Вы здесь

Гражданская и культовая архитектура Александра Базевича

]]>]]>

Сегодняшний гость нашей рубрики – член Белорусского союза архитекторов Александр Базевич. В прошлом году он отметил 50-летний юбилей, а это замечательный повод остановиться, оглянуться, оценить «содеянное мною на земле». И наметить планы… ну хотя бы на ближайшие 50 лет.

Александр Францевич Базевич родился в 1962 г. Окончил архитектурный факультет БГПА в 1990 г. Работал ведущим архитектором в БелНИИгипросельстрое. С 1995 г. – руководитель персональной творческой мастерской. Автор более 150 объектов общественного назначения, культовой архитектуры, жилых домов в разных областях Беларуси, России и Германии, автор статей по проблемам белорусской архитектуры в журналах и энциклопедиях. Преподавал на архитектурном факультете БГПА. Лауреат дипломов Союза архитекторов СССР и Белорусского союза архитекторов на международных конкурсах и национальных фестивалях архитектуры за проекты и реализованные объекты.

]]>]]>

Творческая биография архитектора началась в 1990 г., но первые шаги на пути к архитектуре, ее познанию Александр сделал значительно раньше.

]]>]]>Его малая родина – небольшой поселок Жодишки Сморгонского района, старинный «виленский край», как его и сейчас называют местные жители. Здесь сохранилось немало памятников историко-архитектурного наследия, и человек неравнодушный много интересного может «прочитать» в этой «летописи жизни». Река Вилия, с берегов которой, если подняться на самое высокое место, вечером видно зарево огней Вильни – бывшей столицы ВКЛ – всего-то около 50 км! Вверх по течению Залесье – имение М.К. Огинского, в великолепном парке которого, кажется, и сегодня звучит мелодия полонеза «Прощание с Родиной». Руины Кревского замка, где была заключена судьбоносная Польско-Литовская уния…

Александр с детства был увлечен преданьями старины, очарован красотой и мощью храмов, своды которых излучают мощнейшую энергию – энергию Духа и Творчества. Образцы народного зодчества, запечатленные в маёнтках, сялібах, броварах, корчмах, усадебной архитектуре и являющие собой примеры уникального мастерства предков, непреодолимо тянули постигнуть их глубинный смысл. Все это в значительной степени повлияло на формирование его мировоззрения, выбор профессии и того направления в ней, которое стало средоточием его творчества.

В послужном списке Александра Базевича нет «больших», знаковых объектов, работающих, как теперь принято говорить, на создание имиджа страны на международной арене. Творчество этого архитектора правильнее было бы назвать камерным – не по объемам построек, а по какой-то их удивительной уместности, органичности, даже интимности. Они не выпячивают себя в окружающей среде, но живут в ней полноценной, естественной жизнью.

]]>]]>Архитектору удаются работы любой направленности и жанра, функционального содержания. Палитра их необычайно многопланова по образам, решению, силе любви, вложенной в них. Это и общественные сооружения, среди которых стоит выделить бизнес-центр «Багира» в Краснодарском крае (1994), общественно-деловые центры в Малорите и г. Новозыбкове Брянской обл., бизнес-центр «Подол» в Гродно (1994–1995), деловой центр фирмы «Грейп» в Солигорске (1996), и реконструкция торгового дома «София» в Бобруйске (2008), гостиница на погранпереходе «Песчатка» Каменецкого р-на (2010), и многие другие. Интересны так называемые этнографические проекты, к которым любит обращаться Александр, например корчма-музей с постоялым двором в Дудутках, запроектированная для второй очереди комплекса. Архитектурно-пространственная композиция построена на принципе замкнутого двора со сквозным проездом и удобной организацией внутреннего дворика.

Рождаются у него коттеджи с гармоничной и практичной планировкой, и он не жалеет ни сил, ни времени, чтобы в реальном воплощении дом получился таким же привлекательным, как в проекте. «Важно не просто удовлетворить запросы заказчика. Главное – поставить творческое начало во главе своего труда и убедить в нем, заразить им заказчика, который на время проектирования и строительства становится соавтором проекта. Чтобы в результате создать качественное, оптимальное для него жилое пространство в соответствии с его пожеланиями» – этим кредо руководствуется архитектор в работе с частными заказчиками, и такой подход всегда себя оправдывает.

]]>]]>Есть еще одна тема, которую Александр раскрывает с особой трепетностью на протяжении многих лет, – восстановление, возрождение объектов материальной культуры. Чтобы жить будущим и для будущего, не надо забывать о прошлом, считает он и никогда не упускает возможности «вживую» соприкоснуться с памятниками архитектуры, вдохнуть в них новую жизнь. Одна из первых работ в этом сегменте – реконструкция общественного центра местечка Жодишки, за которую он был удостоен диплома Всесоюзного конкурса в 1990 г., более локальная – интерьеры молодежного центра (бывший бровар).

Он воплотил в жизнь несколько проектов реконструкции и воссоздания исторического наследия, получивших высокую профессиональную оценку. Среди них – общественный центр поселка Мир Кореличского р-на (диплом БСА Республиканского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений в 2002 г., диплом международного конкурса «Леонардо-2005»). Уважительное отношение к историко-культурному наследию, стремление максимально сохранить признаки региональной самобытности, учитывая при этом наслоения последних веков, позволили ему тактично передать стиль и дух той эпохи, в которую объекты были созданы. Следует подчеркнуть, что его проекты на эту тему, где самое главное – найти синтез современной и традиционной архитектуры, олицетворяют собой позицию автора на реконструкцию как культурную преемственность, сохранение национальной самобытности.

]]>]]>]]>]]>]]>]]>Обращение к историческим мотивам и стилям в творчестве Александра Базевича стало выражением его внутреннего, особого восприятия действительности и архитектурной традиции, истоки которой коренятся во взрастившей его земле. И как все дороги ведут в Рим, так и творческие пути Александра Базевича чаще всего устремляются на малую родину – Сморгонщину.

]]>]]>С начала 1990-х и до сего времени Александр неустанно трудится над реконструкцией и строительством новых объектов в Сморгони. В процессе работ по регенерации к 500-летнему юбилею города (2003) им было выполнено сразу несколько проектов: реконструкция зданий РОНО и библиотеки, многофункционального центра «Елена», строительство административного здания ДРСУ, медицинского центра, многофункционального торгового дома «Санит», интерьеры ТД «Проинтекс LTD» и др.

Самый крупный, сложный и ответственный – католический центр костела св. Михаила Архангела, который сегодня выполняет и коммуникативную, и образовательную, и воспитательную функции (диплом БСА Республиканского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений в 2001 г.).

«Подлежащее реконструкции здание представляло собой конгломерат объемов, различных по размерам, этажности, конструкциям, времени строительства, – рассказывает Александр Францевич. – Все это необходимо было связать воедино и создать строгую, с элементами официоза четкую композицию, понятную для восприятия. И главное, не вступающую в противоречие с находящимся рядом костелом – известным памятником белорусской архитектуры эпохи Ренессанса. Мы использовали четкое продольно-осевое решение, позволившее именно к нему обратить главный фасад нового здания. В результате оно гармонично дополняет перспективу всего ансамбля исторического центра города».

]]>]]>]]>]]>Основой композиционного и планировочного решения служит «форум» – многофункциональный зал со сценой, галереей по двум сторонам, поддерживаемой колоннадой. В центре соединено много функций: жилая, общественная, учебная, духовная, благодетельствующая, хозяйственная. Благодаря планировочному решению, основанному на использовании разных уровней, наличии нескольких входов и т.д., они рационально разделены и в то же время связаны воедино.

]]>]]>Доктор архитектуры С.А. Сергачев считает, что это новое «старое» сооружение в центре Сморгони «дает повод говорить о проблеме развития традиций в современной архитектуре. Здесь умело использован принцип реконструкции, что характерно для городской архитектуры. Здесь рационально применено многофункциональное решение – характерная особенность городской среды. Активно включены в работу архитектурные детали, что было практически утеряно за последние 30–40 лет…» («АиС», 1999, № 4). А мнение специалиста – наилучшая рекомендация и оценка работы.

Авторству Александра Базевича принадлежит немало объектов, с которыми связан культурный и духовный потенциал Сморгони. В этом году в жизнь вступает досуговый семейный комплекс, призванный восполнить недостающие городу функции. Здание расположено на главной площади, включает в себя многофункциональный универсальный зал, игротеку, детское кафе на 50 мест, молочный и фитобар. На благоустроенной территории запроектированы солнечные часы, что также является притягательным элементом комплекса.

]]>]]>В 2000-е годы начинается «культовый» период в его творчестве, самый насыщенный и ответственный. Он «посягнул» на сакральную архитектуру, и за десятилетие проникновения в эту очень сложную, многогранную тему у него сложился свойственный только ему подход к ее раскрытию. Первые его работы – церкви св. мученика Валентина в Новоспасске (2001) и св. Елены и Константина в Жодишках (2003) Сморгонского р-на. Затем были запроектированы костелы св. Яна Крестителя в Волме Дзержинского р-на (2001) и Клецке (2003), Богоявленская церковь в Борисове (2005), церковь Трех Виленских Мучеников в Сморгони (2007), Быхове (2012), костелы св. Казимира в Столбцах (2006, коррект. 2012), св. Иисуса и Марии в Фаниполе (2005, коррект. 2012), костелы в Минске (Лошица, 2007), Сморгони (2012), г.п. Негорелое (построен).

]]>]]>Что движет архитектором, взявшим на себя ответственность воплотить в современном храме многовековой исторический и духовный опыт? Это ведь непросто – здесь кроме профессионального мастерства необходимо четкое представление о том, где находится грань между допустимым и возможным в проектировании подобного рода сооружений, глубокое знание всех требований, которые нужно ]]>]]>соблюсти при проектировании Места духовного вознесения человека, многие другие нюансы.

Неотъемлемой частью храма являются гармоничные пропорции, сочетания обязательных архитектурных элементов, вырабатывавшихся веками, концентрация символики. Создание внутреннего, духовного пространства – это сплав сакральной традиции и творчества. Вернее сотворчества, потому что вместе с архитектором над его истинным отражением, сакральным содержанием неустанно трудится «духовный архитектор» – настоятель храма. О таком сотрудничестве Александр вспоминает как о наиболее интересном и познавательном в его практике.

]]>]]>Храмовые постройки Александра Базевича нельзя определить каким-то одним каноническим стилем. В их архитектуре можно увидеть и классические приемы, и присутствие неоготических элементов, камерный минимализм, и эклектичные «миксы», в обликах его храмов нет-нет да и промелькнет нечто, напоминающее барокко. И все же в форме он больше всего тяготеет к строгим, чистым, ясным очертаниям.

Каждая его работа имеет свою богатую, иногда драматическую предысторию, и архитектор вносит в новые объекты ее частичку, наполняет их историческими метафорами. Например, костел св. Яна Крестителя в Волме восполнил пустующее место варварски уничтоженного в 1962 г. двухсотлетнего деревянного храма в стиле барокко. Но это не было документальным воссозданием объекта, прямым «цитированием» его форм. Творчески переосмыслив традицию, архитектор создал современный, лаконичный и в то же время насыщенный архитектурно-художественный образ, в основу которого положена вечная идея – идея креста. Кстати, этой темой – темой Любви, Искупления, стремления к Совершенству – пронизаны все его культовые сооружения.

]]>]]>]]>]]>]]>]]>У костела св. Яна Крестителя в Клецке, возведенного в 1552 г. и разрушенного в 1950-е гг., тоже есть своя история. О ней рассказывает остаток чудом сохранившейся стены, находящейся на подворье частного дома. Святыня возродилась на новом месте, о чем «возвещает» установленный на звоннице отреставрированный колокол, считавшийся утраченным и лишь несколько лет назад после долгих поисков отрытый из земли, куда его спрятали «ад ліха» местные жители в 1940-е годы.

]]>]]>Костел стал новой архитектурной доминантой города, задав звучание всему этому месту. Торжественный, изящный и одновременно с этим монументальный, красочно насыщенный силуэт, оживленный фронтоном, стрельчатыми окнами, нишами, башней. Грамотное месторасположение храма, просматривающегося с разных точек, его образ и масштаб, как нельзя лучше вписавшиеся в городской рельеф, предопределили его стилевое ]]>]]>и градостроительное единство с окружающей средой.

Сейчас в работе находятся сразу несколько объектов. Только что завершилось возведение костела в Негорелом, строятся Фанипольский и Столбцовский, проектируется в Ждановичах. И как верующие по воскресеньям спешат на богослужение, так и архитектор с непрестанной методичностью совершает обход своей «парафии»: раз в неделю, а то и чаще, он посещает строящиеся объекты. И делает это не по обязанности – это его образ жизни, стиль работы: неустанно следить за ростом и развитием своего детища, вовремя замечая и исправляя «уклоны в сторону», ибо, как написано в Библии, «мудростью устрояется дом и разумом утверждается…»

]]>]]>]]>]]>…Биография творческого человека – это по большому счету биография его работ. И в этом плане палитра работ у Александра Базевича богата и разнообразна. Секрет его творческих успехов кроется в огромной работоспособности и неослабевающем интересе к творческому процессу, а главное – к жизни. Он умеет извлекать уроки из неудач, чтобы тут же активизировать усилия для осуществления задуманного.

«Через 20 лет вы будете более сожалеть о том, чего НЕ СДЕЛАЛИ, чем о том, что СДЕЛАЛИ». Эти слова принадлежат Марку Твену, и Александр Базевич подсознательно неуклонно следует им – он всегда ищет, делает и верит. А сожаления о неосуществленном (или осуществленном не совсем так, как задумывалось) посещают каждого творческого человека, стремящегося к совершенству…

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...