Вы здесь

Аквапарки: какими им быть

С тех пор как зима перестала быть морозной и снежной, а лето теплым и солнечным, заметно поубавилась радость от естественной гармонии человека и природы. Пасмурное небо и холодные дожди отодвигают на неопределенный срок осуществление простых желаний: походить босиком, поплескаться в теплой речке под лучами ласкового солнца.

Сложилось мнение, что для хорошего отдыха необходимо много времени. Мы попадаем в ловушку – не имея такового, совсем отказываем себе в отдыхе.

Среднестатистический белорус имеет возможность отдохнуть на морском побережье не чаще одного раза в год. В основном – по относительно дешевым турам в отелях-резервациях с мифическими звездами. Но даже этот суррогат далеко не всем доступен, требует времени и хлопот. А потребность снять усталость, отвлечься от суеты, служебных и домашних проблем возникает гораздо чаще. Значит, надо найти возможность полноценно отдохнуть и поправить здоровье недалеко от дома, выкраивая для этого выходной день или свободный вечер.

По разным причинам неизбежно исчезают бесплатные блага отдыха на природе, закрываются для купания естественные водоемы, ограничиваются подъезды и парковки у них. В то же время эпоха повального садоводства-любительства дряхлеет вместе с дачными домиками и “жигулями”, молодое поколение выбирает иные развлечения.

Возможный выход из создавшегося положения – водный курорт одного дня – аквапарк. Хочется верить, он будет отвечать ожиданиям большинства не избалованных экзотикой белорусов, возникая из будней как сказочный оазис – страна света и воды.

Отсутствие водных парков в Беларуси особенно заметно на фоне процветающего аквабизнеса в развитых странах, где это развлечение уже давно не считается экзотическим.

Первые аквапарки появились всего около 25–30 лет назад на тропических курортах Америки и Азии и представляли собой парки на берегу водоемов со множеством водных горок, бассейнов, водопадов. Опыт их эксплуатации показал, что при стоимости строительства среднего аквапарка в 1,5–2 млн долларов и средней продолжительности купального сезона 4 месяца сроки их окупаемости составляли всего полтора-два года. Такая рентабельность считается невероятно высокой, вследствие чего в конце 1980-х – начале 1990-х гг. крытые аквапарки стали строиться уже и в северных широтах. В России первый аквапарк небольших размеров был открыт во Владивостоке в конце 1980-х гг.

К настоящему времени аквапарки есть почти во всех крупных городах Европы с населением более 500 тыс. жителей. В США один муниципальный или частный бассейн приходится на 240 человек, а один аквапарк – на 330 000. На Западе аквапроекты считаются одними из самых рентабельных. Средний аквапарк в Европе окупается всего за три-пять лет. Они занимают одно из первых мест по количеству посещений в расчете на квадратный метр рабочих площадей. Средняя загрузка аквапарков в Европе составляет около 80%. И это при том, что крытый аквапарк – сооружение по определению дорогое.

Это бизнес, который не знает кризисов. Замечено, что в неблагополучных странах или в государствах, переживающих экономический кризис, люди не только не перестают ходить в аквапарки, но иногда начинают посещать их еще чаще: это помогает отвлекаться от проблем, снимает стресс.

В ближайшее десятилетие потребности белорусского населения в услугах аквапарков вряд ли будут удовлетворены, какие бы аквапарки – большие или не очень – мы ни строили. Спрос далеко превышает все то, что в обозримом будущем может быть предложено. В городе с населением в миллион жителей, например, реальны аквапарк на 20–25 тыс. кв. метров и несколько небольших по размеру, “муниципального класса” аквапарков, куда приходят окрестные жители.

Следует уточнить важный момент. Аквапарк по архитектурной типологии предназначен не только для развлечений, он имеет еще ряд функциональных особенностей, существенно расширяющих его назначение. В конце 1990-х гг. зарубежные “пластиковые” компании привнесли и сформировали у наших инвесторов и проектировщиков выгодное для себя представление, что аквапарк начинается с водной горки, тем самым деформировав понимание сути этого объекта. Между тем аквапарк предполагает обширную современную инфраструктуру: бани, фитнес, SPA и другие услуги, направленные на оздоровление посетителей.

Иными словами, аквапарк – это комплексный объект, представляющий собой сеть рентабельных предприятий оздоровительной направленности в пределах обозначенной территории. Его также можно встретить в составе и торгово-развлекательного центра, и бизнес-центра, и гостиничного комплекса.

Выгоднее и правильнее размещать аквапарки в лесопарковой зоне, где меньше запыленность и хорошие транспортные возможности территории. Или в зонах отдыха, где уже имеется рекреационная инфраструктура, которая немыслима без торговых предприятий, ресторанов, гостиниц.

К обязательному комплексу водных аттракционов принято относить водные горки различных уровней сложности, волновые бассейны, медленную или бурную реку по периметру, фонтаны, гейзеры, детский водный игровой городок.

Большой разброс в концепциях, объемно-пространственных решениях и стилистике существующих аквапарков радует отсутствием жестких стереотипов и типовых схем.

Не претендуя на обобщения и оценки, предлагаю некоторые личные впечатления о нескольких принципиально разных действующих аквапарках.

Aqualand в Кёльне, Германия

 

Расположен в парковой зоне с комфортным подъездом и достаточным количеством парковок. Прекрасно сбалансированное соотношение аттракционов, водной акватории, банно-термального комплекса, служб сервиса позволяет пользоваться аквапарком самым разным посетителям, равномерно загружая комплекс в различное время.

Прозрачный купол из наполненных воздухом полимерных мембран обеспечивает комфортное естественное освещение без ослепления. Эклектичность интерьеров в своеобразной восточной стилистике потакает невзыскательному вкусу и не требует напряжения в поведении. Функционирует успешно около 20 лет.

“Ква ква парк” в Москве

 

В составе крупного торгового центра на МКАД. Акцент сделан на насыщение современными аттракционами и динамичное времяпровождение активной части населения. Функционально решенные интерьеры не перегружены декором и не отвлекают от программы освоения горок и бассейнов.

Выразительны клееные деревянные конструкции покрытия. Боковое освещение достаточно в 2/3 глубины зала. В волновом бассейне генерируются впечатляющие волны. Банный комплекс, SPA-салон могут использоваться автономно.

Водный парк “Друскининкай”

 

Прекрасный пример реконструкции известной в СССР водолечебницы на качественном современном уровне. Расположен в парковой зоне города в пешеходной доступности от центра и отелей. Вместительный удобный заглубленный паркинг. При достаточном количестве аттракционов развитый комплекс бань различных видов и SPA. Четкое зонирование блоков по назначению с удобными связями между ними. Рассредоточенные по зонам бары с широким выбором.

Привыкшего к ограничениям гражданина поначалу смущает барная стойка в виде бортика бассейна и прием коктейлей прямо в воде, потом ощущения нормализуются. Востребованы открытые бассейны и террасы с шезлонгами. Созданы все условия для релаксации. Отделка и интерьеры по-литовски интеллигентны, а техническое оснащение – без ложно понимаемой экономии.

Волнующий спуск по водной горке – излюбленное развлечение детей и взрослых. Что может быть круче, чем вылететь из длиннющей трубы и с брызгами шлепнуться в воду? От такого удовольствия не откажется ни почтенный отец семейства, ни солидная бизнесвумен.

Посетители могут выбрать из всего разнообразия те горки и бассейны, которые наиболее подходят им по настроению (от экстремальных спусков до спокойной релаксации), физической подготовленности и состоянию здоровья.

Главное, чтобы развлечение было для них полностью безопасным.

Обеспечение безопасности посетителей аквапарков является важной социальной и достаточно сложной инженерно-технической задачей. Посещая аквапарк, человек вправе рассчитывать, что за свои деньги он отлично развлечется, не рискуя получить травму или причинить иной вред своему здоровью. Однако такой риск на водных аттракционах в ряде случаев существует, искусственно созданные райские уголки в действительности таят в себе много опасностей.

Нет официальной статистики о несчастных случаях в аквапарках, и, к сожалению, информация о происшествиях на водных аттракционах при эксплуатации недоступна для анализа и обсуждения. Поэтому в отношении безопасности этих объектов для посетителей может сложиться неверное впечатление об относительно благополучной ситуации.

Абсолютно неприемлемо нынешнее положение, когда безопасность посетителей обеспечивается во многом лишь за счет личной инициативы и здравого смысла проектировщиков, изготовителей и поставщиков оборудования.

Российская ассоциация аквапарков, в которую вошли производители оборудования, профессиональные испытатели и владельцы объектов, разработала систему корпоративных стандартов, которые уже использовались при проверках и испытаниях водных аттракционов в действующих комплексах. Подготовлены национальные стандарты и проект специального технического регламента (федерального закона) для индустрии развлечений, в том числе аквапарков. Стандарты вступили в силу в Российской Федерации уже с 1 июля 2007 г.

Особое место в стандартах занимают пиктограммы безопасности. По убеждению экспертов, центры водных развлечений нуждаются в “дорожной” разметке и условных знаках не меньше, чем автомагистрали. Среди этих обозначений есть как разрешающие, так и запрещающие. Простые и яркие, они тут же бросаются в глаза и запоминаются, что лучше привычных невразумительных инструкций, читать которые – сплошная тоска и некогда. Посетители водных аттракционов обычно не утруждают себя необходимостью разыскивать информационный стенд на тему “Как вести себя в аквапарке” и знакомиться с его содержимым. Да и сами владельцы индустрии развлечений не всегда стремятся предупредить “гостей”, что кататься на водных горках надо уметь. Иначе заведение начнут воспринимать как каскадерский ринг, а не рай для заложников цивилизации.

Еще одна “беда” некоторых аквапарков – ограждения водяных горок, которые расположены на верхнем ярусе – там, где старт. Довольно часто эти ограждения привлекают внимание подростков, которые норовят взгромоздиться на них, тем самым рискуя сорваться вниз. Согласно правилам, “конструкция ограждений водных горок не должна поощрять детей взбираться, стоять или сидеть на них”.

Однако посетителям доступна только видимая часть айсберга. Под бассейнами, пальмами и горками безукоризненно и надежно работает огромное количество оборудования, обеспечивающее внешнее великолепие.

Проектирование таких объектов вполне сравнимо с аттракционом. Сегодня в Беларуси полностью отсутствует нормативная база для проектирования, оснащения, строительства и эксплуатации аквапарков. Отечественные санитарные нормы для плавательных бассейнов абсолютно не подходят для аквапарков. Заказчики смутно представляют себе концепцию будущего объекта, его расчетные параметры и экономику.

Российские и международные нормы вполне могли бы стать основой для белорусских стандартов, регламентирующих весь круг вопросов безопасности в аквапарках с обязательным учетом их в проектировании. Потенциальный заказчик должен понять, что коммерческая привлекательность таких объектов напрямую связана с качеством архитектуры, строительства и оборудования, требующим вполне конкретных условий и нормативов.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...