]]>]]>65-летний юбилей Николай Александрович Сморчек, член Белорусского союза архитекторов, директор творческой мастерской встречает во всеоружии профессионального и жизненного опыта. Сполна познав радость творческих успехов, признание коллег и общества, он имеет все основания гордиться результатами своего труда. Они на виду и добром служат жителям городов и сел страны.
Деятельность архитектора Н.А. Сморчека, воплощенные им в жизнь идеи и проекты стали не только неотъемлемой частью его собственной жизни, но и целым этапом градостроительной истории города Орша. Авторитет его здесь стабильно высок и основывается на симбиозе профессиональных и человеческих качеств.
Говорят, юбилей – это повод для подведения итогов пройденного пути, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Но, думается, это еще и возможность сказать о том, о чем в суете повседневности или забываем, или просто не задумываемся.
Любимая работа всегда была смыслом его жизни. И сегодня творческая энергия бьет ключом, не позволяя почивать на лаврах, а планов – «громадье». Он поглощен новыми идеями и поиском способов их воплощения, не замечая «годов поспешный шаг».
]]>]]>Открывшаяся 1 апреля в Орше юбилейная экспозиция, приуроченная к 65-летию Николая Александровича, отражает лишь малую часть его разноплановой творческой деятельности. Объемные градостроительные проекты и малые архитектурные формы, ландшафтное благоустройство городских дворов и территорий, мемориалы и церкви, магазины и банки, коттеджи и автозаправки…
Способность активно жить и продуктивно работать, быстро реагировать на открывающиеся возможности и умение ими пользоваться – залог того, что услуги предприятия, возглавляемого Сморчеком, получили известность и находят спрос за пределами Беларуси. В то время как проектные институты лишь разрабатывают намерения об экспорте услуг, творческая мастерская из Орши разрабатывает конкретные проекты для российских заказчиков, в частности жилой район Юг-3 с кинотеатром, гостиницей и необходимой инфраструктурой, район Миловидово и микрорайон Вязовеньки в Смоленске.
В целом за профессиональную жизнь Николай Александрович реализовал более 1200 творческих замыслов и проектов. Многие из них являются знаковыми, определяющими новый рубеж в творческой судьбе, и каждый по-своему близок и дорог.
Родился Николай Александрович Сморчек в д. Березовичи Бобруйского района. После срочной службы в Заполярье в ракетных войсках стратегического назначения вернулся домой: надо было помогать матери растить младших брата и сестру, обустраивать дом. Пошел работать на завод «Бобруйсксельмаш» и вскоре стал токарем третьего разряда. Поступил на заочное обучение в Могилевский машиностроительный институт на специальность «Технология металлообработки». Отлично сдал переводные экзамены на второй курс, но… забрал документы и поступил в Брестский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Призвание позвало за собой.
Получив диплом с отличием, молодой специалист в 1975 г. был распределен на должность главного архитектора молодого и бурно развивающегося по тем временам Новолукомля. С городом на Днепре его трудовая биография связана с 1978 г. Поначалу в течение года работал заместителем у Георгия Кирилловича Горанского – одного из опытнейших градостроителей, ветерана войны и труда, бывшего тогда главным архитектором Орши. Николай Александрович Сморчек сменил его на этом посту в 1979 г. и отработал главным архитектором Орши более 10 лет. В 1990 г. одним из первых в Беларуси он создал творческую мастерскую, статус которой до настоящего времени остался неизменным.
Усилиями его мастерской, например, реставрирован один из символов Орши – мемориал, посвященный легендарной «катюше». Достойный внешний вид приобрели при подготовке к «Дажынкам-2008» набережная, улицы, дворы и площади города на Днепре – стали удобными, красивыми и привлекают внимание его жителей и гостей. Сегодняшние проекты интересны комплексным формированием среды обитания. К примеру, микрорайон «Восток», который возводится по замыслу архитектора в Толочине, или ипподром в Бешенковичском районе, включающий кроме трибун, беговой дорожки, конюшни, тренировочной площадки гостиницу и зону отдыха.
Замечательна в своей простоте и соразмерности архитектура уютно организованных в застройке усадебных домов, сельских и райцентровских клубов, банковских учреждений, торгово-общественных комплексов. Они возведены не только в Орше – в Полоцке, Волковыске, других городах республики. И особенно ценны тем, что архитектор тактично и бережно работает с контекстом пространства. Внедряя в него новые объекты, стремится к гармонии и не нарушает существующего порядка: «главное – не испортить, ведь любое строение, появившееся не на своем месте, может навредить облику города или поселка».
]]>]]>Николай Александрович не устает повторять подчиненным, что градостроительство – серьезная наука. Все должно быть взаимосвязано: рядом с жильем в пределах пешеходной доступности важно разместить и торговые предприятия, и школы с детсадами, и медицинские учреждения. С использованием этих принципов распланированы районы усадебной застройки в Орше, Толочине, Миорах, агрогородок Бабиничи под Оршей. Что касается индивидуальных домов, коттеджей, их около двух сотен в активе творческой мастерской.
Отвечая за эффективность ее работы, управляя повседневной деятельностью коллектива Николай Александрович активно занимается архитектурой. Он необычайно плодотворный человек с обширным кругом профессиональных интересов. Самостоятельно и, кстати, безвозмездно закончил разработку проекта церкви в д. Устье Оршанского района. Это его дар местным верующим, которые, считает, достойны жить полноценной духовной жизнью. Не забывает и свою давнюю
мечту превратить Оршу в город современных фонтанов: «со струями, внезапно бьющими из-под плит, с музыкой. Уже наметил ряд мест, где их можно расположить. Труженики нашего промышленного города это заслужили».
]]>]]>О периоде своей работы на посту главного архитектора Орши вспоминает с теплотой и признательностью: прошел хорошую профессиональную школу. Участвовал в разработке плана детального развития города. К собственным заслугам не без гордости относит проектирование и обустройство оршанского микрорайона № 2 на пустовавшей территории воинской части. Прежде чем добиться изъятия этой земли в коммунальную собственность, пришлось набить немало шишек и по ходу дела вырабатывать пробивные способности. Впрочем, и тогда за государственными заботами и административными обязанностями не забывал о своем главном предназначении – творчестве: «карандаша из рук не выпускал, не раз становясь к кульману даже дома».
Интерес к новому, способность упорно и быстро учиться Н.А. Сморчек сохраняет в течение всей жизни. В свое время повышал квалификацию в МАРХИ, побывал на учебе в Китае, Норвегии. И сегодня не пропускает возможности посетить зарубежные выставки. По его мнению, лишь карьерный рост имеет потолок, а профессиональное развитие, приобретение новых знаний ничем не ограничены. Сам он прошел аттестацию и как главный архитектор, и как главный инженер проектов, освоил организацию строительного производства. И, обучая профессиональным навыкам молодых специалистов, вовсе не считает для себя зазорным поучиться у них.
]]>]]>Творческая мастерская архитектора Сморчека Н.А. за 23 года своей деятельности разработала более 600 проектов различного назначения, подавляющее большинство которых реализовано в разных регионах страны. И уже не арендует, как поначалу, маленькое помещение в жилом доме, а располагается в симпатичном двухэтажном здании, построенном собственными силами в уютном дворе в центре Орши на пересечении улиц Мира и Ленина.
]]>]]>Крупносерийным архитектурным проектированием здесь не занимаются. Разработки предприятия – штучный товар. Каждый проект по-своему уникальный: любое здание должно соответствовать своему назначению не только по архитектуре, но и гармонично вписаться в окружение. Никто лучше сотрудников мастерской не может знать ткань города, особенности сложившейся застройки, ландшафта, а значит, и создать удобный, рациональный дом в красивых экономичных конструкциях или грамотно запроектировать инженерные коммуникации, или благоустроить территорию – не дежурно, общепринято, официозно, а на загляденье!
Сегодня на проектно-строительном унитарном предприятии работают четыре отдела: архитектурно-строительный, планировки и благоустройства городских территорий (совместно с геодезической группой), инженерный и отдел по подготовке и выпуску документации. Коллектив, по словам его руководителя, объединяет творческих и перспективных специалистов, заинтересованных в конечном результате и умеющих строить отношения с заказчиками. И это главное.
Николай Александрович выстроил структуру, в которой у каждого сотрудника четко определенная функция, и умеет мотивировать коллег для достижения целей. Жизненный опыт выработал в нем мудрый принцип отношения к людям: искать в каждом и акцентировать сильные, хорошие стороны и не подчеркивать недостатков. И происходит удивительное: стремясь оправдать доверие, сотрудники подтягиваются, испытывают веру в свои силы и желание работать. Ощущают свою значимость и гордятся своей работой. Твердая деловая этика, готовность брать на себя дополнительную ответственность – главные составляющие стабильности дела и коллектива.
Нередко сотрудники, достигшие профессионального расцвета в стенах мастерской, переходят на более высокий уровень, уезжают в Минск или Витебск. Но руководитель не опасается набирать молодых специалистов. Работая с ним плечом к плечу, они получают уроки творческого и делового подхода к профессии, учатся проектному мышлению и всегда могут опереться на его богатый творческий и жизненный опыт. Ведь получить образование, считает Николай Александрович, – это одно, а путь к профессии каждому предстоит долгий и непростой. Тот, кто сумеет соединить в себе, с одной стороны, качества архитектора – художника и творца, а с другой – инженера, прораба и администратора в одном лице, имеет шансы сделать профессиональную карьеру.
У него это получилось. И главным образом благодаря неоценимой поддержке родных и близких людей. Николай Александрович твердо убежден: «Трудно, когда остаешься с проблемами один на один, а когда есть на кого положиться, намного легче». Жена Людмила Иосифовна и дочь Ольга – одна из ведущих архитекторов мастерской – всегда рядом.
…Время всем нам устраивает проверку, испытывая на прочность. Не каждый способен под напором меняющихся обстоятельств не «потерять себя», сохранить человеческое и профессиональное достоинство. И за дальнейшую судьбу человека никто не в ответе. Кроме него самого.
Как признается Н.А. Сморчек, оглядываясь на пройденный путь, в глубине души он доволен масштабом сделанного. Но сегодня он больше знает о себе, чем лет десять назад, и лучше понимает поступки других людей, больше интересуется миром в целом и стремится творить добро. И верит, что ему еще многое предстоит сделать.