Вы здесь

ГРОДНОГРАЖДАНПРОЕКТ: масштаб деятельности – государственный

]]>]]>Гродногражданпроект – уникальная организация, которая не только создает красивые, совершенные проекты, но и реализует их «под ключ» – ответственно, качественно, быстро и на первый взгляд легко. Но легкость эта дается огромным трудом. И в 2012 г., «обычной дорогой идя необычно», коллектив института приложил максимум усилий, чтобы сделать, как всегда, лучшее, на что способен. Грандиозный градостроительный замысел – завершение строительства внутригородской кольцевой магистрали, давшей возможность вздохнуть историческому центру Гродно, ускорить ритм и облегчить жизнь горожан, – однозначно лучший объект года в масштабах республики.

Сегодня с одного конца города в другой можно с ветерком промчаться за 10 минут вместо 40, как ранее. Насколько дорога в прямом и переносном смысле эта дорога и ценна достигнутая цель, известно всем до единого сотрудникам института. Это благодаря их колоссальным усилиям совместно со строительными организациями региона Гродно как никакой другой областной центр достиг значительных успехов в развитии транспортной инфраструктуры.

Via est vita

Via est vita: дорога – это жизнь. Простое, ясное и вместе с тем многозначное изречение древних римлян актуально и сегодня. Гродногражданпроект, целеустремленно совершенствуя систему транспортной инфраструктуры, на деле доказывает, что строительство новых дорожных артерий – «кровеносная система» и важнейший стимул экономического и геополитического развития города и региона. Ведь Гродно – один из самых автомобилизированных областных центров: на 1000 жителей здесь приходится около 500 автомобилей. По узким улицам средневекового исторического центра, к которому у гродненцев особо трепетное отношение, масса машин двигалась со скоростью 14 км/час, создавая постоянные пробки в часы пик и загрязняя атмосферу вредными выбросами.

– Нагрузка на дорожную ситуацию такова, – убежден главный инженер Гродногражданпроекта Рышард Кацынель, – что, если бы своевременно не сделали транспортную развязку на ул. Буденного, не реконструировали автодорожный мост через Неман вместе с 5 км новых дорог, город бы «стал».

]]>]]>Именно в стенах института вынашивались и по инжиниринговой схеме реализовывались проекты по решению «болевых» транспортных проблем. Увы, переориентировать транзитный автомобильный поток в объезд исторического центра не в состоянии были и новые инженерные сооружения, поскольку не работала объездная дорога. К ее созданию, как известно, приступали еще в советское время и было выполнено около 13 км. Незавершенными остались самые сложные участки на юго-западном и северо-восточном направлениях.

Идея «замкнуть» среднее дорожное кольцо вокруг города около 10 лет витала в Гродногражданпроекте, настойчиво вдохновляемая на всех уровнях его бывшим директором, а ныне заместителем председателя облисполкома Владимиром Дешко. В начале 2011 г. на основании расчетов и обоснований института губернатор Гродненской области Семен Шапиро обратился с инициативой о необходимости завершения строительства городского кольца к Президенту Беларуси Александру Лукашенко. Поддержка была получена, и начались интенсивные работы.

Проектирование и строительство решительно взял на себя институт «Гродногражданпроект», совместив по обыкновению функции проектировщика, заказчика и фактически генподрядчика.

Кольцо сомкнулось

Объем работ был следующий: в стесненных городских условиях нужно было построить 3,4 км трассы на юго-западном участке плюс автодорожный путепровод через ст. Лососно (106 м) и железнодорожный – к базе ОАО «Гродножилстрой»; на северо-восточном – 3,6 км дороги с путепроводом через ст. Гродно (230 м) и реконструкцией 2,3 км действующих улиц.

]]>]]>Пожалуй, самой трудоемкой частью был подготовительный период. Для того чтобы начать строительство непосредственно дорог, необходимо было перенести и реконструировать километры магистральных инженерных сетей (теплосети, ЛЭП, канализации, газопроводы, троллейбусные линии и др.).

]]>]]>Работы шли параллельно на обоих участках, каждый из которых отличался своими особенностями. На юго-западе недостающее звено кольцевой магистрали – 4-полосный отрезок добротной дороги с кольцевой развязкой, соединивший ул. Славинского и Суворова, и автомобильный путепровод через железнодорожную станцию Лососно – полностью завершено в апреле 2012 г. 

В процессе работы построен пешеходный мост, реконструирован железнодорожный путепровод, который благодаря инженерным решениям из трехпутного стал двухпутным. Возведение сооружений произошло без задержки поездов, следующих за границу, и движения грузовых составов на крупную базу ОАО «Гродножилстрой».

Препятствия, которые пришлось преодолевать на северо-восточном участке, оказались гораздо серьезнее и на порядок сложнее. Теперь понятно, что в свое время остановило строителей и помешало завершить «кольцо».

]]>]]>Трасса северо-восточного полукольца, связывающего проспект Космонавтов, ул. Щорса с ул. Брикеля и Дубко, расположена на инженерно освоенном участке, предельно насыщенном подземными и наземными коммуникациями. В пятно застройки попадали и требовали выноса отдельные постройки станции Гродно, 3-квартирный жилой дом с хозпостройками. Но главное – магистральные коллекторы канализации и водопровода, соединяющие восточную часть города с узловыми насосными станциями, ливневой канализации, газ среднего давления, сети электроснабжения и связи, выход которых из строя при малейшей ошибке проектировщиков и строителей мог грозить экологической катастрофой.

Полкилометра дороги необходимо было проложить по заболоченной пойме р. Городничанка, а для этого выбрать сотни тысяч кубометров земли, возвести 10-метровые насыпи с выторфовкой. Наконец, в самой проблемной для движения транспорта точке города – активно используемом железнодорожном переезде на Озерском шоссе, где сошлись стрелки десятка путей, рядом с тепловозным депо и поворотным кругом железной дороги предстояло построить один из самых важных и трудоемких объектов – путепровод через железнодорожную станцию Гродно.

В этой ситуации нужно было не просто скрупулезное, доскональное знание ситуации проектировщиками и инженерами. От бетонщиков, сварщиков, буровиков и монтажников, работавших очень часто «на ощупь», в т.ч. под землей и на высоте, требовалась действительно ювелирная работа – предельная точность и ответственность. Но масштабная стройка шла, а железная дорога функционировала как обычно, без сбоев. Даже балки пролетного строения над путями железной дороги были смонтированы за 2 дня без остановки движения поездов.

Сегодня криволинейный 230-метровый железобетонный красавец-путепровод с 2-уровневой развязкой пересекает Озерское шоссе, 8 действующих железнодорожных путей станции Гродно, ул. Буденного. Он рассчитан на 4-полосное движение, обеспечен въездами и съездами с устройством переходно-скоростных полос.

 Внутригородская кольцевая автомагистраль имеет большой социальный, экономический и экологический эффект. Она позволила не только перенаправить движение в объезд центра, но и увеличить интенсивность движения транспорта, улучшив его безопасность, благоустроить огромные территории города. По подсчетам, перераспределение маршрутов движения автомобильных потоков сэкономит 3,5 тыс. т топлива в год, оздоровит экологическую обстановку: на 1 тыс. т в год уменьшатся выбросы угарного газа, 115 – углеводородов, 130 – азотных и серных окислов, 5,1 тыс. т – свинцовой пыли и сажи. Ожидаемая окупаемость капвложений – 2 года.


Уникальный по конфигурации и конструктивному исполнению 9-пролетный путепровод расположен одновременно на вертикальной и горизонтальной кривой, а 10 его опор по отношению к пролетам – с переменной косиной от 7 до 35 градусов. Конструктивные решения рамного неразрезного многопролетного строения подобного плана (ГИП – Сергей Лущ) реализованы в Республике Беларусь впервые.

Под путепроводом по обе стороны от железной дороги выполнены двухполосные кольца. Территория выторфована, подсыпана минеральным грунтом и благоустроена. На участке р. Городничанка сформирован и облагорожен пруд.

1 июня 2012 г. северо-восточное полукольцо вошло в строй, и транспорт впервые двинулся по кольцевой магистрали, которую гродненцы ждали три десятка лет. Итогом работ стала не просто «закольцовка» города, но и формирование классической радиально-кольцевой схемы организации дорожного движения с двумя центрами и уходящими от них к объездной дороге улицами.

Инжиниринг в действии

]]>]]>Громадный объем работ покорился проектировщикам и строителям за 1 год – с мая 2011-го по июнь 2012 г. Это еще один великолепный пример инжиниринга в действии – комплексного сопровождения инвестиционного проекта от начала и до конца. Оценить по достоинству масштаб сделанного позволяют следующие данные: нормативная продолжительность строительства 3,4 км юго-западного участка составляет 40 мес., 3,6 км северо-восточного – 41 мес., путепровода на ст. Лососно – 11 мес., путепровода на ст. Гродно – 18 мес.

Все нити управления твердо держал в руках Владимир Дешко – инициатор и главный генератор всего процесса, компетентный профессионал и талантливый организатор, беспрекословно требующий от всех полной самоотдачи, быстрой и грамотной реакции на любую ситуацию.

В начале 2012 г. руководство институтом и управление большой стройкой принял на себя Александр Цыбульников, не понаслышке знающий проектное дело и проблемы городского хозяйства, непосредственно взаимодействовавший с В.И. Дешко, в том числе и по данному объекту. С первого дня – «кольцо» было в самом разгаре, шли реконструкция театра кукол, проектирование ряда других серьезных объектов – он сразу включился в мощную и динамичную работу: еженедельные планерки, оперативное решение острых вопросов, которые порой нужно было принимать и выполнять мгновенно. В процессе были задействованы весь институт, каждая мастерская, специалисты ОКСа, которые полностью вели стройку, технадзор.

 

]]>]]>Александр Цыбульников, возглавивший институт, не новичок в коллективе Гродногражданпроекта. После окончания в 1987 г. Рижского политехнического института он в период с 1989 по 1998 г. трудился инженером архитектурно-планировочной мастерской, ведущим инженером проектной мастерской № 3, затем на руководящих должностях в УП «Гроднокоммунтеплоэнерго», горисполкоме, где курировал строительство и архитектуру, жилищно-коммунальное хозяйство. В должности первого заместителя мэра Александру Цыбульникову приходилось, проявляя высокую ответственность за конечный результат, решать немало неотложных проблем Гродно в тесном контакте с институтом «Гродногражданпроект».

 

 

]]>]]>– Объект был поставлен руководством области под контроль со сроком сдачи в декабре 2012 г., – рассказывает Александр Цыбульников. – Благодаря оригинальным проектным решениям, снизившим инвестиционную стоимость на 10%, четкой организации и координации строительных и проектных работ со стороны заказчика – УП «Институт Гродногражданпроект» и в первую очередь В.И. Дешко, а также генподрядчиков – ДСТ-6, МСУ-7, множества субподрядных организаций, заводов строительной индустрии, железной дороги, кольцевая магистраль введена в эксплуатацию досрочно и с высоким качеством. Людей на объектах трудилось очень много, в любую погоду, плечом к плечу – инженеры, проектировщики, изыскатели и прорабы, рабочие всех специальностей. Главное, все понимали, какую задачу решают, и действовали с полной самоотдачей. Строительный комплекс региона с честью сдал экзамен на профессионализм.

Время активных действий продолжается

Сейчас на очереди продолжение той большой работы, которой был захвачен Гродногражданпроект последние годы, и еще одно важнейшее по значимости для города решение – малое транспортное кольцо. Оно включает работы по реконструкции и продлению ул. Островского, спрямлению и расширению ул. Калиновского, что позволит пустить троллейбус по замкнутому внутреннему кольцу. Гродно в итоге получит уникальную возможность сделать пешеходной почти половину исторического центра.

Далее у института есть наработки по внешнему объездному кольцу вокруг областного центра с выходом на трассу М6 и реконструкцией старого железнодорожного моста. Именно этот мост может связать крупные жилые районы в противоположных концах города. Пока идея обсуждается, но с развитием отдаленного микрорайона Ольшанка жизнь заставит ее воплотить.

Основной объем работ сегодня, не считая объектов в Островце и др., – реконструкция областной филармонии (срок сдачи – декабрь 2013 г.), где функции проектировщика и заказчика также выполняет Гродногражданпроект. Данное конкурентное преимущество, которое серьезно повышает эффективность инвестиционных проектов, институт, по словам Александра Цыбульникова, обязан продолжать и развивать. И в этом плане есть как конкретные предложения, так и определенные наметки на будущее, среди которых новые соцобъекты, спортивные сооружения…

]]>]]>Что касается реконструкции областной филармонии, типовое здание бывшего ДК химиков, в котором она размещается, по замыслу архитекторов, превратится в современное театральное сооружение с фасадом, напоминающим огромный экран из стекла, и козырьком в виде сцены со скульптурой виолончели в центре. Увеличится в два раза – до 1300 мест – и кардинально изменится концертный зал, в котором появятся партер, амфитеатр, балконы, удобные кресла. Для этого демонтирована и перенесена внутрь дворика одна из стен здания, сверху над которым возведут колосники, а с тыльной стороны – 3-этажную пристройку.

Таким образом, филармония получит достойное жизненное и репетиционное пространство для развития музыкальной культуры, а город и его жители – концертную площадку для приема звезд первой величины. Надо отметить, что Гродно в последнее время охватила настоящая «культурная перестройка». Реконструирован театр кукол, кинотеатр «Гродно» после реконструкции стал молодежным центром, такое же предназначение ожидает модернизируемый ДК строителей.

Коллектив института сегодня ставит перед собой задачу овладеть еще одним решающим фактором конкурентоспособности – автоматизацией проектирования на основе информационного моделирования зданий, что повысит скорость производства и качество проектно-сметной документации. Бизнес-план сформирован, одобрен руководством области, рассчитан на три года. А интерес к внедрению BIM-технологий у проектировщиков, многие из которых готовы к их освоению, очень высок.

…Гродногражданпроект, самостоятельно выбрав свой путь, достойно преодолевает встречающиеся на нем трудности для достижения цели и всегда позитивно нацелен на успех. Главное, чтобы не пропадало желание идти вперед.

 

УП «Институт Гродногражданпроект»
230023 Гродно,
ул. Дзержинского, 2/1
Тел. (0152) 77 20 50
Факс (0152) 72 27 78
www. ggp.by
УНП 500055590

 

 

 

 

Читайте также
27.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Кто бросил прошлое и, глупый, цепляется за будущее, будет того презирать весь мир. Махабхарата Уникальность нашего времени заключается в том,...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Среди спортивных держав мира Беларусь держится сегодня на равных. Наши атлеты многократно заявляли о себе громкими победами на соревнованиях самого...
12.07.2004 / просмотров: [totalcount]
После Великой Отечественной войны в Минске сохранились только остатки трибун стадиона “Динамо”. Остальные спортивные сооружения были...