В составе мероприятий по реализации Основных направлений градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденных указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 г. № 385, в 2012 г. предусмотрена разработка концепции развития белорусской национальной архитектуры. Это одно из ключевых положений совершенствования архитектурного облика городских и сельских поселений страны, повышения качественных характеристик среды жизнедеятельности населения.
Современный период развития Беларуси, как и всего человеческого сообщества, – период стремительных перемен. В условиях индустриальной массовой застройки быстро меняется облик страны, ее городов и сельских поселений, ландшафтов. К сожалению, не все преобразования позитивны. Просматриваются и негативные тенденции. Назрела настоятельная необходимость критического осмысления сделанного и разработки стратегии развития белорусской архитектуры.
Основная частьМногие города и сельские поселения Беларуси имеют древнюю историю. Например, Полоцк, Туров, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск основаны в IX–XI вв. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, в исторических поселениях сохранились выдающиеся архитектурные сооружения, в том числе включенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
К достижениям белорусской архитектуры ХХ в. можно отнести такие выразительные архитектурно-градостроительные ансамбли, как центральная часть пр. Независимости, ансамбль Дома правительства, выставочный комплекс «Белэкспо» на пр. Победителей, Слепянская водно-парковая система в Минске, застройка поселка Россь в Гродненской области, которые включены во Всемирную энциклопедию архитектуры ХХ в. как выдающиеся образцы мировой архитектуры.
В то же время созданная в 1960–1980-е гг. строительная база крупнопанельного домостроения, обеспечившая большие объемы жилищного и промышленного строительства по типовым проектам, привела к утере индивидуальности, своеобразия, которые отличают архитектуру регионов, городов, сел Беларуси.
В поселениях сконцентрировано историко-культурное и духовное наследие народа. Наряду с охраной и рациональным использованием уже имеющихся культурно-духовных ценностей важно, чтобы каждое следующее поколение создавало новые. Необходимы наращивание культурно-духовного потенциала поселений, формирование их индивидуального облика и повышение эстетических качеств, выявление и развитие национальных, региональных и местных архитектурных традиций, сложившихся с учетом культурных, исторических, ландшафтных особенностей. При этом следует усилить гуманизацию среды поселений, перейти от гигантомании в планировке и застройке городов к формированию сомасштабных человеку пространств.
Концептуальные положения развития белорусской архитектуры можно сгруппировать в 5 блоков:
1. Сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия, всего ценного, что образует культурную среду городских и сельских поселений страны:
- выявление и использование традиций и характерных особенностей белорусской национальной архитектуры;
- сохранение исторически достоверной среды городских и сельских поселений Беларуси, включающей историко-культурные и природные ценности, сложившуюся планировку, застройку, особенности благоустройства и архитектурно-ландшафтной организации территории;
- обеспечение преемственности при проведении реабилитационных и реконструктивных мероприятий, необходимых при эффективном использовании исторических объектов в современных условиях, гармоничном включении новых архитектурных сооружений в сложившуюся среду поселений;
- проведение научной экспертизы архитектурных и градостроительных проектов реновации районов исторической планировки и застройки;
- повышение культурно-духовных и эстетических качеств поселений архитектурно-градостроительными средствами, развитие национального самосознания населения.
2. Обеспечение высокого архитектурно-художественного уровня современной застройки, создание выразительных архитектурных ансамблей, формирование индивидуального облика каждого городского и сельского поселения, гармоничное включение в архитектурную среду поселений произведений монументального искусства и ландшафтной архитектуры:
- возведение уникальных архитектурных объектов и ансамблей в общественных центрах, на главных улицах и площадях городов, их отбор на конкурсной основе и при широком общественном обсуждении;
- исключение гигантомании при застройке городов, градостроительное регулирование размещения высотных зданий, искажающих сложившийся облик и масштаб городов;
- перестройка строительной индустрии, направленная на улучшение архитектурно-художественных качеств застройки при обеспечении здоровой и безопасной среды жизнедеятельности населения;
- обеспечение своеобразия и индивидуальности архитектурных и градостроительных решений сельских поселений;
- включение произведений монументального искусства в архитектурную среду поселений, обеспечение синтеза искусств при застройке и благоустройстве городов и сел;
- оснащение среды поселений средствами информационного дизайна, облегчающими ориентацию в пространстве;
- повышение разнообразия и качественных характеристик используемых малых ландшафтно-архитектурных форм, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления;
- создание выразительного праздничного оформления городских и сельских поселений.
3. Создание во всех городских и сельских поселениях комфортной, экологически, социально и эстетически благоприятной среды жизнедеятельности людей:
- формирование озелененных и благоустроенных жилых образований, удобно связанных с общественными центрами, местами приложения труда, городскими и загородными ландшафтно-рекреационными территориями;
- формирование комплексной жилой среды, включающей придомовые территории достаточной площади и озелененности, приспособленные для всех бытовых процессов, организуемых вблизи жилья (игры детей, отдых взрослых, парковка личных автомобилей и т.д.);
- установление и соблюдение научно обоснованной плотности жилой застройки для характерных типов городских и сельских поселений, ограничение высоты жилых домов массового строительства в крупных городах 9 этажами;
- создание в районах многоквартирной застройки бестранспортных дворов-садов, преимущественно замкнутых или полузамкнутых;
- недопущение градостроительно неоправданного размещения новых многоквартирных жилых домов повышенной этажности в сложившихся жилых массивах городов;
- улучшение пространственных качеств городской, сельской, рекреационной застройки, обеспечение композиционной взаимосвязи архитектурных сооружений с природным окружением;
- размещение на озелененных территориях площадок, трасс и объектов для физкультурно-оздоровительных занятий, способствующих формированию здорового образа жизни населения;
- создание безбарьерной среды, адаптированной к ограниченным возможностям физически ослабленных лиц всех категорий.
4. Создание условий, способствующих вовлечению общественности в обсуждение архитектурных и градостроительных проектов, популяризация лучших архитектурных решений, формирующих представление о художественном образе «белорусского жилого дома», выразительной и сомасштабной человеку общественной, производственной, рекреационной застройке:
- обязательное проведение конкурсов на проекты архитектурных решений застройки (реконструкции) общественных центров, главных улиц и площадей городов;
- обязательное проведение общественных обсуждений архитектурных и градостроительных проектов и учет мнения специалистов и жителей при доработке и утверждении проектов;
- создание условий, способствующих проявлению инициативы жителей по самостоятельному улучшению среды жизнедеятельности при соблюдении градостроительной дисциплины;
- проведение научных исследований, направленных на выявление прогрессивных и негативных тенденций развития белорусской архитектуры, разработка мероприятий по оптимизации процессов архитектурно-градостроительного развития поселений.
5. Создание архитектурными средствами положительного имиджа Беларуси в мире, возведение «знаковых» архитектурно-градостроительных объектов, символизирующих идею национального развития страны, развитие туризма как средства продвижения благоприятного мнения о стране:
- проектирование и строительство уникальных архитектурных и градостроительных объектов – «брендов» Беларуси, способствующих притоку внешних инвестиций;
- установление приоритетов инвестиционной стратегии, упрощение и повышение «прозрачности» процедур и правил инвестиционно-градостроительной деятельности, их законодательное закрепление;
- разработка и реализация национальных, региональных и местных программ и планов архитектурного обустройства поселений и территорий;
- развитие туризма с использованием выгодного транспортно-географического положения Беларуси, архитектурное и инфраструктурное обустройство транзитных туристских коридоров;
- развитие сети объектов приема и обслуживания туристов, формирование и развитие туристских комплексов и зон в городах – центрах туризма, создание условий привлечения частного капитала к развитию туристской инфраструктуры, восстановлению памятников истории и культуры;
- подготовка историко-культурных и природных ценностей к туристско-экскурсионному показу, разработка и архитектурно-ландшафтное обустройство туристских маршрутов;
- развитие информационных систем, связанных с мировыми туристскими информационными системами.
Вышеизложенные концептуальные положения развития белорусской архитектуры предназначены для обсуждения, результаты которого будут учтены в дальнейшей работе. Их предусматривается конкретизировать и дополнить, проиллюстрировать положительными и отрицательными примерами построенных и запроектированных архитектурных сооружений.
ЗаключениеПроблема совершенствования архитектурного облика городских и сельских поселений страны, развития белорусской архитектуры сложна и многогранна. Ее решение предусматривает: обеспечить сохранение историко-культурных и природных ценностей, зон исторической застройки, ландшафтов; создать условия формирования у людей чувства гордости за свой город, село, район, страну; обеспечить индивидуальный подход к планировке и застройке каждого поселения; обеспечить возрождение и развитие национальных, региональных и местных традиций, особенностей белорусской архитектуры, применение местных строительных материалов, декора, колористики; предусмотреть размещение и развитие в поселениях культурно-духовных объектов и комплексов, сакральных объектов разных конфессий; усилить гуманизацию среды поселений архитектурно-градостроительными средствами.
Литература
1. Основные направления градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы. – Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2011. – 72 с.
2. Градостроительная доктрина Республики Беларусь: Основные положения (проект). – Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2003. – 52 с.
3. Аладов, В.Н., Потаев, Г.А., Хачатрянц, К.К. Градостроительная политика в документах и на практике // Архитектура и строительные науки. – 2011. – № 1 (11). – C. 2–5.
Сегодня мы проектируем и строим экологичные, «умные», креативные города. Однако необходимо задуматься об архитектурно-художественном облике поселений, в которых будут жить наши дети и внуки. Изложенные в настоящей публикации концептуальные положения – повод для размышлений и дискуссии о путях развития архитектуры Беларуси в XXI веке. Материалы статьи предназначены для обсуждения, результаты которого будут учтены в дальнейшей работе над концепцией развития белорусской архитектуры.
Если в гражданских паспортах упразднена графа «национальность» – это свидетельство становления общечеловеческой культуры, внимание к личности вне зависимости от ее родословной. Но в архитектуре данная графа вполне назрела, поскольку «национальный вопрос» в ней ныне, пожалуй, как никогда ранее обостряется. Неслучайно по этой тематике сегодня все больше дискуссий-полемик, все чаще говорится-пишется… Однако без особых, запоминающихся познавательных и практических успехов. «Национальный вопрос» оказался слишком сложным, неприступным, как добротная крепость, которую не удается взять ни штурмом, ни осадой. В итоге – пространные рассуждения, невнятные выводы, банальные рекомендации.
Как бы то ни было, прямой, можно сказать, вопрос, поставленный временем, коснулся уже и нашей архитектуры, как вызов-волна современной цивилизации, изолироваться от которой на некоем острове-утопии просто невозможно. И ответ на него должен быть адекватным – современным и, конечно же, перспективным. Такая постановка-подход к этому злободневному вопросу уже сама по себе требует обстоятельности, захода издалека, обзора со всех сторон сей неприступной цитадели, начиная с самых общих-дальних положений-подступов…