Прежде всего – это огромная победа трудового коллектива, который в течение нескольких лет упорно и последовательно двигался к намеченной цели. Разработка, создание мощностей для промышленного производства гусеничного экскаватора DNEPR ET 2301 – современного, не уступающего мировым стандартам машиностроительного продукта, это еще и новая реальность белорусской строительной отрасли. Наконец, это знаковое событие для всего отечественного машиностроения – экскаваторы такого класса никогда не выпускались в республике.
ОАО «Жлобинский механический завод «Днепр» стал первым производителем данной техники в Беларуси. Значимость импортозамещающего проекта для повышения конкурентоспособности республиканского машиностроения, развития экономики и укрепления промышленного потенциала строительной отрасли региона и страны трудно переоценить. Особенно если учесть, что реализуется он за собственные средства предприятия без привлечения кредитных и бюджетных ресурсов.
Сегодня страна активно строится, реконструирует автомагистрали. Отечественный экскаватор станет надежным помощником не только строителям и дорожникам, но и мелиораторам, коммунальным службам, которым ранее приходилось закупать эту технику за границей.
«Днепр» – наша гордость!
Из просторного, сверкающего свежей краской цеха на заводскую территорию практически бесшумно выезжают два собранных здесь новеньких красавца-экскаватора. На глазах многочисленных зрителей 23-тонные машины легко и грациозно демонстрируют чудеса маневренности – такие, казалось бы, нетипичные для тяжелой техники способности, как умение плавно и синхронно двигаться, поворачиваться, отрываясь с помощью собственной гидравлической системы от земли и становясь на одну гусеницу…
]]>]]>– Наш экскаватор – средней мощности, качество его, по оценке немецких партнеров и тех, кто эксплуатирует первые образцы, высокое, гидравлическая система на уровне. В кабине кондиционер, словом, все как у современных аналогов данного класса, а цена на порядок ниже, – подчеркивает преимущества машин DNEPR ET 2301 начальник участка подготовки производства Вячеслав Смарцев, с гордостью показывая новый цех. – Здесь происходит поузловая и общая сборка, конструкции и узлы изготавливаются на основном производстве в цехе нестандартного оборудования. Видите: кабина, центральный коллектор, ходовая рама экскаватора, его нижняя часть, стрела, рукоять, ковш – все подготовлено к сборке следующей машины.
Сегодняшний DNEPR ET 2301 на 70% состоит из деталей и конструкций собственного производства (в отличие от первого образца, в котором белорусская составляющая едва достигала 10%). Импортные в жлобинском экскаваторе – компактный двигатель, механизмы хода и поворота, гидравлическая система, разработанная специалистами компании BOSCH Rexroth по техническому заданию заводских инженеров-конструкторов. Мировой лидер по производству гидравлических компонентов – немецкая компания Bosch Group, на гидравлике которой работает около 70% экскаваторов в мире, является одним из главных партнеров завода «Днепр» в новом деле.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Двигатель производства немецкой компании Deutz AG – дизельный, с прямым впрыском, турбонаддувом и промежуточным теплообменником. Выходная мощность – 121 кВт при 2200 оборотах в минуту.
Рабочий контур гидравлической системы на базе насосного агрегата из 2 аксиально-поршневых насосов переменной производительности с электронным управлением и гидрораспределителя производства немецкой компании BOSCH Rexroth (Германия).
Привод поворота разработан как единый механизм, состоящий из планетарного редуктора, многодискового тормоза в масляной ванне, аксиально-поршневого мотора с блоком клапанов и секцией гидрораспределителя. Привод имеет внутреннее зубчатое зацепление.
DNEPR ET 2301 имеет большой дорожный просвет, укомплектован гусеничным шасси с тяжелыми гусеницами особой конструкции тракторного типа, звездочками и катками с долговечной смазкой, траками с тремя грунтозацепами. Имеются направляющие гусениц в передней и средней частях продольных рам и приспособления для снятия грязи. Привод – аксиально-поршневой гидромотор с планетарным редуктором BOSCH Rexroth на каждую гусеницу.
Скорость передвижения, которое является плавным по грунту, – до 5,5 км в час. Тормоз – автоматический, дисковый. Топливный бак объемом 280 л, бак рабочей жидкости – 270 л.
Эксплуатационная масса – 23 т, глубина копания – 6,9 м, емкость ковша – 1,16 м3. Возможна дополнительная комплектация ковшами 0,4–1,3 м3 и другим рабочим оборудованием.
Просторная кабина со стальным корпусом надежно защищает от неблагоприятных погодных условий и механических повреждений. Резиновые уплотнители на дверях и люках обеспечивают шумо- и теплоизоляцию, комфортный микроклимат внутри – кондиционер-отопитель DELPHI (Италия). Кресло с эргономичным профилем, диапазон регулировок позволяют оператору избежать физических нагрузок и напряжения.
Сила действия
Отрадно, что в реальном секторе есть предприятия и люди, которые сами ставят себе цели и уверенно, не страшась ответственности, их достигают. Они, в отличие от тех, кому цели ставят другие, экзамен сдают в первую очередь себе, отлично понимая, что успех зависит только от них самих.
Идея создать производство современных экскаваторов на базе малорентабельных ремонтных участков наверняка потребовала от директора завода «Днепр» Игоря Никитина и поддержавшего его коллектива не только большого мужества, но и понимания того, как организовать процесс, вступив, по большому счету, в определенную зону риска. Выбрать цель – одно, гораздо сложнее выдержать траекторию движения к цели с четко спланированной последовательностью действий, наконец, обеспечить скорость движения по траектории.
В 2010 г. на заводе собрали первый экземпляр экскаватора на основе китайского машинокомплекта, итальянских, немецких и корейских комплектующих. С тех пор проделана огромная работа. Создали новую конструкторскую службу, готовили и обучали кадры. Специалисты с целью изучения опыта и новых технологий, которые можно применить у себя, побывали в Германии, России, Китае. Была проведена реконструкция ремонтных цехов с тем, чтобы наладить сборку узлов экскаваторов, изготовлена оснастка, начиная от стрелы, ковша, платформы и др. 2011-й год cтал завершающим этапом разработки технической документации, осуществленной инженерами-конструкторами в составе Владимира Иванищева, Александра Козлова, Александра Гузова, Александра Журавлева и Михаила Татарова, а участок опытного производства изготовил запроектированные конструкции и осуществил сборку экскаватора № 2.
– По сравнению с теми первыми образцами модель, поставленная в серийное производство, во многом усовершенствована. Отслеживаем и внедряем новинки – эта работа у нас идет постоянно, – рассказывает начальник технического отдела, руководитель группы-разработчиков Александр Козлов. – Сейчас завершена разработка документации, по которой начнем изготавливать экскаватор на колесном ходу с двигателем такой же мощности и таким же объемом ковша, как у машин на гусеничном шасси, и тоннажом 19–19,5 т.
На сегодняшний день заводом произведено 4 экскаватора. Два успешно трудятся на стройплощадках области: один отработал уже 1700 моточасов на объектах ОАО «Гомельпромстрой», в т.ч. на строительстве нового прокатного цеха БМЗ, второй используется стройтрестом № 40 на возведении бензозаправки в Рогачеве. Нареканий нет, отзывы только хорошие.
С дальним прицелом
– Коллектив «поднял» огромный пласт работы по выпуску новой техники, – говорит директор предприятия Игорь Никитин. – Это особенное производство, где требования к качеству, строжайшему соблюдению технологических процессов очень высоки, разумеется, здесь подобрались наиболее целеустремленные и энергичные, с высокой степенью ответственности люди.
До конца текущего года, по словам директора, ставится задача изготовить 7 машин, в 2014-м – 30, в 2017-м – выйти на выпуск 100 единиц в год. В качестве старта серийного производства начат выпуск экскаваторов средней мощности, но в планах – расширение модельного ряда, чтобы удовлетворять потребности в технике в нужной для рынка спецификации. С этой целью приступили к проектированию цеха укрупненной сборки, иными словами, идет работа на перспективу.
]]>]]>Осознание уникальности проекта и ответственности за его выполнение сопровождает коллектив на всем протяжении пройденного пути – с первых шагов и до сегодняшнего этапа. Наряду с решением задач производства и продаж «днепровцы» думают о культуре обслуживания потребителей и уже создают сервисный центр, который берет на себя гарантийное и послегарантийное обслуживание изготовленных машин. Более того планируют организовать в собственном учебном классе и обучение экскаваторщиков – для работы на данной технике нужна специальная подготовка.
Надо отметить, что ОАО «Жлобинский завод «Днепр» развивается за счет собственных доходов. И вкладывает заработанные на основном производстве финансовые ресурсы в создание машиностроительного продукта с высокой добавленной стоимостью, который завтра будет генерировать доход и, несомненно, обеспечит предприятию и имидж, и узнаваемый не только на внутреннем, но и на внешних рынках бренд.
Пока же основу экономического роста предприятия составляют традиционные виды деятельности, которые динамично развиваются. Широкий спектр строительных и промышленных металлоконструкций для объектов различного назначения поставляется на крупнейшие стройки страны, а также потребителям России, Казахстана. Завод «Днепр» входит в число лидеров Республики Беларусь и стран СНГ по производству металлооснастки для изготовления железобетонных изделий для жилищного и промышленного строительства. В последние 10 лет он стал крупнейшим в стране предприятием-изготовителем конкурентоспособного нефтепромыслового оборудования.
]]>]]>Высокое качество и безопасность продукции, надежность выполнения договорных обязательств гарантируют высокая квалификация специалистов, наличие собственного конструкторского бюро и аккредитованной лаборатории неразрушающего контроля, сертифицированной согласно требованиям СТБ ISO 9001–2009 системы менеджмента качества. Ключом к успеху, безусловно, является сплав профессионализма и ответственности на каждом рабочем месте – от рядового работника до директора, а результатом грамотной экономической политики – создание производственной системы высокого уровня, благодаря которой предприятие рентабельно и стабильно.