…Сначала думал подобрать фотографии додожиночного Слуцка, дабы на разящем контрасте продемонстрировать, что с ним стало за какие-то полгода. Прием беспроигрышный, хотя избитый до банальности, да жаль на то журнальных страниц. Вполне можно обойтись фотоподборкой даже без подписей, чтобы показать, как мы научились, если захотим-навалимся, преобразовывать наши города-веси, доводя их (не целиком, конечно, о чем ниже) до вполне благопристойного и современного вида (фото 1—5).
Но передумал все-таки не по этой причине. Посчитал более любопытным и полезным проникнуться содержательными особенностями нынешнего архитектурно-строительного дожиночья. Потому как, по правде говоря, каких-либо принципиальных формальных откровений в Слуцке я не встретил — те же приведенные в порядок и свежеокрашенные фасады зданий, новые у них крыльца, входы-навесы, кровля. Обновлены отдельные интерьеры общественных зданий – не придерешься. Фактически обязательной стала и существенная реконструкция вокзалов дожинковских столиц (фото 6).
Главным же архитектурным событием, на мой взгляд, явилась закладка нового парка. И городу повезло, что за него взялась Людмила Петровна Луцевич, Профессионал с большой буквы.
Одним из кардинальных преобразований, как я позже узнал, стал снос… бани и “шанхая” иже с ней. Ветхой, но единственной городской бани. Совсем недавно об этом и подумать не могли. Но настоял архитектор. Более того, убедил в этом самого областного губернатора, за которым, как водится в таких случаях, последнее слово. Короче, бани не стало. Вернее, появилась новая — на более подобающем и также кропотливо благоустроенном месте. Говорят, что на сегодняшний день это по многим специфическим параметрам лучшая баня страны. Даже не хочется новое светлое здание “очернять” неблагозвучной надписью: “Баня” (фото 7).
Тем не менее снос местного “реликта” был не самоцелью. Он понадобился для создания уникального пойменного парка, решенного в контексте исторической топографии Слуцка и истории города в целом. Фокусирующим фрагментом парка стал регулярный сад с партером “Слуцкие пояса”. Архитектурная интерпретация прославленных расшивных поясов.
А еще – послание потомкам, ведь парк для будущих поколений – как связующий пояс времен. За полгода парк можно только заложить, но этого оказалось достаточно, чтобы судить, чего добились архитекторы. Буквально на глазах горожан Случь обрела пристойные берега, и теперь в нее с удовольствием смотрится помолодевшая, прихорошившаяся застройка (фото 8—10).
Более того, появились принципиальные предпосылки для создания уникального пространственно-ландшафтного ансамбля-пояса с эпицентром на центральной площади, собирающей ранее разрозненные фрагменты города (фото 11).
Центр вздохнул простором парка, и ландшафт стал выразительнее, что для Слуцка вполне кардинально с его распластанным рельефом. Это понимали и древние, от которых осталось замчище XII—XV вв. — исходное ядро города. И сегодня это самая примечательная часть города, оттого к ней льнут всяческие застройщики. Особенно заезжие авторы со своими монументальными сооружениями спешат заручиться, а то и поспорить с его градостроительной славой-значимостью.
Последнее “нашествие” произошло, используя благоприятный случай, как раз этим летом. Подчеркнуто на фоне замчища восстал бронзовый красноармеец-освободитель и распустил впридачу “крылья”, заслоняющие исторический вал. Но и ему не поздоровилось — приходится продираться сквозь остроконечный гранит Доски почета, что тут же в народе прозвали “зубами дракона” (фото 12). Сюда же, перейдя улицу, двинулся и многопудовый вождь мирового пролетариата. Без всякой идеологической “задней мысли” можно сказать, что непосредственно памятник вполне выиграл, ибо стал более соразмерным, сомасштабным, хотя на всякий случай и отворачивается от “зубов” (фото 13).
Остается добавить, что рядом уже находится достаточно внушительный памятник Софии Слуцкой, что здесь же произошло символическое заложение христианского храма, дабы понять: этот пятачок в центре Слуцка может претендовать на рекорд по плотности монументов.
Но и это еще не все. Есть, как говорится, мнение возвести здесь памятник маршалу Жукову, который в довоенной молодости около года жил в городе. И это при том, что памятник уже имеется, как раз на улице его имени, в месте, где она пересекается с главной городской магистралью. Не рассуждая об этической и художественной целесообразности замены памятника, поддержу лишь предложение не множить у подножья замчища “музей памятников”.
Так назвала мне его архитектурный глава города Марина Георгиевна Токарева, многие годы живущая в Слуцке, проникшаяся к нему душой. Она по памяти перечисляет многозначные цифры построенных заново, благоустроенных, отремонтированных объектов. Освоенные финансы – многими десятками миллиардов. Высаженные цветы – миллионами растений. Новые покрашенные заборы – десятками километров.
Ей пришлось консолидировать усилия всех проектировщиков, корректируя их действия. Например, по цветовому решению. В результате городская палитра стала богатой, яркой и даже смелой. А с каким удовлетворением поведала коллега о появлении ярких пятен-островков и в деревнях района! А для самого Слуцка она всячески ратует за то, чтобы преобразования проникли как можно дальше от центра. Чтобы и небольшие постройки поменяли свой имидж (фото 14). Чтобы старое не стало ветхим и не пропадало на фоне прочных новостроек (фото 15).
При этом высказывает очень важную мысль: люди почувствуют порядок, когда он придет к порогу их домов. Приветливый въездной знак на ухоженной дороге-въезде в город, благопристойные его главные улицы и центр – все это, бесспорно, важно. Но и все прочее не должно страдать по “остаточному принципу”. Это особо чувствуется в Слуцке с его обширным частным сектором и растянутой планировкой. Видимо, поэтому Марина Георгиевна отчаянно сопротивляется приумножению “музея памятников”. Ибо видит в этом не только вред непосредственно для центра, но и потерю возможности создать активные композиционные акценты в других местах, делая архитектурную респектабельность и привлекательность города более равномерной. Не как захудалый кафтан с дорогой, но безвкусной брошью, а как расшитый пояс, радующий глаз по всей своей протяженности. Для Слуцка с его гипертрофировано протяженной главной улицей эта метафора особенно уместна.
Например, бывшая почтовая станция екатерининских времен. Ей ли не раскрыть свои ворота и не угостить-познакомить всякого желающего с чем-то “вкусненьким”? Хотя и без этого она радует глаз почти забытой в метрополии человечностью (фото 16).
Да и другие отдельные уголки нынешнего Слуцка доставили истинное удовольствие. В них много поэтики, какой-то по-белорусски скромной непритязательности, которую сочная колористика делает милыми узорами (фото 17). Вот их можно бесконечно множить на архитектурном поясе города.
Некоторые сюжеты по-доброму порадовали встречей с провинциальным. В гуще парка еле разглядел бетонную статую женщины с караваем на руках. Не довелось ей, казалось бы, в свой праздник, выйти на главную площадь, но и ее не забыли – красуется свежей краской. Чуть в стороне – другая композиция. Вместе сошлись, можно сказать, социалистический реализм и народное творчество (фото 18). Одинаково ухоженные на свой манер, они, как истые белорусы, толерантны и непредвзяты. И объединяют их теперь не “козьи тропы”, но благоустроенные и освещаемые дорожки, которые, выйдя из парка, вплетаются в ткань мощеных тротуаров-поясов, по которым можно ходить, подняв голову. А дети многих дворов уже не будут завидовать своим сверстникам из столицы (фото 19).
Старожилы-слутчане с гордостью отмечают, что такого строительного ажиотажа, как этим летом, не было со времен освобождения его от фашистских захватчиков. При этом не задумываются, от чего “освобождались” на этот раз. Да, деньги, архитекторы, строители были собраны для решающей битвы года почитай со всей страны. Но после войны обходились сами, ибо разруха была повсеместной. Значит, надо освободиться от чего-то разрушительного внутри нас самих. Ведь только отзвучали фанфары, а уже чего-то недостает в парке, на что-то уже напали местные “захватчики”.
За тридцатью километрами только новых заборов можно преспокойно спрятать все население Слуцка (на каждого придется по полметра новодела). Вот такой еще один пояс обрел Слуцк. Но речь не о кубометрах древесины, не о бочках краски – о нашей закоснелой психологии: лучше-проще нечто скрыть, нежели сделать приглядным. Вот бы нам от нее освободиться — для качественного прорыва. Участок-двор, дом, подъезд – ведь там люди живут, наши, не оккупанты.
Понятно, что это освобождение — дело не одного штурма-года, не одних “Дажынак”, однако начинать, думаю, пора. Для этого должна быть все-таки пересмотрена авральная стратегия. Проектировать – это не корчевать. Одной концентрации силы здесь недостаточно, а идея, как известно, должна созреть. Никто же не подумает гнать комбайн на недозревшую ниву. Не зря же лейтмотивом впечатлений минских архитекторов, поработавших ныне на Слуцк (а это все известные профессионалы — Александр Артюхин, Владимир Даниленко, Валерий Рондель, другие), стало сетование на штурмовщину, заложниками которой они стали. Им было сделано “предложение”, от которого они не могли отказаться. Полгода работа в две смены и без выходных. Правда, не жалеют – плоды ее радуют. В целом получилось красиво, добротно и с пользой. Словом, не “потемкинская деревня”.
Одновременно обостряется проблема местных архитекторов. Вот бы их поддержать-возвысить и материально, и морально, дабы обрести Профессионалов, наделенных значительными полномочиями. Тогда не придется их менять на “переправе”, а захолустная баня не будет казаться неприступным редутом. Им бы заблаговременно и назначать, как маршалу Жукову, направление главного удара, да и обходные маневры тоже. Было бы меньше всяческих потерь, а другие города без тревоги-страха могли бы приступать к “Дажынкам”. А лучше – не дожидаться их.
…Не знаю, сколько в этом году намолотил хлебороб-рекордсмен, но воочию убеждаюсь, сколько “перелопатили” мои коллеги. Потому и смотрел на обильные транспаранты во славу ударников хлебной нивы: нет ли среди них хотя бы слова об ударниках нивы архитектурно-строительной…