Вы здесь

Архитектура Белгоспроекта: вчера, сегодня, завтра

Старейший в Беларуси ордена Трудового Красного Знамени институт "Белгоспроект" в феврале 2013 года отметит 80-летний юбилей. Его история и созидательная деятельность, направленная на улучшение архитектурного облика и привлекательности, имиджа Республики Беларусь, неразрывно связаны с историей страны – как 80–50 лет назад, так и сегодня. Именно здесь создавался архитектурно-проектный фундамент белорусского государства, предопределивший его достойный образ среди других стран, формировалась жилая, общественная, культурная, спортивная среда нашей земли, здесь сегодня появляются запроектированные по последнему слову науки и техники знаковые объекты.

Начинаем цикл публикаций, посвященных разноплановой деятельности института. Открывает его одно из главных направлений – архитектурное проектирование. О том, как не утратить связь между прошлым и настоящим, сохранить традиции, при этом активно устремляясь в будущее, мы говорим с главным архитектором института Анатолием Андреевичем Шабалиным.

Если анализировать архитектурные сооружения Минска 1930–1960-х годов, давно ставшие национальным брендом, с удивлением обнаруживаешь, что все это – Белгоспроект. Конечно, Оперный, Дом правительства, Окружной Дом офицеров, главный корпус Национальной академии наук Беларуси ассоциируются прежде всего с именем Иосифа Лангбарда – основоположника белорусского конструктивизма, – но ведь жизнь вдохнули в них специалисты института – инженеры, конструкторы, архитекторы! Здания Дворца пионеров и школьников, театра юного зрителя, института физкультуры, гостиницы "Беларусь" (тоже 1930-е гг.) – это Александр Петрович Воинов. Послевоенная застройка нынешнего пр. Независимости – яркий пример градостроительного ансамбля – связана с именами Владимира Короля и Абрама Духана (здания главпочтамта, центрального телеграфа и др.), Аркадия Брегмана (жилые дома на Ленинском проспекте, углу проспекта и ул. Козлова, ул. Ленина и К. Маркса), Михаила Бакланова (Национальный художественный музей), Владимира Вараксина и других…

В 1960–1980-е годы институт выполняет огромный пласт работ по жилищному и культурно-бытовому строительству. Дворцы культуры и гостиницы, санатории, институты и университеты, спортивные и водно-спортивные комплексы, торгово-общественные центры и, конечно, жилье. Непревзойденными оказались специалисты Белгоспроекта в школьном строительстве – ими были разработаны новые серии типовых и оригинальных проектов экспериментальных школ, которые и сегодня остаются интересным и поучительным примером автономного (не основанного на союзных сериях) проектирования. Активно застраивается пр. Машерова (Победителей), и здесь практически все сооружения принадлежат "перу" его специалистов: комплекс административных зданий, жилые дома, кинотеатр "Москва", Дворец спорта, гостиница "Планета", здания Белсовпрофа и проектных организаций Госстроя БССР, где размещается и сам институт.

Эти годы выдвинули на авансцену новые имена: Ольга Ладыгина, Георгий Бенедиктов, Юрий Шпит, Юрий Потапов, Владимир Темнов, Сергей Филимонов, Валентин Малышев, Элконо Гольдштейн, Михаил Пирогов и др.

Знакомясь с сегодняшней архитектурой Белгоспроекта, нельзя не заметить, что она по-прежнему зиждется на традициях, заложенных мастерами послевоенного поколения, на стремлении создать современную архитектуру высокого качества, и принципы рационального творчества здесь отнюдь не игнорируются.

– Особенностью института и сегодня является то, что он занимается проектированием всех направлений: культура, спорт и здравоохранение, образование, банки, жилье и т.д., и спроектированные современным поколением архитекторов здания вносят новый штрих в облик Минска, пополняя "золотой фонд" белорусской архитектуры.

Что нами создано за последние 5–10 лет? Прежде всего много объектов здравоохранения. Сегодня реконструируются здания, построенные по проектам наших специалистов во второй половине XX века, возводятся новые. К слову, здесь все диктует медицинская технология – и архитектуру, и градостроительную ситуацию. Но нам удается и в таких случаях не изменять себе: обратите внимание на грамотное решение детского кардиохирургического центра, который, кстати, отмечен дипломом и медалью 12-го Республиканского смотра-конкурса лучших архитектурных произведений: удачный абрис в плане, эстетичный стеклянный фасад, мастерски сработанные, уместные в медучреждении интерьеры.

Среди общественных зданий особенно хочу отметить реконструкцию театра оперы и балета, который наряду с Национальной библиотекой и Минск-Ареной стал символом страны.

Банковские учреждения: ДРЦ с административным блоком Нацбанка по пр. Дзержинского, филиал Беларусбанка на углу Ботанической – Козлова, учебный центр Беларусбанка в Раубичах – отличаются строгой, сдержанной
архитектурой. Надо сказать, такие здания априори не предполагают романтики, и акцент делается в первую очередь на строительные технологии, лаконичность и четкость линий.

Продолжаем проектировать жилье – и типовое, и индивидуальное, с применением современных материалов и технологий. Несколько лет назад институт победил в конкурсе на проектирование жилого комплекса для Российского посольства. Задача была непростая, объект располагается на берегу реки и надо было придать зданиям своеобразные очертания, чтобы они вписались в застройку. На мой взгляд, получилось очень неплохо. Из последних работ по жилью выделил бы комплекс "Дружба" и район "Лебяжий".


]]>]]>И конечно, спортивные объекты: реконструкция водно-спортивного центра, спортзона Университета физкультуры с бассейном в районе Минск-Арены. В перспективе – Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике в прибрежной зоне Комсомольского озера. Чтобы уйти от традиционного членения здания на стены, перекрытия, кровлю, был придуман образ развевающейся гимнастической ленты, плавно "переходящей" с фасада здания в навес над зоной вдоль пр. Победителей. Объект интересен еще и тем, что он будто сливается с природой. Вы выходите из здания – и перед вами раскрывается прекрасная панорама водной глади, струящейся подобно гимнастической ленте, перспектива, уходящая вдаль, со спортивным ориентиром – Минск-Ареной.

– Минск-Арена стала для вас эталонным, ключевым объектом, по которому узнают автора. Перефразируя поэта, можно сказать: "Белгоспроект и Минск-Арена – близнецы-братья. Кто более для матери-истории ценен?".

– Думаю, оба. В 2007 г. многофункциональный культурно-спортивный комплекс "Минск-Арена" был удостоен диплома Союза архитекторов России за архитектуру, два года назад по результатам ежегодного республиканского конкурса "На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь" присужден почетный титул "Объект года", а по итогам Республиканского конкурса на лучшее архитектурное произведение 2010–2011 гг. в разделе "Постройка" творческий коллектив заслужил Большой Гран-при. В феврале институту присуждена Премия Правительства Республики Беларусь в области качества. Так что результаты нашей созидательной деятельности налицо.

– В апреле нынешнего года лауреатом конкурса "На лучшее достижение…" в номинации "Объект года" стал комплекс Полесского государственного университета, внесший очень благозвучный аккорд в архитектуру Пинска. Новое архитектурное звучание после реконструкции получила Белгосфилармония, пример современной архитектуры высокого качества являют детский кардиохирургический центр и другие здравоохранительные учреждения, комплекс "Дружба", банки, паркинги – в них во всех узнается почерк Белгоспроекта. Можно утверждать, что в XXI веке появилась плеяда новых имен, достойно продолжающих традиции предшественников века XX?

– У нас действительно отличные мастера-архитекторы со своими личными профессиональными пристрастиями, творческим кредо, разносторонними возможностями: Валерий Куцко, Владимир Будаев, Александр Нитиевский, Борис Ционский, Григорий Геравкер, Раиса Рымашевская, Сергей Иванов, Семен Гофштейн… Немало отличных объектов на счету Леонида Кищука и Юрия Ананича, которые еще совсем недавно у нас работали.

Стремление к творчеству присуще всем сотрудникам института. Пришла талантливая молодежь, которая активно участвует во всех внутриинститутских конкурсах и уже достойно проявила себя: Александр Андрюшкин, Роман Несен, Виктор Скробат.

– "Архитектура – выразительница нравов", считал Оноре де Бальзак. Какие нравы, на Ваш взгляд, отражены в сегодняшнем зодчестве?

– Мне кажется, не всегда архитекторы нового поколения с должным пониманием подходят к уникальному архитектурному наследию середины XX века – а это застройка пр. Независимости, градостроительная ценность которой отмечается в том числе и зарубежными специалистами, водно-зеленый диаметр, пр. Победителей. В результате появляются несоразмерные, немасштабные сооружения, диссонирующие с малоэтажной застройкой.

Стоит бережнее относиться к собственному наследию, чтобы не испортить наши "золотые" места, которые, к счастью, пока еще имеет столица. Но вот что парадоксально. Сейчас по проекту зарубежной компании, победителя международного конкурса, ведется застройка территории в районе Национальной библиотеки. Создается впечатление, что вместо обещанных суперсовременных образов и решений нам предлагают панельное строительство в духе 1950–1960-х годов. На противоположной стороне – знаменитые дома Георгия Сысоева, они и по силуэту, и по образу значительно сильнее, чем эта застройка, которая отражает "наши нравы". Может, чудо произойдет, когда она будет завершена и закрыта общественным зданием. Но ее дома все ближе к проспекту – а "чуда так и нет покуда", как поется в песне… На мой взгляд, предложения белорусских архитекторов, в том числе и нашего института, были гораздо органичнее. Не потерять бы это прекрасное место…

– В том, что появляются не соответствующие требованиям времени и духу нашего города объекты, – вина архитектора или все-таки заказчика, застройщика?

– Наша профессия созидательная. Даже если диктует заказчик, мы не должны идти на поводу, необходимо доказывать правомерность своего профессионального видения относительно масштаба и образа, всего проектного решения. Ведь архитектурное решение – не просто идея, фантазия автора. Она имеет четкий посыл, объяснение, и главное – умело донести это до заказчика, чтобы он принял нашу концепцию…

– Для Белгоспроекта, уверена, бездумное следование диктату заказчика неприемлемо. Практически для всех ваших работ характерен вдумчивый подход к поиску образа, пластики фасадов, узнаваемости, уместности…

– Беспристрастно судить о своей архитектуре трудно. Могу сказать, к чему мы стремимся – к лаконичности, и эта особенность объединяет все наши постройки. Мы очень требовательны к себе, и на наших внутренних советах безжалостно "обдираем" лишние детали – на фасадах не должно быть многотемья. К модным тенденциям тоже относимся очень осторожно. Это галстук, вышедший из моды, завтра можно поменять, а здание или же интерьер, сегодня "супермодный", через месяц-два уже приедается. Здание потом переоборудуют, перепрофилируют или не дай бог снесут. Но мы сиюминутной погоней за модой не грешим, соблюдаем традиции, заложенные предшественниками, – в них рациональное зерно. Если кто об этом забывает, сама архитектура мстит за это.

– Вашему институту доверяют наиболее масштабные и ответственные в плане градостроительства, архитектуры, новых технологий объекты. Есть на данный момент работы, которые с точки зрения значимости Вы бы назвали эпохальными?

– Сейчас наиболее знаковый для нас объект – застройка жилого района "Лебяжий". Институт является разработчиком генерального плана и инженерных сетей по всему району, генпроектировщиком наиболее ответственной – головной части – застройки вдоль пр. Победителей, координирует работы других проектных организаций, участвующих в этом проекте. Кроме того, наши специалисты осуществляют авторский надзор. Стоит задача сделать этот огромный по территории район общей площадью 125 га (600 тыс. м2 жилой площади) единым комплексом, соответствующим современным требованиям и по эстетическим, и по техническим параметрам комфорта и энергосбережения. Многие здания уже возводятся: дом Геосервиса, дом для сотрудников Белгоспроекта, дом Бурноса, дом Белинвестбанка, Московской инвестиционной компании и др. Думаю, в ближайшее время, как грибы после дождя, начнут появляться новые сооружения и формироваться облик нового района…

– Задача, которую в числе других Белгоспроект ставит перед собой, – "стать одной из ведущих организаций СНГ и Европы в области проектирования наиболее сложных зданий и сооружений спортивного, культурного и медицинского профиля", судя по всему, выполнима. Какие замыслы по расширению творческих границ?

– Институт решает задачи не только тактического плана – своевременный и качественный выпуск проектов, но и стратегического: а что будет завтра? Активно участвуем в конкурсах, тендерах, которые проводятся в стране и на зарубежных рынках, в разработке предложений, вовлекая и молодые кадры. Только за предыдущий год сделаны проектные предложения по жилым районам в Подмосковье, под С.-Петербургом, в Калининграде, Верхнем Новгороде.

Несколько интересных, серьезных работ выполнили для Таджикистана и Туркменистана. Предложено запроектировать в Ашхабаде крупный общественно-жилой комплекс; жилой район для поселка Гарлык горно-обогатительного комбината, комплексы в курортной зоне "Аваза", проекты Восточного базара и ЗАГСа в Туркменобаде. Помимо этого выполнены предложения небольших физкультурно-оздоровительных комплексов и паркингов различной вместимости. Сделаны и отосланы в Таджикистан три эскизных предложения по национальному театру в Душанбе.

Институт предпринимает довольно активные усилия по налаживанию связей с зарубежными партнерами, и, надеемся, экспорт проектных услуг станет еще одной гранью широкого спектра нашей деятельности.

– За 80 лет в "золотом фонде" Белгоспроекта накопилось много архитектурных творений, достойных восхищения. И если Дом правительства, Национальный театр оперы и балета – это символы прошлого, Минск-Арена – настоящего, то какие объекты, на Ваш взгляд, станут символами будущего?

– Время само выберет свой символ. А у нас на этот счет большие планы. Но раскрывать их пока рано – боюсь сглазить…

Беседовала Валентина Мартинович

Иллюстрации:

Национальный академический Большой театр оперы и балета. Архит. И. Лангбард. 1939 г. Реконструкция 2009 г.

Национальный художественный музей. Архит. М. Бакланов. 1957 г.

Главпочтамт. Архит. В. Король, А. Духан. 1954 г.

Многофункциональный культурно-спортивный комплекс "Минск-Арена"

Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике

Полесский государственный университет в Пинске

Жилой район "Лебяжий"

Жилой комплекс "Скат" на берегу Каспийского моря. Эскизное предложение

Крытый рынок в Туркменобаде. Эскизное предложение

Эскизное предложение по реконструкции аэропорта "Минск-2"

 

 

 

 

Читайте также
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Храм в деревне — это не просто место моления, духовного вознесения. Сегодня это социально-культурный центр, выполняющий и коммуникативную, и...
13.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Главные архитекторы проекта — С.Г. Багласов, В.П. Яковенко Главный инженер проекта — А.А. Кирилюк На площади Свободы, на участке,...
20.10.2005 / просмотров: [totalcount]
Беларусь явно не относится к странам, обеспеченным собственными топливно-энергетическими ресурсами. Свой топливный баланс она формирует за счет...