Вы здесь

Кирпичное будущее

]]>]]>Весной этого года компания «ГУТА Девелопмент» провела второй архитектурный конкурс на проект жилого комплекса на Болотной набережной.

]]>]]>На этот раз речь шла об участке, расположенном точно посередине между Патриаршим мостом и стрелкой, разделяющей Москву-реку и Водоотводный канал. Одним из участников этого состязания стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры».

Объект: Архитектурная концепция жилого комплекса на участке 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»

Адрес: Россия, Москва. Берсеневская набережная, вл.6

Авторский коллектив
Главный архитектор проекта: А.В. Никифоров. Архитекторы: А.О. Бреславцев, А.Ю. Бусалов, Е.С. Клюева, Г.Б. Холопов

]]>]]>Это уже второй конкурс на застройку Болотной набережной. Как и в предыдущем случае, архитекторам предстояло спроектировать жилой комплекс самого высокого класса, обеспечив квартиры наилучшими видами на водную гладь и центр города. Во многом схожими были и технические задания: например, в обоих случаях архитекторы не должны были проектировать подземную часть, так как вся застройка территории бывшего «Красного Октября» будет иметь единый паркинг. Но было в исходных данных и одно кардинальное различие: градостроительная концепция развития острова, разработанная в начале 2000-х годов «Моспроектом-2», предусматривала, что в первом случае жилые дома должны были встать вдоль набережной, а во втором – перпендикулярно ей. Причина очень ]]>]]>проста – существующий на участке 19G кирпичный дом, стоящий именно так, необходимо сохранить, и градостроители рассудили, что два новых объема будет проще всего разместить аналогично. Девелопера, в свою очередь, это смущало, и во многом именно из желания как-то изменить навязанную композицию и родился этот конкурс. Мастерская «СК и П» с идеей перпендикуляров также не согласилась и дала предложения по развитию не только данной территории, но и прилегающей к ней.

]]>]]>«Тщательно проанализировав ситуационный план и перспективы застройки соседней территории, мы пришли к выводу, что если построить на этом месте три перпендикуляра, здание, которое когда-нибудь будет возведено по соседству, примкнет к ним вплотную, – рассказывает главный архитектор проекта Андрей Никифоров. – Впрочем, не только это нас смущало: граница, проведенная между участками, вообще кажется очень условной и градостроительно необоснованной, и существующее историческое здание на самом деле больше подходит для обозначения паузы в ритме застройки, чем для воспроизведения перпендикуляров к набережной». Так что вместо трех длинных корпусов, выходящих на Болотную торцами, ООО «АМ СК и П» предложили сложную композицию комплекса, уподобив его кварталу, плотность застройки которого редеет и тает по мере приближения к стрелке.

Между Берсеневским переулком и сохраняемым зданием архитекторы вписывают секционный жилой дом, в плане напоминающий букву Н. Ее правая «палочка», проходящая по красной линии переулка, более вытянута, благодаря чему у ]]>]]>дома возникает собственный озелененный двор, а в «перемычке» расположен сквозной вестибюль, раскрытый на реку. Своим левым торцом этот дом обращен к существующему промышленному объему, который архитекторы реконструируют под жилье а-ля loft. У сохраняемого здания, в силу его расположения, своего двора нет, и этот недостаток архитекторы компенсируют с помощью широкой и светлой галереи, встроенной аккурат между существующим жилым домом и проектируемым.

]]>]]>Отдельно следует сказать об архитектуре этих объемов. Сохраняемый корпус имеет узнаваемый фабричный облик – массивные краснокирпичные стены, высокие окна, лаконичный декор фасадов, – который архитекторы бережно сохраняют. Новый объем также предполагается облицевать кирпичом: по мнению авторов проекта, существующая застройка острова имеет настолько доминирующий характер, что противостоять этому влиянию очень сложно и по большому счету бессмысленно. К тому же единство материала способно превратить стрелку в завершенный ансамбль, каковых в современной Москве, скажем прямо, не так уж и много… Другое дело, что кирпич в руках архитекторов нынешнего столетия совсем не обязан воспроизводить кладку и ритм промышленных объемов прошлого, поэтому Никифоров вплетает в красное полотно белый известняк, и придает дому ]]>]]>подчеркнуто контрастную форму: стены в плане поставлены не под прямыми углами, на плоскостях фасадов отчетливо видны «места сгибов», а карнизы кровель не горизонтальны. В результате дом производит удивительное впечатление: это массивный объем, собранный из камня и кирпича, но окна, чья высота заметно увеличивается к последнему этажу, «перегнутые» стены и кровля, незаметно переходящая в фасад, делают его визуально почти невесомым и очень отзывчивым на изменения окружающей среды. 

]]>]]>Как уже говорилось, сохраняемое здание трактовано архитекторами как предвестник небольшой паузы в ритме застройки набережной – узкий кирпичный торец обозначает границу между высокоплотной урбанизированной средой и разреженным кварталом малоэтажных домов. И если новый секционный дом и корпус лофтов, благодаря пристраиваемой галерее и полностью остекленной «прослойке» вестибюля, кажутся если не единым целым, то навсегда сросшимся сложным городским организмом, то малоэтажная застройка больше похожа на загородную или парковую. Здесь есть и клубные дома на несколько квартир, и особняки на одну семью: два дома расположены в границах участка 20G, а еще четыре архитекторы разместили на соседнем участке. Этажность особняков ]]>]]>понижается по мере приближения к стрелке, между собой они разделены небольшими двориками и пешеходной улочкой, идущей параллельно набережной. Правда, проект предусматривает, что это будет сугубо внутренняя, «частная» улочка для данных шести домов (именно с нее организованы входы в особняки). А вот «разрыв» между ними и секционными домами архитекторы планируют сделать общедоступным: по их мнению, еще один выход к набережной в этой части острова просто необходим.

]]>]]>По своему архитектурному решению малоэтажная часть жилого комплекса имеет много общего с угловым секционным домом. Кровля здесь также работает как полноценный фасад, ее коньки в плане не параллельны стенам, а ширина окон варьируется в зависимости от ценности открывающихся из них видов. Цоколь всех домов выложен из белого камня, а дальше этот материал разбегается по фасадам в произвольном порядке, разбавляя и оттеняя густоту красного кирпича. Благодаря такому решению новые объемы хоть и опознаются мгновенно как постройки нашего времени, но воспринимаются плотью от плоти «Красного октября». А разная высота домов, вошедших в состав жилого комплекса, и многократные «сдвижки» их кровель придают застройке набережной очень динамичный силуэт, чем-то похожий на схему ЭКГ: ровный и уверенный «пульс» создаваемой среды учащается по мере приближения к Патриаршему мосту и, наоборот, постепенно замирает там, где градостроительная ткань уступает место озеленению и воде.  

Автор текста:   Анна Мартовицкая

]]>http://agency.archi.ru/]]>

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...