Вы здесь

ВОССОЗДАННЫЙ ПАМЯТНИК – ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

]]>]]>

Огромный вклад в новое строительство (воссоздание) здания церкви Святого Духа на пл. Свободы в Минске внесло ОАО "Минскметропроект" – признанный лидер в области разработки проектной документации на строительство метрополитенов, тоннелей различного назначения и других подземных сооружений.

Специалистам довелось решать много сложных проблем, в первую очередь по созданию системы виброзащиты, а также необходимой для концертного зала акустической среды. Кроме того, требовалось сохранить фрагменты фундаментов, элементы печей и дымоходов XVII в., обнаруженных в процессе археологических изысканий, которые, согласно проекту, предполагалось представить специальной тематической экспозицией.

Историческая справка. Церковь Святого Духа, построенная на территории Верхнего рынка в XVII в., входила в комплекс мужского и женского униатских 
монастырей. Здание являлось одной из доминант композиции городского центра Минска наряду с городской ратушей, гостиным двором, костелом иезуитов. В 1795 г. храм передали в ведение православной церкви, и он получил название Петропавловский кафедральный собор.

Памятник ренессансной архитектуры в XIX в. перестраивали дважды, в результате чего внешний вид и интерьеры были изменены до неузнаваемости. В 1930-е гг., как и многие храмы, собор был закрыт и использовался в качестве хранилища для зерна, а после и вовсе разобран.

Из всего когда-то существовавшего комплекса до наших дней сохранились лишь здания гостиного двора и костела иезуитов. В начале XXI в. приступили к возрождению ансамбля, которое началось с воссоздания ратуши (2002–2003 гг.) и завершилось церковью Святого Духа.

10 сентября 2011 г. в здании воссозданной церкви в торжественной обстановке открыт концертный зал детской филармонии "Верхний город".

Путь к воссозданию был долог и тернист. Прежде чем появилось проектное решение, были проанализированы все исторические документы, графические и живописные изображения, данные археологических раскопок, которые помогли определиться с подходами к проектированию и строительству, выбором и применением наиболее адекватных технологий и материалов, конструктивными особенностями при возведении объекта.

К сохранившимся фрагментам фундаментов и стен проектом предусматривались особые мероприятия. Они вне зависимости от периодов возведения максимально возможно сохранены, отреставрированы и экспонируются в подземной части объекта. Наиболее интересные фрагменты в настоящее время открыты для осмотра из фойе подвала.

Сложность в работе над объектом усугублялась и тем, что впервые в отечественной строительной практике здание проектировалось над двумя действующими тоннелями метрополитена.
]]>]]>

В связи с этим был разработан целый ряд уникальных проектных решений. Для того чтобы избежать сложных и дорогостоящих мероприятий по усилению тоннелей и рихтовке путей, обеспечить их сохранность и безопасную эксплуатацию, был создан специальный фундамент, снижающий воздействия на тоннели метро до необходимого минимума. Фундамент представляет собой пространственную рамно-континуальную систему с упругоподатливыми сопряжениями верхнего опорного диска жесткости и вертикальных несущих элементов. Надземные конструкции церкви опираются на железобетонную распределительную плиту толщиной 400...700 мм, которая передает нагрузку на стены и пилоны подземной части. Пилоны в свою очередь передают нагрузку на основание посредством плитного фундамента, который повторяет внутренний контур сохраняемых исторических конструкций, монолитно связанный с ленточными фундаментами железобетонных стен наружного контура опирания. Конструктивные решения подземной части также позволили сохранить уцелевшие исторические фрагменты, не передавая на них никаких дополнительных нагрузок и обеспечив полный доступ для обзора и технического обслуживания. Поскольку стены надземной части повторяют контур сохранившихся стен подвала, здание необходимо было как бы "подвесить" над собственными фундаментами.

Проходящие под зданием поезда метро вызывали не допустимые для концертного зала превышения уровней вибрации, и в конструкциях подземной части здания была реализована система конструктивной виброизоляции (впервые за многие годы). Уникальной особенностью данной системы является наличие "маятника", обеспечивающего снижение уровней вибраций по всем степеням свободы – не только вертикальным, но и горизонтальным. Защита от воздействия вибраций вертикального направления, возбуждаемых движением поездов метрополитена, осуществлялась путем установки здания на сменные виброизоляторы, размещаемые между фундаментом и несущими стенами и 
пилонами в подвале. Выступы монолитной распределительной плиты через систему горизонтальных виброизоляторов связаны с массивными железобетонными упорами фундаментов внутренней части подвала. Такое решение позволило ограничить подвижность плиты и обеспечить демпфирование колебаний горизонтальных осей. Для устройства виброзащиты были предусмотрены дополнительные конструктивные мероприятия. Подвальный этаж выполнен в виде пространственной рамной конструкции из монолитного железобетона с включенными в раму перекрытием и перегородками. Перемычки над дверными и иными проемами усилены так, чтобы жесткость перегородок не изменилась. Коммуникации, проходящие через фундамент в здание, также особым образом защищены. Кроме того, оборудование, размещенное в подвале, не должно препятствовать доступу к виброизоляторам, поскольку необходимо осуществлять не только их монтаж, но в последующем и демонтаж.

Также была выполнена уникальная разработка пространственного железобетонного сводчатого перекрытия концертного зала. Для того чтобы снизить вес здания (нагрузки на тоннели), кирпичный крестово-купольный свод метровой толщины заменен значительно более легкой и жесткой монолитной железобетонной оболочкой. Это позволило уменьшить передачу горизонтальных усилий на несущие стены и исключить растягивающие напряжения в кладке.

Историческая часть здания представляет собой сложный, условно пятиугольный 2-этажный объем размерами 24,47x32,56 м с двухсветным зальным пространством. Парадный вход размерами 2,2x3,3 м расположен по главному фасаду. К историческому примыкает одноэтажный объем пристройки
прямоугольной формы с размерами в плане 10,07x41,586 м.

Зал детской филармонии выполнен двухсветным высотой 12,9 м. Первый этаж занимают концертный зал на 280 мест, вестибюль с кассой и комнатой охраны, три артистические гримерные, два репетиционных зала, кабинеты администрации, подсобное помещение сцены, санузлы для артистов и работников (в том числе для инвалидов). В алтарной части находится открытая в зал сцена, на балконе – место оператора по освещению и звуку.


Открытое акционерное общество "МИНСКМЕТРОПРОЕКТ"

г. Минск, ул. Соломенная, 13

тел./факс: +375 (17) 285 32 23, 285 32 22

e-mail: [email protected]

]]>www.metropr.by]]>

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...