В обзоре прессы сегодня – на конкурсе «Лучший строительный продукт года» создают возможность для апелляций; компетентность УКСов ставят под сомнение; гражданам предлагают самим откладывать на жилье; архитектор Московского автовокзала прощается со своим творением.
«Ежедневник» рассказал об изменениях в Республиканском конкурсе «Лучший строительный продукт года-2014», новый этап этого соревнования стартовал. Приводятся мнения участников пресс-конференции, посвященной данному событию, о том, что конкурс, который проводится уже 10 лет и постоянно набирает обороты, сегодня в республике имеет авторитет и выполняет задачи выявления лучших материалов, технологий, изделий.
В 2014 году конкурс создает специальный Наблюдательный совет, то есть независимую структуру, которой предстоит отвечать за выполнение принципов и правил этого мероприятия, контролировать соблюдение их экспертным советом и оргкомитетом. В совет могут войти представители Министерства архитектуры и строительства и Госкомитета по стандартизации. Наблюдательный совет должен способствовать насколько возможно прозрачности и беспристрастности при подведении итогов. Новшество может поднять авторитет конкурса. Наблюдательному совету также вменяют в обязанности создать процедуру внесения апелляций, так как с ситуацией с запросами и претензиями от участников на конкурсе сталкиваются ежегодно.
Кроме того, нововведением становятся новые формы оценки материалов и изделий, которые возьмут за основу общемировую практику. При оценке будут учитывать не только выводы лаборатории, проводившей испытания продукта, заявленного на конкурс, но и заключение органа по сертификации.
Нововведением станет и номинация «Лучшие пожаробезопасные материалы, изделия и системы для зданий и сооружений». Возможно также появление номинации «Лучший энергоэффективный продукт в строительстве».
«Ежедневник» также опубликовал материал, в котором ставит под сомнение квалификацию белорусских УКСов – она «вызывает большие вопросы», как гласит заглавие.
Приводится мнение Василия Устинчика, председателя Наблюдательного совета ОАО «10 УНР», который оценил на форуме «Строительный рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы» эту квалификацию как низкую. Строитель считает, что проблемы такого рода пошли с 2008 года, когда отменили генподрядную лицензию. В результате на рынке появились компании, активы которых можно рассматривать как сомнительные, а контролем занялись сотрудники УКСов без соответствующего опыта.
Сегодня, считает Устинчик, ситуации поможет аттестация подрядных организаций, которая должна отсеять случайные компании, тем не менее о том, чтобы поднять уровень УКСов речь все равно не ведется, а ведь порой генподрядчику приходится объяснять представителю УКСа, какие нужно подготовить документы и кто несет ответственность в конкретных случаях.
Относительно вводимой аттестации Устинчик также заметил, что Минстройархитектуры не подумало об интеграции ее в рамки Таможенного союза, чтобы в России «мы не начинали с никому не нужной аттестации стропальщиков, даже директора».
Обращает также на себя внимание сообщение издания об открытии в Могилевской области второго завода российской компании «ТехноНиколь», владельца одного из крупнейших в Восточной Европе производителя кровельных материалов. В Беларуси появится завод по производству базальтовой изоляции мощностью 80 тыс. тонн в год. Указывается объем инвестиций - 2 млрд. рублей. Запуск запланирован на 2016 года. Часть новой продукции пойдет на экспорт, в Россию и Европу. В компании считают, что благодаря запланированным мощностям получится значительно нарастить экспорт базальтовой теплоизоляции, что приведет к поступлению валютной выручки в РБ.
Российская компания стала одним из крупнейших игроков на белорусском рынке: 7 отделений сети и 15 независимых партнеров. «ТехноНиколь» является основным акционером осиповичского завода «Кровля».
«Комсомольская правда», как и многие другие, задалась в свете недавних новостей вопросом «Белорусам предложат копить на жилье без кредитов?». Нацбанк пообещал до конца года запустить систему по стройсбережению. Приводятся слова Надежды Ермаковой, главы Нацбанка, о том, что «гражданин, желающий иметь жилье, должен сам накапливать тоже». Она также отметила относительно жилищных кредитов, которые некоторые банки выдавали под 16%, что «как только снизится цена ресурсов», тогда речь пойдет и о более дешевых кредитах. Цена же ресурсов – «наши вклады», цена по которым при двузначной инфляции должна быть «намного большей», чем сама инфляция, чтобы гражданин смог получить доход. Как напомнила Комсомолка, на нынешний год инфляцию в Беларуси спрогнозировали на уровне 11%.
«Комсомолка» также встретилась с архитектором «Московского» автовокзала, который скоро сносят, и он уже закрыл свои двери, чтобы здесь могли приступить к строительству офиса «Газпрома». Разговор шел с автором Николаем Наумовым, которому обидно, что здание исчезнет, и на вокзале он, возможно, в последний раз, побывал «как на поминках», по выражению архитектора.
Бывший сотрудник «Института «Минскпроект» рассказал, что сначала даже был против появления на этом месте автовокзала, холм с крутым склоном – «неудачный участок». В ходе работы архитектор пришел к выводу, что нужно сделать многоуровневый автовокзал. «Московский» открыли в 1999 году. «Был настоящий праздник». Николай Степанович показал фотографии, на одной из них он рядом с президентом, которому тогда автовокзал, визитная карточка Минска, как он сказал, понравился. "Московский" в свое время был удостоен многих наград, его достоинствами сочли отсутствие пересечения транспорта и пешеходов, использование пандусов и многое другое. На первом этаже - плавильный бункер для растапливания снега, правда, его не использовали – дорого.
Николай Степанович задается вопросом, как город обойдется без «Московского». «Центральный» вдруг признали более удобным. «Московский», который находится на выезде из города и недалеко от метро, говорит архитектор, получивший за автовокзал Госпремию, оказался для «Газпрома» «лакомым кусочком»: «Я и подумать не мог, что доживу до того времени, как его снесут!».
Белорусский союз архитекторов отправлял письмо мэру с просьбой автовокзал не сносить, но власти не прислушались. Газета напоминает, что «Московский» был одним из крупнейших автовокзалов в Европе, удостоен многих наград.