Вы здесь

Baby Boom: Особенности формирования интерьера жилой комнаты для детей

Рождение малыша – удивительное чудо, изменяющее все в жизни взрослых, в том числе и интерьер их квартиры. Перед родителями стоит выбор: отвести новорожденному уголок в спальне, общей комнате или создать ему личные апартаменты. Пространственная организация жизни ребенка в доме – важнейшая задача. Ведь новый человек – это новый мир со своими радостями и огорчениями, со своим видением и представлениями, со своими требованиями и нуждами. И чтобы этот мир был действительно светлым, чистым и здоровым, родителям придется потрудиться.

Даже если у вас большая квартира или собственный дом, то для младенца более предпочтительно наличие места в комнате родителей, чтобы на его зов быстро реагировали и мама всегда была рядом. По мере взросления ребенка в зависимости от возможностей и образа жизни семьи меняются и условия его проживания. Идеальным считается размещение ребенка в собственной комнате с учетом возрастных, психологических и физических особенностей. Если такой возможности нет, то детский уголок должен быть персональным, “своим домиком”. Психологи предполагают, что наличие у ребенка своего места, определенной “контролируемой территории” формирует у него соответствующие личностные качества, такие, как самостоятельность, способность принимать решения, активность, коммуникабельность. И наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Важной составляющей эмоционального комфорта ребенка является использование в интерьере соответствующей цветовой гаммы. Часто родителям хочется, чтобы любимого малыша окружало буйство красок и жизнерадостные картинки: яркие персонажи сказок и мультфильмов, зверюшки гигантских размеров и экзотические растения, изображенные на обоях, постельном белье, шторах, а иногда и мебели. Однако ощущение цвета у детей несколько иное, чем у взрослых: они более чувствительны к краскам, их любовь или нелюбовь к отдельным цветам и цветовым сочетаниям проявляется острее и непосредственнее.

Новорожденным для цветового окружения (стены, потолок, мебель) подойдут нейтральные пастельные оттенки розового, салатового, персикового, голубого, бежевого цветов без отчетливого рисунка, не раздражающие зрение. Для малыша главное не возбуждение, а спокойствие, и буйство красок ему ни к чему. Оттенки желтого и оранжевого добавят солнечного света, особенно в серые и грустные осенние и зимние дни. А вот мрачных фиолетовых, серых и черных цветов в интерьере детской комнаты избегать следует однозначно: они могут вызывать депрессию. Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождающие ребенка с первых месяцев жизни, на нейтральном фоне являются вполне оправданными.

 

Таблица 1
Цвета предпочтений у детей разного возраста

Возраст (лет) Излюбленные цвета Отвергаемые цвета 4–10 Красный, пурпурный, розовый, оранжевый Серый, черный, темно-коричневый 11–12 Зеленый, желтый, красный Оливковый, фиолетовый 13–16 Синий, зеленый, оранжевый Пурпурный

 

Таблица 2
Средства формирования жилой среды для детей с особенностями развития

Среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

пространство мебель оборудование цвет свет
  • отказ от пилястр, остроугольных выступов, пластическое смягчение углов;
  • выделение пространственных полос, достаточных для проезда ребенка в кресле-коляске и прохода сопровождающего его взрослого;
  • наличие места для разворота кресла-коляски;
  • поверхность пола без перепадов и порогов
  • мебель закругленной формы без острых углов;
  • кромки мебельных элементов скруглены;
  • использование мебели-тренажеров
  • реабилитационные комплексы с вертикальными и горизонтальными поручнями;
  • консольно выступающие контрастно маркированные ручки, выключатели, крючки;
  • игровые комплексы с разноуровневыми поверхностями для имитации бытовых процессов
  • использование цветов предпочтения разных возрастных групп;
  • использование контрастных цветовых сочетаний для снятия зрительного утомления
  • обеспечение общего освещения;
  • использование местных подсветок в рабочих местах;
  • дополнительные подсветки в травмоопасных зонах;
  • усиление интенсивности света в точках повышения бытовой активности

Среда для детей с нарушениями слуха

пространство мебель оборудование цвет свет
  • замена дверей открытыми проемами (по возможности);
  • использование прозрачных материалов дверных полотен, перегородок (чтобы предвидеть изменение ситуации) с маркировкой пленками, пескоструйными рисунками и т.п.;
  • использование зеркал с нанесенным рисунком, обозначающим границу
  • использование мебели, характерной для разных возрастных групп
  • световые установки, меняющие спектральный состав освещения в течение дня;
  • световые маяки, фиксирующие опасные места;
  • использование упоров-фиксаторов и прокладок под мебель для снижения уровня бытового шума
  • использование сдержанной нюансной цветовой гаммы для фона;
  • ограничение количества насыщенных цветовых акцентов;
  • использование теплых насыщенных цветов для выделения информационно важных деталей и травмоопасных предметов для детей младшего возраста
  • обеспечение высокого уровня общего освещения;
  • использование местного освещения рабочих мест;
  • дополнительная подсветка травмоопасных зон (с автоматическим включением)

Среда для детей с нарушениями зрения

пространство мебель оборудование цвет свет
  • отказ от пилястр, остроугольных выступов; пластическое смягчение углов;
  • отказ от использования зеркал, отделочных материалов с блестящей полированной поверхностью;
  • выделение фактурным материалом или цветом границы пола со стеной;
  • обеспечение максимального пропускания естественного света, ориентирующего ребенка во времени суток
  • мебель закругленной формы без острых углов;
  • закрепление на постоянных местах предметов мебели;
  • обозначение шрифтом Брайля названий предметов на емкостях для хранения (дверцы шкафов, ящики);
  • замена распашных дверей в мебели на откатные двери, жалюзи
  • использование вибрирующих элементов для активизации тактильных и слуховых ощущений;
  • дидактические игровые наборы в виде плоских и объемных фигур разной формы и размеров;
  • установка поручней;
  • использование звуковых, вибрационных, фитомаяков;
  • маркировка остекленных поверхностей фактурными либо цветными накладками
  • выделение мебели, тактильных маяков контрастными цветами;
  • цветовая гармония, построенная на невозможности восприятия очень темных и очень светлых пастельных цветов
  • контроль за направлением светового потока с учетом лево- и праворуких детей;
  • подключение звуковых эффектов к источникам света

Когда дети немного подрастут, девочки начнут выбирать рисунки с принцессами и сказочными замками, а мальчики – с машинками и человеком-пауком. Приведенные в табл. 1 общие данные о характере цветовых предпочтений детей разного возраста могут подсказать родителям, какой цвет использовать в отделке детской комнаты.

Каждый ребенок уникален, и если он не может четко сформулировать свои цветовые предпочтения в силу возраста, особенностей физического или психического развития, то изучить их можно, рассматривая его рисунки. При этом нужно помнить, что цветовая гамма должна быть несколько разбелена и приглушена, если ребенок активен, подвижен и легковозбудим (фото 1, 2). В свою очередь более насыщенное цветовое окружение может оказать благотворное влияние на пассивного, флегматичного ребенка (фото 3, 4).

При отделке детской комнаты, а также при выборе мебели следует останавливаться на натуральных, желательно экологически чистых материалах (фото 5). Обои лучше применять бумажные или виниловые с перфорированным верхним слоем, причем достаточно плотные, иначе они начнут быстро разрушаться, выделяя в воздух бумажную пыль. Для потолка вполне подходит побелка. Она “дышит” и впитывает влагу. Оптимально подойдут покрытие пола и мебель из натурального дерева. От полимерных материалов (самоклеющихся пленок, линолеума, пластиковой мебели и пр.), которые выбрасывают в окружающую среду токсичные химические вещества, в детской комнате лучше отказаться. Они снижают иммунитет, вызывают простуду, дерматозы, аллергии.

Важный вопрос – безопасность. В детской комнате не должно быть острых углов, стеклянных элементов мебели, окна должны запираться на замки, розетки закрываться специальными пластиковыми крышечками. Игрушки, вещи размещаются на высоте, доступной малышу, чтобы он мог сам достать интересующий его предмет без опасности травмироваться.

Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечить условия для нормальной зрительной работы и физического развития.

В доме появился долгожданный кроха и, по крайней мере, на первые месяцы подчинил жизненные ритмы членов семьи, “потребовал” определенной перепланировки помещений и приобретения набора мебели для новорожденного: кроватки, пеленального столика, напольного шкафа-стола или достаточно емкой навесной полки для детского белья, предметов гигиены и ухода за ребенком. В конце первого года жизни в этой комнате появляются сначала развивающий коврик, шезлонг, затем манеж (фото 6). Важно продумать способ размещения светильников в комнате, чтобы прямой свет от источника не попадал в глаза ребенку, потому что в младенческом возрасте у него формируется зрительный анализатор.

Основные виды деятельности для детей 2–3 лет – это сон, еда, игра. Для детей 4–6 лет они сохраняются в несколько трансформированном виде. Сохраняется функция сна, игры становятся самостоятельными. Возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, лепка, моделирование и т.п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кровать для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь (фото 7). Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений (фото 8).

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: выполнение домашних заданий, игры, увлечения, уборку, отдых, физические упражнения. Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Особого внимания родителей требует устройство места для работы с компьютером.

При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования. Разработка того или иного метода зависит от возраста, размещения в комнате двух и более детей, их пола (фото 9–11).

Случается так, что ребенок имеет особенности развития. Интерьеры для таких детей требуют специального подхода к организации пространства, использованию мебели и оборудования, цветового и светового решения (табл. 2, фото 12). Все это в совокупности может способствовать оптимизации жизнедеятельности детей, обеспечить им травмобезопасность, реабилитацию, ориентацию в пространстве и более высокую степень самообслуживания. Универсальная архитектурная среда должна быть одинаково удобной как для ребенка здорового, так и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, для слепого и слабовидящего, глухого и слабослышащего; как для вундеркинда, так и для ребенка с задержкой умственного и психического развития. Независимо от того, самостоятельно ребенок бегает и прыгает или передвигается при помощи кресла-коляски или костылей, рисует и читает или делает это на ощупь, ему должно быть удобно и комфортно в квартире, в своей комнате, на кухне и в ванной, за столом и на кровати. Элементы среды должны легко изменяться, чтобы подходить ребенку, нежели требовать от него приспособления к элементам среды.

Литература

Агранович-Пономарева, Е.С. Наша квартира / Е.С. Агранович-Пономарева, Н.И. Аладова. – Минск: МЕТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 263 с.

Агранович-Пономарева, Е.С. Ребенок в мире взрослых. Создание интерьера с учетом психологических особенностей человека / Е.С. Агранович-Пономарева, А.В. Мазаник, Я.С. Жарновецка. – Белосток: Официальное издательство Политехники Белостокской, 2009. – 202 с.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...