Вы здесь

Оконный бизнес: взгляд из Барселоны

]]>]]>Когда полностью выздоровеет мировая экономика, бог весть. Но, невзирая на туманное будущее, подавляющее большинство субъектов бизнеса рук не опускает. Ибо ведет их по жизни могучий инстинкт обогащения. Разумеется, озабочена прибыльностью и сфера светопрозрачных ограждающих конструкций. В октябре 2010-го командиры одного из ее отрядов – немецкого концерна Roto Frank AG, главным продуктом которого является оконная и дверная фурнитура – собрали в испанской Барселоне шесть десятков журналистов из одиннадцати стран. И поведали им о рыночных и производственных делах, причем не только о своих. Более или менее актуальная (даже, как представляется автору, на весну 2011-го) квинтэссенция чего – ниже.
     
Пусть кризис причинил нам боль…

]]>]]>Международный строительный сектор в целом еще далек от предкризисного, «нормального», уровня. (Здесь и далее – рассказ по состоянию на октябрь 2011 года.) Впрочем, концерн Roto здесь одно из исключений. Но шапкозакидательские настроения, считают в концерне, опасны – с кризисом шутки плохи. Жизнь рынков окон и светопрозрачных (балконных) дверей разных стран в основном отражает общее состояние строительной сферы. Сильнее всего кризис ударил по Пиренейскому полуострову. Заметное улучшение ситуации может случиться тут в 2011 году. Особый случай – Россия. После максимального спада в 2009-м ее рынок лихо выходил из кризиса вплоть до конца сентября 2010 года. Сравнительно неплохо чувствовали себя в этом же году Австрия, Швейцария и Германия. Однако в 2011-м немцы, в частности, ожидают для себя экономических трудностей, в том числе из-за сокращения государственной поддержки экономики. Почему кризис не расправился с Roto? Потому что концерн, в первую очередь, как и другие видавшие виды рыночные игроки, проводил эффективную ценовую политику. И не паниковал при этом, что иллюстрируется следующими словами: «Пусть кризис причинил нам боль, но он не сбил нас с выбранного курса».

Модернизация как фактор поддержки

]]>]]>Противодействие кризису на глобальном уровне по-разному сказывается на развитии регионов. Пока Соединенные Штаты буксуют, заметный подъем переживает, например, Юго-Восточная Азия. Согласно прогнозу Института мировой экономики, объем мировой торговли в 2010 году должен вырасти почти на 10 процентов (в 2009-м было 12 процентов). Но это средняя величина. Европа, демонстрируя нынче лишь умеренный рост, имеет шансы столкнуться с нелегкими проблемами выхода из кризиса. Их главные потенциальные источники – очень высокие национальные долги, необходимость жестко экономить, ]]>]]>нестабильные финансовые рынки. Объем строительства в Европейском Союзе уменьшается третий год подряд, в 2010 году ожидается 4-процентное снижение. Наибольший спад отмечен в строительстве новых квартир – в 2010-м на 45 процентов по сравнению с 2007 годом. Вместе с тем хоть и медленно, но постоянно растущий рынок модернизации зданий свидетельствует, что в долговременном смысле он неплохо «отбивается» от кризиса. И являет собой все более важный фактор поддержки всего строительства. Дном рецессии этой сферы видится 2010 год. А наилучшие возможности для выхода из кризиса у Восточной Европы и, прежде всего, Польши. Что касается Западной Европы, то оздоровление строительства здесь, похоже, откладывается, как минимум, до 2013-го.

Германия не на коне, и цены на сырье не радуют

]]>]]>Вернемся к Германии. В 2010 году строительство здесь «падало» в рамках общего финансово-экономического кризиса. Центральная ассоциация строительной промышленности Германии (ZDB) спрогнозировала снижение продаж в отрасли и в 2010-м (минус 1 процент), и в 2011-м (минус 2 процента). Не срабатывают, как ожидалось, экономические стимулы в общественном строительстве вследствие проблем в муниципальной экономике. Зато проклевывается некоторое улучшение дел в коммерческом строительстве. А успешнее всего, как уже ясно, состояние рынка модернизации зданий и квартир. К сожалению, непоследовательность политики государственной помощи ухудшает спрос. Особенно важен он для редевелоперских проектов, ориентированных на повышение энергоэффективности существующих объектов. Что касается подразделения оконных и дверных технологий Roto, то его доходы от продаж на 30 сентября 2010 года оказались на 16 процентов выше по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Притом достаточно высока ]]>]]>вероятность того, что по итогам 2010 года Roto достигнет наивысшего в своей истории уровня продаж. Вместе с тем руководство концерна настораживает то, что со второго квартала минувшего года цены на сталь и цинк сильно выросли и стали достигать предкризисного уровня. И Roto больше не способен компенсировать этот рост экономией в направлениях, не нуждающихся в указанных материалах.

Страдания Южной Европы и успехи Roto

]]>]]>Оценка общей рыночной ситуации в Южно-Европейском экономическом регионе Roto (Испания, Греция, Португалия, Италия и Франция) показывает, что концерн действовал тут в «очень трудной и даже катастрофической среде». Возьмем Испанию: 13,5 процента снижения объемов строительства в 2008-м, 21,5 процента – в 2009-м, продолжение спада в минувшем году. Серьезность ситуации ярко иллюстрирует огромное количество непроданных квартир – почти 700 тысяч. Если учесть, что в 2009-м в Испании было куплено немногим менее 100 тысяч квартир, резонно предположить: улучшение будет идти весьма медленными темпами. Для сравнения: в 2006-м, на пике строительного бума, в этой стране сдали в эксплуатацию свыше 865 тысяч квартир. Как и во всей Европе, в Испании особые надежды связывают со строительной модернизацией. И понятно почему: из более чем 30 миллионов квартир здесь лишь четверть]]>]]> «моложе» 13 лет, а 16 процентов – это квартиры, построенные более полувека назад. Испанские государственные программы, в том числе по экономии энергии, призваны побудить население больше тратить на строительные дела. Что должно положительно сказаться и на оконном рынке. А он в Южной Европе с 2008-го по 2010-й сократился примерно в два раза. Но, несмотря ни на что, в 2010 году подразделение оконных и дверных технологий Roto способно достичь в данном регионе двузначного роста продаж. Основа этого – безукоризненное исполнение поставок благодаря эффективному производству и логистике, а также безусловная ориентация на потребности клиентов.

Итальянцы любят древесину, французы – поливинилхлорид…

]]>]]>Каждый рынок имеет свои особенности. Посему предложениям производителей, работающих в разных странах мира, надлежит отвечать требованиям как местных рыночных партнеров, так и местных потребителей. Разумеется, это обстоятельство давно нашло отражение в корпоративной культуре Roto. Но при этом в концерне полагают, что промышленности невозможно добиваться своих целей лишь рациональным образом. Абсолютизация подобного подхода приводит к тому, что упускаются многие выгодные шансы. Так что неслучайно в Roto скептически смотрят на кампанию ассоциации «Окно + Фасад» (VFF) в Германии. Ее девизу «Новые окна экономят деньги», по мнению менеджеров концерна, недостает свойственной любому нормальному человеку эмоциональности, а вся тематика кампании сводится к чисто экономическому аспекту. И еще о местных особенностях. Во-первых, небезынтересно распределение доходов от продаж в ]]>]]>Южно-Европейском экономическом регионе Roto в 2010 году. На Италию должно прийтись 40 процентов, на Францию – 23 процента, на Испанию – 19 процентов, на Грецию – 14 процентов, на Португалию – 4 процента. Во-вторых, любопытно то, как разнятся южно-европейские оконно-дверные рынки в зависимости от применяемых для изготовления оконных рам материалов. Так, древесина первенствует в итальянском рейтинге – 45 процентов, за ней следуют алюминий (35 процентов) и поливинилхлорид (16 процентов). Во Франции главный материал – поливинилхлорид с долей в 62 процента, которому явно проигрывает идущий на втором месте алюминий с 21 процентом. А Испания и Греция являются вотчинами алюминиевых профилей, у которых здесь по 75 процентов.

Хочется побольше солнечного света

]]>]]>По крайней мере в странах Европейского Союза имеет место устойчивая тенденция увеличения площади стеклянных поверхностей и, соответственно, утяжеления оконных створок, а также полотен балконных дверей. Объясняется это в основном тремя причинами: политическими и юридическими требованиями, относящимися к повышению энергоэффективности зданий и защите климата, архитектурным приоритетом помещений с максимумом естественного освещения и потребностью собственников недвижимости в большей безопасности. Утяжеление створок выходит преимущественно за счет остекления. Рассмотрим в качестве примера оконную створку размером 100 на 200 сантиметров с поливинилхлоридным обрамлением. При замене одинарного остекления тройным вес одного только стекла в ней увеличивается с 40 до 80 кг. Вес же обрамления почти не меняется – это приблизительно 20 кг. В Центральной Европе, например, доля рынка, которая приходится на створки весом]]>]]> до 50 кг, составляет 80 процентов. Десять лет назад она равнялась 90 процентам. За те же годы доли по весовым категориям «от 50 до 80 кг» и «свыше 80 кг» увеличились соответственно с 9,5 до 16 процентов и с 0,5 до 4 процентов. А более всего растет объем рынка окон с весом створки свыше 130 кг. Очевидно, большие створки – это дополнительные точки запирания и закрытые части окна. Кроме того, большие створки – это повышенные статические и динамические нагрузки на светопрозрачную конструкцию. Все это обусловливает все более важную роль соответствующей фурнитуры. 

Ценны дискуссии, а не монологи

]]>]]>В заключение есть смысл отметить почти что совершенную организацию международного дня отраслевой прессы Roto в Барселоне. И места для слушателей, и освещение, и звук, и синхронный перевод, и изображения на экране были на очень высоком – как принято говорить, европейском – уровне. А главное – на собрании царила на редкость дружелюбная эмоциональная атмосфера. В течение пяти часов прозвучало пять докладов и непродолжительное, но содержательное заключительное слово. Еще два часа заняли кофейный перерыв и обед. Естественно, выступающие сумели полноценно высказаться, в том числе отвечая на многочисленные вопросы и включаясь в интересные дискуссии. Все это в лучшую сторону отличалось от многих белорусских семинаров и конференций. На них и технических сбоев хватает, и от множества коротких, а потому невнятных и непонятных выступлений голова кругом идет. Понятно, что на вопросы-ответы и споры при подобном раскладе времени не остается. А зачем, собственно, во времена Интернета людям собираться вместе? Безусловно, чтобы на равных общаться и дискутировать, а не только радовать докладчиков возможностью покрасоваться на трибуне.

Дмитрий ЖУКОВ,
канд. техн. наук

Фото автора

Автор благодарен представительству Roto Frank в Беларуси за организацию поездки в Барселону

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
Туризм “зеленеет” В последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая — невероятно...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Начав свое победное шествие с простого заполнения светопроемов зданий, стекло в настоящее время превратилось в незаменимый конструкционный материал....