Вы здесь

Новости проектирования и строительства

К Дню города жители Минска и гости столицы получили в подарок новое здание Центрального автовокзала.Следует подчеркнуть, что оно является лишь 1/15 (!) частью огромного многофункционального торгово-развлекательного комплекса, расположенного вдоль ул. Бобруйской, который внешне напоминает гигантский комфортабельный лайнер, плавно движущийся по заданной траектории. Это сооружение, запроектированное архитектурной мастерской "ТМВ Проект"(руководитель авторского коллектива Иван Виноградов), вносит свой весомый вклад в крупномасштабный проект реконструкции и преображения Привокзальной площади и прилегающих территорий.]]>]]>

Старый вокзал, который эксплуатировался с 1950-х годов и уже давно не отвечал никаким нормам и требованиям, работал на пределе своих возможностей. Территориальные ресурсы его изначально были минимальными – только одно место для разворота автобусов, и растущие объемы перевозок уже к середине текущего десятилетия поставили на повестку дня вопрос о строительстве нового здания.

Рождение образа

Проектиров]]>]]>щикам предстояло решить непростую задачу – создать современный вокзал, соответствующий всем требованиям столичного, причем в условиях, приближенных к экстремальным.

Дело в том, что площадка, отведенная для строительства, оказалась очень и очень сложной – узкая полоса между ул. Бобруйской и железнодорожными путями, вдоль которых проходит единственный путь загрузки железнодорожного вокзала. Перерезать артерию, "питающую"его, было смерти подобно. Улицу Бобруйскую полностью остановить тоже нельзя – половину ее "отрезали", сделав одностороннее движение. Кроме этих видимых изъянов там таились еще и внутренние – огромное количество различных коммуникационных сетей: старых, даже древних, новых, пересекающихся друг с другом и т.д. А проектируемая на перспективу линия метро, которая предположительно будет проходить прямо под зданием, требовала своих специфических решений. В общем, участок сложнейший. Но, как говорится, чем труднее, тем интереснее…

Земля в центре города всегда привлекательна для инвестора, и, взяв на себя обязательства по инвестированию нового автовокзала, он, естественно, желает соблюсти свои интересы. Вначале предполагалось насытить объект лишь минимальным набором дополнительных функций – помещениями торговли, питания и офисами.]]>]]>

Однако здание оказалось живым организмом и диктовало свои правила. В процессе проектирования и строительства менялось буквально все. Из просто автовокзала с торговыми площадями и автостоянкой, как замысливалось первоначально, здание благодаря изобретательной мысли архитекторов превратилось в современный многофункциональный комплекс, отвечающий всем правилам архитектурной и инженерной науки. Его основные составляющие – собственно автовокзал, который занимает примерно 1/15 часть всего комплекса, парковка на 500 м/мест, мощный 2-уровневый 2-светный шопинг-молл, офисная часть, рестораны, кафе, бары. И еще в процессе творческих поисков на верхних этажах появился 7-зальный кинотеатр – один из исключительных, беспрецедентных в практике проектирования подобных сооружений моментов.

Но в любом случае главными критериями для вокзального комплекса остаются красота, функциональность и современный уровень комфорта, что и было поставлено проектировщиками во главу угла. Тем более и положение обязывало: соседство с общепризнанной визитной карточкой города – железнодорожным вокзалом.

]]>]]>Создается впечатление, будто это архитектурное произведение изначально было призвано "принять огонь на себя", чтобы сгладить существующий в данном месте градостроительный контраст (парадная Привокзальная площадь и тут же – старая жилая застройка вкупе с железнодорожной зоной). Впечатляет архитектурная разработка фасадов: плавные изящные линии, утонченная пластика и гармоничное членение фасадов, стекло и гранит, придающие ощущение невесомости и в то же время брутальности. В общем, все составляющие архитектурной триады явственно прочитываются в облике здания.

Конструктивные и другие особенности

Строящийся объект – не просто архитектурный ансамбль, но и сложный инженерный комплекс. Он сочетает в себе множество разнообразных систем, технологий, обеспечивающих высокий уровень архитектурных и конструктивных решений, порой нестандартных и оригинальных.

Аналогов д]]>]]>анному сооружению, по мнению специалистов, вряд ли можно отыскать. Одним из аспектов его уникальности, например, является то, что автовокзал запроектирован под другим зданием, стоящим на огромной платформе, поднятой на 6–7 м выше уровня земли. А поскольку автобусы тоже разворачиваются под другим зданием, требовалось обеспечить возможность их максимальной маневренности, т.е. увеличить шаг колонн, который должен уходить на все этажи. В итоге он получился достаточно большим – 12х15 м. Это еще один пример эксклюзивности конструктивного построения комплекса. Кроме того, необходимо было достичь как можно большей высоты этажа эксплуатируемой части, следовательно – уменьшить высоту перекрытия. И вновь проектировщики нашли нестандартное решение: появились горизонтальные железобетонные конструкции, в которых использованы стальные канаты, работающие по принципу вант. Результат – налицо: высота балок уменьшена в два раза. (Кстати, канаты и даже парафин для наполнения труб, в которые они проходят, закуплены у производителя во Франции, шеф-монтаж осуществляли французские специалисты.)

Автобус тронется, перрон останется…]]>]]>

Автовокзал – 2-уровневое с подвалом здание общей площадью 3612,0 м2. В подвале размещаются подсобные и технические помещения. На двух этажах самого вокзала находятся административные, подсобные помещения, помещения для посетителей, пассажиров, кассовый зал, зал ожидания, буфет, комната матери и ребенка – все, что необходимо для его полноценной жизнедеятельности. Перрон вмещает 14 посадочных платформ и одну для высадки пассажиров, где одновременно могут стать 4 автобуса.

]]>]]>

Четырехуровневая парковка на 500 м/мест, устроенная по всем правилам и отвечающая современным требованиям, "выходит"на крышу. С каждого ее уровня можно попасть на любой этаж комплекса. Чтобы несколько "смягчить"нахождение в столь непростом месте такого огромного сооружения (общая площадь комплекса 56 967,0 м2), авторы включили в него элемент природы – разбили на крыше зеленый газон на 2,5 тыс. м2, который стал полноправным участником этой средовой композиции. Так что здесь, в "горнем"пространстве, комфортно будет пассажирам-посетителям, а может (настроимся на романтическую волну!), даже заезжему музыканту ("трубач на крыше"…).

Композиционным ядром всего торгово-развлекательного комплекса (не путать с вокзалом!), своего рода зрительной доминантой является входная зона, расположенная со стороны Привокзальной площади. Внутренняя связующая нить – многоуровневое пространство, где будут действовать панорамные лифты, эскалаторы, лестницы. На него "нанизываются"все функции комплекса – торговые, развлекательные, рестораны, кинозалы. Увенчано многоуровневое пространство фонарем верхнего света довольно внушительных размеров, в силу чего установка его требует от строителей ]]>]]>большого мастерства, над чем они сейчас и трудятся…

…Первая очередь строительства сдана. Молодой вокзал, грациозный и сильный, хоть и невелик "ростом", уже выполняет свое предназначение, живя предчувствием дороги. На объекте продолжаются масштабные работы, но уже сейчас очевидно, что в завершенном – совершенном – виде комплекс соединит в единое целое дух места, времени и творческого почерка автора. Что, впрочем, всегда отличает произведения архитектора Ивана Виноградова.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...