Ежегодно в преддверии нового строительного сезона начинает работу международная специализированная выставка “Стройэкспо”. Этот год для экспозиции стал юбилейным: она прошла в 10й раз.
Проект Национального выставочного центра “Белэкспо” Управления делами Президента Республики Беларусь, созданный при содействии Министерств архитектуры и строительства, жилищнокоммунального хозяйства и Мингорисполкома, давно закрепил за собой статус международного строительного форума. Нынешняя экспозиция – тому подтверждение: более 10 % из 320 экспонентов являлись иностранными участниками. По флагам, поднятым у главного входа в НВЦ “Белэкспо” по ул. Я. Купалы, 27, прочитывались страны их прибытия: Германия, Австрия, Франция, Польша, Словения, Венгрия, Литва, Россия, Украина. Для комплексного представления экспонирующихся были отведены 3 павильона, или 7800 м2 площади.
Став в некоторой степени весенним “хитом” белорусской строительной отрасли, брэнд “Стройэкспо” получил широкое признание и за рубежом. Свидетельство тому – знак Международного союза выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии, которым на основании анализа представленной экспозиции, уровня ее организации и масштабов, посещаемости и количественнокачественных характеристик отмечена нынешняя выставка.
Свою популярность, как заявляют организаторы, Стройэкспо завоевала благодаря стабильности: за 10 лет выставка ни разу не испытывала кризисов ни в площадях, ни в тематической наполненности, ни, тем более, в количестве участников. Наоборот, постоянно прирастая по этим показателям, в 2007 году подошла к такой отметке, когда павильон по ул. Я. Купалы – традиционная площадка весенней Стройэкспо – уже физически не смог вместить всех желающих. Выходом из сложившейся ситуации стали дополнительные пристройки на улице. Ранняя весна с непривычно теплой погодой активизировала и посетителей: посещаемость выставки достигала 5–6 тыс. человек в день.
Индикатором востребованности и престижности любого выставочного проекта традиционно считается число его постоянных участников, которыми постепенно из года в год “обрастает” выставка. “Костяк” нынешней экспозиции, по мнению генерального директора НВЦ “Белэкспо” Алексея Лазуко, составляли ряд мощных строительных компаний, занимающих лидирующее положение в отрасли, и постоянные партнеры Стройэкспо – предприятия Минстройархитектуры. Строительное ведомство представляли ОАО “Барановичидрев”, ПРУП “Белорусский цементный завод”, ПРУП “Березастройматериалы”, ОАО “Березовский КСИ”, ОАО “Завод керамзитового гравия г. Новолукомль”, ОАО “Гомельстекло”, РУПП “Гранит”, УП “Институт НИПТИС”, ОАО “Красносельскстройматериалы”, ПРУП “Кричевцементношифер”, ОАО “Любанский комбинат строительных материалов”, ПРУП “Могилевский завод “Строммашина”, РУПП “Спецжелезобетон”, ОАО “Минский завод строительных материалов” и др. Их интерес к данной выставке вполне закономерен. Как пояснил Алексей Лазуко, являясь специализированным строительным форумом и отражая текущее состояние дел, а также новые веяния в строительной сфере, Стройэкспо ориентирована в первую очередь на профессионалов стройиндустрии. А будучи предвестником сезонного строительного бума, полезна она и для частных лиц, индивидуальных застройщиков. Прежде всего тем, что показывает новинки отраслевого рынка, применение которым покупатели найдут в своих проектах, домах и подворьях. Производителям же выставка помогает продиагностировать, в каких материалах возникла потребность, на какие, запущенные в серийное производство, установился устойчивый спрос, а на какие – нет, поэтому целесообразно объемы их выпуска уменьшить, а то и приостановить. Таким образом построило свою работу на выставке ОАО “Минскжелезобетон”. По результатам проведенного у стенда опроса о потребительских предпочтениях был составлен проспект технологических линий на перспективу. Так, в планах завода наладить производство шлифованных керамзитобетонных блоков, пополнить новыми образцами ассортимент элементов благоустройства.
Для многих предприятий, как, например, для стеклозавода “Неман”, Стройэкспо стала одной из ступеней в имиджевом продвижении своей торговой марки, а заодно и “полигоном испытаний” потребительского спроса на новинки ассортиментного ряда. На выставке предприятие представило свои новые изделия – стеклянные фигурные графины, фужеры, бокалы и рюмки с платиновым покрытием, которые “разлетелись” буквально в первые дни работы. Не исключено, что эту и другую продукцию завода можно будет увидеть в ресторане гостиницы “Европа”: “Неман” участвует в тендере, проводимом ОАО “Минотель”. А недавно специалисты предприятия завершили работу над созданием фирменного магазина в торговом центре “Столица” и собственной витрины в ГУМе.
В преддверии массовых частных застроек особенно актуальным было появление на белорусском строительном рынке несъемной опалубочной системы Arxx из пенополистирола, представленной УП “Вертикаль – 21й век” и предназначенной для монолитного или сборномонолитного строительства зданий разного уровня сложности, этажности и назначения. Основным элементом этой структуры является базовый опалубочный блок, состоящий из двух пенополистирольных панелей, соединенных между собой с помощью жестких полипропиленовых перемычек. Крепление блоков друг с другом осуществляется по принципу разъемных пазогребневых соединений, что обеспечивает плотную укладку блоков в рядах, сцепление рядов между собой и предотвращает утечку укладываемого бетона. Собранная опалубка стен или ее частей фиксируется строительными лесами и выравнивающей системой. В ее полости устанавливается арматура, а затем заливается бетон. После набора проектной прочности монолитный железобетон образует несущую основу стены, а опалубочные блоки начинают выполнять функции тепло и звукоизоляции.
На выставке можно было увидеть и уникальные продукты интеллектуального труда. Один из них – беззамочная супердверь белорусского производителя ООО “Фирма Васа”. Хотя конструкция и не новинка этого года (патент на ее изобретение был получен 7 лет назад), до сих пор аналогов такой двери в мире еще не придумано. Как рассказал ее автор Александр Гурков, попытки скопировать конструкцию даже не предпринималось, потому что тяжело понять, по какому принципу она работает. Дверь не имеет замка, по сути, она сама – огромный замок с микропроцессором внутри, закрывающийся в ниши вверху и внизу дверной коробки. За счет этого конструкция способна выдержать до 100 т нагрузки и по противовзломности выше 5го, максимального, уровня. В отличие от других дверей, открывающихся при помощи чипа, отпечатков пальцев или роговицы глаз, эта реагирует на прикосновение, считывая информацию по 70 параметрам: частотные колебания, влажность кожи и т.д., и по усредненным данным распознает “хозяина”. Как отмечает разработчик, всплеск спроса на эту конструкцию приходился на конец 1990х – начало 2000 г. – период пика квартирных краж.
Еще одной, бесспорно, вызвавшей интерес разработкой был трансформирующийся окнобалкон GDL Cabrio от компании “Велюкс”. Он состоит из двух элементов: верхняя часть открывается снизу вверх до 45 градусов, а нижняя раскладывается наружу, образуя балконные перила. В закрытом состоянии система как снаружи, так и изнутри выглядит как обычное мансардное окно.
С дебюта на Стройэкспо2007 начало свою деятельность в Беларуси структурное подразделение турецкой компании ELBI ELEСTRIС ООО “ЭлБи Бел”. Продукция, с которой фирма вышла к отечественному потребителю, – электроустановочные товары: розетки, выключатели, удлинители, арматура и аксессуары к светильникам. Все они сделаны из металлокерамики, просты в эксплуатации, имеют разнообразную комплектацию и широкий ценовой диапазон.
Выставка “Стройэкспо2007” – это еще и своеобразная ярмарка креативных предложений, где автор, выступающий в роли продавца, и потенциальный заказчик встречаются, обсуждают формы возможного сотрудничества, оформляют заказы. Именно такие встречи и контакты искал дизайнер Сергей Шило. Взгляд, скользящий по лабиринтам экспозиционных стендов, невольно останавливался на его коллекции работ. А приковывали внимание проходящих необычные, даже удивительные вещи: компьютерная клавиатура в… маленьком деревянном корытце, джакузи в той же оригинальной подаче и многие другие. Дизайнер говорит, что в таких работах срабатывает фактор неожиданности, привлекает сочетание несочетаемых на первый взгляд вещей – предметов старины, до коллекционирования которых Сергей страстный охотник (в его домашнем музее их около 2 тыс.), и продуктов техногенного века. Подобные эксклюзивные вещицы, бесспорно, станут украшением и добавят пикантности любому интерьеру.
Следует сказать, весенняя Стройэкспо отличалась обилием ярких рекламных акций. Экспоненты всевозможными способами старались привлечь публику к своим товарам и стендам. И каждый делал это посвоему. Например, поставщик сантехники и оборудования для тепло и водоснабжения ООО “Триатерм” (наверное, учтя опыт выступления на Евровидении2006 известного российского исполнителя Димы Билана) удивлял прохожих танцующей балериной, а своеобразным аккомпанементом ей служила звучавшая с размещенного на 2м этаже стенда немецкой фирмы “Керми” игра на баяне. Впервые участвующее в выставке “Стройэкспо” белорусское представительство крупнейшего мирового производителя напольных покрытий компании Tarkett проводило брифинги с журналистами (чем не способ привлечения внимания?), завлекали на стенд и беспрерывно идущие демонстрационные видеоролики о продукции, да и коллекция образцов напольных покрытий красноречивее слов говорила о возможностях предлагаемых материалов.
В комплексном представлении своего брэнда традиционно сильна была компания Caparol. Ее работа на выставке включала насыщенную презентационную программу: семинары, рассказывающие об экспонируемых и перспективных товарах, а также новинках этого года, мастерклассы, показывающие их, что называется, в деле. Но понастоящему “уверенный ход слоном” компания сделала, организовав у входа в НВЦ “Белэкспо” бесплатную съемку со своей фирменной символикой. Помимо огромного надувного слона посетителям, да и не только им, наверняка запомнился не менее масштабный стенд Caparol. Просторный, содержательный, яркооранжевый дом со стенами, оштукатуренными декоративными покрытиями для внутренних и наружных работ и наглядно демонстрирующими их качественные характеристики, и стеллажами, наполненными настоящими апельсинами.
И в заключение. Какая выставка обходится без деловой части? Программа Стройэкспо2007 включала семинары, конференции, презентации. А кульминацией ее работы явилось подведение итогов ежегодного республиканского общественного конкурса “Лучшая продукция года2007”. Его победителями, по мнению организаторов мероприятия – Белорусского общества защиты потребителей, ООО “Экобрейн” и ряда специализированных СМИ, стали предприятия, непрерывно совершенствующие свою продукцию, качество которой стабильно высокое и держится на заявленной отметке в течение нескольких лет. Итак, в разных номинациях наград удостоены ЧУП “МАВ”, ОАО “Минский комбинат силикатных изделий”, ОАО “Минский завод строительных материалов”, ОАО “Минский лакокрасочный завод”, ОАО “Пинский химкомбинат”, ОАО “Лакокраска”, ООО “Бепри”, ООО “Славянский штрих”, компания Ilmax и др.