В статье обозначены некоторые транспортные проблемы крупных городов Беларуси, приводится решение путем развития систем общественного транспорта, прежде всего железнодорожного, и строительства транспортно-общественных центров (ТОЦ). Предлагается типология данных градостроительных объектов согласно размещению в структуре города и выполняемых функций, приводятся основные параметры освоения и функционального наполнения различных видов ТОЦ.
The article highlights the way of solving transportation problems of large cities of Belarus by introducing new system ofpublic transport based on the city railways. The Transport& Public Centres (TPC) are introduced as the key elements of the system. The typology of Transport& Public Centres is proposed based on the centre location and its role. The centre development figures and function mix is proposed for each type.
ВведениеВ г. Минске и крупных городах Беларуси автомобильные заторы стали обыденным явлением. Городские власти пытаются решить данную проблему путем расширения проезжих частей улиц и строительства новых участков улиц и дорог. Хотя, как показывает опыт некоторых стран, строительство только улично-дорожной сети не помогает справиться с автомобильными заторами: зачастую, это наоборот приводит к росту уровня автомобилизации населения и способствует использованию личного автотранспорта для внутригородских поездок [2].
Проблему разгрузки улиц от автомобильного движения целесообразно решать, с одной стороны, за счет приоритетного развития внеуличного (рельсового) общественного транспорта, а с другой, что не менее важно, путем концентрации городской жизнедеятельности вдоль линий внеуличного рельсового транспорта с уплотнением застройки в зонах транспортных узлов. Данные территории в крупных городах Беларуси в настоящее время используются неэффективно, а функциональное назначение объектов, расположенных у станций и остановочных пунктов железной дороги, как правило, не соответствует ценности и потенциалу территорий.
Основная частьДля более эффективного использования городских прирельсовых территорий необходимы согласованные действия, которые должны предпринять заинтересованные стороны: Белорусская железная дорога, исполнительные органы и соответствующие коммунальные предприятия рассматриваемых городов. В комплекс мер входят следующие мероприятия: вынос транзитного грузового движения, укладка дополнительных и модернизация существующих железнодорожных путей, строительство новых и, при необходимости, перемещение и модернизация существующих пассажирских станций и остановочных пунктов, подведение к ним линий городского общественного транспорта и др.
Комплексное развитие внеуличного (рельсового) общественного транспорта в крупных городах Беларуси должно сопровождаться формированием транспортно-общественных центров на основе пассажирских железнодорожных станций и остановочных пунктов. В зависимости от условий размещения целесообразно формирование транспортно-общественных центров (далее - ТОЦ) с различными характеристиками, интенсивностью освоения, функциональным составом.
Проанализировав сложившиеся транспортные узлы и потенциальные территории для формирования ТОЦ в г. Минске и крупных городах Беларуси в зависимости от расположения в планировочной структуре города [3] предлагается выделить 4 основных типа ТОЦ:
Ц - размещаемые в центральной зоне города;
С - размещаемые в срединной зоне города;
П - размещаемые в периферийной зоне города;
З - размещаемые в ближайшем пригороде (за чертой города).
Предлагаемые параметры освоения территории ТОЦ и их зон влияния, рекомендуемые объекты для размещения в ТОЦ, а также типовые объемно-пространственные и функционально-планировочные модели различных типов ТОЦ приведены в таблице 1.
ТОЦ в центральных зонах городовВ центральных зонах крупных городов предлагается формировать ТОЦ двух подтипов:
Ц1. ТОЦ данного подтипа формируется на основе главной пассажирской железнодорожной станции города (вокзала). Отличительная функция данного подтипа ТОЦ - обслуживание пассажиров дальнего (международного и междугороднего) следования. В состав данного подтипа ТОЦ входят объекты для обслуживания пассажиров вышеназванной категории: гостиницы, конференц-залы, рестораны и др.
ТОЦ данного подтипа в г. Минске и крупных городах частично сформировались, представляя собой здание (или комплекс зданий) железнодорожного вокзала, привокзальную площадь, сложившиеся элементы улично-дорожной сети, застройку жилого и общественного назначения с высокими репрезентативными качествами. Почти во всех крупных городах (кроме г. Гродно) в состав ТОЦ данного подтипа входит автовокзал (автостанция). В г. Бресте вместо обособленного автовокзала, в настоящее время располагающегося на расстоянии нескольких кварталов от железнодорожного вокзала, что значительно осложняет пересадку с одного вида внешнего транспорта на другой, предусмотрено строительство нового автовокзала для международных и междугородних сообщений [1] с созданием единого комплекса с железнодорожным вокзалом.
В настоящее время во всех рассматриваемых городах так называемая «залинейная» часть (т.е. располагающаяся за железнодорожными путями на противоположной стороне от центра города) ТОЦ остается неосвоенной или заполненной застройкой, несвойственной центральной части города. Данные территории должны быть использованы для размещения застройки преимущественно общественного назначения с параметрами, применяемыми для центральной части города.
Ц2. ТОЦ данного подтипа может быть сформирован на основе станций пригородно-городского скоростного внеуличного транспорта, которые, учитывая особенности прокладки линий данного вида транспорта в центральных зонах городов, должны располагаться в подземном уровне. В перспективе ТОЦ данного подтипа могут быть сформированы в Бресте, Гродно и Могилеве. В г. Минске формирование ТОЦ данного подтипа на железнодорожных станциях представляется нецелесообразным, т.к. функцию скоростного внеуличного транспорта выполняет метрополитен, а станции и их зоны влияния, по сути, являются транспортно-общественными центрами [4].
ТОЦ в срединной зоне городовВ срединной зоне города ТОЦ должны быть сформированы на территориях, которые в настоящее время используются неэффективно: заняты комунально-складскими, коммуна- нально-обслуживающими, транспортными и другими объектами. Данная зона города должна быть наполнена общественной функцией, высокоплотным жильем.
В срединной зоне города целесообразно формировать ТОЦ одного подтипа:
С1. ТОЦ данного подтипа формируется на основе пассажирской железнодорожной станции или остановочного пункта, платформы которых для уменьшения времени пересадки на городской уличный транспорт должны быть перенесены к улицам общегородского значения. В г. Минске на основе железнодорожных станций в местах пересадки на станции метрополитена (Институт Культуры, Минск-Восточный, Минск-Северный) могут быть сформированы пригородные вокзалы, которые разгрузят головную станцию Минского железнодорожного узла - Минск-Пассажирский - от излишнего пассажиропотока, формируемого пригородными поездами и подвозящими маршрутами общественного транспорта.
Таблица 1 - Типология транспортно-общественных центров (ТОЦ), предлагаемых для формирования в Минске и крупных городах Беларуси.
В состав ТОЦ подтипа С1 могут быть включены некоторые общественные и транспортные объекты, которые по соображениям охраны историко-культурного наследия и сохранения целостности облика исторических центров городов не могут быть размещены в центральных зонах городов: высотные административно-деловые здания, торговые комплексы, многоуровневые надземные автостоянки и др.
Территории ТОЦ данного типа должны быть освоены с параметрами, применяемыми для центральной части города.
ТОЦ в периферийной зоне городовВ периферийной зоне города целесообразно формировать ТОЦ пяти подтипов:
П1. ТОЦ данного подтипа формируется на жилых территориях у пересечения железнодорожной линии с улицей общегородского или районного значения. Данный подтип ТОЦ может выполнять функцию локального общественного центра для прилегающего жилого района.
П2. ТОЦ данного подтипа формируется на границе жилых и производственных территорий у пересечения железнодорожной линии с улицей общегородского или районного значения. В состав ТОЦ данного типа могут быть включены административно-бытовые здания предприятий.
П3. ТОЦ данного подтипа формируется у крупного спортивно-зрелищного объекта у пересечения железнодорожной линии с улицей общегородского или районного значения. Данный подтип ТОЦ выполняет обслуживающую функцию по отношению к крупному спортивно-зрелищному объекту, обеспечивая условия комфортной доставки и отправления зрителей и посетителей данного объекта, а также может выполнять функцию общественного центра прилегающего жилого района. Наличие данного типа ТОЦ благоприятно сказывается на функционировании транспортной системы городов, т.к. на радиальных центростремительных линиях железнодорожного транспорта формируется реверсивный поток, обеспечивающий более равномерную загрузку подвижного состава, а также создаются условия для использования общественного транспорта (вместо личного автотранспорта) зрителями и посетителями для подъезда к спортивно-зрелищному объекту [5].
При организации данного типа ТОЦ необходимо предусмотреть создание открытых площадей у станции или остановочного пункта и самого спортивно-зрелищного объекта, удобных пешеходных связей, способных вместить расчетное количество зрителей комплекса во время проведения мероприятий. Рекомендуется насыщать данное пространство объектами общественного обслуживания (магазинами, пунктами питания и др.), что позволит привлечь посетителей спортивнозрелищного объекта до начала мероприятия и после его окончания, тем самым нивелируя пиковые нагрузки.
Формирование данного подтипа ТОЦ возможно на основе остановочного пункта Масюковщина в г. Минске, а также в других городах при строительстве спортивно-зрелищных объеков.
П4. ТОЦ данного подтипа формируется у крупного торго вого объекта (например, рынка или торгового центра) у пересечения железнодорожной линии с улицей общегородского или районного значения.
Формирование ТОЦ данного подтипа возможно на основе остановочного пункта Лебяжий в г. Минске, а также в других городах при строительстве торговых объеков.
П5. ТОЦ данного подтипа формируется на границе жилых и ландшафтно-рекреационных территорий у пересечения железнодорожной линии с улицей общегородского или районного значения.
Данный подтип ТОЦ может выполнять функцию локального общественного центра для прилегающего жилого района.
В непосредственной близости от станции в ландшафтнорекреационной зоне целесообразно размещать спортивно-зрелищные или развлекательные объекты.
Формирование ТОЦ данного подтипа возможно в крупных городах Беларуси в местах пересечения железнодорожных линий с ландшафтно-рекреационными территориями долин основных рек, протекающих в данных городах.
ТОЦ в загородной зонеВ зоне ближайшего пригорода (загородной зоне) целесообразно формировать ТОЦ одного подтипа:
ТОЦ подтипа З1 формируется на преимущественно жилых территориях на основе станции пригородно-городского скоростного внеуличного транспорта. В состав ТОЦ данного подтипа необходимо включать объекты общественного обслуживания, что будет способствовать функционированию данного ТОЦ как локального общественного центра прилегающих жилых территорий.
ЗаключениеТипология транспортно-общественных центров для г. Минска и крупных городов Беларуси разработана на основе оценки характера размещения ТОЦ в планировочной структуре города и, соответственно, выполняемой ими функции. Выделено 9 подтипов ТОЦ. Для каждого типа предложена объемно-планировочная модель, а также определены объекты, которые рекомендуется, либо не рекомендуется размещать на его территории. В целом, предложенная типология и рекомендации по формированию конкретных типов ТОЦ позволяют вести обоснованное развитие пристанционных территорий, могут служить обоснованием при принятии решений о размещении объектов в зоне влияния станций скоростного общественного транспорта. Предложенная типология способствует скоординированному развитию системы транспортнообщественных центров в городах.
Литература
1. Генеральный план г. Бреста. Основные положения /М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь; отв. за вып. ГА. Потаев. - Минск : «Минсктиппроект», 2003. - 67 с.
2. Новиков, Ф. Лондонцы заплатят за пробки / Ф. Новиков // Проект Россия. - 2010. - № 3. - С. 164-171.
3. Степура, М.Г. Характерные типы транспортно-общественных центров в крупных городах Беларуси / М.Г. Степура // Наука - образованию, производству, экономике : материалы Седьмой междунар. науч.-техн. конф., Минск, 2009 г. : в 3 т. / Белорус. нац. техн. ун-т ; редкол. : Б.М.Хрусталев [и др.]. - Минск, 2009. - Т. 2. - С. 158-159.
4. Сысоева, В.А. Особенности формирования городского пространства в зонах влияния станций метрополитена (на примере Минска) : автореф. дис.... канд. арх.: 18.00.04 / В.А. Сысоева; БГПА. - Минск, 2002. - 24 с.
5. Dunphy, R. Ten Principles for Successful Development around Transit / R. Dunphy, D. Myerson, M. Pawlukiewicz. - Washington, D.C. : ULI-the Urban Land Institute, 2003. - 32 p.