Вы здесь

ОАО «Минскметропероект» на рынке проектных услуг Российской Федерации

История

Проектный институт «Минскметропроект» создан в 1977 году в качестве Минского филиала государственного проектно-изыскательского института «Метрогипротранс». Решением коллектива филиала и на основании приказа Метрогипротранса от 02.12.90 г. № 83 с 01.01.91 г. преобразован в арендное предприятие «Минскметропроект».
Открытое акционерное общество «Минскметропроект» создано в 2000 году в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности (Свидетельство о государственной регистрации № 100021050 от 17.02.2000 г.)  и является правопреемником арендного предприятия «Минскметропроект».
ОАО «Минскметропроект» два раза награждался премиями Совета Министров СССР за выдающиеся проекты и строительство по ним, а 16 специалистов стали лауреатами этой премии. В 2002 г. ОАО «Минскметропроект» сертифицирован на соответствие требованиям международной системы качества ИСО9000.

Адаптация к рыночным условиям

Портал тоннеля на 46 километре автодороги Адлер – Красная Поляна на обложке журнала «Дороги России  XXI века»

В середине 1990-х годов АП Минскметропроект предпринял усилия для получения  дополнительных заказов на проектные работы. Продиктовано это было рядом факторов. Так, в связи с изменением формы собственности (в это время Минскметропроект стал арендным предприятием), у проектировщиков появились дополнительные материальные стимулы к производительному труду и развитию своего предприятия. Одновременно стали снижаться  темпы строительства Минского метрополитена, возникли проблемы финансирования и опасения в том, что объем заказа на проектирование метро будет достаточный для нормального развития предприятия и поддержания высокого уровня зарплаты специалистов. 
Обладая уникальным коллективом проектировщиков, ОАО «Минскметропроект» имеет определенную специализацию в области проектирования подземных сооружений в основном транспортного назначения. Рынок подобных проектов в Беларуси очень узкий, изменение профиля предприятия и вступление в конкурентную борьбу по проектированию объектов промышленного и гражданского строительства казалось малоэффективным. Поэтому было принято решение не менять специализацию, при одновременном расширении сферы производственной деятельности и перечня предлагаемых проектных услуг.
В то же время предприятие уже обладало некоторым опытом работы в Москве и других городах Советского Союза, по проектированию объектов метрополитена. Это позволило, используя прежние связи с подрядчиками и заказчиками, предложить им свои услуги по проектированию подземных сооружений.
Были разработаны ряд проектов транспортных сооружений в Москве и в Краснодарском крае. Среди прочих — рабочий проект "Автодорожный тоннель на 43 км автодороги Адлер – Красная Поляна". Однако он не был осуществлен по различным причинам, и прежде всего из-за отсутствия достаточного финансирования. Это был первый опыт работы в г. Сочи, который позволил изучить некоторые особенности дорожного строительства в горной местности. Такое строительство сопряжено с необходимостью строительства тоннелей, а значит, именно здесь и  мог быть востребован опыт Минскметропроекта по проектированию подземных сооружений.

Проходка нижней части тоннеля

Впоследствии, в 1998 г., специалисты Минскметропроекта участвовали в принятии решения по прохождению трассы автодороги Адлер – Красная Поляна на одном из самых сложных ее участков – в районе ущелья р. Мзымта перед поселком Красная Поляна, известного расположенным здесь живописным водопадом "Девичьи слезы".
Существующая дорога в этом месте проходит по скальным полкам шириной 5-6 м. Выбор трассы новой автодороги был сложным, многовариантным и заключался в том, чтобы найти оптимальное решение, обеспечивающее наилучшие ее параметры, безопасность и максимальное сохранение природной среды Сочинского национального парка.
Рассматривались различные варианты, включая устройство полок над поймой, предусматривающих огромные выемки и насыпи со значительным нарушением естественного рельефа на участках сужения поймы реки, а также возможность устройства протяженной эстакады вдоль ее русла. Утверждено было решение с двумя тоннелями, предложенное тендемом ОАО «Минскметропроект»  и  ООО «Тоннельдорстрой».
Для нашего предприятия время работы над проектом с начала и до самой сдачи объекта в эксплуатацию стало настоящим испытанием на соответствие требованиям проектирования ответственных транспортных сооружений в особо сложных инженерно-геологических условиях. Кроме того, следует признать, что опыта проектирования горных тоннелей в подобных условиях было недостаточно. Пришлось организовать сбор информации, консультации, обучение персонала с изучением соответствующей технической и нормативной литературы.
Результатом напряженной работы всего коллектива «Минскметропроекта» стала успешная разработка, согласование и утверждение рабочего проекта во всех инстанциях, включая прохождение государственной и ведомственной экспертизы в Российской Федерации.
В конце 2002 г. участок автодороги  протяженностью 4,9 км с двумя тоннелями длиной 420 м и 380 м был введен в эксплуатацию.
Объекты, проектирование которых было выполнено ОАО «Минскметропроект», получили высокую оценку государственной  комиссии, специалистов и жителей города Сочи. Особое внимание было обращено на то, что проектировщикам и строителям удалось достичь единства внешнего облика искусственного инженерного сооружения с естественным природным окружением.

Берегоукрепительные сооружения  на р. Мзымта

Отмечался так же тот факт, что построенные тоннели по техническому уровню и качеству исполнения являются одними из лучших среди подобных сооружений, построенных в последние годы.
Надеемся, что такую же высокую оценку нашей работе дадут отдыхающие. Что касается предпринимателей, они уже оценили ситуацию на несколько лет раньше. Как только стало ясно, что реконструкция автодороги близка к завершению, предпринимательская деятельность  в районе Красной Поляны резко активизировалась, а стоимость земельных участков поднялась на порядок.

Закрепление на рынке проектных услуг

Транспортная  часть автодорожного тоннеля

Работа над проектом тоннелей на автодороге Адлер—Красная Поляна кроме большого практического опыта в технике проектирования горных тоннелей позволила получить и другое: мы смогли  изучить рынок проектных работ в Сочинском регионе, появилась возможность общаться с коллегами и специалистами по узким проблемам, связанным со строительством в  горных  условиях, а главное удалось найти взаимопонимание с заказчиком.
ОАО «Минскметропроект» принял участие еще в нескольких тендерах на проектные  работы для дорожной отрасли РФ. Большую помощь и поддержку  мы получили от наших коллег из старейшего белорусского проектного института РУП «Белгипродор». Вместе с ними разработали "Обоснование инвестиций в строительство подъездов к объектам туристско-спортивного комплекса "Красная Поляна" и "Инженерный проект транспортной развязки на примыкании автодорожного обхода центра г. Сочи к федеральной автодороге Джубга—Сочи", а сейчас приступили к разработке обоснования инвестиций в автодорожный обход пос. Лазаревское на автодороге Джубга – Сочи.. 
Совместно с институтом  «СевкавдорНИИ» (г. Ростов-на-Дону) закончили разработку обоснования инвестиций  "Автодорожный обход г. Туапсе", в котором рассматривается основной вариант трассы с тоннелями общей протяженностью до 9 км.
С 2001 г. разрабатываем рабочую документацию на проходку горных выработок для тоннеля №6 протяженностью 2,5км  на второй очереди автодорожного обхода центра г. Сочи.

Административно-гостиничный комплекс по ул.Шоссейная в г. Сочи  (фото с макета)

Преимущества, которые получил заказчик, работая с настоящими профессионалами проектного дела в лице ОАО «Минскметропроект», позволили нам зарекомендовать себя в среде потенциальных инвесторов. В связи с этим появились предложения по проектированию гражданских зданий. Примером этого может служить, находящийся в разработке рабочий проект «Административно-гостиничного комплекса по ул. Шоссейная в г. Сочи».
Наиболее интересной работой, выполняемой ОАО «Минскметропроект» в г. Сочи в 2003 г., является рабочий проект  "Инженерная защита от камнепадов на автодороге Адлер – Красная Поляна".
Задача проекта - обеспечить защиту от камнепадов и  снежных лавин участка автодороги, проходящей в районе ущелья Ац-Ху по полкам шириной 4–5 м, с отвесными скалами выше и ниже полки. В обход опасного участка предусмотрен тоннель, однако его строительство требует некоторого времени и значительных средств, а участившиеся несчастные случаи не позволяют далее эксплуатировать дорогу в прежних условиях.

Защитная галерея  в ущелье Ац-Ху  на  автодороге Адлер –Красная Поляна . Проект

Проектом инженерной защиты предусматривается комплекс мероприятий для повышения безопасности  движения на скальном участке, которые включают в себя устройство защитных галерей от камнепадов и снежных лавин, а также барьерных металлических ограждений со стороны пропасти.
Работа над проектом инженерной защиты по своему характеру уникальная, поскольку на проектирование подобных сооружений практически отсутствует нормативная база, да и подходящего практического опыта также очень мало. Приходится по крупицам собирать информацию, руководствоваться прежним опытом и инженерной интуицией, привлекать науку для разработки методик расчетов, проводить натурные опыты на возведенных конструкциях, привлекать опыт специалистов из смежных областей знаний.

Интересен такой факт. В сентябре 2003 г., еще до окончания строительства, защитные сооружения подверглись испытанию стихией.  Сильный ливень, прошедший в ущелье с последующим ветром, спровоцировали  камнепад в объеме 300—400м3. Галерея выдержала нагрузку и защитила участок автодороги (см. фото).

 

Доходы/расходы
Выход на рынок проектных услуг потребовал от ОАО «Минскметропроект» определенных усилий и затрат:
– на лицензирование;
– персонала на изучение нормативной и законодательной базы;
– на техническое обучение персонала  для работы в особых условиях (сейсмичность 9 баллов);
– на информационное обслуживание и  приобретение нормативной литературы РФ;
– дополнительные затраты на командировки для налаживания деловых контактов, участия в тендерах, изучения рынка и т.п.;
– на компенсацию командировочных расходов при осуществлении авторского надзора и функций генпроектировщика.
Однако указанные затраты были не столь заметны, так как были компенсированы прибылью, полученной в 2002 г. от российских заказов, составивших в объеме работ предприятия около 30%. Приблизительно такая же структура работ планируется на 2003 г.
В среде белорусских проектировщиков существует миф, согласно которому стоимость проектных работ в России существенно выше, чем в Беларуси, и в связи с этим обстоятельством любая проектная работа там выгоднее, чем дома, а выигрывать торги на проектные работы легко за счет демпиговых цен.
Наш опыт показывает, что это не так. Во-первых, стоимость проектных работ, финансируемых из бюджета РФ, практически не отличается от стоимости подобных работ в Республике Беларусь.
Во-вторых, в различных отраслях существует своя система определения цен на проектные работы, а в связи с этим наиболее высокие цены сложились в области проектирования общественного и жилищного строительства и городской инфраструктуры (стоимость ПИР определяется в процентах от текущей стоимости СМР). Гораздо ниже цены в тех отраслях где цены определяются по показателям мощности – промышленность, транспорт.
В-третьих, налоговое законодательство РБ составлено таким  образом, что осуществление функций генпроектировщика требует дополнительных налоговых платежей.
Так, несмотря на декларирование и подписание двусторонних межгосударственных документов, фактически не урегулированы вопросы, связанные с двойным налогообложением.
Кроме того, очень жесткая фискальная политика государства в отношении договоров с российскими заказчиками – с выплатой штрафных санкций в пользу государства исполнителем в случае задержки оплаты выполненных работ заказчиком.

Проблемы налогообложения

Несмотря на существующее соглашение от 21 апреля 1995 г. между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество на практике двойное налогообложение существует.
Так, осуществляя функции генпроектировщика и привлекая для выполнения работ субподрядные организации в России, согласно действующим инструкциям ОАО «Минскметропроект» обязан выплачивать налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Это означает, что при оплате за выполненные работы российской фирме мы должны перечислить в бюджет Республике Беларусь 15% от суммы оплаты, не доплатив поставщику, или оплатить за счет своих средств.

Сооружение тоннельных  сооружений на автодороге  Адлер-Красная Поляна

Основанием для полного или частичного освобождения от уплаты налога при выплате дохода иностранному юридическому лицу или для возврата сумм налогов, удержанных и перечисленных в бюджет Республики Беларусь при выплате  доходов, может быть справка, подтверждающая постоянное местопребывание получателя доходов в Российской Федерации, выданная только Министерством по налогам Российской Федерации. Но какая организация будет при заключении договора обращаться в Министерство и сколько на это потребуется времени?
Кроме того, требуется подать в налоговую инспекцию Республики Беларусь заявление с приложением официального подтверждения о постоянном месте пребывания поставщика работ, контракта (договора), акта приема-сдачи. После рассмотрения заявления налоговая инспекция дает распоряжение о полном или частичном возврате перечисленного налога (это занимает 2–3 месяца).
Аналогичная ситуация существует в отношении налога на добавленную стоимость при выполнении проектных работ в качестве субподрядчика российской проектной организации.
По закону объектом налогообложения кроме прочего признаются обороты по реализации объектов за пределы Республики Беларусь, в связи с чем со всех объемов, реализованных в Российской Федерации, мы обязаны платить налог на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь.
Но в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации местом реализации предпроектных и проектных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на ее территории. Таким образом, российская фирма (генпроектировщик), приобретающая наши проектные работы, должна заплатить НДС в бюджет Российской Федерации.
Круг замкнулся.

Три вопроса в заключение
В чем же выгода и зачем Минскметропроект постоянно стремится получить заказ в России?
Ответ:
– получение профильной работы по специализации «подземные сооружения», обучение специалистов;
– обеспечение более устойчивого финансового положения за счет получения оплаты из нескольких источников;
–увеличение объемов работ и обеспечение высокой оплаты труда на предприятии.
В чем выгода государства?
Ответ:
– экспорт «мозгов» и получение валюты;
– обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан.
Почему государство не только ничем не помогает столь выгодному экспорту, а создает максимальные сложности для столь выгодного для всех дела?
Ответ:
- Система налогообложения в  нашем государстве направлена на то, чтобы получить максимальные поступления с предприятий-экспортеров, ничуть не интересуясь их возможностями по обеспечению конкурентоспособности за рубежом. Эти законы универсальны для всех видов экспортной деятельности. В то же время никто до сих пор не вникал в особенности  экспорта именно проектной продукции, поскольку доля такого экспорта мала и не может существенно повлиять на экономическую ситуацию.


 

 

 

 

Читайте также
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
04.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Именно под таким негласным девизом с 18 по 19 декабря в Минске прошла 1-я Республиканская выставка-конкурс творчества молодых архитекторов “...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Природа наделила Беларусь бесценными сокровищами, подарив ей множество живописных мест: Нарочь — голубую жемчужину Восточной Европы, созвездие...