Вы здесь

Минск: преемственность и новации

Ключ к равновесию и гармонии
Жизнь человека проходит в окружающей его среде, включающей как природу, так и архитектуру в широком смысле этого понятия. Единство и гармония между ними – необходимое условие жизнедеятельности людей. Благоприятная для человека окружающая среда – это удобный и красивый город, архитектурные ансамбли, промышленные и жилые комплексы, природный ландшафт, рациональная и достаточная сеть дорог и коммуникаций.
Влияние на человека созданной им среды многогранно. Оно охватывает не только материальную, но и духовную стороны жизни. Чистота воздуха, целесообразность и выразительность архитектуры, удобная планировка жилья – все это благотворно влияет на человека.  Ключ к равновесию и гармонии между естественной и искусственной средой лежит в градостроительстве, являющемся синтезом мировоззрения, многообразных знаний и конкретных творческих действий человека.
Основным документом, определяющим пространственные направления и характер развития города, является генеральный план. Решения, заложенные в нем, обусловливают историю становления городского образования.  Рассмотрим основные этапы формирования Минска по проектам генеральных планов в послевоенный период – период его наиболее активного роста, а также проблемы, возникшие в связи с переходом экономики к рыночным отношениям.

Как это было
Новый после завершения послевоенного возрождения и реконструкции города генплан Минска был разработан в 1965 г. Сохраняя преемственность в развитии, он намечал значительное наращивание индустриальной базы. Это привело к активному росту территории города и численности его населения.  С 1961 по 1972 г. население возросло вдвое – с 570 тысяч до миллиона. Градостроительная база развивалась во взаимосвязи с размещением производительных сил и расселением на территории Минского промрайона.
Последующая реализация генерального плана, подтвердив реалистичность его основных архитектурно-планировочных решений, потребовала внесения значительных изменений. В городе были выделены планировочные районы, произведено административно-территориальное деление. Водно-зеленый диаметр реки Свислочь дополнился двумя полукольцами. В системе перспективного массового пассажирского транспорта был предусмотрен метрополитен. Город развивался с учетом рационального использования сельскохозяйственных территорий его пригородной зоны и возможностей освоения зон загородного отдыха населения, а также в сочетании с ростом городов и районов Минской области, определенных Схемой районной планировки.
Генеральный план 1982 г. с перспективой развития до 2000 г. определял расчетную численность населения до 2 млн жителей, а среднюю норму обеспеченности общей площади – до 18 кв. м на одного жителя. Одной из важнейших задач генплана стало ограничение роста численности населения города. Рациональное планирование и последовательное организационное воплощение основных положений градостроительной программы позволили справиться с этой задачей.
Город практически преодолел последствия Великой Отечественной войны. Закончился интенсивный рост его территорий и численности населения, создана необходимая и достаточная среда жизнедеятельности. Созидательный труд минчан и их передового отряда – проектировщиков и строителей воплотился в облике прекрасного города, в котором живут и трудятся сегодня 1 712 600 жителей, в который приезжают миллионы гостей, унося в душе чувство уважения к таланту и трудолюбию людей, живущих на берегах Свислочи.

Территория и население
Минск сегодня – один из самых компактных городов Восточной Европы. На территории в 26680 га при плотности 64 чел./га размещаются земли: селитебные на 6580 га (24,7%), промышленные и коммунально-складские на 3330 га (12,5%), общественные на 1150 га (4,3%), ландшафтно-рекреационные на 5820 га (21,8%), другие типы земель (дороги, улицы, территории внешнего транспорта, спецтерритории и др.) на 9800 га (36,7%). Для сравнения: территория Вильнюса при 580 тыс. жителей составляет почти 40 тыс. га, Киева –  около 80 тыс. га при 2 млн 800 тыс. жителей.
Структура населения города Минска такова: младше трудоспособного возраста – 298 400 человек (17,4%), трудоспособного возраста – 1 133 900 жителей (66,2%) и старше трудоспособного возраста – 280 300 человек (16,4%).  Это население обеспечено жилищным фондом в объеме 31 499 900 м2, в том числе в многоквартирных домах 30 133 600 м2 и в индивидуальных домах усадебного типа 1 366 300 м2 (15 200 домов). Средняя обеспеченность населения общей площадью – 18,4 м2 на одного жителя (в Минском районе – 23,5 м2, в Минской области – 22,3 м2). Размер средней жилой единицы нового строительства в области – 110 м2, в районе – 213 м2 и в городе – 74 м2. Приведенные данные свидетельствуют о компактности градостроительной структуры города, потребности в дальнейшем развитии жилья и повышении качества его структуры.

Социально ориентированные объекты
Город обладает социальной инфраструктурой: детских дошкольных учреждений на 77 750 мест, или 45,4 места на тысячу жителей; общеобразовательных школ на 251 000 мест, или 146,5 места на тысячу жителей; поликлиник на 55 207 посещений в смену, что обеспечивает 32,2 посещения на тысячу жителей; построены и работают 152 аптеки.  Реализованная программа строительства названных объектов практически закрывает количественную потребность перспективного развития, за исключением необходимости наращивания сети специализированных койко-мест в больницах (30 400 коек) и увеличения посещений в смену в поликлиниках до 57 000.
Динамично развивается система предприятий торговли, традиционно отстававшая ранее. Сегодня в Минске 388 400 м2 торговых площадей, что обеспечивает 226,4 м2 на тысячу жителей, в том числе  в торговле продовольственными товарами – 197 700 м2 площади, или 115,4 м2 на тысячу жителей, в торговле непродовольственными товарами – 190 700 м2, или 111,4 м2 на тысячу жителей.  Но даже такие темпы не обеспечивают положительного решения в сравнении с развитыми странами. Исследования этого сектора жизнедеятельности городов за границей показывают, что обеспеченность торговыми площадями составляет в Европе – 1 м2, в США – 2 м2  на одного жителя.  Реальная жизнь эти показатели напрямую связывает со средней заработной платой и валовым продуктом на душу населения.

Город, в котором удобно жить
Перед Минском сегодня стоят задачи дальнейшего развития. Это должен быть город, в котором удобно жить. Политические и социально-экономические условия в государстве в корне изменились, что вызвало необходимость разработки новых подходов к прогнозированию, проектированию и планированию  устойчивого градостроительного развития города. Новый генеральный план города должен осмыслить появление четырех "НЕ", определяющих условия развития и управления городом, учесть их в планировании и сохранить преемственность основных направлений градостроительства Минска.  Какие же важные условия сегодня отсутствуют?

Город "НЕ централизованного финансирования"
До недавнего времени любое строительство в городе было непосредственно связано с централизованным финансированием государства. Исключение составляли только ЖСК и ГСК. Финансирование основывалось на режиме жесточайшей экономии, нормативного распределения и принципе минимальной достаточности. Отсутствие рынка инвестиций приводило к унификации всех элементов среды обитания. Безликость и однообразие становились синонимами экономичного, рационального и широко применялись в серийном производстве.
В строительстве сегодняшнего Минска нет единого центра финансирования. В этом процессе участвует множество источников. Это и традиционный бюджет города, и частные капиталы, и заемные деньги, и иностранные инвестиции. Источники и формы инвестирования разнообразны, количество их растет. Инвестиции тесно связаны со временем реализации и конъюнктурой рынка, могут концентрироваться и создавать конкуренцию, ажиотаж и перепроизводство. Правильно используя векторную направленность капитала, можно решать многие городские проблемы, реализовывать градостроительные программы быстро и с максимальной пользой для населения. Создание программ и проектов, привлекающих инвестиции, становится методом формирования среды обитания.

Город "НЕ промышленный центр"
Минск советский создавался как большой сборочный цех, как промышленный центр Союза. Его проектирование велось от доводимых промышленных показателей и обеспеченности выполнения их трудовыми ресурсами. Трудовые ресурсы определяли численность населения и территории под жилищное строительство и производство. Затем нормативно рассчитывалась социальная структура. Все это пронизывала инженерно-транспортная инфраструктура и ландшафтно-рекреационные территории, а талант и трудолюбие проектировщиков облекали это в архитектурный образ. В производственной сфере было занято свыше 60% трудящихся. Такая занятость населения не соответствует направленности города как столицы.
Столица – это прежде всего управленческий центр, средоточие государственных институтов власти, отраслевых и вневедомственных органов управления, представительств фирм и корпораций. Именно в столице размещаются посольства, представительства и штаб-квартиры иностранных государств и фирм. Научные, медицинские, образовательные, деловые и торговые центры являются обязательной составляющей столицы.  Для того чтобы город качественно исполнял перечисленные функции и эффективно развивал их, необходимо создать полноценную систему обслуживания.  Тенденция занятости в столице тяготеет к 70% в сфере услуг.

Город "НЕ объект ведомственного планирования"
Город, выполнявший промышленные задания, город, финансировавший все свое развитие из единого бюджета, город, в котором существовала единая собственность, мог управляться только централизованной городской властью, которая обслуживала интересы отраслей и ведомств государства. То есть реально будущность города определяли отраслевые ведомства и их профессионалы. Ведомства обладали ресурсами и управляли градообразующими процессами. Они принимали решения по размещению производств, планировке города, строительству жилья и социальной инфраструктуры. Градостроительные профессионалы через систему Госстроя выполняли заказы ведомств и волю власти.
Возрождая городское самоуправление, городу необходимо закрепить свой статус и свою агломерацию согласно функциям в государстве. Ему необходимо разработать и реализовать программу и механизмы управления. Столице необходимо иметь собственный кодекс города, разработать и реализовывать программу стратегического развития. Город должен объединить в городском управлении ГОРОЖАН, реализующих свою волю и конституционное право, создающих общины самоуправления и контролирующих деятельность власти; ПРОФЕССИОНАЛОВ, участвующих во всех сферах и уровнях управления; ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ, формирующие механизмы управления на основе реальной структуры города.

Город "НЕ единой собственности"
Минск вчерашний – это город, где безраздельно господствовала государственная собственность. Электростанции и заводы, магазины и столовые, школы и жилые дома, вся земля и все на ней принадлежали единому собственнику – государству. И лишь в недрах квартир, дач и гаражей робко ютилась частная собственность. Распоряжение собственностью, в том числе и землей, протекало бесконфликтно по установленным правилам и определялось властью. Собственность находилась в пользовании и существенно не влияла на экономическое развитие, не являлась товаром, залогом и целью деятельности человека и общества.
Минск сегодняшний активно развивает множественность видов собственности. Перераспределение, создание и развитие государственной, коллективной и частной собственности делает невозможным использование старых градостроительных тенденций, методов и тем более прежней градостроительной документации. Противоречивость интересов собственников, постоянно меняющаяся направленность использования собственности на рынке, диктуют необходимость гибкого проведения градостроительного регулирования – на альтернативной основе и с учетом интересов множества участников. Прямое проектирование городских объектов должно сочетаться с многовариантным планированием городской среды.

Преемственность и новации
Построение нового генплана города как радиально-кольцевой системы своими корнями уходит в предыдущие генпланы. Преемственность заключается и в компактности, закрепленной планировочной организацией территории и функций. Построенная пульсация высокоплотных пространств города и разреженных зеленых ландшафтов позволяет воспринимать просторы зелени и воды, в то же время получая короткие связи в жилых и общественных зонах.  Традиционно сохраняется и развивается композиция водно-зеленого диаметра, дух водных полуколец и системы зеленых клиньев, парков и скверов. Освежающие город ветра по-прежнему имеют ландшафтные коридоры. 
По-новому трактуется функциональное зонирование производства, жилья и общественных территорий. Вместо подчеркнуто раздельного зонирования производства и жилья предлагается интегрирование функций.  На смену идеологии защитных зон предприятий приходит идеология санирования и борьбы с источниками вредностей. Перевозка трудящихся из жилых в производственные зоны заменяется на создание рабочих мест в непосредственной близости и даже на селитебных территориях. Культивируется смешанная застройка, особенно в четырехсотметровой зоне городского каркаса.
Экономическая составляющая реализации генерального плана г. Минска приобретает значимую роль. Создание ценовой карты города, определение стоимости земли функциональных зон и отдельных участков позволяют сделать процессы градостроительного преобразования логичными, прогнозируемыми и реальными. Рынок недвижимости и инвестиций в сочетании с регламентами градостроительного освоения и развития в умелых руках городского самоуправления смогут обеспечить развитие Минска, сформировать естественный процесс саморегулирования жизнедеятельностью столицы.
В заключение хочу сказать, что очень серьезная, новая по взглядам и методам градостроительная документация разработана коллективом талантливых, преданных городу специалистов института "Минскградо" под руководством кандидата архитектуры А.Н. Колонтая. В основу идеи заложен принцип свободы инвестора и проектировщика, принцип будущего соавторства в создании гуманной среды обитания. Эта документация впервые предназначена городской власти, профессионалам, населению и его активной части – инвесторам. При успешном экономическом развитии нашей Беларуси она станет настольной книгой многих.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...