Вы здесь

“Огромный опыт и четкая организация работы — это сроки и качество наших генеральных планов”

Завершился самый сложный и ответственный этап работы специалистов института БелНИИПградостроительства над генеральными планами областных центров Беларуси — согласования и утверждения. О том, как создавались планы, рассказывает директор института Виктор Павлович Ивличев.

Заказ на разработку генеральных планов пришел к вам не вдруг, не случайно. Чем занимался институт в последнее время?
Основное направление деятельности института градостроительства (БелНИИПградостроительства) — разработка генеральных планов. В Беларуси 214 городов, и практически 90% генеральных планов касается этих городов. Но сложная экономическая обстановка, в которой находится Беларусь, привела к тому, что бюджеты городов были обескровлены и на проектирование городов у нас уходило по 8–10 лет. И это при том, что мы умеем работать: крупный город мы можем “сделать” за 2–2,5 года, средний — за год-полтора, малый город — где-то за месяцев 8.
Например, Могилев мы проектировали 9 лет и получили финансирование лишь 28%. Витебск — 8 лет и 30% финансирования, Гродно — 2 года и 15%. Единственный город, который был готов к выпуску в прошлом году, — это Гомель. В принципе здесь было сделано и оплачено 90% работ.
Вот такая была ситуация в институте. Все время приходилось ездить по заказчикам, объяснять необходимость разработки генеральных планов. Где-то это понимали, где-то финансирование шло по остаточному принципу: оставались деньги в бюджете — их давали, где-то за работу не платили вовсе. Были годы, когда областные центры институту не платили ни рубля. А инфляция съедала все полученные деньги. Исходные материалы для проектирования генпланов устаревали, их приходилось постоянно обновлять и мы практически топтались на одном месте.
Но вот обострились проблемы столицы и прилегающих территорий. В августе 2002 г. на совещании у Президента Республики Беларусь были подняты вопросы территориального развития белорусских городов на примере г. Минска. Президент взял на себя подписание всех утверждающих документов по Минску и областным центрам. И срок поставил: до 1 июля 2003 г. разработать генеральные планы областных центров. Облисполкомам было сделано соответствующее поручение. Контроль был возложен на Комитет государственного контроля республики и Администрацию Президента.


Когда мы получили Протокол поручений Президента, ситуация была очень сложная, потому что времени на завершение работ оставалось очень мало. А где-то, как, например, в Бресте, надо было начать и закончить. Но мы срочно начали менять все договора, сроки, индексировать стоимости, и в октябре прошлого года эту подготовительную работу завершили. На проектирование нам осталось всего 6 месяцев, потому что май и июнь мы взяли на прохождение согласований с министерствами и ведомствами. Короче, до 1 мая мы должны были закончить все работы.
Что было предпринято для организации работы в столь короткие сроки?
У нас был создан Координационный штаб, который заседал раз в две недели. Я отвечал за внешние связи и финансовые органы, встречи с руководством городов, рассмотрение в городах, отвечал за внешние связи со смежными институтами, которые принимали участие в разработке генеральных планов. Лариса Николаевна Смирнова, мой заместитель по архитектуре, взяла на себя руководство авторскими коллективами организационном плане. Она автор СНиПа по разработке генеральных планов, знала порядок разработки документации и обеспечила единый методический подход к разработке генеральных планов. Дмитрий Игоревич Семенкевич взял на себя вопросы по разработке электронной версии.
Кстати говоря, Министерство архитектуры и строительства поставило жесткое условие не только составления документации в оговоренные сроки, но и разработки ее электронных версий на основе ГИС-технологий, программ АрхВью, МакИнфо. В Беларуси никто не мог и никто не знал, как это делать.
Для начала надо было приобрести профессиональные зарегистрированные программы. Затем — искать новую технику. И главное — специалисты не знали, что такое цифровой план и как на нем сделать генплан. Неожиданно нам помогли наши партнеры на Украине — институт проектирования городов “Гипромисто”, который возглавляет Юрий Николаевич Белоконь. Мы дружим коллективами уже 8 лет. Узнав о наших проблемах, он пригласил нас в свой институт, и мы почти неделю изучали методики, состав, содержание электронных документов, легенд, спецификаций, уточняли, в каком виде выпускаются документы, в каком передаются заказчику. Это нам очень помогло.
В результате мы организовали у себя новый отдел геоинформационных систем, который уже функционирует и будет работать постоянно. Операторы — молодые специалисты, в основном архитекторы и математики. Они вплотную работают с ГАПами, являются по сути соавторами генеральных планов. Сделанное рукой архитектора ими переносилось в компьютер, оцифровывалось, потом продолжала работать обратная связь — архитектор перепроверял сделанную работу.

Вы упомянули смежные организации. Значит, кроме городов вам еще кто-то помогал?
Да, областные проектные институты, Гражданпроекты. Мы дали им проектное задание. На начальном этапе это было связано с разработкой опорного плана, плана существующего состояния города. Они, как никто другой, знали ситуацию и хорошо выполнили свою работу. Да и мы не тратили время на командировки.
Кроме того, Информационный центр земельно-кадастровых данных и мониторинга земель (директор К.Ю. Юзефович) при Комитете геодезии и картографии. Они помогли нам составить цифровые опорные планы 5 областных городов и в течение одного месяца передали их нам в масштабе 1:10000. Даже киевляне поразились тому, что у нас есть такая структура. Им приходилось самим оцифровывать опорные планы.
Свою работу они передали нам в трех слоях: первая — рельеф, второй — застройка и третий — река, вода и все, что связано с водными ресурсами. Самое важное то, что они дали нам этот план с грифом “для служебного пользования”, и это избавило нас от формальностей и ускорило работу. Раньше мы работали только на секретных картах.
И после этого, уточняя “разгруженный” опорный план, мы начали проектирование.
В институте существует научный коллектив, около тридцати человек. Мы его полностью использовали в нашей работе. Они помогли нам сделать некоторые разделы, связанные с реконструкцией территорий, с историко-культурным наследием городов, энергосбережением в городах. То есть институт направил все свои силы на разработку генеральных планов.
 Как будет использован мощный потенциал института после завершения разработки генеральных планов?
В настоящее время материалы генеральных планов 5 областных городов прошли согласование на Президиуме Совета Министров. За генеральными планами пойдут, как это прописано в Указе Президента, очень серьезные проекты: схемы автомобильного транспорта, разработка проектов по инженерной инфраструктуре, по регенерации исторических центров областных городов и т.п.
Но есть еще 15 городов областного подчинения, генпланы которых будет рассматривать Совет Министров республики. Разработана программа, утвержденная вице-премьером А.Д. Тютюновым, где приведен перечень этих городов и сроки разработки их генеральных планов. Вот, например, в этом году мы должны выпустить Мозырь.
Сегодня мы продолжаем ранее начатую программу по генпланам малых городов и надеемся, что и областные структуры поймут: малыми городами надо заниматься.
В завершение хочу сказать слова благодарности министру архитектуры и строительства Геннадию Филипповичу Курочкину, который при посещении института лично знакомился с ходом разработки генпланов, был в курсе наших проблем и, пообещав, сдержал слово, выделив из инновационного фонда Минстройархитектуры финансовые средства на приобретение необходимых компьютерных программ и техники, без чего мы не смогли бы выполнить эту ответственную работу.
Непосредственным организатором и творческим участником всех рассмотрений на всех уровнях был наш куратор — заместитель министра Анатолий Иванович Ничкасов, который проявил себя как незаурядный архитектор.
Спасибо всему коллективу института и прежде всего главным архитекторам проектов пяти областных центров.
Это Владимир Григорьевич Исаченко, заслуженный архитектор Республики Беларусь, автор генерального плана Гродно. Долгое время он был главным архитектором Гродненской области и весь свой опыт передал городу Гродно.
Александр Митрофанович Горб, автор генерального плана Могилева, единственный архитектор, который разрабатывал до этого областной центр: он был автором генерального плана Гродно и вел предыдущий генеральный план г. Могилева.
Александр Григорьевич Акентьев, автор генерального плана Бреста. Ему было сложнее всех, потому что он начал работу с нуля и сделал то, на что обычно нужно 2,5 года. Это удивительной работоспособности человек.
Тамара Николаевна Прокопович, автор генерального плана Витебска. Она “подхватила” этот город из рук Ларисы Николаевны Смирновой — автора предыдущего генплана, и вместе они эту разработку закончили. До этого Тамара Николаевна делала проекты других городов, она автор генплана г. Бобруйска. Она умеет проектировать не только генеральные планы, но и жилые районы, микрорайоны. Она — разносторонний архитектор.
Марк Александрович Шумячер, автор генерального плана Гомеля. Ему, наверное, было легче, потому что его проект уже шел “на выход”. Он был лидером и все равнялись на него. Вместе с Ларисой Николаевной они отрабатывали содержание, методику проекта, на которой потом учились другие.
У меня замечательный заместитель по архитектуре Лариса Николаевна Смирнова, которая взяла на себя не женское дело — свести вместе пять великих архитекторов, пять великих умов, которые имеют свой почерк, свое мнение. Она вела эти авторские коллективы за собой.
Дмитрий Игоревич Семенкевич организовал работу по электронной версии генплана. У меня до последнего времени не было уверенности, что мы успеем освоить новую для нас технологию. Именно он убедил меня в возможности выполнения этой работы и сделал ее.
Большую помощь оказали нам областные, городские и районные архитекторы. Они по праву являются соавторами генеральных планов своих городов.
Институт набрал мощный ход, приобрел опыт выполнения генеральных планов в короткие сроки, и я могу с уверенностью сказать, что мы сильны не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Мы сейчас работаем в Калининграде, заканчиваем Территориальную комплексную схему Калининградской области. Нас приглашают в Смоленск для разработки жилых районов и микрорайонов. Мы восстанавливаем утраченные связи с Россией. Это говорит о том, что наше профессиональное мастерство и опыт востребованы не только в Беларуси, но и в России.
Впереди у института и его коллектива — “планов громадье” и освоение новых вершин. Пожелаем им удачи!

Беседовал Павел Ткачик


 

 

 

 

Читайте также
15.09.2005 / просмотров: [totalcount]
В дни празднования 70-летия Белорусского союза архитекторов состоялся Национальный фестиваль архитектуры “Минск-2005”, в рамках которого...
26.03.2008 / просмотров: [totalcount]
Мириады людей потоком солнечной и звездной пыли прошли по улицам и тропам Полоцка, оставляя свой след, свою тень в деяниях больших и малых. Настал...
23.05.2008 / просмотров: [totalcount]
Светлогорск – промышленный город регионального значения с численностью населения 70,7 тыс. чел. Районный центр Гомельской области. Находится на...