков, но согласились на перенос из них многих административных функций. В целом роль сити-холла сводилась к месту проведения культурных и общественных мероприятий. К сохранившимся залам заседаний городского совета, бракосочетаний, приемной муниципалитета должны добавиться "гражданские" офисы.
На проект реконструкции был проведен закрытый конкурс. Лучшим был признан проект Энрика Мираллеса. "Сохранить монументальный характер набережной канала и создать открытые и положительные отношения между старым зданием и новой городской "пьяцца". Вернуть неоклассическим  фасадам роль городского монумента. Обратиться к идее здания городского управления как сочетанию нескольких городских зданий", – так он сформулировал основную идею реконструкции.


Реализация проекта потребовала сноса только одной части старого здания, возведенного в 1940 году. Существующие фасады, выходящие на окружающие улицы, были полностью восстановлены вплоть до карниза. Парадный вход до сих пор используется городской администрацией для официальных церемоний и особо торжественных случаев. Новая "пьяцца", организованная на бывшем заднем дворе, создала уютный уголок в переполненном центре города с видом на кафедральный собор. Вход, обращенный на площадь, приобрел новое звучание, обоснованное своим центральным расположением на новом главном фасаде. Проектом сохранен и восстановлен также  фасад, выходящий на боковую улицу. Лестница-галерея, ведущая на второй этаж, выделенная в отдельный объем, врезается в главный корпус в том месте, где ломаная линия фасада уходит вглубь площади, образуя острый угол между старыми и новыми частями здания. С уровня второго этажа открывается вид на новую площадь и новое пристроенное крыло. Узкий разрыв между соседними стенами позволяет пропустить в здание солнечный свет. Акцентом, завершающим композицию, стал расщепленный кирпичный торец, который приковывает внимание своей активной пластикой.
Фасад нового крыла здания – тщательно скомбинированная многослойная композиция, заимствующая формальные и конструктивные элементы существующих зданий. "В процессе строительства мы использовали материалы снесенных зданий – кирпич, камень, оконные блоки, чтобы сообщить новому фасаду качество старого". Его объемный "вес" и размеры сомасштабны окружающим зданиям.
Основное помещение внутри старого здания – центральный холл, "здание" внутри здания. По замыслу архитектора, использование существующих капитальных стен есть выражение характера здания как непрерывно изменяющейся постройки. Прежде здесь был зал заседаний, теперь он играет роль внутреннего двора. Ограждающие двор стены – неоклассические фасады старого здания.  Пространство, окружающее центральный холл снаружи, используется как галерея. Визуально расширенный пристроенной широкой лестницей, ведущей на второй этаж, двухсветный вестибюль-галерея – первое помещение, куда попадают посетители, входящие со стороны площади. Рядом расположены залы бракосочетаний. Один – строгий, с классическим декором и обстановкой, другой – более яркий и эмоциональный, полный театральных эффектов. Новая часть здания целиком отдана под "гражданские" офисы. Три этажа обслуживаются двумя лестницами и лифтом. Коридор объединяет множество различных по площади и очертаниям рабочих помещений. На первом этаже угловую часть здания занимает кафе. Несколько линий в плане, образованных перегородками и покрытием полов, повторяют контуры существовавших ранее стен здания – своего рода исторический "снимок" постройки.
В 1999 году реконструкция была завершена. Работа Энрика Мираллеса и Бенедетты Таглибу оригинально интерпретирует образ современного городского центра, сохранившего связь с прошлым и востребованного в настоящем.

Айсельстайн
Город Айсельстайн расположен в нескольких километрах к юго-западу от Утрехта. Для проектирования нового здания сити-холла был приглашен архитектор  Бен ван Беркель, чья мастерская UN Studio находится в Амстердаме. Требования городских властей относительно проекта были четко сформулированы. Здание должно играть роль делового и культурного центра, совмещать в себе офисную часть, конференц-зал, театр, кафе, стать привлекательным местом для встреч и общения горожан. Обязательным условием являлось создание подземной стоянки для 250 автомобилей.
Местом строительства был выбран участок, ограниченный с востока и севера старой застройкой исторического городского центра с ветряной мельницей и католической базиликой, с запада – современными быстрорастущими жилыми кварталами.
В результате консультаций с архитекторами-планировщиками авторы приняли решение развести деловую и общественную функции по разные стороны "двуликого" здания. С восточной стороны примыкающая площадь решена как продолжение пешеходной части исторического центра. Отсюда доступны вход в просторный холл-кафе и театр, а само здание выполняет функции общественного центра, места проведения культурных мероприятий. Вход   с противоположной стороны – в офисы и административные помещения городского управления. Композиционные линии, определяющие конфигурацию плана здания и объемное построение, увязаны с окружающей застройкой исторического центра. Ясно читаемая прямая прорезает участок с севера на юг, определяя положение восточного фасада. Проход под нависающим консольным крылом позволяет сохранить непрерывной связь пешеходной зоны центра и площади перед зданием, поддержанную  рисунком мощения и красным асфальтом велосипедной дорожки. Под консолью скрывается пандус подземного гаража. Офисные помещения собраны в единый протяженный объем, изогнутый в форме петли, западный фасад которой обращен к современной застройке. Внутренний дворик лаконично оформлен композициями из камня и узкими водными каналами. Впечатление открытости здания достигается глубокими и узкими "прорезями" в глубину участка, которые снимают монотонность невысоких протяженных фасадов. Объемное решение буквально реализует принцип пространственного разделения объемов деловой и общественной частей здания. Общее перекрытие двухчастного здания существует только над холлом-кафе с одной стороны и вестибюлем – с другой.
Большинство окружающих зданий исторического центра сложено из кирпича. Новое здание сити-холла авторы решили одеть в материал, совершенно отличный от традиционного. Все фасады облицованы различного вида панелями. Вертикальные плиты, прозрачные и матовые, вертикальные профили-балки – все они изготовлены из переработанного стекла. Сочетание одного или нескольких слоев панелей, внутреннее свечение помещений в вечернее время, использование различного рисунка остекления для разных частей здания создают иллюзию глубины и прозрачности объема. При всей "одинаковости" фасадов композиционная игра стеклянными панелями облицовки и оконными проемами не позволяет назвать их скучными. Как, пожалуй, и все здание в целом.
По материалам журналов
The Architectural Review, The Architect Record, 2002 г.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...