Вы здесь

Агрогородок в Венесуэле: опыт проектирования

РУП «Гипросельстрой» занимает особую нишу среди проектных институтов – преимущественно благодаря труду его специалистов преображается облик сельских населенных мест. Как и 50 лет назад, когда институт активно участвовал в комплексном проектировании экспериментально-показательных хозяйств, получивших широкое признание, он и сейчас вносит достойный вклад в реализацию Государственной программы возрождения и развития белорусского села. Достижения архитектуры середины XX века, прогрессивные приемы планировки и благоустройства сел и сегодня не потеряли актуальности, а опыт и профессионализм гипросельстроевцев по-прежнему востребованы. В последние годы институт вновь обратился к одному из актуальных когда-то видов своей деятельности – проектированию генпланов малых городов и населенных пунктов, и следует признать, результаты творчества в этом направлении также весьма плодотворны. Неслучайно, когда в рамках международного сотрудничества Республики Беларусь и Венесуэлы на повестку дня встал аграрный вопрос, именно на Гипросельстрой была возложена ответственная миссия «за морями агрогородок построить»…

В январе 2011 г. Министерство сельского хозяйства Республики Беларусь предложило РУП «Гипросельстрой» принять участие в проектировании аграрно-индустриального городка Фундо ла Роана в штате Гуарико, Боливарианская Республика Венесуэла. Перед институтом была поставлена стратегическая задача: создать новое производственно-жилое образование со всей социально-бытовой и инженерной инфраструктурой, высокотехнологичным современным уровнем производства и переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечением комфортных условий проживания в субэкваториальном климате страны (засушливым летом и муссонными дождями в зимний период).

Уже в марте по заказу ЗАО «Белзарубежстрой» институт совместно с РУП «Белгипроводхоз», РУП «Сельхозтехпроект» и ОАО «Белгипроагропищепром» приступил к разработке градостроительной документации – регионального плана и схемы генерального плана аграрно-индустриального городка.

Была создана отдельная творческая группа специалистов-проектировщиков. И началась работа: в первую очередь следовало изучить нормативно-техническую базу и законы Боливарианской Республики Венесуэла. В этом помог заказчик ЗАО «Белзарубежстрой» и контакты с белорусской группой, размещенной в Маракайбо. Используя собственный опыт проектирования агрогородков в Беларуси и опираясь на результаты научно-исследовательской работы РУП «Белниипградостроительства» по созданию партикулярных планов поселений в Венесуэле, специалисты разработали два варианта концепции генерального плана аграрно-индустриального городка. После того как венесуэльская сторона выберет и согласует один из них, будет выполнен генеральный план, совмещенный с детальной планировкой на стадии «архитектурный проект».

Боливарианская Республика Венесуэла площадью 916,5 тыс. км2 с населением 25,1 млн чел. (перепись 2002 г.) не обеспечивает себя продуктами питания. На импорт продуктов земледелия приходится около 68% внутреннего потребления. Второй крупной проблемой социальной политики республики является нехватка жилья.
Территория региона с аграрно-индустриальным городом Фундо ла Роана в штате Гуарико определена Министерством сельского хозяйства и земли Боливарианской Республики Венесуэла.

Архитектурно-планировочные решения аграрно-индустриального городка формировались на основе анализа природно-климатических, геологических особенностей территории, расположенной в центральной части страны с перепадом высот 100–250 м над уровнем моря, которая примыкает северной частью к автотрассе, соединяющей города Ортиз и Эль Сомбреро, и ограничена реками Гуабита и Питара. Исходным материалом для проектирования была принята предварительная космическая съемка.

По заданию заказчика аграрно-индустриальный комплекс разместится на территории 7817 га, из которых интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья составят около 5 тыс. га.

Остальные земли будут использоваться под застройку:

  • агрогородка, в котором предлагается построить 500 одноквартирных жилых домов площадью 70 м2 для населения 2,5 тыс. человек;
  • промышленных и сельскохозяйственных построек: птицефабрики с фабрикой по переработке мяса птицы, молочно-товарной фермы с молокозаводом и комплексом по откорму КРС, зерноочистительного комплекса с комбикормовым заводом, машинного двора на 50 единиц техники и др.

Объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования аграрно-индустриального комплекса, локализуются в окружении агрогородка. В Беларуси аналогов по проектированию подобного комплекса нет.

Оптимальность планировочных решений

Каждый из вариантов планировки аграрно-индустриального городка Фундо ла Роана имеет свои технико-экономические показатели и особенности. Согласно первому, городок предлагается разместить вблизи существующей магистрали Ортиз – Эль Сомбреро, согласно второму – на самом высоком плоскогорье предоставленной территории.

Размещение комплекса на самых высоких участках по отношению к бассейнам рек Питара и Гуабита на почвах, менее пригодных к земледелию (до 40% камней), на границе зоны шумового дискомфорта от дороги районного значения, наиболее целесообразно. Это дает уверенность, что при разливе рек здания и сооружения не окажутся в зоне подтопления, кроме того, по предварительной оценке, возможно сэкономить средства на строительство насосных станций для подачи сточных вод на очистку.

Размещение поселка вблизи магистрали, связывающей города Ортиз и Эль Сомбреро – центр муниципалитета, также имеет свои преимущества, прежде всего сокращает затраты на строительство подъездных дорог. Въездная дорога максимально компактно решает все транспортные связи: въезд в поселок, исключая транзит грузового и производственного транспорта, подвоз строительных материалов и технологического оборудования, вывоз готовой продукции. Транспортная структура поселка включает компактную сеть основных и второстепенных жилых улиц и проездов. Кроме того, находясь на магистрали районного значения, населенный пункт получит возможность развивать придорожный сервис с сетью гостиниц, торговых и развлекательных учреждений, которые будут дополнительным доходом в бюджет агрогородка.

Жилые образования запроектированы максимально комфортными для людей. Кварталы сгруппированы вокруг линейно решенного общественного центра, открытого на въезде вокзальной площадью. Доминантой его является культовое сооружение – костел – центр духовной жизни поселка, размещенный на самом высоком месте. Все остальные общественные здания, объединенные ландшафтно-рекреационной зоной с пешеходными и велодорожками, расположены по основному потоку тяготения к месту работы.

Архитектурные акценты агрогородка: вокзал, костел, водонапорная башня – работают на агитационно-рекламные цели по пропаганде жизни социалистической микрокоммуны.

Производственная и коммунальная зоны как бы «нанизаны» на основную дорогу, проходящую за поселком (транзит грузового транспорта через поселок исключен). Все производства максимально сосредоточены с учетом СЗЗ и ветеринарных разрывов. Основная «техническая» дорога, примыкающая к существующим, свяжет населенный пункт, производственные и коммунальные объекты с возделываемыми землями на востоке и юге региона. Транспортная связь при таком решении обеспечивает доступ к усадебным землям, а также перспективным, пригодным для земледелия.

Варианты планировки аграрно-индустриального городка сейчас находятся на рассмотрении у заказчика. После получения топографической съемки местности потребуется определенная доработка, но основные решения по проектированию приняты и останутся без изменения.

 

 

 

 

Читайте также
16.09.2005 / просмотров: [totalcount]
Агрогородки в системе расселения Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг. запланировано формирование в Беларуси...
23.02.2006 / просмотров: [totalcount]
Социально-политическая идея возрождения и развития белорусского села неизбежно ставит вопрос о разработке архитектурной концепции негородских форм...
29.08.2007 / просмотров: [totalcount]
Белорусское село на протяжении XX века прошло несколько этапов своего развития. В процессах преобразования большая роль отводилась капитальному...