Вы здесь

Градостроительная концепция формирования восточного въезда в город Минск

УДК 711.163

Архитектурно-художественная составляющая въездных зон магистралей всегда выполняла важную роль в фор­мировании образа каждого города, в том числе для современного Минска. Сегодня становится необходимым фор­мирование развитых въездных зон, которые бы соответствовали уровню благоустройства и масштабу городской застройки. Важнейшим въездом в Минск на протяжении многих столетий являлся восточный въезд со стороны Москвы. За последние полвека на этой территории происходило становление крупнейшего градостроительного ансамбля и по сей день ведется формирование парадного въезда в город.

Введение

Въезду в город во все времена развития градострои­тельства уделялось внимание вплоть до Позднего средне­вековья. На более поздних этапах истории точка въезда в город перестала выполнять стратегическую функцию, со­храняя при этом семантическое значение. В наше время роль архитектурно-градостроительного оформления въезд­ных зон при создании образа города часто недооценивается.

Основная часть

Въездные зоны города могут быть выражены в разных архитектурных и градостроительных формах, но их опре­деляющим признаком является сочетание двух принципов: с одной стороны, это «переход» между пространствами раз­ного типа - не-городским и городским; с другой стороны, это выделение границ города. Въездная зона - это город­ская территория в пределах 660-1500 м от границы города и 100-400 м от оси проезжей части въездных магистралей (в зависимости от планировочных ограничений).

Архитектурно-художественная составляющая въезд­ных зон магистралей, безусловно, выполняет важную роль в формировании образа всего города, так как въезд в город дает первое представление о нем. Актуальным это являет­ся для Минска, столицы Республики Беларусь. Со все воз­растающим значением города в политическом, экономиче­ском и культурном отношениях, повышается и важность формирования архитектурного образа Минска. Становит­ся необходимым формирование системы городских въезд­ных магистралей и развитых въездных зон, которые бы соответствовали уровню благоустройства и масштабу го­родской застройки. Таким образом, при прогнозировании пространственного развития города, формированииего за­стройки, необходимо уделять внимание въездам в город, и это должно впоследствии стать объектом проектирования.

Яркий, запоминающийся образ города можно создать уже на подъезде к нему. Одними из основных зон обзора города Минска по праву можно считать кольцевую авто­мобильную дорогу и направления въездов в город, что позволяет обозревать как фрагментарные, так и основные панорамы города. Развитие высотных акцентов на важных городских узлах (например, на пересечении кольцевой ма­гистрали с радиальными направлениями проспектов), а также грамотно вписанные в среду новые высотные архи­тектурные ансамбли проспектов и кольцевой магистрали, которые являются своеобразными городскими воротами, позволят создать современный, презентабельный силуэт, характерный только для города Минска.

Первые предложения по размещению основных акцен­тов в системе города были даны при составлении первого эскиза Минска, во время разработки генерального плана 1965 г. Эскизные переработки уточнялись в корректуре ге­нерального плана Минска 1974 г., проекте детальной пла­нировки центра, а затем были дополнены и развиты в 1975 г. в проектной работе «Силуэт Минска» (арх. Л. Потапов, Л. Гафо, В. Гутман, Н. Афанасьева, Л. Ларина, А. Петров и др.).На основе указанных работ была намечена система «зо­лотых точек» города.В местах размещения «золотых точек» предусматривалось формирование основных ансамблей го­рода, в том числе и расположение архитектурных акцентов на въездах в город со стороны основных направлений.

В основу построения модели размещения высотных зданий был положен принцип формирования открытых пространств города, его водных и озелененных систем. Городская территория была четко разделена на зоны, где должны быть построены высотные здания, созданы от­крытые пространства, где должны преобладать озеленен­ные и обводненные участки в сочетании с небольшим чис­лом уникальных зданий и сооружений, композиционно и функционально связанных с этими пространствами. В Минске выделяли пять основных направлений, подчер­кнутых системой коммуникаций, направленных к опор­ным городам области. Учет этой градостроительной си­туации позволял наметить главные композиционные оси города: первое направление столичное - по магистрали Москва - Брест (район более плотной застройки), второе - вдоль водно-зеленого диаметра р. Свислочь (район бо­лее свободной, ландшафтной застройки). Важное значение отводилось ансамблевому оформлению въездов в город. Главные въезды в Минск составляли два шоссе Москва- Брест и Могилев-Вильнюс. У въезда в город со стороны Москвы на высоком месте планировалось сооружение триумфальной арки, символизирующей главный въезд и выезд из столицы республики в столицу СССР - Москву.

В северо-восточной части города был сформирован микрорайон Восток-1 (арх. П. Волчок, Л. Гафо, В. Аникин, Е. Дятлов, Г Горина, Г Сысоев, И. Журавлев, И. Попова, А. Гуль, Е. Сопьяник). В течение 15 лет здесь, между Ле­нинским проспектом (современным проспектом Независи­мости) и небольшой речкой Слепянкой, был построен ан­самбль, который во многом определил лицо города и стал одним из крупнейших достижений белорусской советской архитектуры.

«Въезд со стороны Москвы, начало главной городской магистрали должны были быть оформлены соответству­ющим столице союзной республики образом. Размещение его у главной магистрали города (Ленинского проспекта) обусловило строительство кроме 5-и 9-этажных отдель­ных 16- и 20-этажных зданий. Благодаря такой широкой палитре использования домов различной этажности уда­лось создать выразительную панораму района, которая раскрывается к примыкающему открытому пространству, формируемому парком «Дружбы народов» и Слепянской водной системой с организацией прудов и каналов, усили­вающих архитектурно-художественное звучание района» [3, с.74]. Торцы 16-этажных домов первой линии, стоящие вдоль проспекта,были декорированы огромными красоч­ными мозаиками, созданными белорусским художником- монументалистом А. Кищенко. Чтобы максимально под­черкнуть тему въезда в город, часть блоков 16-этажных домов, обращенных к проспекту, были запроектированы 14-этажными. На сэкономленном таким образом простран­стве предполагалось создать «крышу-сад» с огромным ко­зырьком-консолью. Крыши предполагалось использовать как место отдыха жильцов дома и в качестве смотровых площадок. Архитекторы пытались избежать однообразия панельной застройки введением поворотных секций и, со­ответственно, строительством криволинейных зданий и зданий со сдвигом секций, возведением домов переменной этажности, покраской панелей в контрастные цвета. Еще одним экспериментом, который отрабатывался на «Вос­токе-1», было частичное использование в строительстве жилых домов специально разработанных панелей с ре­льефной поверхностью, которые размещались на фасаде зданий в строгом геометрическом порядке.

«Высокие отметки рельефа в данной части города и наличие открытых пространств создали благоприятные условия для постановки трех башенных акцентов в 16, 18 и 20 этажей (арх. А. Белоконь, Н. Грачева, Г Сысоев и др.). При формировании главного фасада района по Ленинско­му проспекту (современный проспект Независимости) было запланировано строительство в контрасте с тремя протя­женными 9-этажными зданиями восьми структурных 14­16-этажных жилых домов, ритмично, на равных расстоя­ниях поставленных по фронту района, сблокированных с 2-этажными объемами зданий культурно-бытового обслу­живания» [3, с.76]. К сожалению, парадный ансамбль въезда в Минск того времени был реализован не до конца. Здесь же в 1970-е планировалось создание университетского городка для БГУ, который так и не был построен.

Следующим знаковым объектом, который должен был создать характерный силуэт въездного узла в Минск со стороны Москвы, сталархитектурно-строительный инсти­тут (авторы И. Есьман, В. Аникин), запроектированный на пересечении проспекта с минской кольцевой автомобиль­ной дорогой. Здание в форме взлетающего лайнера в свое время было признано самым оригинальным не только в нашей республике, но и во всем СССР. Однако и этот про­ект не был осуществлен в полном объеме, хотя отличался целостностью композиции и столичным масштабом. Все же в 1983 г. состоялось открытие 15-го учебного корпуса, предназначенного для архитектурного и инженерно-стро­ительного факультетов Белорусского политехнического института (ныне БНТУ). Были построены учебно-ла- бораторныйи спортивно-бытовой корпуса, общежития, столовая. На сегодняшний день значительно изменилось окружение этой территории: в 70-е годы прошлого века проектируемый комплекс фактически формировал въезд в город, в настоящее же время въезд в город сместился на северо-восток и формируется жилым районом «Уручье».

В 2012 г. «Минскградо» была разработана концепция «Силуэт Минска», в которой показаны принципиальные места размещения высотных объектов в столице. Ведущая роль в композиции городского плана была отведена глав­ным городским магистралям с парадными архитектур­ными ансамблями. В застройке были выделены наиболее важные планировочные узлы, включающие новые обще­городские доминанты, которые будут композиционно со­масштабны своей среде, обеспечивая художественную целостность растущего города. «Вполне оправданно со­оружение своего рода зданий-маяков на главных въездах в центральную зону города в местах пересечения с Минской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), их вертикаль­ный масштаб в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Очень важна роль высотных объектов в формировании панорамной застройки, достойные приме­ры которой есть в городе» [1].

В 2006 г. у проспекта Независимости завершилось стро­ительство Национальной библиотеки Беларуси (архитекто­ры М. Виноградов, В. Крамаренко). Архитектура здания отвечает поставленной задаче - архитектурной доминанты всей формирующейся на прилегающем участке застройки. На сегодняшний день активно осваивается территория, прилегающая к библиотеке - ведется строительство много­функционального комплекса «Маяк Минска», своеобраз­ного «города в городе», который должен включать в себя жилой район, административно-деловую зону, развлека­тельные и культурные центры. Проект призван представ­лять собой «Восточные ворота» Минска. Сейчас на пере­сечении проспекта Независимости и улицы Калиновского ведется строительство современногомногофункционально- го комплекса «Магнит Минска». Комплекс располагается вдоль проспекта Независимости и призван дополнить за­стройку по левой стороне проспекта, а также оттенить зда­ние Национальной библиотеки. В районе пересечения про­спекта Независимости и улицы Филимонова планируется построить здание группы «Газпром». Высотное здание (189 м) комплекса будет видно на въезде в Минск. Многофунк­циональный комплекс группы «Газпром» в Минске станет завершающим звеном нового крупнейшего въездного гра­достроительного ансамбля со стороны Москвы.

При формировании въездных зон города решающее значение приобретает комплексность градостроительных мероприятий, составной частью которых является постро­ение силуэта города, утверждающего красоту и гармонию архитектуры, в конечном счете, влияющей на формирова­ние духовного облика человека. Для выполнения этой за­дачи необходимо соблюдать принцип соподчиненности, соразмерности объектов и их расположения. Простран­ственно развитая система должна определять иерархиче­ский ряд акцентов, которые лягут в основу воплощения единого художественного замысла. Чем оригинальнее ком­позиция застройки, чем больше информации в ней, тем она интереснее. Это подтверждается данными ряда исследова­ний, посвященных психологии восприятия. Элементарные композиции застройки не привлекают внимания, в то время как усложненная закономерность позволяет создать запо­минающийся образ. Здесь важно чувствовать предельные параметры, так как на определенном уровне возможности восприятия ритмического ряда человеком оказываются превышенными и, как следствие этого, может возникнуть ощущение монотонности застройки. Сначала восприни­маются контуры зданий, затем - их прямолинейность или кривизна, далее - детали с максимальной информацией и, наконец,- ритмичная организация и фактура.

Важным моментом в восприятии застройки является характер ее размещения относительно зрителя. Если за­мыкающий перспективу архитектурный объем располо­жен перпендикулярно углу зрения, создается ощущение статичности, а под углом к оси зрения - ощущение дина­мичности. Условия восприятия через стекла автомобилей, движущихся по скоростным магистралям, из поездов-экс­прессов и т. д. требуют учета динамичности в масштабе и характере застройки и сильного обобщения. Вместе с тем необходимо создавать условия восприятия застройки и пешеходом. Для этого нужно делать окружающую среду сомасштабной человеку, создавая возможности полноцен­ного восприятия перспектив города.

Можно сказать, что основными компонентами, влия­ющими на формирование представления об образе горо­да, являются уникальные высотные и невысотные здания, массовое «фоновое» строительство, архитектура откры­тых пространств, цвет, свет и условия зрительного вос­приятия. На основе законов архитектурной композиции необходимо приводить эти компоненты в единое архитек­турно-художественное решение для города в целом, созда­вая архитектурные ансамбли.

Заключение

Наблюдая за процессом застройки «Восточных во­рот» Минска, хочется отметить, что важнейшим условием создания выразительного образа города является его целе­направленное проектирование. При этом надо учитывать и построение силуэта города, и создание высотной компо­зиции застройки, при этом необходимо соотносить это с единым архитектурно-художественным решением города в целом.

Литература

  1.  Акентьев, А.Г. Градостроительная концепция вы­сотного строительства/ А. Г. Акентьев // Белстрой- центр. - 2012. - №44 (497).
  2.  Белоусов, В. Н. Основы формирования архитектурно художественного облика городов/ В. Н. Белоусов, Л. Н. Кулага. - М. :Стройиздат, 1981. - 190 с.
  3. Потапов, ЛС. Силуэт Минска/ ЛС. Потапов. - Минск: Наука и техника, 1980. - 144 с.

Поступила в редакцию 20. 10. 2015 г.

 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: [totalcount]
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...