Вы здесь

Переворот Дворцовой

]]>]]>Единственным финалистом от России в международном архитектурном конкурсе на проект реконструкции Новой Голландии стала «Студия 44». Архи.ру публикует разработанную командой Никиты Явейна концепцию возрождения этого едва ли не самого загадочного острова Санкт-Петербурга.

]]>]]>Объект: Конкурсное предложение по регенерации острова Новая Голландия
Адрес: Россия, Санкт-Петербург.
Авторский коллектив:  Никита Явейн, Георгий Снежкин, Иван Кожин, Илья Григорьев, Олег Явейн, Владимир Лемехов, Сергей Аксенов, Людмила Лихачева, Юрий Ашметьев, Ксения Счастливцева, Антон Станчинский, Мария Виноградова, Вероника Жукова, Антон Яр-Скрябин, Маргарита Явейн.

]]>]]>Остров, построенный Петром Первым и сохранивший до наших дней суровый облик эпохи первого российского императора, на протяжении почти 300 лет был доступен только для военных. И лишь избавление Новой Голландии от грифа «совершенно секретно», занявшее, кстати, не одно десятилетие, позволяет надеяться, что в XXI веке остров станет неотъемлемой частью общегородской территории. Как известно, у города и инвестора на Новую Голландию очень большие планы – из закрытой военной части она должна превратиться в динамичный, разноплановый квартал, в котором бы круглый год бурлила культурная жизнь. Именно это и стало предметом международного конкурса, к участию в котором  в числе других 8 команд было приглашено и одно из самых известных архитектурных бюро Санкт-Петербурга «Студия 44».

]]>]]>Никита Явейн вспоминает, что работа над концепцией возрождения Новой Голландии началась в бюро с мозгового штурма – архитекторы искали «ключ», то главное направление, которое определит весь сценарий развития проекта. И таким ключом стали… деликатность и демократичность. «Понимаете, попытки реконструировать остров предпринимались уже не раз, и нередко их делали самые что ни на есть звездные архитекторы, например, Эрик Мосс, Норман Фостер, Эрик ван Эгераат, но все эти инициативы вызывали крайне негативную реакцию общества и в итоге заканчивались ничем, – поясняет Никита Явейн. – Думаю, причина, прежде всего, в том, что эти проекты хоть и обещали городу золотые горы, но не возрождали сам остров, а лишь использовали его как удобный плацдарм для размещения коммерческих площадей». Именно поэтому архитекторы «Студии 44» поставили перед собой задачу преодолеть эту «традицию» и максимально деликатно отнестись к существующему образу Новой Голландии – памятнику архитектуры XVIII века, окутанному ореолом ]]>]]>таинственности. Кроме того, они предположили, что город тем охотнее примет идею реновации острова, чем более нужное именно ему, городу, пространство там будет создано. «Что нужно Петербургу?» – архитекторы не просто обсудили этот животрепещущий вопрос между собой, но привлекли несколько консультантов, в числе которых Colliers International, Фонд культуры и искусства «Про АРТЕ» и известный архитектурный критик Григорий Ревзин.

]]>]]>«Мы поняли, что, создавая в Петербурге новое общественное пространство, нет смысла делать ставку на его масштабность или, скажем, инновационность, ведь главное, чего не хватает бывшей имперской столицы – это мест теплого неформального общения,  – говорит Никита Явейн. – Сегодня в городе есть одно главное общественное пространство – Дворцовая площадь, которая в наибольшей степени воплощает в себе черты державного образа Петербурга и на которой в силу этого не очень-то уместны елки, катки, подвижные игры. Вот мы и решили создать альтернативу Дворцовой площади, открытой для всего неформального, экспериментального и нового».

]]>]]>Антиподом Дворцовой в проекте реконструкции Новой Голландии становится внутренняя треугольная площадь острова, в центре которой расположен пруд. Сейчас этот водоем, честно, скорее отпугивает своим внешним видом, но архитекторы придумали, как максимально использовать его потенциал: система шлюзов даст, с одной стороны, сохранить навигацию малых судов (с этой целью «Студия 44» даже пробивает новый канал, соединяющий пруд с Адмиралтейским каналом), а с другой позволит очищать, ]]>]]>подогревать и замораживать воду в пруду. Летом, таким образом, в нем можно будет даже купаться, зимой превращать в каток, а при необходимости водоем можно осушить и трансформировать в сценическую площадку. В последнем случае вся площадь превращается в большой фестивальный центр под открытым небом, а его «вестибюлем» служит лоджия – гигантская арка, светопрозрачным кожухом накрывающая малоэтажное здание кузницы, построенное в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина рядом со знаменитой круглой тюрьмой.

]]>]]>Кстати, в самой арестантской башне, которой мы, по одной из версий, обязаны выражением «лезть в бутылку», «Студия 44» предлагает создать бутик-отель и конференц-центр – последний будет расположен во внутреннем круглом дворе, который архитекторы перекрывают светопрозрачной кровлей. Поскольку обе эти функции нуждаются в постоянном и довольно активном транспортном сообщении с городом, через западную стрелку острова прокладывается автомобильная дорога. С помощью двух мостов она связывает Новую Голландию с набережной Мойки и Адмиралтейским каналом, с нее же можно попасть на подземную трехуровневую парковку на самом острове. Конечно, учитывая сложнейшую гидрогеологию города в целом и рукотворного острова в частности, предложение архитекторов построить подземный (фактически подводный) паркинг выглядит слишком смело, однако Никита Явейн утверждает, что с инженерной точки зрения ничего невозможного в этом нет – главное, не переборщить с площадью и этажностью этого сооружения.

Многочисленные культурные функции – театры, художественные салоны и мастерские, ]]>]]>]]>]]>творческие студии и лаборатории, а также магазины и кафе – «Студия 44» предлагает разместить в бывших складах корабельного леса, которые составляют основную часть застройки Новой Голландии. Эти здания, прежде служившие для сушки корабельного леса (бревна ставились вертикально), имеют уникальную структуру: они состоят из пятидесяти отсеков габаритами 33х9х20 м. По мысли архитекторов, эти «боксы» способны вместить самые разные функции – от аудитории и арт-галереи до небольшого зрительного зала и лофта. Комбинируя эти виды приспособления в разных сочетаниях, можно чрезвычайно гибко и быстро варьировать схему функционального наполнения комплекса: на эскизах «Студии 44» хорошо видно, насколько разной может быть «начинка» исторических корпусов, сложенных из красного кирпича.

]]>]]>]]>]]>Как известно, всего таких корпусов на острове должно было быть три, однако последний – вдоль Адмиралтейского канала –  так и не построили. Техническое задание конкурса разрешало участникам восполнить этот пробел, и лишь «Студия 44» этой возможностью сознательно не воспользовалась. На месте непостроенного корпуса архитекторы предлагают разбить парк – в память о некогда хранившемся здесь корабельном лесе они называют его Корабельной рощей. По бокам рощу фланкируют многофункциональные павильоны из легких конструкций, предназначенные для проведения масштабных акций. По замыслу авторов проекта, высокие деревья создадут своего рода «проницаемую стену» между Новой Голландией и внешним миром и тем самым помогут сохранить романтическую ауру неприступной крепости, одновременно превратив ее в живописный парк, открытый любым инициативам.

Автор текста:   Анна Мартовицкая

 

]]>http://agency.archi.ru/]]>

 

 

 

 

Читайте также
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для Республики Беларусь проблема реконструкции массовой жилой застройки 1960–1970-х годов приобретает особую значимость, учитывая то...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Освобожденный 3 июля 1944 г. Минск представлял страшную картину. Был разрушен центр города, железнодорожный узел, уничтожено 313 предприятий, 80%...