УДК 726.71 (476)
Материальным свидетельством богатой истории края являются культовые здания, а именно костелы и монастыри, которые и сегодня украшают исторические центры городов и сельских поселений. На территории Беларуси доминиканские монастыри наиболее активно возводились в XVII-XVIII вв. и воплотили принципы барочной архитектуры. Формирование архитектуры ордена происходило в течение длительного периода времени, но если говорить об отечественных образцах, то следует упомянуть применение уже сложившихся на Западе типов монастырской застройки и организации пространства костела. Тем не менее, на территории Беларуси возникали храмы и монастыри с их характерным обликом, обусловленным богатой культурной традицией края основанной на взаимовлиянии византийской и римской культуры, особенностями местного климата и уровня строительной техники.
ВведениеАктуальность темы подтверждается необходимость проведения научной реставрации сохранившихся культовых объектов, с целью создания достоверного облика монастырской застройки, а также различными исследованиями структуры и деятельности религиозных организаций существующими на сегодняшний день. В статье рассматривается историческое прошлое нашего края, период деятельности различных монашеских орденов католической церкви, который воплотился в строительстве крупных градостроительных комплексов - монастырей.
В исследовании был использован широкий круг источников на русском и иностранных языках, позволивший раскрыть содержание исследуемой темы. Крупными источниками по структуре и организации католических монашеских орденов, истории их формирования являются работы Макса Геймбухера «Ордена и конгрегации католической церкви» и Леонарда Хольца «История христианского монашества» [1, 2]. Среди изданий, освещающих организацию и деятельность монашеских орденов, следует отметить работу Л.П. Карсавина «Монашество в средние века», в которой затрагиваются вопросы организации жизни в ордене, повлиявшие на архитектуру многочисленных монастырей [3].
XVII-XVIII вв. отмечен активным строительством культовых сооружений, когда в белорусских городах появляется множество костелов, воздвигнутых под влиянием итальянской барочной архитектуры, как подчеркивают немецкие исследователи зодчества эпохи барокко В. Юнг, Б. Борнгес- сер, польские исследователи Е. Пашенда, Е. Барановский, М. Мореловский, отечественные искусствоведы и историки Т. Габрусь, А.Н. Кулагин и др. [4-9]. Следует упомянуть энциклопедические справочники «Архитектура Беларуси» и «Католические храмы на Беларуси», содержащие большой фактологический материал по истории основания и возведения костелов и монастырей, их перестроек, но с крайне кратким обзором архитектуры строений [10- 11].
Для раскрытия темы были привлечены различные по своему содержанию документальные материалы, в том числе архивные документы, содержащие описи костелов и монастырей, а также чертежи монастырских зданий, предоставившие возможность всесторонне исследовать устройство монастырей и архитектуру строений [12-20].
Основная частьПервая община ордена доминиканцев (официальное латинское название с 1217/1218 - Ordo fratrum praedicatorum) образовалась вокруг св. Доминика (Святой Доминик де Гусман Гарсес, 1170- 1221 гг.) в 1214 г. Устав ордена был утвержден 22.12.1216 г. папой Гонорием III (1216-1227 гг.) в часовне св. Романа в Тулузе. Орден быстро распространился в Испании, Италии, а также во Франции, где братьев ордена назывались «якобитами» от первой резиденции в Париже при церкви св. Иакова.
Герб ордена изображает собаку, несущую в пасти горящий факел, что отражает двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. «Доминиканцы» звучит по латыни, как и «Псы Господни» (лат. Domini canes), что привело к распространение неофициального названия ордена «Псы Господни». Облачение доминиканца (хабит) - белая туника с белой пелерина с капюшоном, кожаный пояс с чётками, чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном. Девиз ордена — «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).
На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 г. доминиканский орден был объявлен нищенствующим до 1425 г., когда постановление было отменено папой Мартином V из-за неполного его соблюдения. Члены нищенствующих орденов (мендиканты) именуют себя «братьями», принимают обет бедности, т.е. отречения от какого-либо имущества и целиком зависят от подаяний людей на средства к существованию, с целью активной религиозной деятельности в миру во спасение других. Нищенствующие ордены (Mendicant orders), которые появляются и распространяются в XIII в. Странах Западной Европы. По решению 2-го Лионского собора 1274 г. оставлено только четыре наиболее крупные: доминиканцы, францисканцы, августинцы-эримиты и кармелиты.
В обязанности доминиканцев входили проповедь, исповедь, миссионерство, а формирование орденской системы богословского и лингвистического образования, что способствовало появлению монастырей. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали собственные учебные заведения (в Болонье, Оксфорде, Кёльне и др.), возглавляли богословские кафедры (в университетах Парижа, Падуи, Праги и др.), основали множество монастырей.
Собрание уставов ордена было издано в 1238 г. третьим генеральным магистром св. Раймундом де Пеньяфортом. В соответствии с уставом ордер возглавляет сначала пожизненно, а затем на определенный срок генеральный магистр. Каждые три года созывается общее собрание (капитул), которое руководит провинциальным приором, возглавляющим отделение ордера в каждой стране, и конвентуальным приором, возглавляющим общежитие из двенадцати и более человек.
Орден братьев-проповедников (доминиканцев) организован на основе устава блаж. Августина. Доминиканцы создали при своих монастырях сеть школ разных ступеней, позволявших сделать подготовку проповедников независимой от университетов. В каждом монастыре была «школа средней ступени» (studium particulare), для завершения образования с 1248 г. в каждой провинции ордена создается «школа высшей ступени» (studium generale). В 1256 г. папа Александр IV предоставил ордену францисканцев право свободного преподавания в университетах. «Курс обучения, имевший главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством чего служила Summa theologica Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами (lectores), а через семь лет магистрами (magistri studentium). Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия (magistri theologicae) - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника» (praedicator generalis), получаемый после успешной двадцатипятилетней деятельности проповедника» [91, с. 135].
Из ордена вышли знаменитые ученые и общественные деятели - Альберт Великий и Фома Аквинский, Джироламо Савонарола.
В специальной литературе по истории Церкви используются названия «второй орден» для женской ветви орденов, которые и сегодня придерживаются старого идеала - созерцательного монашества. Первые женские монастыри доминиканок (Moniales Ordinis Praedicatorum) были созданы св. Домиником в начале XIII века. В 1259 г. доминиканки приняли конституцию со строгим уставом, который позднее был смягчен. Одежда доминиканок белая, с чёрным плащом. Монахини занимались в основном рукоделием. Среди сестер ордена наиболее известна Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.), занимавшаяся активной политической и миротворческой деятельностью, оставившая сочинение «Диалоги о Провидении Божьем».
За длительный период своего существования орден не раз испытывал потрясения. В эпоху Реформации в XVI - начале XVII вв. деятельность ордена сильно ограничивалась светскими и церковными властями. Сегодня положение ордена стабилизировалось.
Первый монастырь около Тулузы Доминик основал в 1216 г. Доминиканский монастырский комплекс состоит из здания монастыря, клуатра и монастырской церкви. Здания комплекса построены из кирпича. В ходе Революции монастырь был конфискован и использовался как казарма, разрушены капеллы и почти полностью клуатр. В 1865 г. монастырь возвращен городу, сейчас в нем устроен музей.
Церковь (с 1369 г. в церкви хранятся мощи св. Фомы Аквинского, которому она и посвящена) является образцом готической архитектуры. Строилась с 1230 г. в четыре этапа. Первоначально была возведена прямоугольная в плане базилика с плоской апсидой и нефом, разделенном на две части, для братьев и для мирян. Во время расширения церкви в 1245 - 1252 гг. были возведены новые хоры, апсида и капеллы. В 12791292 при сооружении свода апсиды было создано уникальное для готической архитектуры решение - «пальма якобитов». Это колонна, от которой лучеобразно расходятся ребра, имитируя пальмовые ветви. В результате неф оказался в два раза ниже апсиды, чтобы это нивелировать была произведена еще одна перестройка. Архитектурный декор фасада лаконичен: стены украшают несколько горгулий. Интерьер богат полих- ромными росписями и витражами XX в., выполненными по образцам XIV в. Высота колонн в 22 м делает здание одними из самых высоких среди французских готических соборов.
Во 2-й. пол XIII в. над сев. крылом церкви возведена 45 метровая колокольня, состоящая из четырех регистров, прорезанных ажурными рядами арок.
К церкви примыкает клуатр с капеллой св. Антония (сооружена 1335-1341 гг.), которая расписана фресками изображающими сцены жития святого и второе пришествие Иисуса Христа. Клуатр с открытой арочной галереей, в которой стрельчатые арки опираются на сдвоенные колонны.
В монастыре, который стал образцом для последующих у каждого брата была своя келья, что предоставляло возможность для научных занятий. Архитектурный декор минимален, длинные коридоры соединяют кельи, молельни и общие залы.
Главная церковь ордена доминиканцев - базилика Санта- Сабина (итал. Santa Sabina all’Aventino). Построена в 422-432 гг. Петром Иллирийским на вершине Авентина в Риме и представляет классический тип позднеримской базилики. Над главным входом мозаикой в V в. выложено имя св. Сабины. Деревянные резные двери (вишневое дерево) базилики сделаны в V в. и декорированы сценами из Ветхого и Нового завета. Центральный неф перекрыт плоским потолком, апсида завершена конхой с росписью. Интерьер базилики украшают колоны белого мрамора, перенесенные из античного храма Юноны. В X в. была пристроена многоярусная кампанила.
Первая резиденция доминиканцев на территории Великого княжества Литовского - монастырь при костеле Св. Духа в Вильно. Доминиканские монастыри на территории этнической Беларуси возникли в основном в XVII-XVIII вв., из них в первой половине XVII в. - 10, во второй половине XVII в. - 25, в XVIII в. - 6 и в XIX в. - 1. Наиболее интенсивное строительство доминиканских монастырей приходится на 60-80-е годы XVII в. Монастыри ордена были основаны фундаторами в следующих населенных местах: в Гродно - костел в 1630-е гг. Ф. и К. Сапеги, монастырь в 1735 г. отец Т. Ганусевич, в Зембине - ош- мянский подкаморий Адам Мацей Сакович и его жена Марцыяна Тышкевич в 1640 г., в Клецке - в 1683 г. С.К. Радзивилл, Юрий Казимир Булгак и его жена Клара из Голтовских, минский каштелян (комендант) князь А. Сангушка (в 1795 г. М. Адаховским основана школа на 10 студентов шляхетского происхождения и госпиталь), в Минске - София Слушка в 1605 г. (минский воевода Петр Тышкевич передал ордену площадь для строительства костела и монастыря в 1615 г), в Несвиже - подстолий смоленский Базыль Шарапа Боконовский в 1672 г., в Новогрудке - виленский воевода Христофор Ходкевич в 1624 г., в Полоцке - виленский каноник Ф.М. Гарский с разрешения Виленского епископа А. Сапеги в 1672 г., в Столбцах - воевода минский и новогрудский Александр Слушка в 1621 г., а также в Бресте, Витебске, Друе, Дунилови- чах, Мстиславле, Пинске, Островне, Ошмянах, Ракове, Слониме, Улле, Ушанах и др. (всего 42). [11 - 20].
Возникновение женской ветви ордена («второго ордена») связано с душепопечительством среди женщин. В Новогрудке в 1654-1864 гг. существовал единственный женский монастырь ордена в Беларуси. По одним сведениям монастырь был основан в 1654 г. Михаилом Домбровским, кавалером мальтийским, по другим сведениям - в 1678 г. Аленой Пратасевичевой из Бу- ховетских, женой земского новогрудского нотариуса.
В XVII-XVIII веках католические монашеские ордены возводят барочные костелы и монастыри, среди которых монастыри ордена доминиканцев. В 1584-1616 гг. Радзивилл Сиротка проводит реорганизацию Несвижа. Город приобретает прямолинейную планировку и почти квадратный план. Композиционным ядром города стала рыночная площадь (170 x 110 м), с одной из сторон которой располагался доминиканский монастырь (с 1672 г.). Распространенной структурой костела доминиканцев были здания с пристроенными каплицами: однонефные зальные - костел Св. Николая в Княжицах, с каплицами по сторонам здания (возведен в 1681 г. на пожалования Константина Паца) и базиликальные храмы с боковыми рядами капелл, разделенных глухими перегородками - костел Св. Казимира в Столбцах, с центричной каплицей Св. Доминика у южной стороны здания (осн. в 1621 г. А. Служкой).
Особое стилевое направление «виленское барокко», связанное с деятельностью архитектора из Силезии Иоганна Кристофа Глаубица (около 1700 -1767 гг.) пришлась на 30-80е годы XVIII века. К зданиям направления относятся костел св. Якуба и Филиппа и монастырь доминиканцев в Вильно (1727-37 гг.). Здания этого направления отличает сложный силуэт, утонченностью пропорций, скульптурная пластичность фасадов. Характерным является возведение многоярусных пирамидальных с вытянутыми пропорциями башен на главном фасаде и фигурных аттиковых фронтонов. Творчество Глаубица нашло отражение в доминиканском костеле и монастыре в Волынцах (разработка проекта и руководство в возведении костела начатое в 1749 г.).
В монастырях Беларуси традиция устройства внутреннего двора и обходной галереи сохранилась, но такая схема монастырской застройки получила некоторые изменения и упрощения. Костел и монастырский корпус зачастую размещались отдельно друг от друга и соединялись посредством коридора (доминиканский в Посине (осн. в 1694 г.) [20]; доминиканский в Бресте (осн. 1635 г, каменный костел 1696 г) [20] и др.
Монастыри выполняют ряд светских функций, открывая учебные заведения, больницы, богадельни, приюты. Монастырская архитектура приобретает характер светской архитектуры, отмеченной стилевыми формами классицизма. Школы при монастырях доминиканцев были открыты в Гродно (оборудованы кабинеты физики, минералогии, мех- наники; в 1874 г. кляштор переделан в гимназию), Волынце (1786-1811 гг. при монастыре существовала коллегия, работал школьный театр), в Клецке (с 1795 г. при монастыре действовала школа на 10 студентов шляхетского происхождения и госпиталь, осн. М. Адаховским).
В орденских монастырях Беларуси в соответствии с архивными данными, в том числе и графическими материалами (обмерами XIX в.), кельи монахов имели отопление: доминиканские в Бресте, Ушачах, Посине [20]. Отхожие места устраивались рядом с жилыми помещениями, но выносились за пределы монастырского корпуса и соединялись с ним устройством узкого длинного коридора (например, доминиканский монастырь в Посине). Орденские монастыри, несмотря на организацию их на городских территориях имели огороды или сады (например, доминиканский монастырь в Столбцах).
После разделов Речи Посполитой 1772-1795 гг. в 1830-60е гг. доминиканские монастыри в Беларуси были закрыты властями Российской Империи, а монахи переведены в другие монастыри. [10]. Костелы были переведены в парафиальные или переданы православной церкви. Жилые строения приспособлены под казармы, госпитали, гос. службы.
ЗаключениеАрхитектура зданий католического монашеского ордена доминиканцев является воплощением духовных идей основателя ордена, которые были заложены в деятельности ордена с момента его основания в начале XIII в. К середине XIII в. орден получил право свободного преподавания в университетах. Доминиканцам для занятий богословием были необходимы отдельные кельи и библиотеки, что обусловило появление школ и повлияло на формирование структуры городского монастыря, в том числе и на территории Беларуси.
В монастырях Беларуси западная традиция устройства клуатра (открытого двора с обходной галереей) сохранилась, но такая схема монастырской застройки получила некоторые изменения и упрощения. Обходная галерея преобразовалась во внутренний коридор, соединявший кельи и иные помещения монастыря с костелом. Зачастую применялась планировка, при которой костел и монастырский корпус размещались отдельно друг от друга и соединялись посредством коридора.
В структуре городов Беларуси доминиканские монастыри были композиционными акцентами, имели важное стратегическое значение (например, в Гродно доминиканский монастырь защищал северное направление).
Литература
1. Heimbucher, M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche, 2 Bde. / M. Heimbucher. - Paderborn: Schoningh, 1933-1934.
2. Хольц, Леонард. История христианского монашества /Л. Хольц. - СПб. : Святой крест, 1993. - 425 с.
3. Карсавин, Л.П. Монашество в средние века / Л.П. Карсавин -М.: Высш. шк., 1992. - 192 с.
4. Барокко: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Рольфа Томана; Пер. А. Михайлова, Н. Позднякова, И. Гилярова, Я. Лев. - Кёльн : Konemann Verlagsgesellschaft mbH, 2000. - 504 с.
5. Paszenda, J. Kosciol Bozego Ciala (pojezuicki) w Nieswiezu / J. Paszenda // Kwartalnik Architektury i Urbanistyki. - Warszawa, 1976. - Nr. 21. - Zasz. 3. - S. 195-216.
6. Baranowski, A.J. Nurty, fazy i centre barokowej architektury sakralnej w Wielkim Ksigstwie Litewskim / A.J. Baranowski // BHS. XLVI. - Warszawa, 1984. - Nr. 4. - S. 371-392.
7. Morelowski, M. Zarysy syntetyczne sztuki Wilenskiej od gotyki do neoklasycyzmu / M. Morelowski.- Wilno : Grafika, 1938-1939. -162 s.
8. Габрусь, Т. Правераная алгебрай гармотя: Пачатак архтэктуры Новага часу на Беларус / Т. Габрусь, Г. Га- ленчанка //Мастацтва Беларуа. - 1990. - №5. - С. 70-75.
9. Кулагин, А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии / А.Н. Кулагин. - Минск : Наука и техника, 1989. - 240 с.
10. Архтэктура Беларуа. Энцыклапедычны даведник / Рэд. калегiя: А.А. Воинау [i инш. ]. - Мн.: Беларус. Энцыклапе- дыя iмя Петруся Броут, 1993. - 620 с.
11. Кулагин, A.M. Каталщтя храмы на Беларуа. Энцыклапедычны даведтк / A.M. Кулагин. - Мн.: БелЭн, 2000. - 216 с.
12. Проект плана на постройку домов со службами на углу Доминиканской и Подгорной улиц на плаце Юхновича в г. Минске. XIX в. //Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Фонд. 1477. - Оп. 1. - Д 1561. - Л. 111.
13. Доминиканский монастырь, местечко Раков. 1834 г. // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2371. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 32-35.
14. Доминиканский монастырь, г. Витебск. 1833 г. // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2371. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 59-63.
15. Доминиканский монастырь, местечко Клецк, Слуцкий уезд Минской губернии // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 40-43.
16. Доминиканский монастырь, г. Друя, Дисненский уезд Виленской губернии. 1834 г. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 44-62.
17. Доминиканский монастырь, г. Речица, Минской губернии. 1834 г. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 73-78.
18. Доминиканский монастырь, местечко Заславль, Минский уезд Минской губернии. 1833 г. //РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д. 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 135-137.
19. Доминиканский монастырь, местечко Зембин. 18331834 гг. // РГВИА. - Фонд. 405. - Оп. 7. - Д 2370. Описи монастырей. 1833-1834 гг. - Л. 139-142.
20. РГВИА:
21. 1. Фонд. 349. - Оп. 4. - Д. 7901, 7902. Монастырь доминиканцев в г. Бресте. 1830 г.
22. 2. Фонд. 821. - Оп. 150. - Д. 561. Ушачский доминиканский монастырь. 1833 г.
23. 3. Фонд. 821. - Оп. 150. - Д. 563. Посинский доминиканский монастырь Витебской губернии. Инженер-поручик Симонов. 1835 г.
24. 4. Фонд. 1488. - Оп. 1. - Д. 357. Планы местоположения во 2-ой части г. Витебска Благовещенской церкви, римско-католического костела, доминиканского монастыря и всех каменных и деревянных построек. Копии. Рассмотрены Советом путей сообщения и публичных зданий 28 февраля 1834 г. 23 сентября 1833 г. - 28 февраля 1834 г.
Architecture of Catholic monasteries Belarus: Dominican monastic order
A.N. Kolosovskaya
Material evidence of the rich history of the region are cult buildings, namely the churches and monasteries, which today adorn the historic centers of cities and villages. In Belarus, the most active of the Dominican monastery were built in XVII - XVIII centuries and embodied the principles of Baroque architecture. Formation of the architecture of the Order took place over a long period of time, but if we talk about national standards, it is worth mentioning the use of already existing in the west of the monastery building types and space organization of the church. However, in Belarus there were churches and monasteries with their characteristic appearance, due to the rich cultural tradition of the edge based on the mutual influence of the Byzantine and Roman culture, characteristics of the local climate and the level of construction equipment.