Вы здесь

Новый генеральный план г. Минска

Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново. За градостроительные ошибки расплачивается все общество.
Искусство разработки генерального плана города – это искусство предвидения, основанное не на художественной интуиции, а на логике жизни. Есть ли логика у Минска? Что заставляет город развиваться? Какое развитие прогрессивно, а какое регрессивно?
Основным критерием качества города как архитектурного произведения является уникальность его образа, но вместе с тем внутри этого произведения люди должны комфортно жить и их расходы на жизнь и на "создание" градостроительного произведения должны быть соразмерны их доходам. Следовательно, чтобы приблизиться в будущем к элите европейских столиц, общая экономика Минска должна сделать рывок, улучшив показатели ВВП, доходов населения как минимум в три-четыре раза. По мнению разработчиков Генерального плана г. Минска, у столицы РБ нет альтернативы, кроме развития. Если Минск хочет сохраниться как столица государства, то он должен догнать экономику Вильнюса, Варшавы, Праги, Риги, т.е. своих основных конкурентов. Развитие Минска – это условие его выживания. Сегодняшний Генеральный план без энергичных экономически ориентированных действий правительства останется или виртуальной реальностью, или его реализация растянется на многие десятилетия с сомнительным качеством архитектурного произведения, диктуемого давно устаревшими СНиПами.
Сегодня градостроители понимают, что конкурентоспособные условия качества городской среды Минска во многом связаны с нашей способностью изучать и внедрять международный опыт, модернизировать СНиПы и все наше законодательство.

Три утверждаемые Декретом Президента Республики Беларусь части Генерального плана г. Минска содержат: 1 – политику развития территорий, 2 – систему градостроительных регламентов, 3 – проектное решение по развитию территорий.

Де-факто Генеральный план г. Минска был утвержден на сессии Мингорсовета в 2001 г. как План функционального использования территорий г. Минска с режимами развития и застройки. С 2003 г. у Минска будет согласованный с 18 министерствами и Мингорисполкомом Генплан де-юре на базе уточненного Плана.
В чем особенность нового Генерального плана как стратегического документа по управлению городским развитием? К наиболее существенным составляющим можно отнести три главные идеи – "каркаса", "экономическая" и "правовая".
В первой идее – каркаса – реализуется не абстрактная, а вполне конкретная звездообразная планировочная форма города с многофункциональной плотной застройкой, регулируемой по разработанным регламентам. Это зоны общественной жизни города, приближенные к массовому, доминирующему как сегодня, так и в перспективе пассажирскому транспорту.
"Экономическая" идея Генплана реализуется через соответствие между градостроительной ценностью места, потенциальной ценой земли и интенсивностью ее использования и застройки.
"Правовая" составляющая Генплана разработана во 2-й части документа в системе правил и регламентов, адресованных конкретным инвесторам и землепользователям и позволяющих формировать европейское качество городской среды нашей столицы.
Может ли новый Генеральный план гарантировать формирование Минска как значительного произведения архитектуры? Генеральный план не определяет стиль застройки микрорайонов и общественных центров, но в нем заложена целая система мер, препятствующая однообразию – это и ограничение размеров планировочного модуля застройки, управление застройкой каждого участка как самостоятельного авторского инвестиционного проекта, обязательная интеграция функций в общественно значимых зонах, управление силуэтом города, ретроразвитие в историческом ядре и постепенный вывод из массового употребления КПД как наследия прошлого. Конкуренция архитектурных идей и инвестиционных программ – тоже залог отсева серости и провинциальности в застройке столицы.
Последней особенностью нового Генерального плана является то, что его планируется открыто опубликовать, сняв прошлые режимы секретности и таинственности, сделав всех минчан-инвесторов потенциальными соавторами своего города.
Сегодня мы знакомим читателей с его первой частью – "Основные положения. Политика, развитие территорий г. Минска", раскрывающей политики, направления и задачи развития всех главных функциональных подсистем города.

Политика 1
Общая территориально-функциональная организация и прогноз развития г. Минска Направление 1.

Обеспечение увязки долгосрочного стратегического планирования городского развития с прогнозируемыми социально-экономическими ресурсами и уровнем жизни.
Задачи
А. Для долгосрочного планирования принять 2030 г. как расчетный, с выделением 2010 г. как первоочередного.
Б. Предусмотреть возможное увеличение численности населения города Минска на 2030 г. от существующих на 2002 г. 1,712 млн жителей до 1,9 млн с альтернативным вариантом сохранения существующей численности и подвариантом – 1,7 млн жителей в городе, а 0,2 млн нового населения – в пригороде, при общей численности Минской агломерации 2,1 млн человек. При этом предусмотреть территориальный рост города Минска от существующих в 2002 г. 266,8 кв. км к перспективным 418 кв. км.
В. Принять для города Минска, как столицы Республики Беларусь, необходимый рост занятых в сфере услуг и уменьшение занятых в производственном секторе экономики, от существующего соотношения занятых: 60% – в сфере услуг и 40% – в производстве, к прогнозируемому на 2030 г. соотношению – 75 и 25% соответственно.
Г. Принять прогнозируемое на 2030 г. увеличение средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города от существующих в 2002 г. 18,5 м кв. до 25–30 м кв. на человека, при средних объемах ввода жилья 600–650 тыс. м кв. в год.
Д. Для обеспечения устойчивого городского развития, реализации решений Генерального плана и формирования полноценной жилой среды до 2010 г. в городе Минске должен быть достигнут средний уровень месячных доходов домохозяйств в 600 у.е.

Направление 2.

Размещение перспективной и реконструкция существующей застройки, расселение населения и концентрация рабочих мест, формирование инженерной и транспортной инфраструктуры должны осуществляться в территориально-пространственной форме города, наиболее эффективной с точки зрения условий перспективного рыночного регулирования, в соответствии с уровнем возможного социально-экономического развития и в направлении оптимизации природно-экологических условий.
Задачи
А. Использование для регулирования застройки оптимальной, с точки зрения градостроительной экономики, планировочной модели Минска, включающей три составляющих: концентрические пояса, планировочный каркас и секторное членение.
Б. Принять для г. Минска четыре концентрических территориальных пояса, где первый пояс – ядро города – ограничивается первым транспортным кольцом; граница второго пояса проходит по второму транспортному кольцу; граница третьего пояса – по участкам третьего и четвертого транспортных колец; граница четвертого территориального пояса – по границе перспективной городской черты. Интенсивность градостроительного использования территории г. Минска должна повышаться от четвертого к первому поясу, что должно соответствовать перспективной ценовой карте земель города.
В. Принять для города Минска планировочный каркас как зону влияния основных городских проспектов и магистралей. Плотность застройки и состав функций зон каркаса изменяется как с удалением от городского ядра, так и в поперечном направлении от проспектов. Выделить в планировочном каркасе 100-метровую, 400-метровую и километровую зоны, а также межкаркасные пространства, по которым происходит снижение интенсивности градостроительного освоения территории и стоимости земли. Градоформирующая сила осей планировочного каркаса определяется развитостью по этим направлениям пассажирского транспорта, и прежде всего – метрополитена. Преимущественное развитие города на основе требований планировочного каркаса позволит сохранить "зеленые клинья" и ландшафтно-рекреационные территории г. Минска.
Г. Принять, что г. Минск в границах перспективной городской черты для целей комплексного планирования и управления застройкой подразделяется на семь планировочных секторов. Южный сектор формируется на базе Октябрьского и Ленинского административных районов, Юго-западный сектор – на базе Московского района, Западный сектор – на базе Фрунзенского района, Северный сектор – на основе Центрального и Советского районов, Северо-восточный сектор – на основе Первомайского и Партизанского районов, Юго-восточный сектор – на основе Заводского района, Центральный сектор (зона) – совпадает с границами 2-го территориального пояса, т. е. с границами 2-го транспортного кольца.
Для городских секторов должны разрабатываться Генеральные и Детальные планы, обеспечиваться сбалансированное развитие их жилых, общественных, производственных и ландшафтно-рекреационных территорий. Сектора могут рассматриваться как единицы перспективного административного устройства столицы Республики Беларусь.
Д. Выделить в г. Минске территории, предназначенные для застройки (жилые, производственные, общественные) и не предназначенные для застройки или существенно ограниченные в градостроительном развитии и урбанизации территории природно-ландшафтного комплекса (включая ландшафтно-рекреационные, сельско- и лесохозяйственные, природоохранные, ландшафтно-рекреационные специального назначения), и территории инженерно-транспортной инфраструктуры. Система градостроительных регламентов Генерального плана г. Минска должна защитить незастраиваемые территории от застройки, а на застраиваемых обеспечить их эффективное использование, формирование полноценного рынка городских земель и городской среды.
Е. Все территории г. Минска, как застраиваемые, так и незастраиваемые, для обеспечения экологического комфорта подлежат озеленению. Генеральным планом г. Минска (далее "Планом…") устанавливается процент озелененности каждого типа территорий и участков.
Ж. Основными градостроительными регламентами территорий г. Минска и территорий в пределах перспективной городской черты являются 4 основных типа – функциональное использование, разрешенная застройка, разрешенные параметры, разрешенная форма освоения.

Политика 2
Жилые территории Направление 1.

Регулирование использования и развития жилой застройки в соответствии с планировочной моделью города, типологией жилых территорий и стандартом жилой среды, установленных Генеральным планом г. Минска.
Проблемы
а) Большой удельный вес от жилых территорий в центральной зоне составляют территории средне- и низкоплотной жилой застройки – 63,0%.
б) Значительные территории заняты низкоплотной усадебной застройкой, составляющей в современных границах 19% жилых территорий города, которые расположены в основном в срединной зоне и составляют 28% всех жилых территорий зоны (наиболее крупные массивы: ул. М. Богдановича, ул. Орловская, пр. Дзержинского, ул. Брестская).
в) Большой контраст типов жилой застройки в периферийном поясе города: с одной стороны – наличие жилых районов с избыточно высокой интенсивностью многоквартирной застройки ("Малиновка", "Сухарево", "Уручье" и др.), с другой – до 48% жилых территорий периферийного пояса занято усадебной низкоплотной застройкой.
г) Низкая интенсивность использования жилых территорий в зоне формирования планировочного каркаса почти по всем планировочным осям.
д) Слабо развита по основным осям смешанная жилая застройка (существует преимущественно вдоль пр. Ф. Скорины).
е) Низкий уровень благоустройства внутридворовых территорий и неприспособленность к новым формам землепользования.
Задачи
А. Выделение в г. Минске трех основных типов жилых территорий: жилые многоквартирные (Жм), жилые смешанные (Жс), жилые усадебные (Жу), которые дифференцируются и регулируются в соответствии с регламентами Генерального плана г. Минска, Часть II, III.
Б. В зоне планировочного каркаса:
– применение преимущественно смешанной жилой застройки в 400-метровой зоне и повышение интенсивности застройки в 1000-метровой зоне;
– запретить применение зданий типовой архитектуры из КПД в застройке магистралей планировочного каркаса.
В. Повышение плотности жилой застройки к центральной зоне города и понижение к периферии в соответствии с градостроительной ценностью территорий.
Г. В центральной зоне (I и II пояс): реконструкция территорий низкоплотной и среднеплотной многоквартирной жилой застройки, перевод многоквартирной застройки в смешанную, снос отдельных зон усадебной застройки и строительство смешанной многоквартирной высокоплотной застройки.
Д. В средней зоне (III пояс): реконструкция территорий низкоплотной многоквартирной и смешанной застройки, реконструкция и уплотнение сохраняемых на  перспективу территорий усадебной застройки со строительством в них блокированных и коттеджных жилых домов, строительство среднеплотной многоквартирной жилой застройки, в зонах планировочного каркаса – снос усадебной застройки, строительство высокоплотной смешанной и многоквартирной застройки.
Е. В периферийной зоне (IV пояс): реконструкция территорий деревень и поселков в направлении уплотнения и модернизации усадебной застройки с учетом сохранения территорий существующей усадебной застройки по экологическим требованиям; освоение новых территорий средне- и низкоплотной усадебной застройки, строительство жилых районов многоквартирной, преимущественно среднеплотной застройки.
Ж. В периферийной зоне по секторам:
 В Юго-западном, Южном и Юго-восточном секторах размещение новой многоквартирной и смешанной преимущественно среднеплотной жилой застройки, усадебной блокированной и коттеджной застройки на свободных территориях, имеющих наибольший инженерный потенциал, но требующих определенных экологоориентированных градостроительных мероприятий.
 В Западном секторе возможно строительство всех типов жилой застройки с учетом экологических требований.
 В Северном секторе, наиболее чистом с экологической точки зрения, активное жилищное строительство возможно только при обеспечении новых территорий инженерной инфраструктурой и после проведения реконструкции территорий усадебной застройки в центральном и среднем поясах города в районе ул. Червякова.
 В Северо-восточном секторе новое освоение возможно при обеспечении необходимой инженерной инфраструктурой.
З. Регламентация интенсивности использования основных типов жилой застройки осуществляется в соответствии с "Системой зонирования и регулирования жилых территорий" (Часть II, Генеральный план г. Минска).
И. Отнесение застройки к основным функциональным зонам осуществляется в соответствии со "Схемой жилых территорий г. Минска до 2030 г." (Часть III). Формы освоения территорий жилой застройки регулируются в соответствии со схемой "Формы освоения жилых территорий" (Часть III). Выбор приемов реконструкции (модернизация, капитальный ремонт, уплотнение и др.) должен основываться на комплексном анализе конкретных районов и объектов, определенных Планом, а также на основании разработки Детальных планов.

Направление 2.

Регулирование использования жилой застройки в соответствии с экологической моделью города и требованиями по охране природной среды
Проблемы
а) Зона с крайне неблагоприятной экологической ситуацией (в соответствии со схемой ландшафтно-экологического районирования) включает значительные территории Юго-восточного сектора и частично Северо-восточного (жилые территории вдоль пр. Партизанского, по ул. Столетова –Уральской).
б) Уровень загрязнения приземных слоев воздуха, наибольший в юго-восточной и центральной части города, влияет на экологическую ситуацию территорий жилой застройки.
в) В условиях акустического дискомфорта от аэропорта "Минск-1", аэродрома "Липки" и авиаремонтного завода находятся жилые районы в южной, юго-восточной и восточной части города ("Лошица", "Серова", "Ангарская", районы по ул. Чкалова, ул. Брестской).
г) Протяженные жилые дома, расположенные вдоль водно-зеленого диаметра, препятствуют санации воздушного бассейна на прилегающих жилых территориях, перекрывают "экологические коридоры", ухудшают экологическую ситуацию (жилые дома по ул. Сторожевской, ул. Маяковского).
д) Отсутствие комплексного инженерного оборудования в районах индивидуальной застройки ведет к загрязнению наземных и подземных водных ресурсов.
Задачи
А. Формирование "экологических коридоров", обеспечивающих санацию воздушного бассейна внутригородских территорий, с применением жилой застройки  пониженной этажности, малопротяженных и точечных зданий с большим процентом озелененной территории, понижением процента застроенности жилых территорий.
Б. На ландшафтно-рекреационных территориях допустима только реконструкция существующих участков усадебной застройки и запрещено новое жилищное строительство, ведущее к увеличению зоны застройки.
В. Ограничение интенсивности жилой застройки в северном и северо-западном секторах, которые являются зоной приоритетного санирующего, экологического воздействия на территорию города по всем природным средам.
Г. Запрещение застройки зеленых клиньев города, связывающих загородные и городские ландшафтно-рекреационные территории в юго-западной, южной, восточной и северной частях города.
Д. Введение на первом этапе в зонах наибольшего негативного воздействия города на сопредельные территории (южный, юго-восточный сектора) сдерживающих мер развития жилой застройки, проведение реконструкции застроенных жилых территорий, предусматривающей улучшение среды проживания.
Е. Разработка и реализация программы комплексной реконструкции районов существующей усадебной застройки г. Минска.

Направление 3.

Развитие рациональной планировки и формирование прогрессивных типов жилой среды.
Задачи
А. Преимущественное развитие в г. Минске среднеплотной жилой застройки квартального типа, наиболее приспособленной к условиям рыночного освоения территорий и обеспечивающей масштабность жилой среды, соразмерной человеку.
Б. Гуманизация жилой среды районов массового индустриального домостроения в направлении формирования кварталов и жилых улиц, расчленения на отдельные планировочные группы, насыщения среды элементами общественного обслуживания.
В. Развитие в Минске жилой застройки блокированного типа, позволяющей реализовать средний стандарт жилья в рамках одного домовладения (квартира – участок – гараж) и обладающей целым рядом преимуществ:
– компактностью и высокой плотностью освоения территорий;
– экономией расходов на инженерные коммуникации в сравнении с коттеджной;
– возможностью поэтапного ввода законченными комплексами;
– увеличением процента озелененных территорий на периферии города и улучшением экологического баланса в городе.
Г. Повышение интенсивности использования реконструируемых территорий усадебной застройки.
 Реконструкцию существующей усадебной застройки осуществлять в направлении замены ветхой деревянной на капитальную застройку преимущественно блокированного типа с повышением этажности до трех и уменьшением размеров участков до установленных Генеральным планом г. Минска, а также в соответствии с планами регулирования застройки.
 Деление существующих участков в процессе реконструкции должно осуществляться только по фронту (ширине) участка с организацией самостоятельных входов в каждое домовладение с улицы.
 На участках, которые по размерам превышают нормативные и где деление должно осуществляться только по фронту (ширине) участка с организацией самостоятельных входов в каждое домовладение с улицы.
Д. В организации жилых территорий учитывать необходимость создания разнообразных типов городской среды, соответствующих потребностям различных групп населения; обеспечивать жителей районов местами хранения индивидуального легкового транспорта в соответствии с Политикой 8.1; предусмотреть устройство велосипедных дорожек; обеспечить возможность передвижения инвалидных колясок.
Е. Разработать для города Минска нормативные требования по регулированию планировочных элементов жилых территорий, усовершенствовать противопожарные и санитарные формы в направлении формирования компактной жилой среды.
Ж. Реформировать индустриальное домостроение в направлении развития каркасных и монолитных технологий.

Направление 4.

Пропорциональное развитие к 2030 г. жилой застройки на новых и существующих жилых территориях города в соответствии с установленным Генеральным планом г. Минска стандартом жилой среды и регламентами жилой застройки.
Задачи
А. Предусмотреть размещение от 10 до 25% общего объема вводимой жилой площади к 2030 г. на реконструируемых территориях города. При этом потребуется зарезервировать для нового жилищного строительства до 7,8 тыс. га территории в границах перспективной городской черты и до 10 тыс. га для индивидуальных участков за пределами перспективной городской черты.
Б. При изменении административного устройства пригородных территорий города возможно расселение до 200 тыс. человек населения г. Минска в населенных пунктах Минского района, что позволит повысить жилищный стандарт в городе к 2030 г. до 30 кв. м общей площади на человека.
Направление 5.
Формирование и реализация экономически обоснованной жилищной политики.
Задачи
А. Разработка прогрессивной городской жилищной политики.
Б. Реформирование жилищно-коммунального сектора.
В. Стимулирование формирования совместных домовладений в существующей многоквартирной застройке.
Г. Активное внедрение арендных отношений в жилищный сектор.
Д. Проведение межевания участков многоквартирной застройки для установления прав землепользования и справедливого налогообложения. 

Политика 3
Производственные территории Направление 1.

Регулирование использования и развития производственных территорий в соответствии с планировочной моделью города, типологией и регламентами, установленными Генеральным планом г. Минска.
Проблемы
а) Около 15% производственных территорий города размещено в центральной зоне (I и II пояса); около 13% этих территорий заняты неструктурообразующими производствами с недопустимыми для этой зоны показателями экологической опасности и санитарной классификации.
б) В зонах планировочного каркаса размещено только 27% производственных территорий города, из которых 32,5% не соответствуют установленным градостроительным регламентам.
в) Отсутствуют различия в интенсивности использования производственных территорий, расположенных в различных градостроительных поясах и имеющих средний по городу показатель Кин – 0,4.
Задачи
А. Выделение в городе 5 типов производственных территорий: П1, П2, П3, П4-ко, П5-кс с преимущественным развитием производственных территорий класса П3, П4-ко по всем секторам города. Дифференциация производственных территорий и регулирование застройки осуществляется в соответствии с регламентами  "Плана …", Часть II, III.
Б. Преимущественное размещение и развитие производственных территорий в зоне планировочного каркаса города, за исключением городского ядра, при учете их структурообразующей значимости и санитарной классификации.
В. Осуществление дифференциации интенсивности использования производственных территорий в соответствии с планировочными поясами города и градостроительной ценностью территорий.
Г. Преобразование экономическими методами части существующих производственно-коммунальных территорий, расположенных в градо-экономически значимых местах, в общественные или территории смешанной жилой застройки и осуществление такой политики до 2020 г. (перечень предприятий приводится в Части III "Плана …").

Направление 2.

Регулирование использования производственных территорий в соответствии с экологической моделью города.
Проблемы
а) В зонах экологических коридоров в настоящее время располагается 21 предприятие, занимающее 245 га территорий и оказывающее отрицательное влияние на экологические качества городской cреды. К ним относятся такие крупные предприятия, как завод отопительного оборудования, птицефабрика им. Крупской, завод им. Кирова, завод им. Октябрьской революции, ТЭЦ-2, мотовелозавод.
б) 2,5 тыс. га, или 12,6% от застроенной части города, занимают санитарно-защитные зоны от промышленных, коммунальных объектов. На этой территории исключена возможность развития жилой и общественной застройки. Производственные территории с недопустимыми для г. Минска регламентами (П1, П2) составляют около 840 га.
Задачи
А. Не допускать функционирования в городе предприятий 1-го и 2-го класса санитарной классификации и ограничить развитие предприятий 3-го класса (П2) (Перечень предприятий в Части III).
Б. Проводить оздоровление городской среды за счет модернизации производственных территорий с развитием на них объектов 4–5-го классов санитарной классификации (П3, П4).
В. При трансформации и реконструкции всех производственных территорий, расположенных в "экологических коридорах", увеличивать процент озелененных территорий до 30–40%, ориентировать здания по направлению санирующих потоков.
Г. Организационно-технологическими методами ликвидировать к 2020 г. санитарно-защитные зоны предприятий, проводя их соответствующую модернизацию (Политика 6, Направление 3).

Направление 3.

Приоритетная реконструкция территорий строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности.
Проблемы
а) Доля данных территорий составляет примерно пятую часть производственных территорий (18,1%).
б) Эти производства характеризуются низким коэффициентом интенсивности использования территорий предприятий (0,2–0,3).
Задачи
А. Снизить долю строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности за счет выноса или трансформации этих предприятий из ядра города и зон планировочных осей. Первичную обработку стройматериалов и древесины осуществлять на месте добычи сырья, в городе допускается размещать только производство готовой продукции
Б. При реконструкции территорий строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности предусмотреть модернизацию производств и совершенствование технологических процессов для повышения показателей интенсивности использования территорий.

Направление 4.

Снижение доли энергоемких производств в городе.
Проблемы
а) Доля данных производств составляет 72% от всех производственных территорий города.
б) Эти предприятия потребляют 45% энергоресурсов города. Вся промышленность города потребляет 60% энергоресурсов.
Задачи
А. Исходя из общегосударственной политики по экономии энергоресурсов, необходимо снизить долю энергоемких производств за счет совершенствования технологических процессов.
Б. Обеспечить приоритетное развитие наукоемких отраслей с высшими технологиями – электроники, оптики, приборостроения.

Направление 5.

Сдерживание развития производственных территорий.
Проблемы
а) Избыточность всех производственных территорий в г. Минске, доля которых в 2–3 раза больше, чем в других столичных городах мира.
б) Имеется спрос на новые производственные территории при низком коэффициенте использования существующих.
в) Крупные производственные зоны и предприятия планировочно и инженерно не подготовлены к дроблению на самостоятельные малые производства.
Задачи
А. Снижение доли производственных территорий должно произойти в результате: трансформации производственных территорий в другие виды использования (общественные, жилые) с учетом экономики землепользования и при территориальном росте города. Также должно произойти уменьшение доли производств, расположенных за пределами производственных зон, с 24% в настоящее время до 10% на перспективу.
Б. Допускается незначительный рост доли производственных территорий на I этапе до 2010 г. за счет развития коммунальных объектов, к расчетному сроку – снижение доли производственных территорий до 11,6% против 12,5% в настоящее время.
В. Для крупных промышленных зон разработать проекты планировочного регулирования в условиях разукрупнения предприятий.

Направление 6.

Развитие СЭЗ.
В Юго-восточном секторе города за Минской кольцевой автодорогой в соответствии с Указом Президента от 2.03.1998 г. № 93 образована СЭЗ "Минск" на части производственных территорий этого района.
Развитие СЭЗ предполагается до 2030 г. Общая площадь СЭЗ "Минск" – 1390 га. Из них 800 га – промышленная зона "Шабаны" г. Минска.
Задачи
А. Создание экономических условий для реконструкции и развития производственных зон Юго-восточного сектора г. Минска.
Б. Отработка на территории объектов СЭЗ "Минск" новых механизмов управления в условиях рыночной экономики и использование этого опыта на территории г. Минска.
В. Не допускать включение в свободную экономическую зону в качестве резидентов предприятий, расположенных за пределами территории Юго-восточного сектора  г. Минска, установленной как территория СЭЗ "Минск".
Г. В качестве перспективной программы СЭЗ "Минск" рассмотреть возможность придания всей территории г. Минска в границах перспективной городской черты особой экономической зоны на переходный период к устойчивому развитию.

Направление 7.

Обеспечение конверсии спецтерриторий с сохранением стратегически необходимых участков.
Проблемы
а) Спецтерритории, являясь закрытыми зонами, исключенными из полноценного градостроительного освоения, находятся преимущественно в ведении Министерства обороны Республики Беларусь и используются как:
– коммунально-складские территории – режим П5-кс;
– промышленные (незначительно) – режим П2;
– жилая застройка – Ж-мс – среднеплотная;
– полигоны (неудобицы, пустошь) – режим П5-кс;
б) Спецтерритории в пределах проектной границы занимают значительные территории 1730 га, или 4% (на 1.01.2002 г.), включая п.п. Восточный и Сосны;
в) Отдельные спецтерритории, находясь в зонах планировочного каркаса, не соответствуют градостроительным регламентам;
г) В некоторых случаях участки и объекты, расположенные внутри спецтерриторий, сдаются в аренду, продаются различным малым предприятиям и юридическим лицам без градостроительных проектов, что не позволяет нормально функционировать ни спецтерриториям, ни новым предприятиям;
д) Отсутствует государственная и городская программы и проекты конверсий спецтерриторий.
Задачи
А. Разработать программу конверсии и перспективного развития спецтерриторий  г. Минска.
Б. Не допускать изменения вида использования существующих спецтерриторий и их частей, продажу объектов на спецтерриториях без разработанных градостроительных проектов их трансформации.

Политика 4
Общественные территории Направление 1.

Регулирование использования и развития общественных территорий в соответствии с планировочной моделью города.
Городское ядро.
Проблемы
а) Наличие объектов, не соответствующих регламентам функционального использования ядра:
– производственные объекты (ГП “Станкостроительный завод им. Кирова”, ГП МЗОР, ОАО "Щетка", ОАО "Сукно" и т.д.) (всего – 161,2 га территории  ядра);
– участки, занятые жилой застройкой с низким уровнем благоустройства, – 20га.
б) Низкая интенсивность использования территории общественного назначения.
в) Слабый уровень насыщения городского ядра общественными территориями – 18,5% (253,1 га), из них:
– 4,9% (57,4 га) – центрально-деловые;
– 3,3% (38,8 га) – центрально-обслуживающие.
Задачи
А. Использование для г. Минска 4 типов общественных территорий (зон): О1 – общественные территории общегородского центра, О2 – общественные территории центров секторов, О3 – общественные территории центров жилых районов, Осп – специализированные центры. Регулирование осуществляется в соответствии с регламентами Генерального плана г. Минска, Часть II, III.
Б. Приоритетное размещение в городском ядре центрально-деловых и центрально-обслуживающих объектов: формирование единой системы общественных пространств с сетью пешеходных улиц и зон, взаимосвязанных комплексов различного назначения.
В. Развитие общественных функций типа О1 осуществлять за счет свободных территорий, реконструкции жилой среды (модернизации жилой застройки с высвобождением первых этажей; частичным вытеснением жилищ для постоянно проживающих с последующим использованием существующих фондов), а также санации части производственных территорий в зоне 1-го городского транспортного кольца после 2010 года (в соответствии с Перечнем, Часть III);
Г. Размещение в ядре преимущественно высококомфортабельного интегрированного жилья с интенсивностью использования территории 1,4–2,5. Запрещается устройство жилья в первых этажах, выходящих на улицу.
При новом строительстве или реконструкции жилых домов в ядре гараж-стоянку размещать в подземном уровне при 100%-ной обеспеченности местами хранения.
Д. Резервирование территории вблизи транспортно-пересадочных узлов для размещения многофункциональных комплексов (торгово-коммерческих центров) центрального и городского уровней ( типа О1 и О2).
Е. Отнесение общественной застройки к соответствующему типу функциональной зоны осуществляется на основе "Схемы общественных территорий г. Минска до 2030 г.", регулирование застройки – на основе "Схемы форм освоения общественных территорий г. Минска до 2030 г." (Часть III).
Ж. Особое внимание должно быть уделено регенерации и реконструкции исторической застройки городского ядра в направлении насыщения объектами общественного обслуживания и формирования уникального исторического облика.
З. Архитектурное проектирование застройки городского ядра вести на конкурсной основе в соответствии с утвержденным Детальным планом.
Центральная зона.
Проблемы
а) Наличие объектов, не соответствующих основному предназначению данной зоны.
б) Низкая интенсивность использования территорий общественного назначения.
в) Слабая концентрация объектов общественного назначения вдоль осей планировочного каркаса, особенно в зонах массовой пешеходной доступности (600–800 м) станций метрополитена ("Молодежная", "Пушкинская", "Пролетарская", "Тракторный завод" и т.д.).
Задачи
А. Концентрация (более 50%) общественных функций (типа О1 и О2 – в зависимости от местоположения) в 100-метровой примагистральной зоне вдоль основных планировочных осей (проспектов Ф. Скорины, Дзержинского, Машерова, Партизанский, улиц Притыцкого, Я. Коласа, Жуковского, Маяковского, Богдановича); размещение только интегрированной жилой застройки с нежилыми функциями первых этажей, выходящих на проспекты.
Б. В 400-метровой переходной зоне от главных магистралей размещение смешанной жилой застройки с долей общественных функций до 30–40%; допускается функционирование экологически безвредных производств (швейных, пищевых, типа П3) с небольшим участком (не более 1–2 га), коммунальных объектов – гаражей, автостоянок (типа П4к-о).
В. Повышение интенсивности использования территории по всем видам.
Г. Повышение доли общественных объектов в 600-метровой зоне пешеходной доступности станций метрополитена, имеющих особую коммерческую ценность (ст. "Молодежная", "Пушкинская", "Институт культуры", "Пролетарская", "Тракторный завод").
Д. Развитие общественных функций за счет сноса малоценной застройки, постепенного вытеснения и замещения производственных и неблагоустроенных жилых функций, а также развитие на свободных территориях.
Е. Процентное соотношение общественных и жилых функций осуществлять в соответствии с табл. 2.4.2., Часть II.
Центры секторов.
Проблемы
а) Преимущественное развитие многофункциональных общественных территорий только двух видов – общегородского центра (О1) и центров жилых районов (О3).
б) Отсутствие развитых многофункциональных центров секторов (О2), приближенных к зонам концентрации жилой застройки и обслуживающих городские сектора и административные районы.
Задачи
А. Развитие на основных планировочных осях в зоне влияния второго транспортного кольца системы секторных центров: в Западном секторе – зона 212.О2; Юго-западном – зона 179.О2; Восточном – 20.О1; Северном – 45.О2 и 24.О1.
Б. Развитие в зоне влияния МКАД системы рынков мелкооптовой и сезонной торговли, ориентированных на посетителей-автомобилистов.

Направление 2.

Приоритетное развитие общественных территорий в юго-западном и западном направлениях.
Проблемы
а) Исторически городской центр преимущественно развивался в северо-восточном направлении, где концентрировались объекты административного, культурно-просветительного и торгово-бытового назначения. В то же время активное  жилищное строительство в последние годы осуществлялось в западном и юго-западном направлениях (районы Запад, Малиновка, Юго-Запад, Сухарево и т.д.). Тем самым возникла проблема оторванности значительной части населения города (472 тыс. человек в настоящее время, на перспективу – 605 тыс. чел.) от места концентрации объектов городского обслуживания и мест приложения труда на северо-востоке.
б) Планировочная ось – пр. Дзержинского, значительно загружена объектами, не соответствующими ее структурообразующей значимости (Минская типография "Белвнешторгинвест", центр диагностики ГАИ и т.д.), всего 50,3 га территории; участки усадебной застройки с низким уровнем комфорта 20,5 га; почти полное отсутствие объектов общественного назначения в центральной и срединной зонах города.
Задача
А. Приоритетное развитие территорий общественного назначения, преимущественно  типа О2, в юго-западном и западном направлениях, вдоль планировочных осей  пр. Дзержинского и ул. Притыцкого с целью ликвидации дисбаланса между расселением населения и концентрацией рабочих мест и объектов обслуживания городского уровня.

Направление 3.

Приоритетное развитие центров Западного и Юго-западного секторов.
Проблемы
а) Население Западного сектора составляет 276 тыс. чел. (на перспективу – 385 тыс. чел.), что по численности соответствует крупному городу. Центр сектора – в стадии формирования (построены кинотеатр, гостиница, хореографическое училище, Дворец ледового спорта, рынок).
б) Население Юго-западного сектора – 196 тыс. чел. (на перспективу – 220 тыс. чел.). Центр сектора практически отсутствует (из объектов городского значения имеются только кинотеатр и универмаг).
Задачи
А. Считать приоритетным развитие центров Западного и Юго-западного секторов, которые обеспечат равномерное обслуживание населения объектами городского уровня (типа О2), за исключением услуг, предоставляемых в единичных учреждениях (типа О1), размещаемых преимущественно в городском ядре.
Б. Не допускать массовое жилищное строительство в центре Юго-западного сектора в нарушение регламента соотношения жилых (5–15%) и общественных  функций.
Направление 4.
Резервирование территорий для создания перспективных общественных и деловых комплексов уровня О1 и специализированных центров О1, О2.
Задачи
А. Зарезервировать территории и в дальнейшем разместить крупные деловые и многофункциональные комплексы столичного уровня типа О1:
в зоне аэропорта "Минск-1";
в зоне ст. метро "Восток";
на пересеч. пр. Машерова и 2-го транспортного кольца;
по пр. Скорины, на пересечении с МКАД.
Б. Предусмотреть резервирование территории в районе ж.р. "Уручье" и ул. Одинцова для медицинских учреждений.
В. Потребность в территориях для учебных заведений высшей школы определить технико-экономическим обоснованием и утвердить в составе специализированной схемы.
Г. Разработать специализированную схему размещения и развития объектов и центров торговли.
Д. Разработать специализированную схему развития спортивных и культурно-развлекательных объектов г. Минска. 

Политика 5
Ландшафтно-рекреационные территории Направление 1. 

Регулирование использования и развития ландшафтно-рекреационных территорий в соответствии с планировочной моделью города, типологией и регламентами, установленными Генеральным планом г. Минска.
Проблемы
а) Дефицит ландшафтно-рекреационных территорий с высокой интенсивностью рекреационного благоустройства; их удельный вес составляет 10%.
б) Отсутствие системы специализированных парков – функционирует один специализированный детский парк.
в) Отсутствие ландшафтно-рекреационных территорий вблизи мест рекреационного спроса – жилых образований – в Западном, Юго-западном и Южном секторах (жилые р-ны Запад, Кунцевщина, Сухарево, Юго-Запад, Малиновка).
г) Низкий уровень обеспеченности ландшафтно-рекреационными территориями – в Юго-западном (2,5 м2/жителей), Западном (3,9м2/жителей) секторах.
д) В зоне планировочного каркаса до 80% ландшафтно-рекреационных территорий имеют уровень рекреационного благоустройства, не соответствующий установленным регламентам.
Задачи
А. Выделение в составе природно-ландшафтного комплекса города ландшафтно-рекреационных территорий, на которых разрешается строительство рекреационных объектов и которые обеспечивают отдых, рекреацию населения.
Б. Преимущественное развитие ландшафтно-рекреационных территорий в межкаркасном пространстве.
В. Дифференциация ландшафтно-рекреационных территорий по интенсивности рекреационного освоения – формирование на территории г. Минска 4 типов ландшафтно-рекреационных территорий: ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3, ЛР-4. Выделить на территории г. Минска ландшафтно-рекреационные территории специального назначения (ЛР-сп), выполняющие защитные, водоохранные, хозяйственные функции: кладбища, питомники, насаждения СЗЗ, зон технических коммуникаций.
Г. Формирование (в соответствии с установленными регламентами) системы ландшафтно-рекреационных территорий, представляющей собой многоуровневую взаимосвязанную систему благоустроенных озелененных пространств:
– сады и парки жилых районов – максимально приближенная к месту жительства система ландшафтно-рекреационных территорий (средний уровень рекреационного благоустройства, радиус доступности 0,5–1 км);
 – парки секторов – создание для каждого планировочного сектора районного многопрофильного парка (высокий уровень рекреационного благоустройства, радиус доступности – не более 2 км);
– парки общегородского значения (многофункциональные) – высшая ступень в системе ландшафтно-рекреационных территорий (высокий уровень рекреационного благоустройства, в пределах 30-минутной транспортной доступности от мест концентрации рекреационного спроса);
– региональные центры отдыха – наиболее высокий уровень рекреационного благоустройства, в пределах 1–1,5 часовой транспортной доступности;
 – региональные специализированные парки – уровень рекреационного благоустройства зависит от специализации парка, 0,5–1,5 часовая транспортная доступность.
Д. Функционально-ландшафтная специализация парков – преимущественное развитие сети специализированных парков как следствие все возрастающей избирательности населения к различным видам активного, познавательного и оздоровительного отдыха. Создание следующих видов парков: специализированные парки, удовлетворяющие все возрастные группы посетителей (парки отдыха на воде, физкультурно-оздоровительные, спортивные); парки для уникальных видов отдыха (зоологические, ботанические, выставочные, мемориальные); парки для видов отдыха, предпочитаемых определенными социально-демографическими группами (развлекательные и спортивные для молодежи, детские, тихого отдыха и прогулок для пенсионеров); парки как "клубы по интересам".
Е. Создание нового типа парков, максимально приближенных к природным условиям, формирование крупных парковых комплексов.
Ж. В зоне планировочного каркаса города развитие новых и реконструкция существующих ландшафтно-рекреационных объектов с интенсивностью рекреационного благоустройства, соответствующей установленным регламентам (парки по пр. Дзержинского, Машерова, ул. Притыцкого – реконструкция с повышением уровня рекреационного благоустройства).
З. Выявление и включение в состав ЛР ценных природных объектов – деревьев, фрагментов ландшафта, мест произрастания и обитания редких растений и животных.
И. Развитие ландшафтно-рекреационных территорий по секторам города:
В Центральном секторе:
– формирование специализированных парков в составе центрального паркового  комплекса вдоль р. Свислочь, включающего парк Победы, зеленые зоны у Дворца спорта и гостиницы "Беларусь", парки М. Казея и Я. Купалы, парк М. Горького, бульвары по ул. Пулихова, Первомайской и Белорусской, парк по ул. Маяковского.
В Северном секторе (Северный зеленый клин):
– формирование паркового комплекса вдоль пр. Машерова (парк аттракционов, прогулочный парк, центр развлечений);
– формирование природного парка в составе зоны отдыха на Цнянском вдхр. и крупных специализированных парков (поля для гольфа – северо-восточнее комплекса "Дрозды", ипподром западнее Цнянского вдхр., мемориальный парк "Куропаты");
– развитие ландшафтно-рекреационных зон районного значения при строительстве жилых районов.
В северо-восточном секторе:
– формирование системы ландшафтно-рекреационных территорий в составе: парк планировочного сектора (парк Челюскинцев); парки жилых районов (вдоль пр. Ф. Скорины в ж. р. Уручье); лесопарки (на базе существующих лесных массивов вблизи ж. р. Уручье); в составе Слепянской водно-зеленой системы по ул. Филимонова;
 – в Восточном зеленом клине лесные массивы в Степянке и Дражне.
В Юго-восточном секторе, учитывая особые санитарно-гигиенические условия, предусматривается ограничение массовых видов рекреации с сохранением северной части парка 50-летия Октября, а также новое рекреационное строительство в зоне мемориального парка "Тростенец" и районном парке в ж. р. Новый Двор.
В Южном секторе:
– создание природного парка в юго-восточной части водно-зеленого диаметра и исторического парка "Лошица" как тематической зоны в составе этого парка;
– развитие ландшафтно-рекреационных зон районного значения на основе Лошицкой водно-зеленой системы.
В Юго-западном секторе:
– формирование городского детского парка в центральной части Лошицкой водно-зеленой системы севернее ул. Алибегова;
– создание парка – сектора на базе существующего парка по пр. Дзержинского;
– формирование прогулочных зон жилых районов вдоль ул. Семашко и Алибегова;
– перспективное рекреационное освоение территории Юго-западного зеленого клина от ул. Алибегова до МКАД с созданием ботанического парка и ландшафтно-прогулочной зоны районного значения.
В Западном секторе:
– строительство городского зоопарка в Лошицкой водно-зеленой системе;
 – создание парка сектора в головной части Лошицкой водно-зеленой системы по ул. Притыцкого;
– формирование парков жилых районов в районах нового жилищного строительства (жилые районы Дегтяревка, Тарасово).
 К. Доведение минимальной обеспеченности ландшафтно-рекреационными территориями (парками) до 21 м2 на 1 жителя.
Л. Регламентация параметров ландшафтно-рекреационных территорий осуществляется в соответствии с требованиями "Плана …", Часть II.
М. Регулирование ландшафтно-рекреационных территорий осуществляется на основе Схемы ландшафтно-рекреационных территорий г. Минска до 2030 г. и "Формы освоения ландшафтно-рекреационных территорий г. Минска", Часть III "Плана …".
Н. В развитие Генерального плана разработать Программу озеленения г. Минска, включающую выделение зеленых территорий общего пользования в застройке и формирование ландшафтно-рекреационных территорий.

Направление 2.

Регулирование использования ландшафтно-рекреационных территорий в соответствии с экологической моделью города и улучшение санитарно-гигиенических условий городского развития.
Проблемы
а) Зона неблагоприятной экологической ситуации включает значительные территории Юго-восточного и частично Северо-восточного секторов, где находятся парк 50-летия Октября и центральная часть Слепянской водно-зеленой системы.
б) Низкий удельный вес крупных зеленых массивов, обладающих высокой экологической эффективностью от общей площади ландшафтно-рекреационных территорий, - 23%.
в) Неравномерность размещения крупных зеленых массивов – они сосредоточены преимущественно в Северо-восточном секторе.
г) Разрозненность и мелкоконтурность основных элементов системы ландшафтно-рекреационных территорий в Западном, Юго-западном, Южном секторах.
д) Абсолютное преобладание в количественном отношении небольших по площади объектов озеленения:
28% объектов имеют площадь менее 1га;
55% объектов имеют площадь менее 1–10 га;
17% объектов имеют площадь более 10 га.
е) Застраиваются территории, важные в экологическом отношении в юго-западном, северо-западном и северном зеленых клиньях.
ж) Ранее зарезервированные территории для зеленого строительства занимаются объектами культурно-бытового обслуживания, коммунального назначения, жилищного строительства:
– 165 га занято под жилую застройку и культбыт;
– более 75 га – под коммунальные объекты (гаражи, автостоянки, АЗС и др.);
 – на стадии проектирования и строительства находится ряд объектов, прежде всего коттеджных поселков, реализация которых уменьшит площадь, зарезервированную под зеленое строительство еще на 150 га.
Задачи
А. Создание непрерывной экологически эффективной системы природно-ландшафтных территорий (рекреационного, специального, природоохранного назначения), основу которой должны составлять следующие элементы: водно-зеленый диаметр (вдоль р. Свислочь), водно-парковое кольцо (Слепянская и Лошицкая водные системы), зеленые клинья.
Б. Формирование в зонах экологических коридоров расчлененной структуры городской застройки путем создания сети малых и линейных элементов системы озелененных и открытых пространств, обеспечивающих подвижность воздуха, прежде всего в направлении центра города.
В. В зоне с крайне неблагоприятной экологической ситуацией – преимущественное развитие насаждений с санитарно-гигиеническими функциями, ограничение массовых видов рекреационной деятельности, перепрофилирование ландшафтно-рекреационных территорий в насаждения специального назначения (северная часть парка 50-летия Октября).
Г. В зоне наибольшего негативного воздействия города на сопредельные территории (Юго-восточный сектор) – преимущественное развитие санитарно-защитных насаждений (вдоль р. Свислочь в р-не "Шабаны").
Д. Преимущественное формирование крупных массивов зелени (площадью 30–50 и более га) как наиболее эффективных в экологическом отношении, преимущественно в Западном и Юго-западном секторах.
Е. На ландшафтно-рекреационных территориях допустима только реконструкция существующей усадебной застройки, без увеличения площади.
Ж. Закладка массивов зелени методом лесокультур в границах зеленых клиньев (Юго-западный, Северный) для последующего формирования здесь ландшафтно-рекреационных зон.

Политика 6
Экология Направление 1.

Регулирование градостроительного развития г. Минска в соответствии с экологической моделью города, установленной Генеральным планом г. Минска.
Задачи
А. Обеспечить санацию воздушного бассейна внутригородских территорий путем формирования экологических коридоров I, II и III порядков.
Б. Градостроительное развитие территории в границах экологических коридоров предусмотреть за счет ландшафтно-рекреационных объектов, жилой застройки пониженной этажности и плотности, высокого уровня озеленения и благоустройства внутриквартальных территорий.
В. Считать целесообразным доведение озелененности экологического коридора I порядка (долинный комплекс Свислочи) от 70 % в северной части до 30 % в юго-восточной, II порядка (долинный комплекс притоков Свислочи) – от 55 % до 30 %, в экологических коридорах III порядка (западные, юго-западные районы города) озелененность территории целесообразно сохранить на уровне 40–45 %.
Г. Предусмотреть в процессе реконструкции центральной зоны города (I и II пояс города) структуризацию сохраняемых производственных территорий путем измельчения планировочной структуры с частичным изменением функций.
Д. Считать допустимым размещение предприятий III класса санитарной классификации только в Юго-восточном секторе IV пояса города и на смежных с ним территориях при условии их работы на экологоориентированных технологиях.
Е. Считать недопустимым размещение новых источников загрязнения окружающей среды в С, З, СЗ секторах IV пояса города и на сопредельных территориях за его пределами, в т.ч. высокоплотной многоэтажной жилой застройки.

Направление 2.

Регулирование градостроительного развития г. Минска в соответствии с ландшафтно-экологическим зонированием и требованиями озелененности территорий, установленных Генеральным планом г. Минска.
Проблемы
а) Снижение санирующих функций всех структурных элементов территории и города в целом. Только около 30 % территории сохранили в той или иной степени санирующие функции (природные и природно-техногенные ландшафты). Остальные территории являются преимущественно источниками загрязнения природных сред (техногенно-природные и техногенные ландшафты) за счет высоких антропогенных нагрузок (выброс загрязняющих веществ в природные среды, преобразование ландшафта).
б) Ухудшение условий аэрации от периферии к центру города.
в) Формирование климата города с "островом тепла" над центральными и юго-восточными районами, приводящее к термическому подсосу загрязняющих веществ с окружающих территорий.
г) Чередование элементов экологической структуры (ландшафты техногенные, техногенно-природные, природно-техногенные, природные) без учета их экологических функций и преобладающих экологических процессов, что особенно усугубляет негативные последствия градостроительного освоения в центральных, восточных и южных районах города.
д) Экологическая ситуация, дифференцированная по ландшафтно-экологическим районам (ЛЭР), изменяется от благоприятной на севере до крайне неблагоприятной в юго-восточных районах.
Задачи
А. Считать допустимым повышение интенсивности градостроительного освоения в ЮЗ, З, С секторах III и IV поясов города и центральной зоне за счет нового строительства жилья в соответствии с политикой Генерального плана г. Минска.
Б. Считать необходимым повышение озелененности при реконструкции и трансформации производственных территорий в центральной зоне города.
В. Считать целесообразным стабилизацию интенсивности освоения в ЮВ секторе и осуществление санации с активным озеленением не менее 30 % территории IV пояса.

Направление 3.

Улучшение условий проживания на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией.
Проблемы
а) В районах с крайне неблагоприятной экологической ситуацией:
– проживают 153 тыс. чел. (8,8 % от населения города);
– площадь жилой застройки – 671 га (8,3 % от жилых территорий города);
– площадь ландшафтно-рекреационных территорий – 297,0 га (8,1 % от всех ЛЭР).
б) В районах с неблагоприятной экологической ситуацией:
– проживают – 267 тыс. чел. (15,5 % от населения города);
– площадь жилой застройки – 1644,4 га (20,3 % от жилых территорий города);
– площадь ландшафтно-рекреационных территорий – 663,0 га (18,2 % от всех ЛЭР).
в) В нарушение санитарных норм в санитарно-защитных зонах в пределах города проживают 210 тыс. чел., площадь жилой застройки – 3780 га, жилой фонд – 3710 тыс. м2.
Задачи
А. Снизить негативное воздействие хозяйственного комплекса на состояние природных сред путем внедрения экологоориентированных технологий и снижения класса санитарной вредности предприятий до IV–V; развитие экологически чистых видов транспорта; осуществление рационального природопользования.
Б. Установить границы и функциональное использование территории санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий I–II классов (по санитарной классификации).
В. Отнести земли СЗЗ на баланс соответствующих предприятий. Добиться постепенной ликвидации к 2030 г. санитарно-защитных зон, выходящих за границы территорий промышленных предприятий.
Г. Учитывая особую экологическую функцию Северного сектора города, включить его до 2003 г. в границы административной городской черты с последующим освоением для рекреационного строительства и в перспективе – под жилую застройку.
Д. Дифференцировать уровень инженерного обеспечения осваиваемых территорий с закреплением минимально необходимого стандарта, обеспечивающего сохранение природного потенциала территории и здоровья населения.

Направление 4.

Ликвидация к 2005 году зоны шумового дискомфорта от аэропорта "Минск-1".
Задачи
А. Разработать и утвердить до 2004 г. программу выноса 407 завода в Мачулищи.
Б. Учесть в застройке южной части города сохраняемую зону шумового дискомфорта от аэропорта Мачулищи.

Направление 5.

Восстановление природной экосистемы города.
Задачи
А. Реабилитация сохранившихся и восстановление нарушенных водно-ландшафтных систем – р. Свислочь, Лошица–Мышка, Тростянка.
Б. Разработка инженерных мероприятий по защите подземных вод от загрязнения.
В. Создание инженерных условий для обеспечения рекреационного качества воды в р. Свислочь.
Г. В Схеме водохозяйственного комплекса г. Минска разработать мероприятия по сохранению и восстановлению водных объектов города.

Направление 6.

Экологизация инженерно-технических решений.
Задачи
А. Модернизация МСА с применением установок глубокой очистки сточных вод для последующего технического водоснабжения.
Б.Утилизация теплоты сточных вод на основе тепловых насосов.
В. Внедрение новейших технологий в систему утилизации промышленных и бытовых отходов.
Г. Перевод городских автобусов и стимулирование использования автомобилей на сжиженном газе.

Политика 7
Сеть учреждений обслуживания Направление 1.

Формирование в городе сети социально гарантированных, финансируемых государством объектов обслуживания. Остальная часть объектов относится или к коммерческим с рыночным регулированием, или к социально значимым с частичным государственным регулированием.
Проблемы
а) Невозможность полноценного финансирования и неэффективность государственного управления всеми типами объектов общественного обслуживания.
б) Действующий нормативный подход в обеспеченности объектами обслуживания не позволяет учитывать потребности различных социальных групп и разную развитость частей города.
Задачи
А. Отнести к социально гарантированным следующие объекты обслуживания:
– в сфере образования – детские дошкольные учреждения, общеобразовательные  школы (I–III ступени);
– в сфере просвещения – библиотеки и информационные центры;
– в сфере здравоохранения – аптеки, поликлиники, включая врачебные амбулатории, больницы;
– в сфере физкультуры и спорта – спортзалы, бассейны, спортивные площадки;
– в сфере торговли – магазины товаров повседневного спроса;
– в сфере социального обеспечения – центры социальной защиты для ветеранов ВОВ и труда и одиноких престарелых с дневным пребыванием, дома-интернаты для престарелых ветеранов труда и войны; платные пансионаты, дома-интернаты для взрослых инвалидов с физическими нарушениями, психоневрологические дома-интернаты, хосписы, дом реабилитации для инвалидов, возвращающихся из мест заключения.
Б. Разработать типологию и рекомендуемые параметры для социально значимых и коммерческих объектов обслуживания.

Направление 2.

Установить социально гарантированные минимальные стандарты обслуживания населения в г. Минске.
Задачи
А. Для объектов образования принять радиус доступности в условиях сложившейся застройки:
– для детских дошкольных учреждений – до 400 метров;
– для общеобразовательных школ: I ступень – до 500 метров, II ступень – до 1200 метров (при условии регулируемого перехода через общегородские и районные магистрали), III ступень – не нормируется (свободное размещение).
Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений – до 20 человек; для школ – до 25 человек в классе при односменной работе всех школ, что повысит уровень обслуживания и качество образования.
Б. Для объектов просвещения создать в городе сеть информационных центров на базе существующих и создаваемых районных библиотек, улучшив доступность населения к информации, в том числе – к актуальной городской информации.
В. Для объектов здравоохранения в целях улучшения качества медицинского обслуживания и снижения лечебной нагрузки на дорогостоящие медицинские учреждения и оборудование:
– ввести систему врачебных амбулаторий (семейный врач);
– преобразовать поликлиники в территориальные диагностические центры с расширением дневных стационаров при них;
– преобразовать больницы в специализированные медицинские центры;
– вынести в перспективе клинические больницы № 2 и 3 с существующих площадок.
Г. Для объектов торговли:
– довести до 100% обеспеченность населения магазинами продовольственных и непродовольственных товаров приближенного обслуживания.
Д. С целью снижения уровня заболеваемости, увеличения продолжительности и создания условий для здорового образа жизни развить сеть спортивных объектов в жилых зонах.
Е. Для объектов социального обеспечения проведение политики гуманизации общественного обслуживания и создание сети учреждений для наименее защищенных слоев населения: организации центров социальной защиты для одиноких престарелых с дневным пребыванием на 80–100 мест по городским секторам (административным районам): 2–3 дома-интерната (платные пансионаты на городской сектор – административный район); 2–3 психоневрологических интерната; 3–4 хосписа; 1–2 дома реабилитации для инвалидов и возвращающихся из мест заключения.

Политика 8
Транспортная сеть Политика 8.1
Улично-дорожная сеть Направление 1.

Формирование транспортного каркаса как основы планировочной организации города с выделением главных радиальных магистралей секторов АР-1, АР-2, АД и главных распределительных кольцевых магистралей (АК1, 2, МК3).
Задачи
А. Дальнейшее развитие существующих и формирование новых магистральных улиц радиального направления, (АР-1, АР-2), выполняющих функции главных проспектов и планировочных осей городских секторов.
В Южном секторе к классу магистралей АР-1 отнести ул. Жуковского – Кижеватова; к АР-2 ул. Маяковского; в Юго-западном к АР-1 – пр. Дзержинского; в Западном к АР-1 – ул. Притыцкого; в Северном к АР-2 – Долгиновский тракт, пр. Машерова – ул. Богдановича; Северо-восточном к АР-1 – проспект Ф. Скорины; в Юго-восточном к АР-1 – пр. Партизанский.
Б. Формирование на базе существующих и новых магистралей дублеров городских проспектов (АД). К данным классам магистралей отнести: в Южном секторе – ул. Казинца, ул. Магистральная; в Юго-западном – ул. Рафиева, ул. Проектируемая; в Западном – ул. Матусевича, ул. Пономаренко; в Северном – ул. Тимирязева, продолжение ул. Карастояновой; в Северо-восточном – ул. Богдановича, ул. Проектируемая; в Юго-восточном – ул. Байкальская, Соединительная магистраль.
В. Формирование первого транспортного кольца (АК-1) системой городских магистралей, часть которых будет выполнять функции проспектов, а другая часть – транспортных дублеров с более скоростным режимным движением. В процессе реализации первого транспортного кольца обе функции могут интегрироваться. Необходимо обеспечить разноуровневые пересечения АК-1 с АР-1, АР-2, АД.
Г. Предусмотреть развитие второго транспортного кольца, как интегрирующего функции городского проспекта и дублера с повышенной пропускной способностью. Обеспечить замыкание "кольца" на участке ул. Сурганова – пр. Рокоссовского и организовать разноуровневые пересечения АК-2 с АР-1, АР-2, АД.
Д. Сформировать скоростную транспортную связь периферийной застройки городских секторов с учетом функционирующей кольцевой дороги вокруг г. Минска, как магистрали непрерывного движения.

Направление 2.

Исключение из транспортного каркаса кольца магистралей в функции МНД, планировавшегося для обслуживания транзитных для города потоков.
Проблема
Существующий и планируемый характер корреспонденций по городу противоречит функциям МНД. Преимущественно центростремительные транспортные передвижения сохраняются и в перспективе. Это повысит транспортную роль АК-1 и АК-2.  Внешний транзитный транспорт должен распределиться по МКАД (МК-3) и региональному транспортному кольцу (К-4), составленному из международных транспортных коридоров.
Задачи
А. Трансформация МНД в межсекторальные магистрали (МС), формирующие контура из участков 3-го и 4-го колец в зонах интенсивной застройки.
Б. Учитывая значение экологических коридоров и зеленых клиньев в Северном, Юго-западном, Южном и Восточном секторах, пересечение их осуществимо только одной магистралью (МС), состоящей из участков 3-го или 4-го колец.

Направление 3.

Дифференциация плотности улично-дорожной сети в соответствии с существующей и планируемой градостроительной ценностью территорий.
Задачи
А. Учитывая разную интенсивность застройки и использование территорий города в соответствии с планировочной моделью, принимается дифференцированная плотность магистральной улично-дорожной сети: в ядре – 4–4,5; в центральной зоне – 3,0–3,5; серединной и периферийной – 2,0–2,5; зоне каркаса – 2,5–3,0; в межкаркасном пространстве – 1,5–2,0.
Б. Повысить на расчетный срок среднюю плотность всей улично-дорожной сети от существующей 4,0 до 8,0–8,5км/км2.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...