Вы здесь

Планирование городов с высоким качеством среды

Город – это сложный живой организм. Он может притягивать и отталкивать людей, его можно любить или… терпеть. Город с мощной энергетикой или «пустой», предоставляющий возможности или ограничивающий их, – в любом случае он влияет на наш образ жизни и мировоззрение. Он как губка впитывает и отображает всю историю политической, социальной и экономической жизни страны. Архитектуру его можно читать как книгу – это летопись событий, которые там происходили, ощущение «духа места», со своим воздухом, своей идентичностью.

Чтобы изменить жизнь,
мы должны изменить
пространство.
А. Лефевр

Мы сами создаем среду для жизни. Соответствуют ли города, в которых мы живем, тому образу, который каждый рисует для себя? Какими они будут завтра и как влияют на нашу архитектуру и градостроительство глобальные процессы? Актуальна для нас дальнейшая урбанизация или субурбанизация? Возможно, скоро Беларусь станет единой Минской агломерацией с набором индустриальных парков и инновационных кластеров, и что будет с малыми городами и селами? А может, начнутся процессы дезурбанизации, рурбанизации (от англ. rural – «сельский», лат. urbanus – «городской»), мы переедем в пригороды, в экопоселения и на скоростном рельсовом транспорте будем ездить на работу или вообще работать и учиться на удаленном доступе по интернету? (Многие мои друзья, кстати, уже так работают.) Изменятся ли наши спальные микрорайоны и есть ли предел увеличению личного транспорта? Какова оптимальная плотность и высота застройки? Станут ли наши города энергоэффективными, безопасными и комфортными и кто должен управлять их развитием – власть (местная или республиканская), бизнес, проектировщики или его жители?

Вот только поверхностный перечень вопросов, которые возникают в связи с завтрашним днем наших городов. Если в советское время проблемами расселения, градостроительства занимались ученые-урбанисты – у нас была сильнейшая научная школа! – то сегодня вопрос о возрождении градостроительной науки необходимо ставить на уровне государства. К сожалению, сильна тенденция решения сиюминутных проблем, и мало кто задумывается о будущем «на перспективу», не хватает фундаментальных исследований. Но если мы строим дешево сегодня, то какое бремя проблем оставим нашим детям на завтра?.. На все это нам предстоит дать ответ.

]]>]]>Новый город: ориентиры, тенденции. В сегодняшнем глобальном мире, мире высоких технологий подходы к проектированию городов и жилой среды меняются. В последнее время появилось много новых, порой перекрывающих друг друга понятий, философий и технологий, характеризующих актуальные направления развития городов: устойчивый, зеленый, гуманный, креативный, биопозитивный, постиндустриальный и постуглеродный, энергоэффективный, умный город, симбио-город, интегральный город и масса других определений, разрабатываются городские стратегии, осуществляется брендинг города. В какой степени это относится к нам?

Сегодняшний кризис в архитектуре и градостроительстве в большей степени связан не с экономической ситуацией, а с тем, что мы не можем перестроиться и продолжаем проектировать, строить, обучать студентов, мыслить категориями индустриальной эпохи – массово. Рыночные же отношения формируют иные ориентиры – инновация, креативность.

В 2013 г. в Беларуси планируется ввести в эксплуатацию 6,5 млн м2 общей площади жилья, в 2014-м – 8,5, в 2015 г. – 9,5 млн м2. Около 60% построено за последние годы жителями с государственной поддержкой. Мы занимаем лидирующее положение среди стран СНГ по вводу жилья (699 м2 на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 м2 на человека).

]]>]]>]]>]]>При этом для большинства новых жилых районов характерны такие проблемы, как завышенный масштаб зданий и пространств (рис. 1), функциональный и психологический дискомфорт, низкий уровень озеленения новых жилых районов (рис. 2, 3), недостаточное использование рекреационных придомовых территорий и подземных пространств, слабые социальные контакты и отсутствие общественных пространств и мест отдыха для жильцов различных возрастных групп, однообразие архитектурных решений жилых зданий, экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха автотранспортом, недостаток культурно-досуговой инфраструктуры, неэффективность правовых механизмов, регулирующих гармоничное развитие жилых ]]>]]>районов (строительство жилья ведется параллельно с развитием социальной инфраструктуры и благоустройством территории жилого района), проблемы в управлении существующим жилым фондом и придомовыми территориями.

 

Микрорайон – тренд советского градостроительства с начала 1960-х гг. – это свободная планировка, большие пространства незастроенных территорий, соцкультбыт. В те годы такой подход был современным и решал задачи послевоенных городов. Сегодня ситуация и ориентиры изменились, мы пришли к пониманию того, что нужно строить по-другому, менять существующие нормы по проектированию. И не потому, что они плохие, а потому, что ничего, кроме типового микрорайона, по ним построить нельзя. Необходимо пересмотреть и целенаправленно решать такие вопросы, как комплексное, эффективное освоение территории застройки и механизмы отношений с инвесторами, девелоперами, параметры плотности застройки, озеленения и благоустройства, транспортной инфраструктуры, в т.ч. парковок, доступность и вместимость учебно-образовательных учреждений, расстояний от красной линии до застройки, инсоляция, параметры безбарьерной среды, инженерной инфраструктуры, энергоэффективности застройки, качество архитектурных решений и др.

]]>]]>]]>]]>]]>]]>У наших застройщиков, девелоперов живуч еще стереотип «чем выше здания, тем больше плотность застройки» [7]. На самом деле это не так. К примеру, в квартальной застройке средней этажности от 3–5, 6 этажей можно получить плотность такую же и даже выше, чем при 9-этажной застройке свободной планировки. И еще. Что, допустим, дает информация о количестве возведенных квадратных метров и есть ли качественные характеристики возводимого жилья? На Западе, например, считают не метры, а количество построенных квартир-домохозяйств. От идеи возведения микрорайонов типовых железобетонных многоэтажек там отказались еще в 1970-е гг., а мы продолжает двигаться по той же траектории. Так, как мы строим сегодня – это дорого и нерационально, при тех же затратах территорию можно использовать более эффективно, строить компактно (рис. 4, 5). Но вначале надо менять подходы к застройке, а это определенные риски. Сегодня произведена модернизация КПД и спрос на панельное жилье не уменьшается, значит, следует искать возможности внедрения различных типов среднеэтажной, масштабной человеку жилой застройки, комбинировать и сочетать различные серии зданий, работать над их внешними характеристиками (фактура, цвет, ритм окон и элементов, кровля и др.).

]]>]]>Разработка мероприятий и подходов по совершенствованию градостроительной ситуации, по проектированию в городах «качественной», гармоничной среды и их реализация остаются актуальнейшей задачей на ближайшие десятилетия. Особое место в ее решении занимают Основные направления Государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы [2]. Это прогрессивный документ, и многие зарубежные коллеги берут его за основу для внедрения в своих странах. В одном из его направлений – «Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования» – определены задачи по формированию:

  • безопасного поселения, обеспечивающего социальную и экологическую безопасность жизнедеятельности;
  • комфортного поселения, обеспечивающего функциональный, эстетический и информационный комфорт жизнедеятельности;
  • эффективного поселения, обеспечивающего пространственную и энергетическую эффективность жизнедеятельности.

Если вернуться к истории градостроительства, то «современное» городское планирование возникло во второй половине XIX в. как реакция на стремительный рост и загрязнение городов Западной Европы в результате промышленной революции. «Перспективное видение» города ставило своей целью определить задачи и формы проектирования. Планирование считалось технической задачей разработки планов местности и проектирования населенных пунктов, при этом социальные, экономические и политические вопросы оставались вне его сферы. Планирование связывалось с разработкой генеральных планов, предварительных проектов планировки и застройки с подробной схемой застроенного города. Правовым механизмом воплощения в жизнь такого перспективного видения города служила и до сих пор служит схема зонирования территории. Такая форма городского планирования была распространена на протяжении XX в. почти во всех странах мира и вполне отвечала тем задачам, которые перед ней ставились.

]]>]]>В начале XXI в. устоявшееся представление о развитии города в мире изменилось. Учитывая слабые стороны генерального планирования, в ряде стран на смену ему пришли новые методы и планы, работа над которыми осуществляется с участием общественности, они отличаются большей гибкостью, стратегической направленностью и практичностью.

За последние несколько десятилетий появились новые ориентиры в решении проблем традиционного генерального планирования [3]. Генеральный план должен быть:

  • стратегическим, а не комплексным;
  • гибким, а не жестко ориентированным;
  • нацеленным на принятие мер и их выполнение;
  • обусловленным действиями заинтересованных сторон и общественности;
  • отражающим появляющиеся новые городские интересы;
  • выполняющим роль консолидирующего фактора.

Суть новой парадигмы городского развития заключается в том, что экономическое будущее городов и городских регионов в большой степени зависит от способности привлекать, генерировать, сохранять и развивать науку, инновации и креативность. В настоящее время фактически каждый город и регион Западной Европы имеет стратегии для привлечения, развития и стимулирования креативной индустрии и сектора интеллектуальных услуг. Развитые страны трансформируют свои города индустриальной эпохи в так называемые «креативные города», где творчество и самореализация человека становятся основой всего. Принимаются программы по их развитию. Главный ресурс города – люди, творческий потенциал которых и определяет его будущий успех.

Сегодня в институте УП «БелНИИПградостроительства» помимо генеральных планов городов вырабатываются новые подходы к проектированию жилой среды и в целом территориальной организации страны, областей. В настоящее время по заказу Министерства архитектуры и строительства осуществляется разработка ряда инновационных тем: выявление потенциала инновационных кластеров на базе малых городов, разработка эталонного проекта стоимостной оценки вариантов территориального развития городов, разработка нового модуля жилого района в населенных пунктах в соответствии с принципами безопасности, комфортности и эффективности. Основные задачи последней темы – обоснование необходимости перехода к новой модели проектирования жилых районов; определение параметров и оптимальных показателей модуля, а также необходимых изменений в ТНПА.

Качество жизни является одним из принципов «нового урбанизма» – градостроительной концепции, подразумевающей возрождение небольшого компактного «пешеходного» города (или района) [6]. Движение возникло в США, его основатель – Стефанос Полизоидес. Сегодня эти принципы берут на вооружение многие страны.

]]>]]>Города и районы, построенные в соответствии с принципами нового урбанизма, отличаются небольшими размерами, компактностью, размещением всех необходимых жителям служб (магазины, бытовые услуги и т.п.), находящихся на пешеходном расстоянии от жилья. Предпочтение отдается велосипеду и пешему хождению. Это город для всех жителей (в т.ч. женщин, детей, стариков, приезжих, людей с ограниченными возможностями).

Как правило, архитектура нового урбанизма основывается на архитектурных традициях своего региона. Можно выделить десять основных принципов [6]: пешеходная доступность, смешанное использование территории, взаимосвязь сети улиц, разнообразная застройка, высокое качество архитектуры, традиционная структура соседства, высокая плотность застройки, наличие экологичного транспорта (рис. 7), устойчивое развитие, высокое качество жизни.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, эти принципы можно дополнить:

  • ]]>]]>доступность услуг и сервисов (применение возможностей информационно-коммуникационных технологий для предоставления горожанам удаленного доступа ко всем видам услуг. В первую очередь доступ к информационным, а также государственным, медицинским, образовательным услугам, услугам торговли и бытовым услугам. Доступ к любой необходимой ему услуге дистанционно, не выходя из дома).
  • развитие общественных пространств. Формирование публичного пространства (площадь, сквер, прогулочная зона) – так называемое «третье место» («первое место» – это жилье, «второе» – работа) (рис. 8);
  • ]]>]]>мобильность жилья (строительство арендного жилья, удобного для дальнейшей реконструкции, возможность для перепланировки, оборудования в будущем более современными инженерными системами);
  • экологическая ответственность. Внедрение новых строительных стандартов наподобие стандартов BREEAM (Англия), LEED (Америка), DGNB (Германия). Обеспечение энергоэффективности зданий, инженерных решений, комплексной городской застройки (рис. 9);
  • безопасность городской среды – один из ключевых факторов обеспечения высокого качества жизни в городе (рис. 11);
  • развитие городского самоуправления. Активное участие общества в разработке планов реконструкции на всех ее этапах – это единственно эффективный подход к реконструкции и развитию городских территорий, учет взглядов и интересов максимально широкого круга горожан. Необходима разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процесс разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений.

]]>]]>

]]>]]>]]>]]>]]>]]>

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня в мире накоплен достаточный опыт создания гуманной среды. Повысились требования к комфорту и безопасности проживания людей. Городское планирование, ориентированное на человека, – вот основной вектор градостроительной политики Беларуси. Хотелось бы, чтобы в белорусском городском планировании объединились лучшие мировые тенденции урбанистики и наши местные традиции. Но в любом случае мы должны определить наш собственный путь. А разработка УП «БелНИИПградостроительства» нового модуля жилого района в населенных пунктах в соответствии с принципами безопасности, комфортности и эффективности станет весомым шагом на пути улучшения качества городской среды, архитектурно-художественного облика в городах нашей страны.

Литература

1. Национальный доклад «Развитие городов: Лучшие практики и современные тенденции». Экспо-2010, КЕМ – Москва, 2011. – 82 с.

2. Основные направления Государственной градостроительной политики на 2011–2015 годы, Указ президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 с комментариями / Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Минск, 2012. – 72 с.

3. Планирование устойчивых городов: Направления стратегии. Глобальный доклад о населенных пунктах (сокращенная версия). ООН ХАБИТАТ – Лондон Стерлинг, Вирджиния, 2009. – 120 с.

4. Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов. Европейская экономическая комиссия. ООН, Нью-Йорк – Женева, 1996. – 94 с.

5. Методические рекомендации по проектированию велодорожек в населенных пунктах. Разр. УП «БелНИИПградостроительства», утв. Мин. архитектуры и строительства 27.12.2012. – Минск, 2013.

6. ]]>http://ru.wikipedia.org/wiki]]> Новый урбанизм. Ресурс Википедии.

7. ]]>http://ru.expert.ru]]> Щукин, А. В ловушке микрорайона // Эксперт. – № 23 (854). – 2013.

8. Пермь. Мастер-План. 2012.

 

 

 

 

Читайте также
09.01.2010 / просмотров: [totalcount]
Total Facility Control – всего лишь концепция или уже реальность? На этот вопрос можно получить различные ответы в зависимости от того, кому он...
11.02.2010 / просмотров: [totalcount]
Международная выставка-конгресс HI-TECH BUILDING, пожалуй, единственное в России и странах СНГ мероприятие такого формата и масштаба, которое...
02.04.2010 / просмотров: [totalcount]
Чикагское бюро SOM разработало дизайн-проект, который даже в условиях общей тенденции, сделавшей экологичность обычной и необходимой составляющей...