]]>]]>На Вешняковской улице закончено строительство торгового центра по проекту бюро Юрия Виссарионова.
]]>]]>Объект: Многофункциональный торговый комплекс на улице Вешняковская
Адрес: Россия, Москва.
Авторский коллектив: Ю.Г. Виссарионов, К.М. Савкин, А.М. Осипов при участии М.И.Адиева
]]>]]>Торговый центр расположился недалеко от станции метро Выхино. В 1960-е ее окрестности были сплошь застроены длиннющими дешевыми девятиэтажками, каких в Москве немало; затем пространство между ними заросло деревьями и район превратился в просторный и очень зеленый, что особенно приятно летом. А уже в наше время Выхино стало пересадочным пунктом для множества людей, приезжающих в Москву на работу. Это небогатое, как весь московский восток, а в часы пик еще и жутко напряженное место известно постоянными толпами, давлением усталого людского потока. В таком месте, где и живет, и постоянно перемещается ужасающее количество людей, нужны торговые центры, которые, как известно, в Москве стали главным средством культурного досуга и снятия стрессов. Однако здесь их не то чтобы много: ларьки у метро да коробка Русмаркета чуть поодаль, на круглой площади, когда-то названной по прихоти советского руководства именем генсека компартии Гвинеи-Бисау. Торговый центр, построенный бюро Юрия Виссарионова, расположен как раз между этой площадью и новой жилой башней, прикрывающей его со стороны метро. От метро до нового торгового центра 10 минут пешком.
]]>]]>Архитекторы спроектировали торговый центр 8 лет назад, а построили только сейчас. Заказчик возводил его семь лет, последовательно решая организационно-финансовые вопросы. Это важно, потому что объясняет и не слишком большие размеры – общая площадь здания немногим меньше 9000 кв. метров, и не слишком броскую, но при внимательном рассмотрении заметную связь архитектурного проекта с неоконструктивизмом, популярным в начале 2000-х.
]]>]]>На память о предках-авангардистах указывают многие черты этого здания. Ленточные окна, то длинные, то прерванные пунктиром; точечные опоры первого этажа, две прямоугольные лестничные башни с вертикальными витражами, прорезающие протяженный объем со стороны Вешняковской улицы; круглые алюминиевые опоры, поддерживающие прямые углы, и наконец – один из самых читаемых мотивов, круглое окно над одной из таких опор, слева от «Макдоналдса». Надо сказать, что общая массивность объемов – в этом здании чувствуется материальность стены – позволяет местами сделать ее пластику скульптурно-активной.
]]>]]>Самый пластичный акцент – трехступенчатая башня на входе, на углу со стороны метро. Это парадный]]>]]> вход, и каскадность круглых террас привлекает к нему внимание прохожих (и проезжающих по улице). К тому же округлая пирамида «отвечает» соседнему круглому дому-башне, и вместе они образуют своеобразные пропилеи при въезде внутрь квартала. Внутри ступенчатая башня не имеет перекрытий – это двухсветное пирамидальное пространство входного атриума; а в самом верхнем цилиндре планируется поместить выставочный зал, круглый и светлый из-за стеклянных стен. Оттуда можно будет выйти на крышу – на ней запланированы веранды кафе и даже спортивные площадки. Там, на кровле, посетителей ожидает еще один округлый объем, большой стеклянный овал, освещенный ленточными окнами со всех сторон – кстати говоря, тоже намекающий на прообразы классического авангарда.
За современность проекта отвечают треугольный эркер на тыльном (со стороны площади) фасаде, треугольные же фонари ]]>]]>на крыше, и, пожалуй, волнообразно изогнутые на главном фасаде стены первого этажа (они добавляют строгому, в сущности, зданию неожиданной игривости) и на балконе второго этажа перед Макдональдсом. Следует заметить, что на макете здание выглядит более конструктивистским, чем получилось в реальности – в основном из-за экономного остекления и простой облицовки квадратными плитками. Для здания, которое строилось семь лет и наконец построилось, это небольшая жертва, хотя конечно же, для воплощения архитектурного замысла – в чем-то историзированного, в чем-то современного – теперь можно подобрать более подходяящий материал. Впрочем, свершилось: ]]>]]>среди вокзальной толчеи и старых панелей, из-под вывески Макдональдса, из-под неизбежной жизненной шелухи оптимистично и уверенно проглядывает любимый, бесценный, хотя и полузабытый гражданами великий русский авангард. Приживается, приспосабливается – от индустриализации, тяжелой промышленности, институтов и клубов переходит к торговым центрам, живет и прорастает в культурном контексте.
Автор текста: Юлия Тарабарина
]]>http://www.archi.ru/]]>