Вы здесь

Между усадьбой и галереей: из прошлого в будущее

Объект года
Реконструкция с реставрацией здания № 15 на пл. Свободы
под художественную галерею с административными помещениями
Заказчик – КУП «Мiнская спадчына»
Генпроектировщик – УП «Минскградо»
при участии ООО «ЦРИКЛиТ» и УП «Минскпроект»
Научные руководители проекта: С.Г. Багласов, Л.В. Павлова
Генподрядчик:
СУ-34 ОАО «Стройтрест № 7» (историческое здание)
СУ-3 ОАО «Стройтрест № 1» (пристройка)
 

Осенью прошлого года Минск получил к Дню города замечательный подарок – памятник архитектуры, воскрешенный из небытия-бытия длительных эпох существования. За свою непростую многовековую историю стены старого дома сохранили следы пребывания и рачительных хозяев, и нерадивых временщиков. В XVIII в. графская усадьба, в XIX – губернский дом. Он нещадно эксплуатировался в советские времена – его использовали под склад, здесь располагались различные учреждения, и его жизненная система все чаще стала давать сбои. Пообтрепавшийся, но не потерявший очарования этот уголок в центре Минска не мог остаться вне поля зрения городских властей и главного «смотрителя» Старого города – КУП «Мінская спадчына». Решено было провести реконструкцию и создать комфортную, благоприятную среду для его дальнейшей жизни. Сегодня это здание, облагороженное вдохновенным трудом и мастерством сотен людей, исполняет свое новое предназначение – хранительницы художественного наследия Героя Беларуси, народного художника СССР и Беларуси, кавалера ордена Франциска Скорины Михаила Савицкого.

Городская усадьба впервые упоминается в XVIII в. как собственность рода Пшездецких, в ту пору владетелей г. Заславля. Затем ее хозяевами были помещик Андрей Станкевич, Юрий Кобылинский – основатель первого Минского городского музея, коллекция которого поначалу размещалась в правом флигеле усадьбы.

]]>]]>

В комплекс входил дом с двумя боковыми симметрично расположенными флигелями, которые образовывали парадный внутренний двор. Это был прекрасный городской ансамбль, который функционировал и жил, особенно в первоначальный период, интересной собственной и общественной жизнью – жизнью парадных приемов, музыкальных мероприятий, встреч людей искусства.

В этом доме находил вдохновение для творчества художник И. Дамель. Оживленной была жизнь усадьбы, когда здесь размещалась резиденция городского головы. В начале XIX в. в здании находились аптека и почта. Позже усадьбу приспособили под мужское духовное училище с интернатом. Последний, кто «жил» в этом историческом месте, – Минский областной военкомат.

Являясь историко-культурной ценностью и неотъемлемой частью территории, сформированной в XVII–XIX вв., этот объект примечателен во многих отношениях. Однако не менее интересна короткая, но насыщенная работой и творчеством история его возрождения. Об этом мы попросили рассказать Михаила Иосифовича Жиха – главного инженера Мінскай спадчыны и, по сути, идеолога всех преобразований на памятнике.

– Учитывая некоторую бесхозность здания, присмотра за его правильным техническим содержанием не было, ввиду чего оно обветшало не только внешне, но и внутренне. Даже инженерные сети – водопровод, система отопления, сети канализации – пришли в негодность. Отсутствие водостока привело к постоянному переувлажнению стен. Не проводились работы по устройству отмостков и водоотведению – в результате нарушилась целостность кирпичной кладки, сводов, основания фундаментов были вымыты. В общем, ситуация оказалась критической и наспела необходимость радикального «лечения» здания. На профессиональном языке это называется реконструкцией и подразумевает устранение всех причин, по которым дальнейшая эксплуатация его становится невозможной...

В мае 2006 г. в соответствии с решением Мингорисполкома здание № 15 на пл. Свободы было передано в хозяйственное ведение КУП «Мінская спадчына» и «разрешено производство проектно-изыскательских работ для дальнейших реконструкции с реставрацией его под объект административно-делового назначения».

Задача, стоящая перед исполнителями, требовала скрупулезной и внимательной работы на всех этапах – от предварительных научных изысканий, в ходе которых были изучены библиографические и архивные материалы, археологических исследований до проработки художественно-архитектурных и технических решений и их воплощения. Здесь не было незначительных деталей и мелочей – важным оказывалось все, что могло участвовать в создании целостного образа: и прежние функциональные назначения дома, и его расположение в комплексе с правым и левым флигелями (правый утерян, левый в настоящее время тоже находится в процессе реконструкции), устройство подземных помещений, внутреннее убранство дома и т.д.

]]>]]>Разработать проект под новую, административную функцию взялось УП «Минскградо», поскольку решением Мингорисполкома предусматривалась передача здания этому институту. Конечно, для «чистых» планировщиков это был непрофильный объект, но ведь они проектировали для себя и с воодушевлением восприняли возможность проявить инициативу, внести элементы своего творчества.

Однако вскоре после того, как развернулись работы по реконструкции, глава государства подписал постановление о создании галереи М.А. Савицкого, и судьба здания вновь переменилась.

]]>]]>– Право выбрать место для галереи было предоставлено самому Мастеру, – продолжает экскурс в историю Михаил Жих. – Предлагалось несколько вариантов в историческом центре. Один из них – на ул. Торговой, и поначалу художник склонялся к нему. Второй – размещение экспозиции в проектируемом объеме зданий по ул. Кирилла и Мефодия, 6, 8 – был отклонен. (К слову, там в будущем предполагается открыть музей истории и археологии Верхнего города.) Третий вариант – на пл. Свободы, 15 – Михаил Андреевич одобрил сразу. Я поначалу не был настроен на это: во-первых, проектирование уже велось под институт, во-вторых, уникальная особенность полотен Савицкого – практически все они монументальные – предполагает соответствующее пространство для экспонирования. Их невозможно было бы разместить в усадебном доме, не нарушив архитектурно-планировочную среду памятника. Но колесо фортуны завертелось, и в связи с изменением функционального назначения объекта пришлось по ходу менять методологию проектирования и реконструкции здания. Появилась концепция создания нового объема – пристройки, что давало возможность решить весь комплекс поставленных задач…

Забегая вперед, скажем, что в пристроенном объеме удалось разместить не только полотна М.А. Савицкого – они занимают 2 этажа, но и административные помещения, все инженерное оборудование, которое питает в том числе и памятник архитектуры. Там располагаются художественные реставрационные мастерские, складские помещения, оборудованные специальными стендами, созданы условия для хранения и реставрации художественных полотен.

В этом проекте очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и новой функциональной программой. Тем более что заказчик рассматривал свою деятельность не просто как кардинальное преобразование исторического объекта, а очередной строительный этап, который должен дополнять предыдущие периоды, вливая в них новую жизнь.

]]>]]>

Михаил Савицкий (1922–2010) – Герой Беларуси, народный художник СССР и Беларуси, почетный гражданин города Минска, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии БССР. В годы Великой Отечественной войны в возрасте двадцати лет участвовал в боях за Севастополь, попал в плен и оказался в концлагере Дюссельдорфа, затем в концлагерях «Бухенвальд» и «Дахау». Эта тематика нашла отражение в цикле его картин. Творческое наследие Михаила Савицкого составляет более 170 работ. А серия из 16 картин «Цифры на сердце», посвященных узникам концлагерей, по сложности и масштабности решения художественных задач не имеет аналогов в искусстве.

 

– Когда от административного здания мы пришли к созданию совершенно иного объекта и по содержанию, и по объему, и по насыщению, и по образу, среди многих встал вопрос о поиске новых решений по его инженерному обеспечению, поскольку специфика здания диктовала создание определенных климатических условий, необходимых для хранения художественных полотен. Объем проектных работ увеличился в разы. Приглашенное в качестве субподрядной организации УП «Минскпроект» кроме собственно пристройки выполняло широкий спектр работ по проектированию инженерных систем, внешнему обеспечению, благоустройству.

]]>]]>Хочу еще раз подчеркнуть, что нещадная эксплуатация здания отразилась на его несущей способности. Когда мы приступили к реконструкции, поняли, что техническое обследование конструктивного элемента остова здания было проведено неосновательно. При раскрытии выявилось: кирпич, с внешней стороны достаточно прочный, оказался абсолютно неспособным к восприятию дополнительных нагрузок. Колодцевая кладка с вкраплениями деревянных элементов из недолговечных хвойных пород чередовалась с другими методами, технологию которых невозможно даже определить, перевязка рядов отсутствовала. Балки перекрытия на уровне 2-го этажа, места сопряжения полностью изношены и держались только за счет пространственной жесткости. Кстати, такие неблаговидные по качеству «особенности» мы наблюдаем не первый раз – и в домах на Революционной, и в Большом Гостином дворе тоже имелись отступления от технологии…

]]>]]>Реновацию памятника архитектуры с 200-летней историей, пережившего на своем веку несколько внутренних перестроек-перепланировок, серьезно пострадавшего в XIX в. от пожара, а в 2010 г. от самопроизвольного обрушения внутренних стен, части кирпичного свода и перекрытия над 1-м этажом, можно сравнить с борьбой хирургов за жизнь больного. Вначале убрали все малоценное, затем восстановили все значимое, составляющее душу этого здания: сводчатые перекрытия, фрагменты фресковой живописи, элементы архитектурного декора – карнизы, пояски, консоли балкончика, цокольную часть фасада, ограждение территории усадьбы с брамой, парадный вход. Специализированные работы по реставрации велись опытными мастерами Центра по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий и ОАО «Белреставрация». Благодаря их высокому профессионализму мы сегодня можем почувствовать «теплоту» реконструированных печей, основой для которых послужили найденные во время раскопок фрагменты керамики, пройтись по аутентичным лестницам, восхититься величием сводов и внутренним убранством залов. Даже такие прагматичные элементы, как двери с восстановленной фурнитурой XIX в., оконные заполнения, характерные для того времени, активно работают на создание образа.

Но главным методом «лечения», ключевым моментом всей реанимационной работы стало усиление оснований и фундаментов. Монолитное перекрытие, сделанное на уровне 2-го этажа, освободило исторические своды от дополнительных нагрузок, которые распределились благодаря этому на уже усиленные стены. Так что остов здания получился надежным и крепким, а это, по утверждению Михаила Иосифовича, процентов на двести дает основание говорить о том, что здание сможет прослужить еще лет 200–300.

]]>]]>– Вторгаясь в объект историко-культурного наследия, надо быть уверенным, что он простоит еще как минимум 100 лет. На бывший усадебный дом с учетом его нынешнего конструктивного уровня, методов, которые были приняты и реализованы в части усиления всех элементов, мы такую гарантию даем. И дай бог, чтобы все памятники истории и архитектуры подвергались такому вмешательству для продления их жизни и долговечности. Эту задачу мы всегда ставим перед собой, вступая во все этапы реконструкции объектов исторического центра…

Действительно, такой объект не создашь в порядке выполнения служебных обязанностей. Для этого надо любить свое дело. Поэтому и «талаку» для ведения работ Мінская спадчына собрала профессиональную. Работы по реконструкции исторического здания выполняло СУ-34 ОАО «Стройтрест № 7». Временное крепление наружных стен, ручная разборка аварийных конструкций внутренних стен, вынос инженерных сетей из пятна застройки, усиление фундаментов наружных стен, устройство внутренних несущих стен – эти фундаментальные процессы дополнялись множеством текущих «мелких» дел, требующих филигранной отделки. Сроки были максимально спрессованы, и заказчику для возведения пристройки пришлось вводить в практику институт второго генподрядчика – СУ-3 ОАО «Стройтрест № 1». Проектирование и строительство выполнялись параллельно, все проектные решения уточнялись по ходу. О достоинствах реконструкции и ее создателях Михаил Иосифович может говорить часами:

]]>]]>– Думаю, не открою секрета, если скажу: реализовать наш замысел в достаточно короткие сроки, чтобы выполнить поручение главы государства и открыть полностью оснащенный современным инженерным оборудованием комплекс к Дню города, удалось только благодаря совместным усилиям городских структур, руководителей и специалистов проектных и строительных организаций, участвующих в сложном и многотрудном процессе реконструкции и реставрации уникального объекта. Прежде всего это сплоченный коллектив КУП «Мінская спадчына», сотрудники которого, не считаясь со временем, осуществляли организацию и контроль за проведением работ 

]]>]]>на объекте, поставками технологического и инженерного оборудования. Специалист Минскпроекта Елизавета Леонидовна Магова, профессионал высокого класса, координировала техническую часть работы, оперативно решала многочисленные неотложные вопросы по усилению зданий. Высокое качество обеспечили строители, которые самоотверженно работали в 2-сменном, а на стадии наладки и оснащения – даже в 3-сменном режиме. Особо хочется отметить энтузиазм главного инженера СУ-34 Константина Борисовича Шалунова, абсолютный профессионализм и самоотдачу начальника СУ-3 Михаила Константиновича Сасковца, главного архитектора проектов УП «Минскградо» Вячеслава Евгеньевича Евсеева и, конечно, главного архитектора по реставрации Геннадия Павловича Босака. Прекрасную экспозицию к открытию подготовили сотрудники музея истории города Минска, подарив столичным жителям и гостям возможность соприкоснуться с творчеством Михаила Савицкого.

Четыре зала 1-го этажа исторического здания отведены под интерьеры жилых помещений усадебного дома – это большая и малая гостиные, кабинет, библиотека. Экспозиция, посвященная творчеству Михаила Савицкого, размещена в 9 залах 2-го этажа и на 3-м этаже пристройки. Она сформирована из работ, приобретенных у художника либо подаренных им, переданных на временное хранение его семьей, а также белорусскими музеями. В галерее демонстрируются воссозданные интерьеры мастерской и рабочего кабинета Михаила Савицкого, материалы, связанные с его биографией, – личные вещи, награды, документы, фотографии, письма, книги с автографами и т.д. Всего в галерее выставлено 98 работ художника. В открытии объекта 7 сентября 2012 года принял участие глава государства.

]]>]]>

В ходе обследования и изучения подтвердились догадки о том, что авторство фресок принадлежит мастерам известной в Европе художественной школы, которая работала в Минске в XVIII – начале XIX в., возможно даже тем, которые расписывали костел Девы Марии – данная манера была характерна для многих значимых объектов города той эпохи. Фресковая живопись, демонтированная на период усиления стен, была возвращена после всех подготовительных и восстановительных работ на места, отведенные проектом. Признаюсь: нас постоянно посещали опасения по поводу того, сможем ли мы их надлежащим образом сохранить, восстановить, смонтировать. Но, без ложной скромности, осуществлено все замечательно. К слову, в исторических интерьерах помимо реставрации применялся и метод реконструкции, при котором роспись восстанавливалась на период ее создания. Это хорошо читается на стенах, где рядом размещены аутентичные фрески после реставрации и реконструированные фрагменты. И сегодня любой посетитель может оценить уровень мастерства оформления интерьеров этой застройки.

]]>]]>Не скрою: я нахожу огромное моральное удовлетворение, когда вижу, что еще один памятник, причем с хорошими перспективами, возвращается к жизни. Остается только сожалеть, что город история не пощадила. Много памятников разрушено в войну и во время восстановления Минска. Первый генплан тоже безжалостно прошелся по историческому центру – многие памятники архитектуры, культовые объекты были уничтожены. Можно только догадываться, какое богатство мы безвозвратно потеряли…

…Процесс реконструкции и реставрации одного из многочисленных памятников архитектурного наследия завершен. Позади годы напряженной работы. Исследования и изыскания, проектирование и строительство, реставрация и реконструкция, и как результат – обновленный облик здания с более чем двухвековой историей, которое, не кичась своей родословной, достойно и гордо занимает исконное место в историческом центре Минска. И даже соседствуя с современными «гмахамі», дает нам возможность ощутить тот самый дух губернского города, почувствовать теплоту и уют его градостроительных пристрастий…

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...