Вы здесь

Архитектура на продажу? Акция? или Жить стало видимо лучше?

16.04.2013 10:13

Здесь «видимо»  отнюдь не вводное слово и не сомнение в некой кажимости, а указание на заметность, буквальную очевидность, доступность зрению, а  также разумению факта. Однако лучше начать о сути разговора.

Как-то я поделился в своем блоге и на страницах нашего журнала мнением, что наши минские новые станции метро внушают робкий оптимизм, что жить стало веселее, и впредь для нашей пока еще  единственной подземки архитекторы будут творить нечто неординарное, не угрюмое, не кондовое, веселое.

Однако нежданно-нечаянно появился повод сказать, что жизнь должна улучшиться. Пусть не тотально, чуть-чуть, но стараниями опять-таки наших метростроев. Я о массовом нашествии-пандемии всяческой рекламы. И уже только в вагонах, не только в переходах, но и на перроны она резко ринулась. Реклама, как известно, стоит денег и немалых.  Следовательно, логично заключить, что от этого все мы совладетели государственного метро очевидно выиграем. Если и не разбогатеем, то жить станем лучше, что видно броситься и на рельсы, только бы и нам броситься в глаза.

]]>]]> ]]>]]>

]]>]]>

Но оптимистичная мысль на этом только разгоняется, как поезд вдоль победоносной рекламы. Впредь не надо истязать себя муками и тратить время на подбор рисунка, цвета, текстуры природного камня, пластики стен потолка, а сразу предусмотреть однородный, гладкий, конечно же, самый  дешевый и не обязательно приглядный (все равно видно не будет) материал – для тотальной рекламы.

Какая экономия обещается, а?!

Стоимость камня и прочее, также и не из дешевого, сопутствующие материалы, труд рабочих… Наконец, творчество архитекторов. Не тем они, видимо, занимались. Отныне все – в рекламу! На услужение ей. Ведь и на поверхности она уже беззастенчиво владычествует нашим вниманием, умом, мечтами. Иные наши застройки сегодня реально напоминают подземные рекламные тоннели.

]]>]]> ]]>]]>

Так что ищите не пропорции, колористику и тем более образ, который теперь ничего не стоит, а место для рекламы. Забудьте про ордера, коим нас донимали в институте. Их мы, если надо, выучим на досуге не по Виньоле и Палладио, а по вездесущей рекламе. Тоже немалая экономия на образовании.

]]>]]>

Об одном сожалеешь - где раньше-то были. Можно было уже давно сэкономить и буквально на пустом месте зарабатывать. И недорогой камень подбирать, а использовать простенький забор.

]]>]]>

Можно даже посчитать, сколько упущено и удержать…

…Вот только реклама - не дармовая она. Даже в мышеловке. Но в человеколовкахона вообще алчна. Ведь то, что вложено в нее, включено в стоимость товара-услуги, следовательно, выключено из нашего кармана. Так что «видимо» перед «лучше» - дело относительно-сомнительное. Несомненно, другое, что видимое заполонение рекламой, аукнется, уже аукается  нашим клиповым мировосприятием и мышлением, когда мысль и поиск  заменяется навязанным созерцанием и меркантильным расчетом.

Чем больше таки рекламы, тем больше мы готовы покупать-продавать и зацикливаться сугубо на этом – торгашествовать всем и всегда. Да она, двигатель торговли, но тормоз для нашей гармонии с миром, самим с собой. На ее лоснящемся и самодовольном фоне ничтожными, убогими предстают все наши духовные чаяния.

SOS!

И это уже заметно, видимо. Побеседуйте проникновенно с молодежью, с детьми – реклама, реклама, реклама… А отсюда и показуха, голый расчет, кичливость надувательством, не творчество, но «купить подешевле – продать подороже» становится их сущностью… Врожденные можно сказать, пленники-заложники, по сути, безразличной к ним, но ненасытной рекл-ам-ам-амы.

А в это время она цинично за наши деньги законопослушных налогоплательщиков и доверчивых покупателей, но, не спрашивая нас, где и как, будет призывать любить и родину, и тут же галушки какие-нибудь с хреном.

]]>]]>

Призывать будут не проектировать и строить, а гордиться общественным строем.

]]>]]>

Порой и света Божьего за ней не видной. Главное она возомнила себя выше традиционных духовных святынь.

]]>]]>

]]>]]>

После этого указывать назидательным пальцем в сторону «общества потребления» рука не поднимается. Тем более, когда к этому фактически понуждают, как некий безвольный слепок. Хотя, куда ни посмотри…

]]>]]>  ]]>]]>

Ладно бы камуфлировалась всяческая неприглядность, пока руки не доходят до архитектурных преобразований. Но идет подавляющее наступление на архитектуру. Хочется закрыть глаза и ничего не слушать.

]]>]]>

Еще немного, еще чуть-чуть и, кажется, мы совсем погрязнет в рекламизации и казинофикации всей страны из-за подавляющей видимости-невидимости рекламы. И другого выбора она не допускает, устоять, как загипнотизированным бандерлогам, невозможно. Причем, есть-таки – на любой вкус-карман.

]]>]]>

]]>]]>   ]]>]]>

И если вам будут обещать-сулить яркие моменты жизни, не подумайте ненароком, что речь идет о встрече с художественной классикой.

]]>]]>

Если посулят новую коллекцию, под сенью классика, то это опять-таки, увы, совсем не его собрание. 

]]>]]>

Короче…

Было у минчан одно рекламоубежище – перроны метро…

Еще короче…

Архитектура - также сплошняком на продажу. И деньги здесь тоже, видимо, не пахнут. Хотя, что ни говори, отдают душком. 

И вовсю видимо, что это не весенняя акция, но доминирующая тенденция…

То ли еще будет…

Но станет ли жить веселее и лучшее?..

То есть духовно, эстетически, даже психически богаче-здоровее?.. Вопрос, конечно, интересный. И отмахнуться от него, спрятаться как страус – хоть как-то думающей головой в песок очередного котлована, оставляя на видимой поверхности лишь ненасытный и неразборчивый желудок и иже с ним, я уверен, не имеем права.

Как станцию назовешь, так туда и попадешь

…Наконец, не могу, как и в прошлом блоговском метроматериале, не отозваться на объявленные названия перспективных станций в нашем единственном пока еще, столичном метро. Потому как топонимика вроде бы явление вполне метафизическое, неосязаемое, невидимое, тем не мене оказывающее влияние на образы поименованных мест, на качество их пространственно-временного, событийного взаимоотношения. (Например – «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! А. С Пушкин).

Поэтому радует и слух, и топологическую логику, и чувство краелюба такие уже состоявшиеся и еще только планируемы метронимы: «Немига», «Слуцкий гостинец», «Ковальская слобода». Словно, не в метро спускаешься, а историко-культурные слои. Впечатляет.

Тем не менее, откровенно, не знаю, где еще мы обнаружим столь парадоксальное именование станций метро мегаполиса, структура которого, по определению, сложна для ориентации.  Так, в Минске есть улица Могилевская, которая находится в диаметрально противоположном направлении от одноименной станции метро. То же - со станцией «Московская», что на другом конце города относительно свое уличной тезки. И на обеих улицах есть остановки автобусов, троллейбусов, всего общественного транспорта того же, понятно, названия…

Ну, да ладно. Дела прошлые, присоветские еще, когда без «Московской» нельзя было обойтись по определению. А сегодня… Нам обещают станцию «Смоленская». Ищу логику. Она находится от центра города по московскому направлению после станции «Московская». То есть по принципу удаленности-приближения не логично.  Историческая связь места станции с городом, который ныне находится в другом государстве, не прослеживается. Хотя, может, это намек на «старую смоленскую дорогу», памятную с 1812 года?  Также не логично, ибо от Минска в том направлении следовал Борисовский тракт, что и отмечено  в названии соответствующей станции. Остается предполагать, пожалуй, одно – метростанция «Смоленская» будет разительно далеко находиться от улицы «Смоленской». По этой же логике напрашиваются дальнеперспективные названия станций: «Волгоградская», «Уральская»…

А чем хуже планируемая станция «Аэродромная»? Когда она появиться, от внутриминского аэропорта останутся смутные воспоминания, как и о авиаремонтном заводе, а также, скорее всего, и о, мягко скажем, отнюдь не привлекательной  ныне улицы «Аэродромной».

Так что если не хватает фантазии и последовательности, есть своя «железная» логика, которую мы, столичные старожилы попросту должны учитывать и, не вдаваясь в подробности, доносить детям и приезжим. 

Удачливого всем пути!

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Развитие цивилизации происходит только при сохранении преемственности традиций и с постоянным общественным чувством «связи времен»....