Светлы и прекрасны наши воспоминания о детстве, когда папа и мама молоды и красивы, день долог и залит солнечным светом, а деревья стоят сказочными великанами. Оттого и слово «КАМАРОЎКА» для меня не тревожно-негативное, а радостное и солнечное...
Реконструкция здания специализированного для общественного питания под центр отдыха «Лидо» по ул. Кульман, 5А в Минске
]]>]]>]]>]]>На картах начала ХХ в. Комаровка (Комаровский выгон) – заболоченная территория между Логойским и Долгиновским трактами, начинающаяся сразу за артиллерийскими складами (район теперешнего пивзавода «Аливария»). В послевоенный период это была убогая деревянная застройка – так называемая Болотная станция. В те времена Комаровка славилась своим продовольственным рынком, обнесенным деревянным забором, скоплением примитивных прилавков с вечно текущими, почерневшими от дождя навесами. Доминантой Комаровского рынка являлся кирпичный павильон «Мясо», в который, держась за мамин подол, я входил с закрытыми глазами – столь ужасен был вид окровавленных туш, отрезанных свиных и телячьих голов с остекленевшими, ничего не видящими глазами… Рынок был грязновато-сер и убог и только в конце лета да ранней осенью с обильным появлением овощей и фруктов ненадолго становился цветным и живописным. И все-таки было на Комаровке одно место – яркое и праздничное всегда, в любую пору года, в любое время дня и ночи: площадка, куда приезжал цирк ШАПИТО. Громкая бодрая музыка, красочно одетые веселые клоуны, зазывающие на представление, мороженое эскимо на палочке – это был настоящий праздник для детей, переживших чудовищную бойню, чьи родители надеялись на счастье мирной жизни…
]]>]]>Послевоенный Минск рос, Комаровка отстраивалась, но в центре города (на бывшей окраине) оказалась промышленная зона – формирующие северную сторону площади Якуба Коласа полиграфический комбинат и завод вычислительной техники им. С. Орджоникидзе. Чудом уцелевший пустырь между Комаровским рынком и заводом вычислительной техники громко назвали «сквер по ул. В. Хоружей».
Стоящую посредине сквера полуразвалившуюся 2-этажную заводскую столовую в середине 2007 г. мы и начали перепроектировать в центр отдыха «Лидо». Вопрос, каким он должен быть, для меня не стоял: мгновенно всплыли воспоминания детства и слова песни Марыли Радович: «это ярмарки пляски, разноцветные краски, деревянные качели, расписные карусели…».
]]>]]>]]>]]>Вот только что реконструировать? Построенная по типовому проекту заводская столовая была в ужасающем состоянии. Проведенные инженерные обследования подтвердили наши худшие опасения: от существующего здания останутся лишь требующие усиления колонны и плиты перекрытий. Определив с тогдашним директором ресторана «Лидо» Станиславом Антоновичем Иодисом планировочные ограничения (функциональные, технологические, градостроительные, образные), мы оперативно выполнили и согласовали эскизное решение ресторана. По Иодису, «Лидо» – это семейный досуговый центр, включающий всю территорию сквера с аттракционами и каруселями, картингом и площадками для активных игр, вынесенными за пределы здания передвижными лотками для питания и розничной торговли. По нашему проекту пятно существующего здания увеличивается: оно «прирастает» производственными и техническими помещениями в сторону ул. Кульман и новыми залами ресторана, двухсветным вестибюлем, эвакуационными лестницами и башней-мельницей – в сторону ул. В. Хоружей. Появляется третий – технический этаж. Зданию придается характерная для ресторанов сети «Лидо» стилистика: совмещение этнической народной и современной (high-tech) архитектуры.
]]>]]>Так случилось, что последующие стадии проектирования (архитектурный и строительный проекты) мы разрабатывали уже со вторым директором Татьяной Николаевной Абляк. Этот этап я бы назвал «периодом урезания»: нет инвестирования строительства – экономь, удешевляй, уменьшай, исключай. Больше всего досталось башне-мельнице. Она первой попала «под сокращение». В кабинете, где у рядовых партийцев десятилетиями от страха подкашивались ноги, грозно прозвучало: «А зачем нужна мельница? Хочешь, строй за свои деньги!»
]]>]]>Мы «прогибались», жертвовали малым, чтобы сохранить главное: уменьшили габариты двухсветного вестибюля, мельница из трехэтажной превратилась в двухэтажную. Появлялись и исчезали туалеты и гардеробы для посетителей на втором этаже. Но главная потеря проекта – это отказ заказчика от идеи создания парка развлечений вокруг здания ресторана… Между тем строительство набирало обороты. В начале 2009 г. мы занялись разработкой дизайна интерьеров. В это же время произошла очередная (третья за время проектирования) смена руководства ресторана «Лидо». Директором назначили Оксану Васильевну Фурсу, у которой, естественно, было свое видение, что такое «Лидо». И если последовавшие планировочные изменения были незначительными, то наша первоначальная концепция интерьеров подверглась кардинальной переработке. В результате мучительной, полной творческих терзаний совместной работы архитекторов Минскгражданпроекта и дизайнеров РУП «Лидо» интерьеры приобрели теперешние «фирменные» черты: совмещение несовместимого, насыщение пространства сверх меры деталями и архитектурными элементами, этакий «Ноев ковчег», где каждой твари по паре, буйство цвета и фактуры, воды и камня, дерева и металла, театральность и эпатажность действа, имя которому ПРАЗДНИК.
Итак, дорогие друзья, я предлагаю вам стать участниками нашего представления. Вперед за мной!
Главный подход к зданию – это диагональная аллея, пересекающая сквер от ул. В. Хоружей в направлении торгового центра «Зеркало». Пройдя под стеклянным навесом, посетители попадают в двухсветный вестибюль-рекреацию. Из него – на первый этаж в пивной зал или в банкетные залы (большой – Радзивилловский и малый – охотничий). Со стороны ТЦ «Зеркало» есть дополнительный вход в эти залы. Из вестибюля по открытой лестнице посетители поднимаются на второй этаж, где находится основная обеденная зона – детские залы и двухсветное пространство – так называемая рыночная площадь города мастеров (городская площадь). Единое пространство городской площади зонируется на отдельные тематические фрагменты: «у криницы», «башня», «переход», «паром», «карета», «крепость», «брама», «базар», «молочный бар», «салат-бар». Основной детский зал занимает двухсветное пространство башни-мельницы.
]]>]]>Тема белорусской народной архитектуры нашла свое отражение в решении фасадов ресторана – в стилистике и материалах, пропорциях и деталях. Главным элементом фасада, визитной карточкой центра отдыха «Лидо», безусловно, является башня-мельница с вращающимися крыльями-лопастями. Размеренные круговые движения гигантских решетчатых конструкций, подобно воде и огню, обладают магическим воздействием на человека: в статичную композицию они привносят динамизм, еще больше подчеркивают торжество вечного над скоротечностью, мелочностью, сиюминутностью. Мельница – это вера в будущность, надежда на вечность, наша любовь к ближним и далеким, ко всем, кого мы встречаем на своем пути. Подтверждение тому – построенный центр отдыха «Лидо» на Комаровке – плод совместных усилий архитекторов и инженеров, дизайнеров и художников, заказчиков и подрядчиков, всех тех, кто вложил частичку своей души в сотворение Мельницы на Комаровке.