УДК 727.1 (470.23)
В статье отражены основные тенденции развития архитектуры школьных зданий, даны предложения по формированию новых функциональных зон в школьном здании: общешкольного коммуникативного центра, информационного центра, валеологического пространства, помещений профильного и дополнительного образования. Рассмотрены также способы адаптации школьных зданий к новым образовательным технологиям и другим эксплуатационным изменениям.
The paper describes the main trends in the architecture of school buildings, present proposals for the formation of new functional areas in the school building: whole-class communicative center, information center, valeologicheskogo space, facilities and profile of further education. We also consider ways of adapting school buildings to new educational technologies and other operational changes.
ВведениеОбразовательная среда школы выступает связующим звеном между развитием личности учащегося и окружающей его действительностью. Психологическое и физическое состояние учащегося изменяется под воздействием среды, в которой он находится. В современных образовательных процессах необходимо учитывать не только прямое воздействие на учащегося через образовательные технологии, но и косвенное - через его ближайшую окружающую архитектурную среду. Здание школы должно стать основным образовательным ресурсом, служить средством эстетического воспитания подрастающего поколения, обеспечивать комфортность и безопасность пребывания в нем.
Основная частьШкольное здание длительный период времени оставалось достаточно консервативным типом общественного здания. Фонд школьных зданий в республике был сформирован в период типового проектирования и индустриального домостроения. В то время как в условиях социально-экономического реформирования общества значительно трансформировалась типологическая структура многих общественных зданий, появились их новые типы, не свойственные предыдущему этапу (офисы, банки, бизнес-центры, медиа-центры, новые форматы торговых зданий), новые виды образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, учебные центры дополнительного образования), общеобразовательная школа продолжает функционировать в прежней структуре. Безусловно, важно сохранить высокое качество советской общеобразовательной системы, завоевавшей заслуженное международное признание. Вместе с тем, стали очевидны и недостатки нашей школы на новом витке развития общества: недостаточность внедрения инновационных технологий, нехватка площадей для полноценного эстетического и физического воспитания, внеурочных форм деятельности, профориентации и профильного образования.
Главная цель школы нового времени - воспитать людей инновационных, нестандартных, отсюда появляется необходимость в использовании прогрессивных образовательных технологий. Среди тенденций развития системы образования можно выделить главную, гуманистическую, - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально- нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек и тем более он будет подготовлен к жизни в обществе. При всем многообразии разработанных технологий выделим наиболее адекватные, на наш взгляд, реализации поставленной цели. К ним относятся: программы гуманизации и гуманитаризации образования, личностно-ориентированные технологии, технологии развивающего обучения, система обучаемого развития Ж.Пиаже, З.Фрейда, программа «школа-парк» М.А. Балабана, «школа самоопределения» А.Н. Тубельского, О.М. Леонтьевой, «школа для всех» Е.А. Ямбурга, система Глена Домана «гармоничное развитие личности» и другие [1].
Личностно-ориентированный подход к образованию ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития. Внедрение личностно-центрированного подхода к занятию предполагает изменение структуры учебных помещений в школе, отказ от монополии фронтальной работы с классом и широкое использование различных вариантов учебных помещений: для работы с потоком (лекционные аудитории), с коллективом класса, с группой, для индивидуальных занятий. Включенная в структуру школы универсальная аудитория может использоваться как для занятий с потоком, так и для массовых мероприятий как малый зал. Учебные помещения для индивидуальных занятий могут также использоваться для внеурочной работы кружков и студий.
В современном обществе значительно вырос объем информации. Результаты опроса школьников показали необходимость расширения информационной зоны в школе и пожелания организации Информационного центра со свободным доступом ко всем ресурсам - библиотеке, читальному залу, медиатеке.
Практика показывает, что существует взаимозависимость между успешной учебой, состоянием здоровья школьников и состоянием окружающей среды в школе. Эффективность образовательного процесса не может быть достигнута только с помощью инновационных педагогических технологий. В Беларуси отмечается тенденция роста заболеваемости школьников [2]. По статистике, среди детей от 7 до 17 лет полностью здоровы не более 25 % (рисунок 1). При этом доля хронически больных детей с 6-летнего возраста до подросткового возрастает более чем в 2 раза [3]. В структуре заболеваемости школьников на первом месте традиционно находятся болезни органов дыхания, на второе место за последние годы переместились болезни глаз (рисунок 2), на третьем месте - болезни органов пищеварения. Существует также проблема метаболического синдрома, который включает повышенное артериальное давление, избыточную массу тела, нарушенный гормональный фон. Также отмечается тенденция роста психических расстройств и расстройств поведения у школьников.
В настоящее для общеобразовательной школы разработаны методики валеологического сопровождения образовательного процесса - комплекса целесообразных административно-педагогических мер, способствующих улучшению здоровья учащихся [4]. Введено изучение нового предмета «Валеология» (валеология - наука о здоровье). В качестве основных причина роста заболеваемости школьников педагогики и медики отмечают высокие психологические и физические нагрузки в системе образования, нерациональное питание и недостаточная грамотность в вопросах здорового образа жизни. Однако ни обществом, ни педагогами, ни самими архитекторами не осознается в полной мере исключительная роль архитектуры школьного здания в программе «здоровьесбережения» школьников. Среди причин увеличения заболеваемости детей удельный вес факторов внутришкольной среды достигает 20 % [5]. Так, уровень острой респираторной заболеваемости во многом обусловлен нерациональными приемами планировки, снижающими естественное проветривание учебных помещений. Миопия, нарушение осанки у школьников объясняются низким уровнем освещенности парт и классных досок, отсутствием в школе организованных пространств для релаксации. Для успешного решения проблемы здоровья учащихся нужен комплексный подход, координация деятельности разных специалистов, в том числе и архитекторов.
Организация валеологического пространства в школе - группы оздоровительных помещений, в состав которой могут быть включены кабинет валеологии, кабинет для работы с детско-родительской группой, физиотерапевтический кабинет, зал для оздоровительных физических упражнений, тренажерный зал, кабинет фитотерапии, зоны релаксации с постановкой специальных тренажеров и т.п., будет способствовать улучшению здоровья школьников. Больше внимание следует уделить введению природно-растительных форм в архитектуру школьных зданий. Разработка фитопроекта школы: «зеленых уголков» в учебных помещениях, озелененных «зон релаксации» в рекреациях, «зимнего сада» в атриумных пространствах общешкольного центра, положительно скажется на микроклимате, микробиологических показателях среды, медицинских показателях школьников.
Сейчас существует проблема недостатка физической активности школьников. По мнению специалистов Министерства здравоохранения спортивные мероприятия должны проводиться не в выходные дни, а в рамках школьной программы, что будет способствовать более активному участию в них школьников. К тому же специалисты пришли к выводу о необходимости решения проблемы проведения занятий по лечебной физкультуре непосредственно в зданиях школы. Поэтому необходима оптимизация структуры помещений для новых физкультурно-оздоровительных технологий: спортивных залов, бассейна, тренажерных, залов для проведения лечебной физкультуры, и возможность их универсального использования.
Школа становится другим пространством, в котором внеурочная работа все чаще приобретает равные значения с урочной, а в некоторых школах превосходит ее. В этом случае школе требуется больше пространства для творческих дел, кружковой и студийной работы. В группе помещений для внеурочной деятельности целесообразно предусматривать пространства для профильного и дополнительного образования, они будут востребованы как для программ обязательного образования учащихся старшей школы, так и для организации новых направлений профильного и трудового обучения (рисунок 2). Размещение помещений дополнительного и профильного образования в структуре общеобразовательной школы позволит приблизить досуговые помещения к месту жительства детей и подростков конкретного микрорайона и сделает их более массовыми для полезного проведения свободного времени и профориентации.
Основные направления работы помещений дополнительного образования остались традиционными: художественное творчество, техническое моделирование, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное (рисунок 3). Среди многообразия новых направлений можно выделить три. Первое - дополнительное образование в дистанционной форме, второе - предпринимательская деятельность: создание бизнес-школьных компаний, бизнес-инкубаторов и т.п, а третий блок - это учреждения технического профиля, связанные с IT, радиотехникой, электроникой, автоматикой.
По результатам социологических опросов можно отметить, что подавляющее большинство учеников считает, что в школе должно быть организовано специальное место для общения, помимо рекреаций. В новой школе общешкольное коммуникативное пространство может быть предложено в виде атриума, форума, «зимнего сада» или большого «кармана» в рекреации и иметь универсальное использование.
Школьные здания, которые проектируются сегодня, будут функционировать не меньше пятидесяти лет, поэтому при проектировании нельзя ориентироваться только на современные стандарты, надо исходить из анализа тенденций развития образования на длительный период времени. Современное школьное здание морально устаревает значительно быстрее, чем происходит его физический износ. Поэтому в современном информационном, быстро изменяющемся обществе актуальным становиться вопрос об адаптации школьного здания. По результатам опроса учителя самыми важными качествами современной школы они считают именно возможность трансформации учебного пространства и наличие мобильного оборудования в классах. Кроме того, в каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как основные можно выделить следующие способы и методы приспосабливаемости существующей архитектурной формы школьных зданий к эксплуатационным изменениям:
• функциональная адаптивность;
• конструктивно-планировочая трансформативность;
• пространственное развитие;
• комбинированные методы адаптации.
Функциональная адаптивность предполагает проведение следующих мероприятий:
• объединение/разделение пространства помещений (учебных или других);
• объединение/разделение пространства функциональной зоны;
• перераспределение площади между помещениями внутри зоны;
• развитие или изменение существующей основной функции;
• введение дополнительных функций, повышающих комфортность проведения основной;
• расширение функций;
• универсальность и взаимозаменяемость функциональных пространств;
• организация многофункциональных пространств: интеграция различных функциональных процессов в едином недифференцированном пространстве.
• Основными направлениями, обеспечивающими конструктивно-планировочную трансформативность школьного здания, являются:
• применение принципов свободной планировки;
• зонирование пространства по принципу возможной трансформации на «жесткие» и «гибкие» объемно-планировочные элементы;
• трансформативное конструктивное решение (с широким шагом несущих опор), позволяющее производить перепланировку без значительных материальных и трудовых затрат;
• применение сборно-разборных, раздвижных, складывающихся, откатных, модульных и др. перегородок, встроенной мебели;
• взаимозаменяемость элементов конструкций;
• универсальные решения инженерных коммуникаций, позволяющие обеспечивать связь функциональных элементов в различных вариантах и допускающая изменения инженерных систем;
• использование беспроводной системы связи;
• использование интеллектуальной системы контроля и регулирования климата;
• Пространственная адаптивность школьного здания может быть обеспечена за счет:
• развития объемной композиции путем пристройки, надстройки, вставки, окутывания объема, изменения конфигурации и т.п.;
• универсальности объемно-планировочной структуры.
По условиям проведения предполагаемой адаптации помещения школьного здания можно условно подразделить на: А - легкотрансформируемые небольшие помещения, классы, отдельные учебные кабинеты, административные помещения, гардеробы, методические кабинеты, комнаты отдыха и т.д.); Б - большепролетные помещения, которые могут изменять свою функцию, выполнять несколько функций или при необходимости могут быть разделены на более мелкие помещения групп (актовый зал, форумы, коммуникативное пространство, библиотека, рекреации, холлы и т.д.); В - пространства, изменение функции которых или изменение их местоположения технологически трудновыполнимо и необоснованно (бассейн, санитарные узлы, лестничные клетки, кухня, технические помещения и т.п.). Помещения группы «В» - «жесткие» объемно-планировочные элементы целесообразно группировать друг с другом, освобождая остальную часть плана для легкотрансформирующхся помещений. При этом можно выделить приемы центриованного, перефирийного и узлового размещения «жестких» объемно-планировочных элементов (рис.4, 5).
Необходимость использования принципов трансформации, универсализации пространств, рациональной планировки и группировки помещений диктуют не только перспективные возможности предполагаемой адаптации, но и насущные потребности сегодняшнего дня: внедрение экспериментальных общеобразовательных программ. расширение зоны помещений профильного и дополнительного образования, активизации эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности и т.д. Внедрение в образовательную среду инновационных технологий меняет представление о комфорте, качестве и функциональности здания, дает возможность избежать быстрого устаревания, способствует максимальной эксплуатационной гибкости, а также не позволяет утратить архитектурному объекту статуса уникальности.
Заключение
На современном этапе развития необходима разработка архитектурно-концептуальных основ формирования школы нового типа, обеспечивающей не только эффективность образовательного процесса, но и экологически безопасную среду, способствующую сохранению здоровья школьников.
В проектном решении устойчивого школьного здания необходимо создание полноценной функциональной среды, обеспечивающей современное техническое оснащение процесса обучения, условия физического и эстетического развития, валеологическое пространство, информационный центр, общественно-коммууни- кативную зону, профильное и дополнительное образование.
При активной динамике образовательных процессов архитектурное пространство школьного здания должно быть гибким и податливым изменениям, чтобы способствовать развитию системы и оставаться устойчивым.
Литература
1. Селевко, Г.К.Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. - М. : Народное образование, 2005.
2. Министерство образования Республики Беларусь. - 2013- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp // www. edu.gov.by>main.aspx?guid=18021&detail=1128 - Дата доступа : 29.05.2013.
3. Треть минских школьников-подростков хронически больны. - 2013- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp//naviny.by>. - Дата доступа: 29.05.2013.
4. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии и школьной гигиены /М.П. Дорошкевич. - Минск: Вышэйш. шк., 2007. - 238 с.
5. Доля факторов внутришкольной среды. - 2012- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htp p // top4jump.ru>books... esenina/dolya-faktorov-vnutrish. - Дата доступа: 30.05.2013.