Вы здесь

Беларусь – Венесуэла: Рождение города

Работа над проектом города-спутника Техериас в Венесуэле стала для нас проверкой на прочность. Постоянно возникало множество проблем – начиная с языкового барьера и заканчивая формулировкой конечной цели, ради которой, собственно, проект и затевался. Причем на его разработку было отведено всего полгода, что и по нашим меркам крайне мало, а по венесуэльским вообще выглядело фантастикой.

Надо сказать, что система проектирования в Венесуэле достаточно консервативна и многоступенчата. Терминология и понятия тоже в значительной степени отличаются от принятых у нас. Поэтому, говоря об одном и том же, мы часто не понимали друг друга. К тому же своеобразие менталитета наших коллег… Венесуэльцы работают медленно, подолгу обсуждают очевидные на наш взгляд вещи, и, уже договорившись о чем-то, нельзя быть уверенным, что они это выполнят. К тому же частая смена руководителей и участников проекта с венесуэльской стороны не способствовала активному продвижению работы.

Однако профессионализм победил, и мы совместно пришли к решению разделить процесс проектирования на два этапа. На первом этапе анализируем территорию от г. Лас Техериас до г. Ла Виктория и даем рекомендации по размещению города-спутника. А после его утверждения приступаем к разработке партикулярного (детального) плана непосредственно самого города-спутника, что являлось конечной целью проекта.

Существовала договоренность, что проект будет выполняться в соответствии с белорусской методикой градостроительного проектирования (на основе опыта градостроительного планирования социалистических городов), но адаптированной к венесуэльским реалиям. Таким образом, произойдет не только профессиональный, но и культурный взаимообмен. К тому же присутствовала еще одна не менее важная цель – политическая: экспорт опыта, нормативных и методических подходов, используемых в сфере градостроительного планирования Республики Беларусь.

Текире Флорес – центр урбанизированной оси

Исследуемая территория, расположенная между городами Каракас и Маракай в штате Арагуа – в 70 км юго-западнее Каракаса и в 20 км восточнее Маракая, представляет собой густонаселенную узкую долину, окруженную горами. Протяженность ее более 20 км, ширина колеблется от 1,5 км до 200 м. По территории проходит межрегиональная автомобильная скоростная магистраль (ЕХР-1 Autopista), соединяющая Каракас с Валенсией и городом Маракай – столицей штата Арагуа, а также шоссе Panamericana – региональная магистраль общегородского значения, объединяющая населенные пункты Ла Виктория, Эль Консехо, Сабанета и Лас Техериас в единую конурбацию.

Эти четыре населенных пункта объединены в урбанизированную территорию на оси Ла Виктория – Эль Консехо – Сабанета – Лас Техериас и считаются единым городским пространством, состоящим из более мелких функционально-пространственных территориальных единиц, в состав которых входят застраиваемые и свободные территории. Долины рек Арагуа и Туй являются природным экологическим каркасом оси урбанизации. Жилая застройка чередуется с промышленными территориями и сельскохозяйственными угодьями.

В обосновывающей части проекта собраны исходные данные и исследованы основные составляющие: жилые, промышленные и природные территории, транспортные и инженерные коммуникации. Проанализирована реализация генерального плана на эту территорию, выполненного в 1995 г. Правда, анализ проведен экспертно по материалам Основных положений, чертежа функционального зонирования и натурного обследования, так как сам проект генплана сгорел во время пожара в Государственном архиве.

Далее была разработана и представлена концепция градостроительного развития урбанизированной оси Ла Виктория – Эль Консехо – Сабанета – Лас Техериас, разработаны варианты функционально-планировочной организации городской агломерации.

Концептуальные предложения предусматривали два варианта развития – интенсивный и менее интенсивный. Их принципиальное отличие заключалось в отношении к использованию сельскохозяйственных земель. Частичное использование земель для размещения жилых и общественных функций оправдано необходимостью активного выхода города к трассе железной дороги и скоростной автомагистрали. Такой подход предоставляет дополнительные возможности для размещения жилья высокого качества, деловых и общественно-культурных центров, включения объектов туризма и обслуживания как дополнительного потенциала экономического развития территории. Кроме того, обеспечивает создание рабочих мест в сфере обслуживания и формирование выразительного архитектурного облика города.

На последующем этапе проводилось сравнение планировочных районов, выделенных в концепции планировочного развития, с целью выбора одной из площадок для разработки и будущей реализации партикулярного плана. В результате нами рекомендована, а венесуэльской стороной утверждена площадка в районе Текире Флорес – центральной части урбанизированной оси. Территория данного района позволяет создать компактное градостроительное образование качественно нового уровня жилой среды. А когда будет налажено устойчивое железнодорожное сообщение, данный район можно рассматривать в качестве города-спутника столицы страны – Каракаса. Всего на площади 195 га предусматривается проживание 27,0 тыс. жителей, в том числе 16,5 тыс. на первую очередь в домах социального типа.

Планировочная структура района

]]>]]>Общая планировочная идея представляет собой крестообразную композицию, где горизонтальная ось – это ландшафтное природное русло Quebrada Guaremita, правого притока р. Туй, к которой примыкают жилые образования, а вертикальная – урбанизированное многофункциональное пространство. Здесь предусматривается размещение новой жилой застройки, объектов обслуживания, административно-общественных и офисных помещений, торговых, бытовых, спортивных, культурно-зрелищных и медицинских учреждений, школьных и дошкольных учреждений, пассажирской железнодорожной станции.

В северной части участка находятся постройки усадьбы XIX в., представляющие историческую ценность, поэтому парковые территории и историко-культурный комплекс предполагается использовать как объекты туризма.

Планировочная структура и очередность освоения выполнены с учетом природных особенностей территории, существующей сети улиц и дорог, а также сложившейся собственности на землю. Основу планировочной структуры составляют увязанные с существующими новые магистральные и жилые улицы.

Главная планировочная ось района – городская магистраль АRT-2, запроектированная с возможностью организации трамвайного движения. Проходит она по центру новой высокоплотной застройки и связывает ее с промышленными районами, общественными и туристическими центрами урбанизированной оси Ла Виктория – Эль Консехо – Сабанета – Лас Техериас.

Природной осью проектируемого района является протекающий параллельно главной улице Quebrada Guaremita, который разделяет его на северную и южную части. В направлении север – юг планировочными осями выступают две улицы районного значения, обслуживающие центральную зону района. По ним осуществляется связь жилых кварталов с центром, внешним транспортом, местами приложения труда и местами отдыха.

Архитектурно-пространственное решение застройки

Оно непосредственным образом связано с этапами реализации.

На первом этапе осуществляется строительство социального жилья (на основе типовых проектов) и сопутствующих объектов инфраструктуры, что диктуется необходимостью решения первоочередных социальных задач, стоящих перед правительством.

Жилые дома формируются в отдельные кварталы группами по 8–10 домов. Замкнутые кварталы застройки имеют благоустроенные дворовые пространства и дают возможность создания кондоминиумов и кооперативов. Они соединены зелеными пешеходными бульварами, на которые ориентированы школы, детские сады и объекты обслуживания. Каждый из кварталов имеет стоянку для хранения личного автотранспорта.

Применение типового проекта, безусловно, ограничивает пластику и архитектурно-художественный облик застройки. К тому же этажность застройки не будет превышать 5 этажей. Поэтому во избежание монотонности и однообразия и для улучшения ее эстетических качеств предусматривается размещение кварталов на разных террасных уровнях с использованием разнообразных колористических решений, а отдельные повторяющиеся элементы фасадов и унификация кровли позволят создать единый ансамбль.

Архитектурно-пространственными акцентами застройки на замыкании визуальных осей будут служить общественные сооружения, общественные пространства, а также отдельные элементы жилых зданий.

Второй этап связан с решением вопросов отчуждения земель, находящихся в частной собственности, и развитием социальных преобразований. Это прежде всего создание более комфортной среды проживания и формирование рынка жилья.

Центральное ядро жилого района, являющееся полностью пешеходным, представляет собой компактное общественное пространство, активно связанное со всеми планировочными районами и ландшафтно-парковой зоной. Центр разделен на функциональные зоны, каждая из которых объединяется вокруг своей площади, между собой они связаны системой перетекающих пешеходных и озелененных пространств. Вдоль основных пешеходных связей предусматривается устройство велодорожек, центральное ядро будет благоустраиваться с применением различного мощения, устройства навесов, фонтанов и декоративного озеленения.

Освоение южной части района относится к третьему этапу реализации. Это напрямую связано с завершением строительства железной дороги, которая соединит район с Каракасом.

Территория застройки находится в пониженной части и хорошо экспонируется как с трассы высокоскоростной магистрали Autopista, так и с железной дороги, проходящей в эстакаде. Здесь смогут проживать не только местные, но и жители Каракаса – регулярность и интенсивность железнодорожных пассажирских связей дают такую возможность.

Район будет застраиваться жилыми домами улучшенного типа квартальной системы с живописной конфигурацией самих кварталов, ориентированных своими дворовыми пространствами на парковую прибрежную зону.

Средняя этажность застройки – 4 этажа. Кварталы объединяются пешеходным бульваром, проходящим по центру, и парковой набережной вдоль реки. Вдоль бульвара расположены школы, детские сады и объекты обслуживания. Будут реализованы водное благоустройство, расчистка и упорядочение русла Quebrada Guaremita.

Центром южного жилого образования является активное пешеходное пространство, главные элементы которого – пассажирская железнодорожная станция и многофункциональный общественно-торговый центр. Платформа, объединяющая эти два объекта, перетекает в площадь, образованную жилой застройкой с коммерческими предприятиями в первых этажах, и выходит на открытое природное парковое пространство набережной Quebrada Guaremita. Круговая платформа над рекой – доминанта парковой зоны – выступает в роли обзорной площадки и служит в качестве пешеходной связи между северной и южной частями.

Реализация всех этапов планировочного и архитектурно-пространственного решения жилого района позволит получить законченный, разнообразный и запоминающийся образ.

P.S. Несмотря на все трудности и экстремальные условия, мы получили богатый опыт профессиональных и человеческих отношений, удовлетворение от процесса и результата совместной работы. Надеюсь, что подобные чувства испытали и наши венесуэльские коллеги.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...