Вы здесь

Развитие «новых» городов в условиях Беларуси: общие черты и особенности

УДК 711.454

Особое место в градостроительной практике Беларуси занимало строительство в 1960-х гг. «новых» городов промышленного типа. В статье представлен сравнительный анализ развития исследуемых городов в соответ­ствии с изменениями экономических условий. Выявлены общие черты и особенности исследуемых поселений, из них выделены главные, способные определить направления развития городов на современном этапе.

The designing of “new” industrial cities was a specific practice that took part in Belarusian urban planning in 1960th. The article offers the comparative analysis of development of “new” cities according different economical conditions. The common and particular features of cases of study are defined. The main characteristics that establish vectors of urban development on modern stage are emphasized.

Введение

Особое место в градостроительной практике Беларуси занимало строительство в 1960-х гг. «новых» городов про­мышленного типа - Новополоцка, Солигорска, Светлогор­ска, Жодино, Новолукомля и Белоозерска. «Новые» города возникли на базе, как правило, одного крупного предпри­ятия: электростанции либо на основе объектов новых для республики производств добывающей и нефтехимической промышленности. Моногорода составили особый тип по­селений, поскольку были основаны преимущественно на новом месте в сжатые сроки строительства при полной проектной разработке и ориентированности архитектурно­планировочной структуры города на промышленное пред­приятие [1]. Вопросы градостроительного и социально-эко­номического развития городов-«новостроек» в период их строительства широко освещались в периодических изда­ниях, научной и специализированной литературе. В период независимости внимание ученых было сконцентрировано на анализе эволюции отдельных городов, который прохо­дил при разработке генеральных планов поселений. Срав­нительный анализ развития исследуемых городов в новых экономических условиях не проводился.

В условиях структурной перестройки экономики про­мышленные моногорода оказались наиболее подвержены пространственным трансформациям. Сегодня доля эконо­мически активного населения «новых» городов, занятого в промышленности достигает 65%. Исследуемые поселения наиболее уязвимы к любым изменениям, т. к. зависят от устойчивости развития головного предприятия, которое определяет темпы социально-экономического роста и ин­вестиционную привлекательность города.

Анализ градостроительной эволюции «новых» городов позволил выявить общие черты и особенности исследуемых поселений, выделить главные из них, способные определить направления развития городов на современном этапе.

Основная часть

Историю формирования «новых» городов целесообраз­но рассматривать в региональном контексте, поскольку их развитие было обусловлено следующими факторами:

  1. формированием комплексной энергосистемы БССР (1950-1960-е гг.);
  2. разработкой схем размещения производительных сил республики (с конца 1950-х гг.) [2, 3];
  3. разработкой схем районной планировки (с конца 1950-х гг.) [4].

Города были основаны на новых площадках либо на базе существующих поселений. Развитие городов шло со­гласно генеральным планам, разработка которых велась параллельно со строительством и проектированием голов­ных предприятий [1].

Проекты «новых» городов были реализованы в по­слевоенный период, однако предпосылки для развития некоторых из них возникли уже в конце 1930-х гг. Про­мышленное развитие республики в предвоенный период сдерживалось слабой энергетической базой, что требовало строительства новых энергетических центров республи­ки. Богатые залежи торфа и близость железнодорожного сообщения определили площадки размещения Василевич- ской и Смолевичской ГРЭС, которые позже стали базой для появления городов Светлогорск и Жодино [5]. Однако их строительство было прервано Второй Мировой войной.

В восстановительный период производство сконцен­трировалось в крупных населенных пунктах, что уси­лило неравномерность размещения производственных мощностей республики и привело к ее неодинаковому градостроительному развитию [12]. Ключевым оставался вопрос обеспечения электроэнергией всей территории Бе­ларуси, решением которого явилось строительство новых энергетических центров: Смолевичской ГРЭС на базе ст. Жодино (1958 г.), Василевичской ГРЭС около д. Шатилки и Белоозерской ГРЭС на новой площадке. В 1969 г энер­гетический комплекс республики был усилен строитель­ством Лукомльской ГРЭС, крупнейшей электростанцией республики.

Созданная в 1962 г. единая энергосистема БССР, свя­зывающая все электростанции республики, дала необхо­димый импульс градостроительному развитию, которое определялось комплексными схемами районной плани­ровки и схемами размещения производительных сил ре­спублики [6]. Приоритетным направлением территориаль­ного планирования 1960-х гг. явилось развитие малых и средних городов: строительство промышленных предпри­ятий и создания на их базе новых фокусов населения.

Потенциал развития промышленных комплексов в молодых городах «энергетиков» был определен еще при проектировании головных предприятий и имел суще­ственные различия. Исходя из расчетов технико-эконо­мических показателей и оценки транспортно-географи­ческого положения была обоснована целесообразность развития г. Белоозерска и г. Новолукомля в качестве ма­лых городов, центров местных систем расселения. Более перспективными были определены промышленные узлы на базе энергетического комплекса д. Шатилки (г. Светло­горск) и ст. Жодино [5]. Предпосылками для их развития явились наличие энергоресурсов, железнодорожной стан­ции и существующей производственной базы (Шатилков- ская судоверфь в н. п. Светлогорск, завод «Дормаш» и на­учно-исследовательские институты около ст. Жодино). В этой связи в промышленных узлах городов Светлогорск и Жодино были размещены градообразующие предприятия новых отраслей - химической промышленности и маши­ностроения соответственно (заводы «БелАЗ» и «Химво­локно»). Производства определили новый промышленный профиль городов и стимулировали развитие обслуживаю­щих их предприятий. Ускоренному росту поселений спо­собствовало влияние более мощных промышленных райо­нов: так предприятия г. Жодино формировались в качестве предметно специализированных производств Минского промышленного комплекса [3].

Начало 1960-х гг. связано со строительством инно­вационных для республики предприятий добывающей и нефтехимической отраслей. Освоение Старобинского ме­сторождения и строительство Полоцкого нефтеперераба­тывающего завода потребовали основания новых фокусов расселения, обслуживающих предприятия. Изначально рассматривалась организация небольших рассредото­ченных поселений по образцу Донбасса и Кузбасса либо концентрация населения в крупных единичных городах- спутниках. В рамках БССР второй вариант был признан более целесообразным и перспективным [5]. Генеральные планы городов Новополоцка и Солигорска разрабатыва­лись на основе данных по градообразующих предприяти­ям: их мощностям, количестве работающих, перспективам роста. Интенсивный рост промышленного комплекса и численности расселения способствовал быстрому перехо­ду «новых» городов в группу «средних» [7]. Развитие Со- лигорска и Новополоцка рассматривалось во взаимосвязи с более мощными и влиятельными центрами, образую­щими агломерации «Слуцк-Солигорск» и «Полоцк-Ново- полоцк», которые определили направления дальнейшего роста городов и ориентацию планировочных осей.

На сегодняшний день «новые» города представляют различные по величине группы поселений и играют раз­личную роль в системе расселения Республики Беларусь [8]. Большими городами регионального значения являют­ся города Солигорск и Новополоцк, усилившие автономию от региональных центров. В результате своего развития поселения Жодино и Светлогорск представляют груп­пу средних городов субрегионального значения. Из ряда городов-«новостроек» только Новолукомль и Белоозерск остались в статусе малых городов. Тем не менее всем ис­следуемым поселениям свойственны общие этапы градо­строительного развития (рис.1).

В рамках первого этапа (конец 1950-х- середина 1960­х гг.) параллельно с освоением промышленных комплек­сов и формированием транспортной и инженерной ин­фраструктур велась разработка проектно-технической документации на 1 очередь строительства и первых ге­неральных планов поселений. Главной целью жилищно­гражданского строительства было обеспечение жильем и необходимым обслуживанием строителей и рабочих. Первые городские территории осваивались 2-3-этажной квартальной застройкой [6].

На втором этапе (вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг.) был осуществлен постепенный переход к ком­плексному проектированию на основе последовательной разработки новых генеральных планов. Вследствие ин­тенсивного роста населения приоритет отдавался жилому строительству, в связи с чем значительно отставало разви­тие социальной и обслуживающей инфраструктур. Прои­зошло укрупнение планировочного элемента до масштаба микрорайона, характеризующегося типовой 4-5-этажной жилой застройкой [7].

Был основан ряд градообслуживающих производств легкой и пищевой промышленности, росло количество и мощности градообразующих предприятий [3]. Строи­тельство заводов индустриального домостроения, а также комбинатов крупнопанельных и сборных железобетонных изделий было необходимым шагом для качественного раз­вития городов на следующем этапе.

Третий этап (середина 1970-х - конец 1980-х гг.) явил­ся периодом активного строительства не только жилых районов, но и общественных объектов общегородского значения. Благодаря мощной строительной базе стало возможным реализовать проекты общественных зданий, не осуществленных на предыдущем этапе, а также соз­дать новые градостроительные ансамбли. Общественные зоны городов получили свое логическое продолжение в виде комплексных городских центров и спортивно-ре­креационных зон. Значительно усложнились архитектур­но-пространственные решения застройки города и функ­циональная организация жилых территорий. Произошло укрупнение микрорайонной структуры с повышением этажности до 9-12-ти этажей. Особое внимание было уде­лено строительству предприятий, обеспечивающих ба­ланс мест приложения мужского и женского труда [6].

Текущий, четвертый этап определяется с начала 1990­х гг. Новые социально-экономические условия изменили требования к городской среде: они стимулировали строи­тельство новых типов коммерческих объектов, духовных, спортивных и культурных центров за счет внутренних го­родских территорий. Строительство новых микрорайонов продолжается вдоль сложившихся магистралей. Вслед­ствие автомобилизации населения получает импульс ос­воение усадебной застройкой пригородных территорий. В рамках созданных ранее промышленных районов воз­никают небольшие предприятия, иных, не свойственных городам отраслей, совершенствуется градообразующий комплекс.

Рис. 1. Этапы градостроительного развития «новых» городов.

«Новые» города развивались согласно генеральным планам в рамках общих градостроительных тенденций. Их планировки отражали основные принципы проектиро­вания своего времени: четкое функциональное зонирова­ние городских территорий, иерархичность транспортного каркаса, многоступенчатость объектов социального об­служивания, взаимодействие урбанизированного и при­родного каркасов. Несмотря на общность подходов при градостроительном проектировании «новым» городам ха­рактерен ряд особенностей по сравнению с исторически сложившимися поселениями: компактная высокоплотная застройка, регулярная планировочная структура, диффе­ренциация транспортной инфраструктуры, целостность архитектурно-планировочного замысла общественного центра, высокая роль системы озеленения в формировании планировочной структуры и ансамблей города, укрупнён­ный масштаб планировочных элементов жилой застройки, сгруппированное размещение предприятий, расположен­ных биполярно к структуре поселения.

Интенсивный рост «новых» городов в 1960-х - середи­не 1980-х гг. требовал частой корректировки генеральных планов. Проектным документам застройки городов харак­терна высокая степень реализации, а также преемствен­ность архитектурно-планировочного замысла. Проекти­рование «новых» городов шло в жестких рамках политики экономии ресурсов, которая обосновывала формирование компактных поселений с высокоплотной застройкой. Тра­диционной для белорусских городов является центричная структура с радиальной сетью улиц либо комбинирован­ная структура со смешанной сетью, однако «новые» горо­да имеют регулярную планировку с прямоугольной систе­мой улиц [6]. В связи с чем отличной является и концепция территориального роста поселений. Расширение традици­онного города связано с принципом цикличности - перво­начальным освоением зон вдоль радиальных магистралей и последующим заполнений межмагистральных террито­рий. Города-«новостройки» застраивались комплексными прямоугольными образованиями в одном направлении.

Первые районы, жилые монофункциональные кварта­лы, были максимально приближены к санитарно-защит­ных зонам головных предприятий. Дальнейшее развитие города шло вдоль центральной городской магистрали, за­стройка которой дает полное представление о этапах гра­достроительного развития поселения. Центральная маги­страль проектировалась параллельно главной природной оси - реки или водохранилища. Строительство «новых» городов в зоне влияния железнодорожных станций велось в стороне от железнодорожной магистрали в отличие от исторических поселений, для которых участки последней вошли в структуру и стали основными планировочными осями.

«Новым» городам свойственна дифференциация транспортной инфраструктуры: разделение пешеходных и транспортных потоков, вынос за пределы поселения промышленных железнодорожных и грузовых автомаги­стралей.

При проектировании «новых» городов особое вни­мание было уделено организации общественного центра, развитие и пространственное формирование которого шло постепенно со строительством главной улицы города. В особую функциональную зону центральная часть «но­вых» городов выделилась в конце 1970-х - середине 1980-х гг. Ее структура соответствовала масштабу города и его функциям в системе расселения.

В отличие от исторических поселений, первые за­строенные районы остались на периферии «новых» горо­дов, а общественный центр был размещен в геометриче­ском центре поселения (рис.2). При его проектировании максимально использовались преимущества природного каркаса. Так, были сформированы общественные площади Новолукомля, Светлогорска, Солигорска и Новополоцка, чьи пространственные композиции, раскрытые на реки и водохранилища, открывают с главной магистрали города сквозную перспективу на природное окружение [7]. Си­стема озеленения города и пригородных территорий бес­прерывна и высоко интегрирована с жилой и обществен­ными зонами.

Несмотря на величину поселения, с целью экономии ресурсов застраивание жилых территорий происходило с помощью укрупненных планировочных элементов. Мно­гоэтажная застройка достигает 85 % жилых территорий городов, что особенно не характерно для малых городов республики.

Промышленный комплекс «новых» городов представ­лен двумя группами предприятий, биполярно располага­ющихся в структуре города: градообразующей и градооб­служивающей.

Градообразующие предприятия располагаются в рам­ках промышленных узлов вне жилой застройки. В гра­ницах санитарно-защитных зон кроме производств, свя­занных с головным предприятием, также размещаются объекты городского коммунального хозяйства, инженер­ные сооружения, гаражные и садоводческие кооперативы, предприятия строительных отраслей. Группа градообслу­живающих производств (предприятия приборостроения, легкой и пищевой промышленности) размещается в от­дельном квартале на противоположной периферии города и примыкает к вылетной магистрали.

2 . Размещение общественного центра «нового» города:1а- г. Белоозерск; 1б- г. Новолукомль; 2а- г. Жодино; 2б- г. Светлогорск; 3а- г. Новополоцк; 3б- г. Солигорск.

Среди планировочных структур «новых» городов следует отметить как исключение сильно рассредоточен­ную планировку г. Жодино: поселение формировалось путем объединения нескольких деревень и рабочих по­селков, окружающих железнодорожную станцию [9]. В городскую черту вошли также промышленный узел и водохранилище ГРЭС. Г Жодино характерны черты по­селения, сложившегося исторически: комбинированная планировочная структура, секторное членение функци­ональных зон, хаотичная усадебная застройка, размеще­ние промышленных предприятий вдоль железной дороги, делящей город пополам. Его общественный центр начи­нается от стыковой зоны предприятия ОАО «БЕЛАЗ» и жилой застройки и развивается вдоль пр. Ленина. Центр представлен системой перетекающих площадей разных функций. Выгодное географическое положение и актив­ные связи с Минском способствуют устойчивому росту поселения.

Среди «новых» городов сегодня наиболее динамич­но развиваются г. Новополоцк и Солигорск, что связано с успешным функционированием градообразующих пред­приятий, обоснованным их технологическим переоснаще­нием, а также внедрением научных разработок в производ­ственный процесс.

Заключение

В градостроительной практике Беларуси есть ценней­ший опыт проектирования и реализации проектов «но­вых» городов, который нельзя игнорировать. Изучение и анализ накопленного опыта необходимы для качествен­ного роста профессиональной деятельности. Особенную актуальность это имеет сегодня, вследствие реализации аналогичного проекта в рамках новых экономических ус­ловий: города «атомщиков», запроектированного в 2011 г.

на базе существующего города Островец с целью обслу­живания строящейся АЭС.

Для получения результатов градостроительных экс­периментов, какими можно считать и проекты «новых» городов, необходим длительный путь, который мы уже прошли. На сегодняшний день «новые» города представ­ляют собой уникальный для республики тип поселения благодаря ряду рассмотренных особенностей, которые, возможно, и определят направления их дальнейшего раз­вития.

Литература

  1. Пучкаева, Т. М. Расселение в промышленных узлах Бе­лоруссии / Т. М. Пучкаева // Сборник научных работ Архитектуры и градостроительство. Выпуск 5. - Минск, 1961. - С. 13-19.
  2. Новые рубежи градостроительства / А. В. Лысенко, Ю. Ф. Потапов // Строительство и архитектура Бе­лоруссии. - 1970. - №1. - С.12-16.
  3.  БГАНТД. - Фонд 3. - Оп. 4 - Д. 1014. Схема размеще­ния производительных сил БССР на 1959-1960 гг.
  4.  БГАНТД. - Фонд 3. - Оп. 4. - Д. 1244. Схема разви­тия и размещения производительных сил в БСССР на 1971-1980 гг.
  5.  БГАНТД. - Фонд 3. - Оп.4 - Д. 1085. Схема перспек­тивного расселения городского населения БССР.
  6.  БГАНТД. - Фонд 7. - Оп.1. - Д.240. Исследовать про­цессы градо-строительного развития городов Бело­русской ССР, опыт реализации их генеральных планов и разработать их типологическую характеристику функционально- планировочных структур городов с учетом их величины, народохозяйственного профиля, природных условий и роли в системе расселения.
  7. БГАНТД. - Фонд 3. - Оп.4 - Д.1217. Проект планиров­ки г. Жодино Мин-ской области. Генеральный план.
  8.  БГАНТД. - Фонд 7. - Оп.1. - Д.215. Изучить и обоб­щить практику формирования новых городов и на ос­нове единых методических положений подготовить предложения по улучшению их индивидуального ар­хитектурно-художественного облика: по г.г. Новопо- лоцку и Солигорску (заключительный отчет).
  9. Государственная схема комплексной территориаль­ной организации Республики Беларусь. Основные поло­жения. - Мн.: РУП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬ- СТВА», 2011.

Поступила в редакцию 16.11.2015 г.

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...