“…История города – в людских судьбах. Сменяются эпохи, поколения, а Минск по-прежнему стоит на Евразийском перекрестке межгосударственных связей Запад – Восток, Север – Юг”.
В этом году белорусской столице исполняется 943 года. Сегодня она восхищает нас прежде всего выразительностью архитектурных ансамблей, водно-зеленым благоустройством и своей чистотой.
Каким был Минск до войны?
Как у всех древних городов, в нем имелось немало памятников зодчества разных эпох, но ему были присущи и хаотичность застройки, и случайное расположение зданий, улиц. Ввиду отсутствия инженерного благоустройства весной и осенью он утопал в грязи. Поэт Владимир Маяковский, неоднократно здесь бывавший, в двадцатые годы в своих очерках об Америке писал о бедных еврейских, негритянских, итальянских кварталах Нью-Йорка: “Грязь почище минской. В Минске очень грязно”.
Становление столицы республики началось в 1926 г., когда профессор В. Семенов составил предварительную схему реконструкции города, а в 1938 г. Ленинградский филиал Гипрогора разработал новый генеральный план.
Уже в 1930-е гг. в Минске возникают большие районы новой застройки. Среди них выделяются комплексы университетского городка (архит. И. Запорожец) и клинической больницы (Г. Лавров). По проекту Г. Лаврова возводится библиотека имени В.И. Ленина. Крупным событием в градостроительстве и архитектуре республики явилось сооружение в 1929–1934 гг. Дома Правительства (архит. И. Лангбард), положившее начало формированию нового центра города.
Вслед за этим строятся уникальные здания окружного Дома офицеров, Театра оперы и балета, Академии наук БССР (все И. Лангбард), республиканская партийная школа, гостиница “Беларусь” (А. Воинов). По проектам архитекторов А. Воинова и В. Вараксина возводится здание ЦК КП Беларуси (ныне резиденция Главы государства), органически вошедшее в состав центрального ансамбля Минска. Дальнейшие работы по реконструкции и развитию столицы были прерваны войной.
За 4 года оккупации Минск понес огромные потери. Но все же враги не смогли завершить свой план полного его уничтожения. Подготовленные к взрыву крупнейшие административные и общественные сооружения: Дом Правительства, здание ЦК КПБ, Дом офицеров и некоторые другие – удалось спасти благодаря быстрому и неожиданному для противника наступлению советских войск.
Но город в целом уже был разрушен. От его застройки, благоустройства и коммунального хозяйства сохранилось только 20%. Опорный план, составленный сразу после освобождения города, достаточно красноречиво показывает характер и размеры разрушений.
Для быстрого и квалифицированного решения важнейших вопросов восстановления и дальнейшей реконструкции столицы с фронта и тыла отзываются специалисты разных профессий и зодчие: М. Бакланов, А. Брегман, В. Вараксин, И. Володько, В. Волчек, В. Гусев, Е. Дятлов, Г. Заборский, В. Кондратович, Н. Маклецова, Г. Парсаданов, Г. Трахтенберг, Т. Баданов, Л. Рыминский, М. Осмоловский, М. Гулько, Ю. Егоров, И. Лангбард, А. Воинов и многие другие.
Александр Петрович Воинов – начальник Управления по делам архитектуры при Совнаркоме БССР, Председатель Союза архитекторов БССР – вспоминал, что в июле 1944 г. после переезда из Гомеля в освобожденный Минск направил правительственную телеграмму профессору И.Г. Лангбарду: “Срочно выезжайте в Минск для работы по восстановлению зданий республиканского значения. Телеграфируйте наличие в Вашем архиве чертежей Дома Правительства и других Ваших проектов. Уточните с Манизером возможность восстановления памятника Ленину, пьедестал сохранился”. Таких телеграмм, писем, запросов было множество.
Один из первых пунктов постановления правительства республики “О мероприятиях по планировке и восстановлению г. Минска”, принятый 8 августа 1944 г., звучал так: “Обязать Управление по делам архитектуры при СНК БССР (Г. Воинов) составить проект Генерального плана города и представить его правительству к 1 марта 1945 г., а проект первоочередных восстановительных мероприятий внести в СНК на утверждение к 15 сентября с.г.”.
По приглашению СНК БССР и ЦК КП (б) Б в Минске в августе 1944 г. начала работать комиссия Комитета по делам архитектуры при СНК СССР. Она изучила практическое состояние города, перспективы его восстановления и разработала проект новой планировки города, названный “Эскизом планировки Минска” (академик А. Щусев, действительные члены Академии архитектуры СССР Н. Колли, А. Мордвинов, В. Семенов, член-корр. Б. Рубаненко, заслуженный деятель искусств БССР И. Лангбард, архит. Н. Трахтенберг). Правительство одобрило проект в качестве основы нового генерального плана.
“Эскиз планировки Минска” в течение почти двух лет, вплоть до утверждения в середине 1946 г. нового генерального плана, был основным документом, по которому велись восстановительные работы.
Проект предусматривал прежде всего решительную реконструкцию главной магистрали города и превращение ее в часть сквозного городского диаметра. Она должна была превосходить другие улицы шириной, длиной и характером застройки. Позднее за создание в очень короткие сроки высокохудожественного архитектурного ансамбля группа специалистов, принявших наиболее активное участие в проектировании и застройке Ленинского (Независимости) проспекта, была удостоена Государственной премии БССР. Среди них белорусские зодчие В. Король, С. Ботковский, А. Воинов, С. Мусинский, Г. Сысоев, Н. Шпигельман, Н. Трахтенберг, москвичи М. Парусников, М. Барщ, Г. Баданов.
Также предлагалось создать заново вторую по значению городскую магистраль – улицу Ленина и ее продолжение до парка Победы у искусственного озера. Эти две взаимно перпендикулярные магистрали должны были образовать основной каркас планировки центрального района.
Третья рекомендация – строительство на пересечении двух магистралей новой центральной площади – общественно-политического и архитектурного центра Минска, в который помимо новых общественных сооружений планировалось отнести довоенные здания ЦК КПБ и Дома офицеров.
Предусматривалось также создание вдоль реки (в ее пойме) целой системы парков – сквозного зеленого диаметра города – резервуара чистого воздуха. Наконец, предлагалось строительство двух кольцевых магистралей, которые превратили всю планировку города в радиально-кольцевую. Следует отметить, что последние две рекомендации повторяли предложения предвоенного генерального плана (1938 г.). Тем самым устанавливалась преемственность довоенной и послевоенной планировки Минска.
В конце 1944 г. на основе “Эскиза планировки Минска” группа архитекторов и инженеров Белгоспроекта (архит. Н. Трахтенберг и М. Андросова, инж. К. Иванов, В. Толмачев и Р. Образцова) при консультации профессоров В. Семенова и А. Полякова приступила к разработке нового генерального плана. К этому моменту кроме восстановления ранее работавших предприятий начали строиться новые крупные объекты всесоюзного значения – автомобильный, тракторный, велосипедный и инструментальный заводы. Эти и другие возведенные фабрики и заводы предопределили быстрый рост населения города и широкую программу жилищного строительства. Надо отметить, что послевоенное промышленное развитие столицы внесло серьезные коррективы в “Эскиз планировки Минска”.
В конце 1945 г. генеральный план города в первой редакции был окончен. Заслуженный архитектор БССР Георгий
Артемович Парсаданов спустя годы вспоминал: “Институт “Белгоспроект” находился в двухэтажном доме по ул. Энгельса. В архитектурных мастерских шла разработка генерального плана, здесь кипела, бурлила жизнь. Работали по 16–18 часов, спали на подрамниках там, где работали”.
Экспертная правительственная комиссия рассмотрела представленные материалы, указала на ряд существенных недостатков и предложила доработать проект. В течение первой половины 1946 г. генеральный план был переработан и в середине года одобрен Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР, а затем и СНК БССР, которые отметили его положительные качества: композиционную четкость, богатство и выразительность архитектурно-планировочного решения, правильное и умелое использование природных качеств городской территории.
Схема генерального плана была выставлена на главной магистрали города для всенародного обозрения. Активное общественное участие в значительной мере определило успех этой большой творческой работы белорусского зодчества.
В генеральном плане Минска были обозначены основные пути восстановления и дальнейшего развития города. Прежде всего предусматривалось реанимировать те здания и сооружения, которые поддавались восстановлению и не мешали последующей реконструкции столицы.
Предлагалась реконструкция исторически сложившейся планировки города путем превращения ее в радиально-кольцевую систему расширения основных магистралей и устройства двух взаимно перпендикулярных сквозных диаметров.
Решалась задача размещения новых промышленных районов и жилых массивов около них, а также связи их с центром. Одновременно с разработкой генерального плана велось проектирование центральной части города. В первой половине 1946 г. архитекторами В. Королем, С. Сперанским и Н. Трахтенбергом был разработан эскизный проект планировки и застройки центрального района, где главную композиционную ось выполнял проспект им. Сталина (Независимости) с тремя площадями – Ленина (Независимости), Центральной (Октябрьской) и Круглой (Победы).
Проспект проектировался в виде большой протяженной композиции, пространственно связанной с другими ансамблями центра – спортивным парком “Динамо”, Привокзальной площадью и площадью Свободы.
Одновременно велось проектирование и уточнялись отдельные узлы центрального района. Так, над проектом первой очереди проспекта работал М. Парусников, комплексом спортпарка – Н. Колли, В. Вольфензон и И. Шмидт, привокзальным ансамблем – Б. Рубаненко, площадью им. Ленина – Г. Заборский, Л. Мацкевич, проектом планировки центрального парка им. Горького – И. Руденко и района Круглой площади – М. Барщ.
Генеральный план предусматривал в то время устройство подпора реки Свислочь в верхнем ее течении по отношению к городу и создание огромного водохранилища. В пределах Минска намечалось расширение русла реки и строительство нескольких водоемов. Осуществление задуманной в генеральном плане системы подпоров по переустройству реки не только решало хозяйственные проблемы водного спорта и отдыха, но и создавало новые природные качества городского ландшафта.
С 1946 по 1963 г. генеральный план Минска корректировался дважды: 1951–1952 гг. с целью учета новых принципов формирования жилых комплексов и перспектив роста города, а также более экономичного использования городских территорий и в 1958 г., когда Минск был не только восстановлен, но и по основным градостроительным параметрам значительно превзошел довоенный уровень. Назрела необходимость новой корректуры генплана. В корректуре генплана 1958 г. расчетная численность населения была увеличена до 750–800 тыс. человек и внесены новые предложения в систему расселения.
В середине 1960-х годов в области архитектуры и градостроительства происходят значительные изменения. Применение индустриального строительства позволило сооружать жилые комплексы большими массивами – микрорайонами. Так возникли жилые микрорайоны по ул. Орловской, Волгоградской, Харьковской и др.
Тенденция развития основных градообразующих отраслей народного хозяйства за период с 1957 по 1960 г. показала, что установленная ранее в проекте планировки численность населения будет достигнута в более короткие сроки. В связи с этим возникла необходимость в новом генеральном плане Минска, разработку которого выполнил институт “Минскпроект”. В 1965 г. его утвердил СМ БССР. Этот документ, сохраняя преемственность с прежними генеральными планами, имел ряд принципиально новых положений.
Так, технико-экономическое обоснование развития градообразующей базы города решалось во взаимосвязи с разработанной Белгоспроектом схемой размещения производительных сил и расселения на территории Минского промрайона. Впервые развитие столицы рассматривалось в комплексе с пригородной зоной. В свете новых социальных требований существенным корректировкам была подвергнута планировочная структура жилых и промышленных территорий города. Предусматривалась система городских дорог со скоростным движением, намечалось значительно повысить этажность города.
Возрастающая роль науки определила развитие сети научно-исследовательских институтов, крупных учебных комплексов.
Существенные изменения произошли в территориальном развитии города. Началось сооружение промышленных комплексов по Раковскому шоссе, в районах Дражня и Шабаны.
С 1965 г. осуществляется массовое жилищное и культурно-бытовое строительство в районе Раковского шоссе, по ул. Харьковской и Я. Коласа, в жилых районах Серебрянка, Чижовка, Зеленый Луг, Восток, в кварталах по улицам Ангарской, Денисовской, Железнодорожной и др. Оно ведется индустриальными методами как по типовым, так и индивидуальным проектам с использованием современных конструкций и материалов.
В этот период были построены крупные общественные объекты, такие, как здание горкома КПБ, Дворец культуры и спорта железнодорожников, кинотеатры “Вильнюс” и “Москва”, Дворец водного спорта и Дворец искусств, два корпуса Института культуры и вычислительного центра института математики АН БССР, гостиницы “Планета” и “Турист”, Дом литератора и другие.
Жилой фонд вырос с 7 до 17,6 млн м2 общей площади, более чем в два раза увеличилась протяженность улично-дорожной сети, в четыре – мощность водозаборных и канализационных сооружений, а миллионный житель родился на 8 лет раньше, чем это предполагалось генеральным планом. Численность населения к расчетному сроку (1981 г.) увеличилась на 347,0 тыс. человек и стала равной 1347,0 тыс. человек. Эта “ошибка” сыграла положительную роль. В 1977 г. началось строительство минского метро.
Быстрый рост населения, чрезмерная концентрация промышленности, научно-исследовательских институтов, учебных заведений и других градообразующих факторов привели к диспропорциям в развитии отраслей народного хозяйства. Возникла необходимость в новых научно обоснованных градостроительных прогнозах развития города.
В 1976–1979 гг. Минскпроект совместно с ГлавАПУ Мингорисполкома, отраслевыми союзами и республиканскими научно-исследовательскими и проектными организациями разрабатывает технико-экономические основы и генеральный план развития Минска и его пригородной зоны до 2000 г. (утвержден СМ БССР в 1982 г.). Новый план являлся градостроительным документом, позволяющим на научной основе решать важнейшие вопросы гармоничного формирования столицы на расчетный срок, в том числе одну из острейших проблем современной урбанизации – плановое регулирование роста крупного города.
Анализ реализации генплана и промышленных комплексов в масштабе республики дал возможность разработать приемлемую концепцию регулирования развития Минска на трех уровнях решения задачи. Региональный в масштабе республики с идеей развития крупных систем внешнего кольца с центрами Брест, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Пинск, Мозырь, Полоцк; субрегиональный на базе развития предприятий, дополняющий Минский промышленный комплекс, с созданием центров систем расселения внутреннего кольца (Борисов, Молодечно, Солигорск, Бобруйск, Барановичи); развитие Минской групповой системы расселения как территориально-производственного комплекса столицы и его пригородной зоны.
Такой подход позволил более эффективно управлять и регулировать развитие Минска в рамках системы расселения, продумывать организационные меры, исключающие возможность внепланового размещения промышленных предприятий, кроме предприятий сферы обслуживания.
За реализацию первой очереди строительства в 1985 г. авторский коллектив и строители были удостоены премии СМ СССР (Ю.П. Пурецкий, В.А. Король, Ю.П. Григорьев, Я.Л. Линевич, Н.Т. Гордиенко, И.И. Левко, Д.Н. Гришин, Е.К. Дятлов, Г.И. Беликов, Т.И. Фадеева, В.И. Шильниковская, Л.Г. Гафо, Л.А. Есьман, Э.В. Светлова, Н.Н. Афанасьева, В.Д. Чеснов, Л.П. Ларина, Д.И. Журавлева, Н.Н. Соколовский, В.Н. Вараксин, А.В. Стазаева).
Однако время вносило большие изменения в политическую, экономическую и социальную жизнь республики, что потребовало пересмотра ранее принятых основных направлений градостроительного развития города.
В частности, авария на Чернобыльской АЭС вызвала необходимость уточнения системы теплоснабжения города, принятия нового земельного кодекса, законов о местном самоуправлении и праве собственности на землю. Одобрена новая концепция жилищного строительства, где предусмотрен значительный рост удельного веса малоэтажной застройки.
Не оправдался прогноз демографического развития населения и трудовых ресурсов на расчетный срок. Общая численность населения уменьшилась по сравнению с прогнозируемой 1900–2000 тыс. человек. В соответствии с этим были разработаны корректура генерального плана на 2010 г., а затем и новый генеральный план, в который вошла Схема функционального зонирования с регламентами развития строительства. Он был утвержден Указом Президента Республики Беларусь 23 апреля 2003 г. № 165.