Вы здесь

Октябрь

Версия для печати

28 октября 1523 г.

в Кракове вышла из печати поэма Миколы Гусовского “Песня пра зубра” (“Carmen de statura feritate ac venatione bisontis”). Поэма вначале была посвящена Папе Римскому Льву X, а в краковском издании – королеве Боне. Поэма проникнута чувством любви к родной земле, глубоким осознанием родины как места единственного и неповторимого. По существу Гусовский создал художественно-исторический гимн красоте своей отчизны. Зубр – аллегория родной земли и символ могущества, а ее богатая природа – всенародное достояние, источник здоровья, радости и воспитания патриотических и эстетических чувств.

Кожны народ не без роду i племя i мае
Летапiс свой i гiсторыi след на старонках.
М. Гусоўскi

4 октября 1720 г.

родился Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) (1720–1778), итальянский архитектор, художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. В 1740 г. поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации. Здесь он увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучался искусству гравюры на металле. С 1743 по 1747 г. жил в основном в Венеции.

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник “Гротески” (1745), а также серия из шестнадцати листов “Фантазии на темы тюрем” (1745, 1761). В этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной, или воображаемой, архитектуре – он воображал и показывал фантастические архитектурные конструкции.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной его работой в области реальной, “каменной” архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764–1765).

8 октября 1873 г.

родился Алексей Викторович Щусев (1873–1949), русский, советский архитектор, президент Академии архитектуры СССР, академик АН СССР, один из наиболее самобытных и интересных мастеров первой половины XX в.

В 1891–1897 гг. учился в Петербургской Академии художеств. В 1894–1899 гг. посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы. С 1913 г. жил в Москве.

Архитектор снискал популярность как мастер церковной архитектуры: церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве (1908–1912); паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910–1913) и др.

О Щусеве говорили как о представителе неорусского стиля, для которого характерно сочетание мотивов древнерусского зодчества с тонкой и творческой стилизацией.

А.В. Щусев выступал в равной мере и как историк, и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции – живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство началось в 1913 г.) – использовал мотивы русского барокко XVII в.

После 1917 г. руководил вместе с И.В. Жол-
товским проектом “Новая Москва” (1918–1925). Был директором Третьяковской галереи (1926–1929), организатором и директором (с 1946) Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще освоил авангардные принципы конструктивизма: соединил их с реминисценциями древности в известнейшей своей работе – Мавзолее В.И. Ленина на Красной площади (1929–1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации (гостиница “Москва”, 1932–1938).

Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев уделял внимание и педагогической деятельности. Он преподавал в 1908–1949 гг. в Высших художественно-технических мастерских, ВХУТЕМАСе, Московском архитектурном и других институтах.

6 октября 1876 г.

родился Ян Булгак (1876–1950), белорусский и польский этнограф, фольклорист, мастер художественной краеведческой фотографии. Родился на Новогрудчине, до 1912 г.
жил в д. Пересека Минской губернии. В 1912 г. открыл фотоателье в Вильно. С 1919 г. руководил фотолабораторией при факультете изящных искусств Виленского университета имени Стефана Батория. Был основателем Польского и Виленского фотоклубов и возглавлял их в 1919–1939 гг. Принимал участие в 174 международных выставках.

В довоенный период Вильно и Виленщина были основными темами его работ, а их главным действующим лицом – архитектура.

Ему принадлежат фотографии белорусских пейзажей, деревень и их жителей, которые публиковались в разных краеведческих изданиях. Из этнографической серии наиболее известными работами являются “Белорус из-под Клецка”, “Бабушка-белоруска из усадьбы Пересека под Минском”, “Бедняки-белорусы под Минском”, “Белорусская девушка из-под Клецка в народном костюме из домотканого сукна”. С 1945 г. жил в Варшаве.

1 (13) октября 1888 г.

в д. Пуньки Виленской губернии (теперь Глубокский район) родился Язэп Дроздович (1888–1954), белорусский живописец, график, скульптор.

Практически всю жизнь художник бедствовал, денег на краски и полотно не хватало, еще при жизни большая часть созданных им картин пропала. Однако мощный заряд его таланта и дарования оставил огромный след в белорусской культуре. Регулярные международные пленэры, которые проводятся на Глубокской земле в наше время, вдохновлены стилем творчества и жизни мастера. Странствующий художник Дроздович черпал свое вдохновение в беспрестанном движении, в вечном путешествии по белорусской земле.

Художественное образование получил в Виленской рисовальной школе профессора живописи И. Трутнева. Как и многие живописцы начала века, Дроздович увлекался стилем модерн. После революции работал в белорусском литературном издательском отделе Комиссариата просвещения, оформлял первый в Советской Беларуси букварь. В 1921 г. поехал в родные места, где продолжал заниматься творчеством. Он зарисовывал памятники архитектуры и этнографии и постоянно посылал все собранные материалы в Минск, в Институт белорусской культуры. 1920-е гг. были наиболее плодотворными в творчестве художника, большое влияние оказал на него и подъем национального движения в Западной Беларуси. В эти годы он пишет серию акварелей и рисунков “Глубокое”, графические серии “Пинщина”, “Мир”, “Любча”, “Крево”, “Гольшаны”, “Новогрудок и Новогрудчина”.

Много картин художник посвятил исторической теме – создал серию тематических портретов белорусского первопечатника Франциска Скорины.

Язэп Дроздович был летописцем не только земли, но и космоса: одним из первых стал изображать на своих полотнах жизнь на других планетах. В 1931–1932 гг. он написал серию графических листов и живописных полотен на космические темы: “Жизнь на Марсе”, “Жизнь на Сатурне”, “Жизнь на Луне”. Страсть художника к познанию тайн звездного неба приводит его к созданию космологической теории о происхождении планет Солнечной системы и написанию научно-популярной книги “Небесные беги”, монографии “Теория движения в космологическом значении”.

В 1950-е гг., когда Я. Дроздович уже редко писал пейзажи и портреты, но по-прежнему много путешествовал, основным источником заработка были рисованные ковры, созданные казеиновыми и масляными красками на самотканом, покрашенном в черный цвет полотне. На них были запечатлены ночные и лунные пейзажи, памятники архитектуры, растительные узоры.

Художник умер в бедности: современники так и не смогли оценить всей масштабности и исключительного размаха его таланта.

8 октября 1909 г.

родилась Наталья Николаевна Маклецова (1909–1993), инженер-архитектор, преподаватель. В 1931 г. окончила Ленинградский инженерно-строительный институт, работала архитектором, руководителем бригады в Белгоспроекте. В 1931–1938 гг. участвовала в разработке проектов жилых домов для Витебска, Гомеля, Минска. Впоследствии преподавала на кафедре архитектуры Белорусского политехнического университета.

30 октября 1921 г.

состоялось официальное открытие Белорусского государственного университета.

13 октября 1929 г.

в Минске был пущен первый трамвай. На момент открытия существовало два маршрута:

– Товарная станция – Комаровка (13 остановок: 9 постоянных и 4 по требованию);

– Вокзал – площадь Свободы (3 остановки, 2 из них постоянные).


comments powered by HyperComments
Читайте также
14.04.2005 / просмотров: 14 515
“Быть или не быть” промышленным предприятиям в центральной части города? Этот вопрос, на первый взгляд, решается однозначно –...
21.10.2005 / просмотров: 4 481
Посвящается Н.С. Национальные традиции в монументальном искусстве Беларуси в 20—30-е годы ХХ столетия …И памятник как будто ожил, Как...
23.05.2008 / просмотров: 8 415
Трудно переоценить значение художественных открытий авангарда в развитии модернистской архитектуры первой половины ХХ в., экспериментальных поисках...