Вы здесь

Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной
Иван Суриков
 

Посреди нарочанских сугробов, где и само наше великое озеро не различить, трудно поверить, что продвигаемся в Год Зеленого туризма. Да, именно таковым объявлен в нашей стране 2013 год. Но, как известно, рачительные хозяева, владельцы собственного дела готовят телегу именно зимой. Загодя, обстоятельно, расчетливо. Словом, дорога нас ведет на вполне  знаменательное мероприятие - экспертную встречу, дискуссию на тему «Культурные ландшафты – богатство народа и фактор национальной идентичности». Как видим, достаточно новаторская тема, ибо и само понятие «культурный ландшафт» требует своего разъяснения. И проблема эта не плод досужего воображения, но назревшая и разрешаемая в международном контексте. Так что и на Нарочи, под гостеприимным попечительством руководства уникального национального парка, присутствовала представительная делегация из России: член Общественной Палаты Российской Федерации, директор ЭкоЦентра «Заповедники» Наталья Данилина, ведущие ученые, практики и эксперты в области туризма, охраны природного и культурного наследия различных регионов. Они поведали, как Россия следует Европейской конвенции о ландшафтах, которая определяет «ландшафт» как территорию или пространство, в том смысле как они воспринимаются жителями и посетителями, отличительные черты и характер которых являются результатом действия природного и культурного (то есть человеческого) факторов. Ландшафт – это единое целое,  в котором необходимо рассматривать одновременно и природные, и культурные явления.

Это – новые воззрение на существо нашей ойкумены, обжитого пространства, требующего новые, комплексные, междисциплинарные подходы к их сохранению, организации, перспективному планированию.  

Следовательно, «культурный ландшафт», как его истолковал директор Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Юрий Веденин, распространяется по своем понимании принципиально шире, чем традиционное природное окружение со всеми его естественными и антропогенными, рукотворными принадлежностями. В соответствии  с насущными воззрениями она охватывает все, что связано с духовным своеобразием местности, образом жизни, традициями населения, включая обрядовые атрибуты, одежду, пищу, наконец, топонимику.

Иначе говоря, в этой деятельности нет и не должно быть мелочей, неприкасаемых стереотипов и опрометчивых решений. Поэтому можно говорить о культуре обхождения с культурными ландшафтами. В этой связи я не удержался и помимо общих рассуждений обратил внимание участников встречи и на такие конкретные «мелочи».

Изначально в топонимы люди вкладывали некие присущие только данному месту, узнаваемые и вполне уникальные его особенности, часто связанные с памятным событием или неповторимым природным явлением. Отсюда появлялись впечатляющие легенды, поверья, различные обряды –особая аура и зачастую неизъяснимая тяга к данному месту. От того относительно небольшие общины, целые народы, нации дорожат и сберегают топонимы в качестве драгоценного наследства. Более того «эксплуатируют» их для большей соблазнительности того, что мы называем туристическим продуктов. А вот на Нарочи, я столкнулся с обратным явлением. Некогда существовало поселение Купа, в названии которого звучит санскритский корень «кап» - укрытие - признак некоего укромного места, скорее всего, капища.  Отсюда, возможно и «купель», «купалье» что также отсылает к старинным, дохристианским сюжетам народного быта и фольклора. В любом случае они возбуждают подспудный магический интерес. А если подогреть его красивыми (пусть даже и наново выдуманными – иди проверь) легендами, поверьями, да окружить современными обрядами – уж точно подорожает сей туристический продукт. И будет дорожать - стараниями аборигенов, которые проникнуться уважением к своей культуре. Не даром же сегодня местный люд даже сочинил доморощенную рекламку примерно такого содержания: искать другие курорты глупо, коль есть на свете наша Купа… Но ее нет на карте, в почтовых адресах, ибо и ее, и другие столь же драгоценные топонимы поглощает «Нарочь», да еще с главной, почитай единственной улицей – Ленинской(?)… Понимаю, что «Нарочь» уже раскрученный бренд и соблазнительно примазаться к его славе. Тогда почему бы ни Купа-на-Нарочи (как, скажем, Франкфурт-на-Майне), или Купа Нарочанская?...

Или другой пример, как мы буквально зарываем культурные реликвии. Старинная мощенная камнем дорога вдоль озер, по которой достоверно ездили знаменитые белорусско-литовские князя, Стефан Баторий, Наполеон, выдающиеся представители национальной и общеевропейской культуры, не считая прославленных полководцев и целые армии обеих мировых войн, уже в наше время… кое-как заасфальтирована. Ныне она, видимо, не намного ровнее, комфортнее старинного тракта, а об эстетике вообще говорить не приходится. Но сейчас о другом. В Берлине продают в качестве сувениров добротно упакованные кусочки бетона – якобы частицы пресловутой Берлинской стены. Но почему бы нам ни оставить хотя бы несколько натуральных фрагментов исторического пути, да ни предложить пройтись-проехаться по ним падким на экзотику туристам. Да, наконец, ни продать, пусть даже только подарить в виде уникального брелока кусочек гранитного бута, помнящего выше названные исторические персоны и события.

]]>]]>В восприятии, в образе даже самой большой мелочей не бывает, ибо видятся они глазами новыми, со стороны и падкими на всяческую экзотику, которая местному люду привычна и не приметна вовсе. Так и на уникальной туристической тропе «Голубые озера», что так вдохновенно создана и так трепетно оберегается нашими специалистами. Потрясающая красота даже, а, может быть, особенно зимой: под голубыми небесами, над голубыми озерами великолепными коврами… и речка подо льдом блестит. И узкая тропа сквозь них не спешит…

 

]]>]]>

Замечательные, выполненные в современном, но основанном на народных традициях  дизайне и с новыми технологиями беседки, мостки, резные сказочные персонажи – свидетели и соучастники праздника общения с природой и заботы о ней, а также о ее восторженных посетителях и почитателях. Правда, эта забота, как мне показалась, чрезмерно демонстративна, навязчива и где-то бестактна. У входа на тропу нас встречает стильные деревянные символические, всегда приветливо открытые ворота – Добро пожаловать! Однако увешаны они, почти сокрыты от нас обилием вывесок, испещренных  всяческими многословными и кондовыми предупреждениями и запретами, которые читать попросту лень, а зимой для этого и не подойти даже невозможно. Однако они закрепощают,  настораживают - Посторонним вход запрещен!  И далее эти «надсмотрщики» неотлучно следуют за посетителями, предупреждая об одном и том же.  Вожделенно приехавший издалека гость, иностранец, предвкушающий встречу с невиданной красотой естества, чуть не на каждом шагу узнает, что на этой, удаленной от селений,  сокрытой в ложбинах и чащобах ландшафта, словно древнее капище, заповедной и предназначенной почти исключительно для организованных пеших туристов, строго запрещено… выпасать скот, пахать землю, парковать автомобили и тому подобное… Я назвал бы эти антиархитектурные формы культурным мусором, ископаемым из того культурного слоя, когда всяческие запрещения были нормой, злобой дня. По крайней мере, назвал бы слабым дизайном, который, конечно же, невольно портит то, что, согласно ландшафтной конвенции, воспринимается жителями и посетителями, что в итоге и составляет наше культурное достояние и (извините за прагматизм) стоимость, привлекательность туристического продукта.

]]>]]>]]>]]>

И назвал бы, надеюсь, понятно не из привередливости, но для доказательства сложности проблемы, которая решается нашим, по сути, совсем еще молодым-зеленным экологическим туризмом. Для привлечения самого широкого круга специалистов, экспертов, проектировщиков в это всесторонне важное и перспективное дело…  

Тем не менее, цель встречи, этого междисциплинарного и международного саммита - обсудить проблемы сохранения ландшафта как условия для создания национального туристического продукта, а также роль местного населения в сохранении и формировании культурных ландшафтов – была достигнута. Это нашло отражение в резолюции с предложениями по совершенствованию политики в сфере управления культурными ландшафтами и созданию межрегиональной сети профессионалов в сфере их сохранения. То есть по обеспечению государственной и общественной поддержки в общем деле  сохранения и обогащения культурных ландшафтов Беларуси и России, которые, безусловно, являются нашим наследием и атрибутом национальной идентичности.

Так что может быть удовлетворен организатор этой встречи - Белорусское  общественное объединение «Отдых в деревне». Это добровольная организация, объединившая различных специалистов, решивших послужить развитию сельского  туризма. Это - один из самых успешных национальных проектов, который объединяет сельских жителей, представителей власти и бизнеса, общественные организации, прессы, экспертов в области культурного и природного наследия. «Отдых в деревне» превратился в энергичную, целенаправленную структуру, в послужном списке которого порядка 20-ти международных проектов и привлечение в страну более 1 млн. долларов международной технической и гуманитарной помощи.

Одно из принципиальных направлений достаточно бурной работы «Отдыха»  – всесторонняя помощь добровольным его подвижникам, энтузиастам. По сути, в подмогу им проведено более 300 обучающих семинаров и тренингов, разработана модель бизнес-инкубатора в области сельского туризма, издана целая «Библиотечка сельского туризма», напечатаны и распространяются десятки рекламных проспектов, издан первый каталог белорусских усадеб (2004).

Так что не просто так повсеместно множатся белорусские усадьбы, которых  официально зарегистрировано уже около 2000. Пусть не все из них реально работают: многие – еще подготавливаются, ремонтируются, совершенствуются по всем аспектам своей деятельности.  Ибо ясно, что просто на деревенскую экзотику многих не завлечешь. Нужен комплексный туристический продукт с большим количеством дополнительных услуг, развлечений, зрелищ. Поэтому многие хозяева усадеб стали работать как мини-туроператоры и приобрели множество друзей-партнеров в своем районе в лице музеев, природоохранных учреждений, домов ремесел, сельских клубов, домов культуры и иже с ними.

Именно от них – предприимчивых добровольцев, хозяев своего дела – следует ожидать наибольшего эффекта, чуткого и решительного реагирования на современные тенденции в агротуризме, а в более широком плане – на благородное и созидательное отношение к культурным ландшафтам. И такое отношение  будет не по чиновничьей должности или инструкции, а по призванию, стремлению к самореализации в гармонии с родным краем. Ведь его самобытность и целостность – вотчина не государства как управленческого аппарата, но  достояние всего народа, вековые интересы которого отнюдь не всегда совпадают с сиюминутными устремлениями и чрезмерным консерватизмом и осторожностью чиновников.

Наши деятельные усадьбисты  заведомо и искренне гостеприимны, неформальны в общении, что чувствуется сразу и во всем, поскольку наш отдых в деревне – плод из заинтересованного, кропотливого и  вдохновенного труда. Пусть их поделки, строения не потрафят чьему-то утонченному вкусу, но они естественны, от души, что значительно привлекательнее штампованной казенщины с ее инвентарными номерами на каждом предмете.

Предприимчивые инициаторы и энтузиасты падки на новизну и неподдельную добротность создаваемого. Тем более что им есть у кого поучиться. И на Нарочи же сохранились свидетельства строительного искусства наших предков, которые не покорились ни времени, ни военному лихолетью. Так, крепкое и поныне старинное кирпичное здание, где изначально находился фактически хлев для выхаживания поросят, ныне, без видимых внешних изменений - отделение крупнейшего банка страны, которое отнюдь не уродливо и простоит еще долго.

Поэтому важно не понукать, управлять нашими хозяевами гостеприимных усадеб, а заботливо и всесторонне помогать. В этой связи можно только приветствовать решение Министерства архитектуры и строительства всячески способствовать развитию деревянной индустрии и в целом плотницкого дела с ориентацией на современные технологии обработки дерева и новации деревянного домостроения. Здесь вам и экология, и экономия, и первозданная красота, и, наконец, реальный, ничем не заменимый  и такой доступный отдых от железобетонных городских застенков.

…Итак, «Отдых в деревне», будучи членом престижных международных организаций, смотрит в будущее и не за «бугор». Поэтому и зимой ему отнюдь не до отдыха, и работа только прибавляется. Сельский туризм не стоит на месте, он развивается, появляются новые идеи, подходы, методы. Но их применять также надо творчески, сохраняя традиции, реализуя наши особенности, чтобы туристы чувствовали, что они приехали в белорусскую деревню. А мы, вместе с хозяевами гордились: Вот – моя деревня! Вот – мой дом родной.

Воспитание чувства хозяина – и своего дела, и своего дома, и своей страны, открытие просторов для творческой самореализации – основные, как я понял из выступлений и всей атмосферы нарочанского саммита, задачи. Конечно же, задачи перспективные и многогранные, с принципиальными социальными последствиями. Вполне возможно, что в феномене наших туристических усадеб искрит возвратный исход белоруса из крупных городов. Ведь в нем пока еще живет тяга к земле, чистому воздуху, воде, лесу, к спокойствию и уверенности в гармонии с природой – к своему дому.

Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта
Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта
Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта
Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта
Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта
Отдых и не только в деревне, а также культура культурного ландшафта

 

 

 

 

Читайте также
27.02.2004 / просмотров: [totalcount]
За последние несколько лет вечерний Минск волшебно преобразился, стал светлым, праздничным, нескучным. Проделана большая работа по подсветке города,...
01.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Современный город. Его жизненное пространство перенасыщено знаками и значениями, связанными воедино, отсылающими друг к другу и одновременно ни к...
20.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в...